Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ У ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Работа №66185

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2020
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 10 ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОТЕКАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
КОНФЛИКТОВ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие «конфликт» и виды конфликтов в психологической науке 10
1.2. Психофизиологические и социально-психологические особенности 17 пожилого возраста
1.3. Психологические особенности протекания межличностных 22 конфликтов у пожилых людей
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ЭТАПЫ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ 26 ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОТЕКАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОЖИЛОМ
ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация эмпирического исследования психологических 26 особенностей протекания межличностных конфликтов в пожилом возрасте
2.2. Методики исследования психологических особенностей протекания 28 межличностных конфликтов в пожилом возрасте
Выводы по главе 2 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ 32 ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОТЕКАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
КОНФЛИКТОВ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
3.1. Результаты эмпирического исследования психологических 32 особенностей протекания межличностных конфликтов у лиц пожилого возраста с высоким и низким уровнем межличностного эмоционального интеллекта
3.2. Гуманитарный инновационный проект «Программа 49
психологической работы с пожилыми людьми по укреплению эмоциональных и социальных навыков для профилактики конфликтов»
Выводы по главе 3 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 62

Актуальность исследования связана с тем, что доля пожилых людей в мире в настоящее время стремительно увеличивается. При этом проблемы, с которыми сталкиваются пожилые люди, со временем меняют форму, но не общую концепцию. По оценкам ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) доля пожилых людей в период с 2015 по 2050 год увеличится с 12% до 22% .
В современном мире эта проблема особенно актуальна, так как пожилым людям сложнее адаптироваться к изменениям во всех сферах человеческой жизнедеятельности, чем представителям других возрастных групп. Пониженный эмоциональный интеллект может служить катализатором конфликтов в любом возрасте, однако кризис пожилого возраста значительно увеличивает его значимость. Пожилые люди могут считать себя ненужными и бессознательно искать подтверждение этой навязчивой мысли при разговоре с другими людьми. Физиологические возрастные изменения - ухудшение слуха или зрения, а также возможные неполадки при общении через современные технологии способствуют этому.
Повышенная вероятность возникновения конфликтной ситуации с пожилым человек в качестве субъекта конфликта также обусловлена таким явлением, как кризис пожилого возраста. Данное явление усугубляет такие негативные состояния как ощущение социальной несостоятельности и изолированности, озлобленность на социум, негативная реакция на возникшие в силу возрастных изменений ограничения.
Возникающие конфликты сложны в разрешении, так как одной из особенностей пожилого возраста является ригидность поведения и мышления. вследствие этого возникают трудности в определении предмета конфликта, так как часто целью создания конфликтной ситуации является привлечение
внимания значимых для пожилого человека личностей, а не получение определенной выгоды.
В свою очередь, развитый эмоциональный интеллект способствует разрешению конфликтных ситуаций, так как развитый навык эмоционального интеллекта подразумевает способности к распознаванию и контролю эмоций, пониманию мотиваций и намерений другого человека. Это гибкий навык, который возможно развивать в любом возрасте. Поэтому изучение психологических особенностей протекания межличностных конфликтов в пожилом возрасте, а также различие выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации у пожилых людей с различным уровнем межличностного эмоционального интеллекта особенно важно в современном мире.
Степень разработанности проблемы исследования.
Исследования конфликтов в пожилом возрасте немногочисленны, однако в научной литературе встречаются психологические исследования особенностей пожилого возраста и социальных конфликтов.
Б. Г. Ананьев рассматривает возраст как основную характеристику жизни. Он считает, что необходимо комплексно подходить к изучению особенностей старения, принимая во внимание не только психологические, но также психофизические и социальные факторы . Б. Г. Ананьев считает, что развитие человека не останавливается в какой-то определенный момент, человек развивается на протяжении всего онтогенеза. Этот принцип также встречается в работах В.А. Аверина , Е. В. Рыбалко .
Другой подход к изучению развития личности - субъектный подход, лег в основу работ С. Л. Рубинштейна , К.А. Абульхановой-Славской , Коржовой Е.Ю .
Природу конфликта в психологической науке начали изучать в середине ХХвека. З.Фрейд выделяет либидозную и агрессивную потребности человека, которые влияют на возникновение конфликтов . К.Хорни выделяла нормальный и невротический конфликт, рассматривая роль бессознательных процессов и социальных взаимодействий на развитие конфликтов . К. Лоренц выделяет агрессию как основную причину возникновения конфликтов .
Также стоит отметить, что конфликты в психологической науке изучались такими исследователями, как С.Сигеле, У. Мак-Дугалл, А.Бандура, А.Басс, К.Левин, Л.Линдслей, Д.Креч, Г.Гурвич, Д.Морено, С.Додд,
Э.Дженигс.
Анализ научной литературы позволил определить проблему исследования, состоящую в необходимости изучению особенностей конфликтности и протекания конфликтов в пожилом возрасте.
Цель исследования: изучение особенностей протекания
межличностных конфликтов в пожилом возрасте.
Объект исследования: социально-психологические особенности
пожилого возраста.
Предмет исследования: особенности протекания конфликтов в пожилом возрасте в зависимости от уровня развития межличностного эмоционального интеллекта.
Цель, объект и предмет исследования определили гипотезу исследования: пожилые люди с высоким уровнем межличностного эмоционального интеллекта предпочитают выбор стратегии поведения в конфликте, ориентированной на интересы партнера, в то время как пожилые люди с низким уровнем межличностного эмоционального интеллекта выбирают стратегии, ориентированные на удовлетворение собственных интересов.
Основную гипотезу исследования можно конкретизировать в частных гипотезах исследования:
- Пожилые люди с низким уровнем межличностного эмоционального интеллекта избегают построения близких отношений, в то время как уровень избегания у пожилых людей со средним и высоким уровнем межличностного эмоционального интеллекта значительно ниже;
- Пожилые люди с низким уровнем межличностного эмоционального интеллекта ведут себя в конфликтах более агрессивно, чем пожилые люди с высоким уровнем межличностного эмоционального интеллекта.
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ литературных научных источников по проблеме психологических особенностей протекания межличностных конфликтов в пожилом возрасте.
2. Разработать программу исследования психологических особенностей протекания конфликта у пожилых людей.
3. Провести сравнительный анализ особенностей протекания конфликтных ситуаций у пожилых людей с различным уровнем межличностного эмоционального интеллекта.
4. На основе теоретического и эмпирического исследования разработать программу психологической работы с пожилыми людьми по укреплению эмоциональных и социальных навыков для профилактики конфликтов, и оформить её в гуманитарный инновационный проект.
Теоретико-методологической основой послужили принцип развития на протяжении всего онтогенеза (Б.Г.Ананьев, Е.Ф.Рыбалко, В.А.Аверин и др.), субъектный подход к развитию личности (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский и др.),
Эмпирические основы исследования составили методы исследования, методический инструментарий и эмпирическая база исследования.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе были использованы такие методы, как теоретический анализ проблемы исследования в психологической литературе; констатирующий эксперимент; методы статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента).
Методический инструментарий представлен комплексом методик: опросник «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина, методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, шкала близких отношений К.Бреннан и Р.К.Фрейли (адаптация Т.В.Казанцевой), опросник привязанности к близким людям Н.В. Сабельниковой и Д.В. Каширского; методика диагностики самооценки психических состояний по Г.Айзенку, семантический дифференциал "Я в межличностных отношениях».
Эмпирической базой исследования выступило отделение дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов ГБУСО «Пятигорский комплексный центр социального обслуживания населения». Выборка респондентов составила 21 человек, из них пожилые люди со средним и высоким уровнем МЭИ (межличностного эмоционального интеллекта) - 11 человек; и пожилые люди с низким уровнем МЭИ - 10 человек. Возраст респондентов от 62 до 80 лет.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в следующем:
1. Рассмотрены социально-психологические особенности пожилого возраста и взаимосвязь конфликтного поведения с уровнем развития навыков установления эмоциональных связей у пожилых людей.
2. Проведено исследование по изучению особенностей протекания конфликтов у пожилых людей, разработана программа по формированию навыков установление социальных и эмоциональных связей для снижения конфликтности в пожилом возрасте.
3. Конечный продукт выпускной квалификационной работы может быть использован в превентивных целях снижения возникновения конфликтных ситуаций с пожилыми людьми путем распространения информации о бесконфликтной коммуникации с пожилыми людьми.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Выпускная квалификационная работа проиллюстрирована 9 таблицами и 6 рисунками. Библиографический список состоит из 58 источников, из них 4 источника на иностранных языках.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


В исследовании были изучены психологические особенности пожилых людей, их психоэмоциональные состояния, влияющие на возникновение конфликтных ситуаций и протекание межличностных конфликтов. Доля пожилых людей в обществе неизменно растет, при этом другие социальные группы мало информированы о психологических особенностях пожилого возраста, вследствие чего стигматизируют и изолируют пожилых людей. Так как пожилые люди входят в группу повышенной конфликтности, важно понимать, что при общении с ними необходимо соблюдать определенные методы бесконфликтного общения.
В ходе исследования подтвердилась гипотеза, что характер протекания конфликтной ситуации в пожилом возрасте различается в зависимости от уровня развития межличностного эмоционального интеллекта.
По результатам исследования были выявлены значимые различия в способности определять эмоции, чувства и интересы других людей и навыках межличностного общения и влияния на других людей. Обе группы показали высокий уровень ригидности мышления, предпочтительными стратегиями поведения оказались стратегии, предполагающие удовлетворение интересов только одной стороны либо игнорирование конфликта. При этом пожилые люди с высоким уровнем межличностного эмоционального интеллекта чаще ставят интересы других людей и отношения с ними выше собственных интересов.
Данное исследование позволило определить потребность в повышении уровня межличностного эмоционального интеллекта у пожилых людей и создании методического пособия для уменьшения количества возникновений конфликтных ситуаций при коммуникации с пожилыми людьми.
На основе анализа результатов проведенного исследования был спроектирован и разработан конечный продукт выпускной квалификационной работы, оформленный в виде методического пособия по бесконфликтному общению с пожилыми людьми. Пособие представлено в виде информационной брошюры, написанной понятным для широкой аудитории языком. Целевой аудиторией конечного продукта выпускной квалификационной работы являются социальные работники, члены семей пожилых людей.



1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская. - М.: Мысль, 1991. - 155 с.
2. Аверин, В.А. Психология среднего возраста, старения, смерти / В.А. Аверин под. ред. А.А. Реана. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - С.10-47
3. Александрова, Н.Х. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза. Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 2000. - 50 с.
4. Александрова, М.Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения / М. Д. Александрова // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - 416 с.
5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
6. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - С.63-64
7. Анцыферова, Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. - 1996. - №6.
8. Анцыферова, Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №2. - С.3-15
9. Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л. И. Анцыферова. - М.: Институт психологии РАН. - 2006. - 415 с.
10. Балашова, Е.Ю. Культурно-исторические детерминанты старения: прошлое и настоящее // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2017. - Т. 10. № 54. - С. 3
11. Вдовина, М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье / М. В. Вдовина. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. - 285 с.
12. Веселкова, И.Н. Проблемы здоровья и медико-социального обслуживания пожилых людей / И.Н.Веселкова, Е. В. Землянова // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003.
13. Волынская, Л.Б. Смысл середины жизни: подведение итогов как основа дальнейшего пути // Психология зрелости и старения. - 2002. - №1. - С. 18-26
14. Всемирный доклад о старении и здоровье ВОЗ [Электронный ресурс] /
Всемирная организация здравоохранения, 2016 - Режим доступа:
https: //www.afro. who .int/sites/default/files/2017-
06/9789244565049 гш.рс11(дата обращения: 04.04.2020)
15. Всемирная организация здравоохранения: сайт[Электронный
ресурс]/ Всемирная организация здравоохранения, 2020. -Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-
health-of-older-adults (дата обращения: 12.03.2020)
16. Гальтон, Ф. Наследственность таланта: его законы и последствия / Ф.Гальтон - М.: Мысль, 1996. - 272 с
17. Гасанова, П.Г. Психология одиночества / П. Г. Гасанова, М.К. Омарова.
- Киев: ООО "Финансовая Рада Украины", 2017. - С.55-56
18. Головей, Л.А. К проблеме развития субъекта деятельности // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ. - 2007. - №11 - С. 29-40
19. Головей, Л.А.Психологическая зрелость личности / Под ред. Л.А. Головей. СПб.: Скифия-принт. - 2014. - 240 с.
20. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога - Минск: Харвест, 1998. - С. 90
21. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. - СПб., 2003. - С. 79-88, 205-207, 330-353
22. Гришина, Н.В. Психология конфликта 3-е изд. / Н. В. Гришина. - Спб.: Питер, 2018. - С.57-60
23. Дерманова, И.Б. Личностная зрелость: к определению
психологического содержания // Вестник Санкт-Петербургского университетата. Сер. 12. - 2010. - № 4. - С. 68-73
24. Дмитриев, А.В. Конфликтология / А. В. Дмитриев. - М.: Гардарики, 2000. - С.53-74
25. Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений / С.В. Духновский. - СПб.:Речь, 2010. - С.73-77
26. Ермолаева, М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости / М. В. Ермолаева // Мир психологическии. - 1999. - №2, с.123-132
27. Казанцева, Т. В. Адаптация модифицированной методики «опыт близких отношений» к. Бреннан и р. К. Фрейли / Т. В. Казанцева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - С.39-43
28. Козлова, Т.З. Саморегуляция и самооценка пенсионеров. // Психология зрелости и старения. - 2006. - №2. - С. 49 - 63
29. Коржова, Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека / Е.Ю. Коржова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Издательство «СОЮЗ». - 2002. - 334 с.
30. Краснова, О.В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья / О. В. Краснова, И.Н. Галасюк, Т.В. Шинина.
- Москва, 2010. - С.72-80
31. Лоренц, К. Агрессия, или так называемое зло / К. Лоренц — «АСТ», 2017. - 134 с.
32. Лукин, Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами / Ю. Ф. Лукин
- М.: Академический проект, 2007. - С. 140-142
33. Люсин, Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4.
- С. 3-22
34. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2003. - 672 с.
35. Никифоров, Г.С. Геронтопсихология: учеб. Пособие / под ред. Г.С.Никифорова. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун¬та, 2007. - 391 с.
36. Новикова, И.А. Особенности эмоциональной сферы лиц пожилого возраста с пограничными психическими расстройствами / И. А. Новикова, А.Г. Соловьев, В.В. Местечко // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2014. - N 4 (27) [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://mprj.ru (дата обращения: 04.04.2020)
37. Осин, Е. Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства / Е. Н.Осин, Д. А. Леонтьев // Психология. Журнал ВШЭ. - 2013. - №1. - С.55-81.
38.Опросник Басса-Дарки (вар.Осницкого) [Электронный ресурс] -
https://psytests.org/aggression/bussdurkee.html
39. Парфенова, О.А. Забота о пожилых гражданах в государственных
социальных сервисах: дис. канд. социолог. наук. [Электронный ресурс] // О.А. Парфенова. -СПб., 2016. - Режим
доступа:https://search.rsl.ru/ru/record/01005547902 (дата обращения: 25.03.2020)
40. Пигров, К.С. Экзистенциальный смысл настоящей старости // Философия старости. Геронтософия: сборник материалов конференции. Серия "Symposium". - СПб, 2002. - вып. 24. С.5-15
41. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
42. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е. Ф. Рыбалко. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. - 221 с.
43. Рыбалко, Е.Ф. Избранные труды по психологии. Дифференциально психологические проблемы развития человека / Е. Ф. Рыбалко под ред. Л.А.Головей. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та. - 2010. - 347 с.
44. Сабельникова, Н.В. Опросник привязанности к близким людям / Сабельникова Н.В. // Психологический журнал. - 2015. - №4. - С.84-97
45. Смолькин, А. А. Бедность и социальный статус пожилых людей в современной России [Электронный ресурс]// Мониторинг. 2010. №3 (97). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bednost-i-sotsialnyy- status-pozhilyh-lyudey-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 20.03.2020)
46. Стрижицкая, О.Ю. Основы психогеронтологии. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета. - 2016. - 76 c.
47. Теория инстинктов социального поведения У.Макдугалла
[Электронный ресурс] - https://studopedia.su/19 72072 teoriya-instinktov- sotsialnogo-povedeniya-umakdugalla.html
48. Фрейд, З. Психология бессознательного: сб. произведений / З. Фрейд. - М.:Просвещение. - 1989. - 448 с.
49. Фролькис, В.В. Старение мозга / В.В. Фролькис. - Л.:Наука, 1991. - 277 с.
50. Холостова, Е.И. Пожилой человек в обществе / Е.И. Холостова. - М.: Социально-технологический институт, 1999. - 320 с.
51. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени 3-е изд. - М.: Академический проект, 2009. - 208с.
52. Хузеева, Г.Р. Межпоколенное взаимодействие пожилых и молодых людей: специфика коммуникации и образа старости // Психологические исследованияю - 2017. - Т.51, № 10. - С. 10
53. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - Спб.: Питер-Пресс, 2008. - 608 с.
54.Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013 [Электронный ресурс] // Академик, 2000-2020. Режим доступа:
https: //psychology_pedagogy. academic .ru/17784/Старение (дата
обращения: 17.12.2019)
55. Cumming, E. Growing old: The process of disengagement // Cumming E., Henry W.E. - N.Y.: Basic books, 1961
56. Neugarten, B.L. The Measurement of Life Satisfaction //Neugarten B.L.; Havighurst R.J.; Tobin S.S.-Journal of Gerontology, 1961, Vol. 16. - P.134 - 143
57. Strehler, B.L. General theory of mortality and aging // Strehler B.L., Mildvan A.S. - Science. 1960. Vol.132. P.14—21.
58. Tucker, J.S. Age-related changes in the associations of social network ties with mortality risk // Tucker J.S., Schwartz J.E., Clark K.M., Friedman H.S. - Psychology and Aging. - 1999.- Vol. 14. - P. 564-571



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ