Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Российско-германские отношения в постбиполярном мире

Работа №97700

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы111
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. РФ и ФРГ в современной системе международных отношений: теоретический аспект 8
1.1. Основные параметры современной системы международных
отношений 8
1.2. Геополитическая характеристика ФРГ 21
1.3. РФ в современном мире: геополитическая характеристика 34
Глава 2.Основные направления сотрудничества РФ и ФРГ в конце XX - в начале XXI вв 51
2.1. Политическое и энергетическое сотрудничество ФРГ и РФ 51
2.2. Социально-экономическое и культурное взаимодействие РФ и ФРГ 64
2.3. Перспективы развития российско-германских отношений с 2018 по 2023
гг 74
Заключение 84
Список использованных источников и литературы 88
Приложения 94

Актуальность исследования. Внешняя политика любого государства и его отношения с партнерами на международной арене должны базироваться на трех основополагающих опорах: политическая сфера, экономика и культурно-гуманитарная область. Двусторонние отношения России и Германии играют важную роль во внешней политике обеих стран. Актуальность исследования российско-германских отношений в постбиполярный период обусловлена целым рядом факторов.
Во-первых, Россия и Германия ведут тесное экономическое сотрудничество, особенно в энергетической сфере. Во-вторых, в контексте событий на Украине, Германия взяла курс на снижение динамики развития двусторонних отношений практически по всем направлениям. В-третьих, Федеративная Республика является активным сторонником введения экономических санкций в отношении Российской Федерации в качестве «наказания» за «аннексию» Крыма и «дестабилизацию» ситуации на Украине. В-четвертых, большую роль в отношениях между государствами играет взаимодействие гражданских обществ, в рамках культурно­гуманитарной, социальной и молодежной сферах. В -пятых, в рамках последних событий, в области энергетики, намечается улучшение взаимоотношений на выгодной основе. В-шестых, желание Германии и других европейских стран сохранить иранскую ядерную сделку сближает Россию и ЕС.
Объектом исследования является постбиполярная система международных отношений.
Предметом исследования является анализ основных направлений и результатов российско-германского сотрудничества в постбиполярный период.
Хронологические рамки охватывают период с 1991 по 2023 гг. Начальная грань исследования обусловлена разрушением биполярной модели международных отношений. Конечная часть-обоснование автором трех возможных сценариев развития взаимодействия Германии и России до 2023 г.
Территориальные рамки исследования охватывают РФ и ФРГ. Страны не имеют общей границы, но являются партнерами в рамках геополитического и экономического взаимодействия.
Степень изученности темы исследования. Развитию российско- германских отношений в конце XX- вначалеХХ1 вв. посвящены работы историков, международников, политологов, журналистов. Существенный вклад в понимание сущности и развития международных отношений внесли такие исследователи как:П.А. Цыганков, В.М. Кулагин, и А.С. Маныкин. Изучением внешней политики ФРГ подробно занимались Н.В. Павлов,А.А. Новиков, а также немецкие историкии публицисты Г. Шельген, Х. Шпангер и Х.Адомайт. История развития российско-германских отношений исследована довольно обстоятельно, в ее разработку внесли свой вклад: В.Г. Василевский, А.А. Зимин, Н.А. Нарочницкая, Н.Е. Носов, Н.В. Павлов, Б.В. Петелин, Н.А. Савченко, Е.В. Чистякова и др. В работах Н.В. Павлова и А.А. Новикова в хронологическом порядке, подробно рассмотрены практически все сферы двусторонних отношений между РФ и ФРГ.
В изучение экономического аспекта двусторонних отношений важный вклад внесли исследователи: К. Гусева, И. Максимычев, Г. Сокольникова, Н. Шмелева. Среди зарубежных авторов, исследовавших российско-германские торгово-экономические отношения, следует выделить работы Д. Дувендага, П. Велфенса, Р. Вигерта, У. Дитча, Х. Ниссена, Д. Радваного, Л. Фолмера и др. Отдельно изучением российско-германских культурных связей, в исследуемые годы, занимались Л.И. Воробьева, А.А. Новиков, М.М. Боголюбова, А.И. Борозняк и др.
Таким образом, анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет определить факторы, влияющие на отношение между Россией и Германией.В исследовательской работе проведена попытка
системногоизучения российско-германских отношений в политическом, социально-экономическом, энергетическом и культурном аспектах с 1990 по 2018 гг. В работе применяется метод ситуационного анализа, в котором выполнен прогноз развития отношений между РФ и ФРГ с 2018 по 2023 гг.
Цель исследования: провести анализ основных исторических событий в рамках российско-германских отношений в постбиполярный период и спрогнозировать дальнейшее развитие отношений между РФ и ФРГ.
В связи с поставленной целью в работе будут решаться следующие задачи:
1) Обозначить ключевые события современных международных отношений;
2) Определить место и статус современной Германии;
3) Дать геополитическую характеристику Российской Федерации в постбиполярный период;
4) Обозначить ключевые решения при взаимодействии России и Германии в различных областях: политической, энергетической, социально­экономической и культурной;
5) Спрогнозировать развитие российско-германских отношений на ближайшие 5 лет.
Источниковая база исследования представлена опубликованными и неопубликованными группами источников. Первую группу источников составляют архивные материалы музея имени «Первого президента Б.Н. Ельцина». В них деятельность Российской Федерации по развитию отношений с европейскими государствами, в частности с Германией, в 90-е годы прошедшего века нашла довольно полное отражение. Например, сборник архивных материалов: «Переписка президента РФ Б.Н. Ельцина с главами государств и правительств 1996-1999»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе данного исследования было сделано несколько выводов. Во- первых, на сегодняшний день, можно констатировать, что новая система международных отношений имеет многополярный характер. Мир вступил в эпоху глобализации и становится более единым и мобильным. Но при этом современная система международных отношений не имеет нормативной базы, которая регулировала бы отношения между государствами в новом мире глобализации. В настоящее время существует несколько центров силы. К проявлениям глобализации можно отнести кризис безопасности в современном мире. Появление потенциально опасных угроз для всего мира, распространение терроризма в глобальных масштабах, эпидемии и экологические проблемытребуют срочного решения, которое возможно только при объединении сил государств. Современные международные отношения не представляют собой до конца сформированную систему, и находятся в стадии формирования.
Во-вторых, анализируя геополитическое развитие ФРГ в постбиполярный период можно отметить, что государство активно развивалось по всем основным показателям. Германия развивает активное сотрудничество в европейском направлении, а также с США и НАТО. Имеет тесные экономические и энергетические отношения со странами СНГ и Россией. ФРГ по уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира,
В-третьих, рассматривая геополитическое положение Российской Федерации, можно определить что, в современном мире ее место в значительной мере определяется военной мощью, экономическим развитием и определением своего политического пути. Российская Федерация на протяжении всего периода активно интегрировалась в международные организации и союзы. Однако, в совокупности политическая мощь России на данном этапе, уступает практически всем глобальным центрам силы, особенно в экономике. Геополитическая уязвимость России, очевидна, особенно ярко проявляется в условиях расширения НАТО, и воин, которые ведет Североатлантический Альянс в Европе и на Ближнем Востоке. Сегодня России необходимо накапливать силы и искать как можно больше союзников. Объединить участников СНГ и заручиться поддержкой Китая и Индии, чтобы оставаться в лидирующих позициях условиях «третьего передела мира».
В-четвертых,на основе геополитического положения России и Германии можно проанализировать тенденции развития двустороннего диалога на протяжении постбиполярного периода. Юридическая база отношений укрепляется, охватывая практически все сферы двустороннего взаимодействия. К настоящему времени, между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия создан прочный правовой фундамент созидательного и активного взаимодействия, выдержавший испытания временем. Договор 1990 г. о добрососедстве, партнёрстве и сотрудничестве - документ, охватывающий практически все принципиально важные направления взаимоотношений. Россия и Германия активно сотрудничают во всех сферах и областях.В связи с последними событиями отношения между Россией и Германией стали более напряженными, но от этого не менее тесными. Регулярные встречи глав государств и постоянные телефонные переговоры показывают, что государства продолжают сотрудничать и обмениваться мнениями по важным международным вопросам.
Российско-германские политические отношения будут развиваться по всем ключевым направлениям мировой политики. Но ведущая роль отводится экономическим и энергетическим отношениям. Российская экономика не отличалась высокими показателями, но ФРГ при этом постоянно инвестировала и инвестирует средства в российскую экономику и бизнес. На современном этапе экономические отношения между государствами усложняется экономическими санкциями, введенные Германии против России.
Энергетическое сотрудничество между РФ и ФРГ является одним из главных связующих направлений в двусторонних отношениях.
Сотрудничество в области энергетики выгодно обеим сторонам. Германия зависима от российского газа, так как поставки из России ближе, быстрее и выгоднее. Российской Федерации очень важен европейский рынок сбыта для возможного политического давления и для развития экономики государства. В связи с этим, Германия дала разрешение на строительство газопровода «Северный поток-2».
В-пятых, российско-германские отношения в области культуры активно развиваются и имеют положительную динамику. Международная обстановка или политическая нестабильность не должны препятствовать развитию культурных связей и просвещению обществ обеих государств. Для развития двустороннего сотрудничества важны заинтересованность и поддержка как государства, так и гражданского общества. Германо­российское культурное сотрудничество развиваетсяпо нарастающей, стимулирует общение между народами двух стран и их углубленное знакомство с культурой и духовными ценностями партнера.
В-шестых, в перспективах с 2018 до 2023 гг. можно предположить следующие направления развития внешнеполитических отношений между Россией и Германией: 1) улучшение взаимоотношений между РФ и ФРГ; 2) ухудшение отношений; 3) стабилизация сотрудничества России и Германии.При оценке современного состояния и перспектив развития российско-германских отношений учитывая факторы, влияющие на развитие двустороннего диалога. Наиболее вероятным сценарием развития
билатеральных отношений между Россией и Г ерманией это сохранение их на прежнем уровне.Из-за текущего набора проблем в российско-германских отношениях резкое улучшение в положительную сторону маловероятно. Тем не менее, активное взаимодействие России и Г ермании на разных уровнях в перспективе может привести к налаживанию отношений двух стран. Заинтересованность во взаимном экономическом сотрудничестве может проявляться по ряду причин: использование ФРГ российских
энергоресурсов, интерес России к немецким инновационным предприятиям и инвестициям и обсуждение различных вопросов в рамках «Петербургского диалога». Хотя из-за санкций и произошло ухудшение показателей двусторонней торговли России и Германии, но в целом их экономические связи продолжают развиваться, поэтому в текущих условиях на первое место в отношениях двух стран необходимо поставить недопущение дальнейшего раскручивания «санкционной спирали». Для Российской Федерации необходимо искать альтернативные пути, которые позволили бы нивелировать действие санкций, сохранить и усилить необходимые для развития страны международные связи, получать выгоды от участия в глобальной экономике, последовательно устранять социальные и экономические уязвимости страны. Это крайне сложная задача, учитывая важность роли стран-инициаторов (в т.ч. Германия) в мировом хозяйстве. В интересах Москвы была бы выгодна ситуация, при которой коалиционное давление на Россию не было бы консолидированным, и при которой цена санкций была бы минимизирована за счет диверсификации международных экономических связей и других мер. Основная тактическая задача на сегодняшний день-предотвратить или максимально ограничить санкционную эскалацию против России, создать условия, при которых санкции не принесут их инициаторам ожидаемых политических результатов, а возможности для социально-экономического развития и интеграции в глобальную экономику на выгодных для России условиях сохранятся.


7. Айсин И.К., Молодцова К.Г. Современное геополитическое положение России в мире // «Студенческий научный форум». 2017. URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2391/29055 (дата обращения 12.12.2017).
8. Андреев Н.И. Бундесвер шагает по планете // Независимое военное
обозрение, 2006. URL: http://nvo.ng.ru/wars/2006-04-
07/2 germany.htm1?print=Y (дата обращения 20.01.2018 )
9. Аравина Т.И. Национальные образцы модернизации и степень социальной приемлемости // Социс. 2008.№9. С.59-69.
10. Арефьев А.Л. Молодежные обмены между Россией и Германией: статистический и социологический анализ. М.: Центр социального прогнозирования, 2008. 340 с.
11. Бажанов Е.П. Неизбежность многополюсного мира // Мировая
экономика и международные отношения. 2004. № 2.
12. Барановский В.Г. Основные параметры современной системы международных отношений.Часть II Качественные параметры. 2012. - № 4. С. 63-73.
13. Бартенев С.А. Экономическая история. М.: Экономист, 2009. 390 с.
14. Батюк, В. Постбиполярная ретроспектива мирового порядка // Международные процессы. 2010. № 2. URL: http://www.intertrends.ru/ twenty- three/009.htm (дата обращения: 14.01.2018).
15. Беленькая М. Дональд Трамп и Ангела Меркель не преодалели барьеры // Коммерсант.ру, 2018. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3618549 (дата обращения: 04.05.2018).
16. Белов В. Российско-германское экономическое сотрудничество - итоги девяностых годов // Российско-германские отношения и европейская безопасность / 2000, с. 162.
17. Бжезинский, З. Уравновесить Восток, обновить Запад // Россия в
глобальной политике. 2012. № 1. URL: http://www.globalaffairs.ru/num-
ber/Uravnovesit-Vostok-obnovit-Zapad (дата обращения:24.03.2018).
18. В гостях у Трампа: что отдаст Меркель за «Северный поток-2»//
Газета. ru, 2018. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/04/26 (дата
обращения: 02.05.2018).
19. Германия оценила взаимные убытки России и ЕС от экономически
санкций // Ведомости, 2018.
URL:https://www.vedomosti.ru/economics/news/2018/01/30/749454-germaniya- otsenila (дата обращения: 17.02.2018).
20. Жолквер Н. Что делает бундесвер за пределами Германии? // DW, 2018. URL: http://www.dw.com/ru/ (дата обращения: 18.02.2018).
21. Иванова Е.Н., Иванов В.И. Взаимодействие международных неправительственных организации с ООН и межправительственными организациями // Вестник РТГУ,2012. С.57-66...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ