Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние украинского кризиса 2014 года на российско-германские отношения

Работа №128278

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы67
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Развитие российско-германских отношений в докризисный период 7
1.1. Характеристика отношений за период до 2011 года 7
1.2. Противоречивость развития отношений в 2011-2013 годах 16
Глава 2. Кризис 2014 года и его последствия для российско-германских отношений 22
2.1. Влияние событий 2014 года на российско-германские политические отношения 22
2.2. Тенденции развития российско-германских экономических отношений в 2014-2019 годах 31
2.3. Культурное сотрудничество в 2014-2019 годах 38
Глава 3. Факторы и перспективы развития российско-германских отношений 44
3.1. Основные факторы, влияющие на изменение российско-германских отношений 44
3.2. Перспективы развития российско-германских отношений 48
Заключение 53
Список источников и литературы 55

Партнерские отношения между Россией и Германией играли значимую роль во внешней политике каждой из сторон. Однако украинский кризис 2014 года изменил ситуацию, негативно повлияв на сотрудничество государств во всех сферах. Можно сказать, что возникший кризис на Украине, в котором политический класс ФРГ склонен обвинять лишь Москву, стал определённой проверкой отношений РФ - ФРГ на прочность. Такие политические события 2014 года как государственный переворот на Украине, присоединение Крыма, сбитый малазийский “Боинг” стали причинами введения пакета экономических санкций в отношении России со стороны США и стран Европейского союза, которые имели политический характер. Берлин занял жесткую позицию, обвинив Россию в аннексии Крыма и вмешательстве во внутренние дела Украины. В свете украинских событий Германией официально было взято направление на снижение или полную остановку в развитии двустороннего сотрудничества в различных сферах. До сих пор этот конфликт остается неразрешенным и тормозит продуктивное развитие российско- германских отношений.
Таким образом, актуальность темы данной работы обуславливается продолжающимся кризисом в отношениях между Россией и странами Европейского союза, а в частности и Германией. В таких условиях появляется ряд вопросов: как будут складываться отношения между РФ и ФРГ и какой характер будут носить дальнейшие связи в сфере политического, экономического и культурного сотрудничества между этими государствами? Насколько сильно ситуация на Украине смогла повлиять на изменение вектора политики государств по отношению к друг другу?
Целью данного исследования является оценка влияния политического и экономического украинского кризиса 2014 года на российско-германские отношения в различных сферах.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить основные факторы, влияющие на двусторонние отношения РФ и ФРГ;
2. Определить основные тенденции развития российско-германских дипломатических, экономических и культурных отношений в 2014-2019 годах;
3. Выявить, по каким направлениям и в каких формах продолжается сотрудничество между Россией и Германией;
4. Определить перспективы дальнейшего сотрудничества РФ и ФРГ.
Объектом исследования являются российско-германские отношения.
В качестве предмета исследования рассматривается влияние украинского кризиса на отношения России и Г ермании, перспективы их сотрудничества.
В связи с тем, что тема исследования связана с событиями недавних лет, и ситуация постоянно обновляется, основными источниками стали германская и российская пресса, а также информационные порталы. В данной категории следует отметить в первую онлайн- страницы одних из наиболее авторитетных печатных СМИ ФРГ Die Zeit1 и Der Spiegel2, а также Der Tagesspiegel3 и Frankfurter Allgemeine4. Из российской прессы были использованы материалы Российской Газеты5, РИА Новости6, Russia Today7. Вторая категория среди источников - это сайты различных организаций и государственных учреждений. Сюда относятся сайт Министерства иностранных дел РФ8, Президента РФ9, Министерства иностранных дел ФРГ10, сайт Российско-Германской Внешнеторговой палаты11. Для приведения статистических данных были использованы сайты Федеральной службы государственной статистики12 и сайт Федерального статистического ведомства Германии13.
Теоретической базой работы послужили работы и статьи отечественных авторов, посвященные российско-германским отношениям. Для исследования отношений в период до кризиса 2014 года был использованы доклады института Европы РАН «Германия. 2010»14, «Германия. 2012»15 и «Германия. 2013»16 под редакцией руководителя центра германских исследований В.Б. Белова17. В данных докладах рассматриваются как внутриполитические, так и внешнеполитические аспекты, однако для данной работы были важны главы, в которых непосредственно рассматриваются российско-германские отношения. Среди авторов таких глав можно выделить А.В. Девяткова, который выявил новые тенденции Восточной политики Германии с 2012 года, которые характеризуются тем, что Россия перестала быть ключевым аспектом данной политики. Также хотелось бы отметить работы Д.В. Дядькиной18, Ю.О. Пучинской19, А.И. Егорова20, Ю.В. Родович21, посвященные развитию российско-германских отношений в XXI веке. Ю.О. Пучинская рассмотрела политический аспект российско-германских отношений в докризисный период и выявила основные подходы к выстраиванию «стратегического партнерства» России и Германии в 2000-2012 годах. Более подробно «стратегическое партнерство» разобрано в работах А.И. Егорова, который анализирует динамику развития данного партнерства в период с 1998 по 2008 год. В статье Д.В. Дядькиной выделяются 3 основных этапа российско-германских отношений после «холодной войны», которые связываются со сменой политических фигур на посту Канцлера ФРГ. Ю.В Родович выделяет проблемы, которые начали возникать в 2012 году в российско-германских отношениях.
Среди иностранной литературы хочется отметить в первую очередь работу под редакцией А. Хозе и Т. Егера «Внешняя политика Германии», в которой представлены положения о политике Германии в отношении России. Также была использована работа Фонда имени Фридриха Эберта «Германия и Россия в 2030 году: Сценарии для двусторонних отношений», в которой было разработано 4 варианта развития отношений и их состояние на 2030 год. Однако недостаток этой работы заключается в том, что она была написана до украинского кризиса 2014 года, который внес серьезные изменение в двусторонние отношения между государствами. Но, тем не менее, некоторые аспекты определенных сценариев остаются актуальными и вполне реалистичными.
Тема работы тесно связана с событиями последних лет, что обуславливает невысокую степень ее научной разработанности и отсутствием комплексных работ, затрагивающих российско-германские отношения в различных сферах на современном этапе.
В связи с этим научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринимается попытка комплексного анализа состояния российско-германских отношений в условиях украинского кризиса и других сопутствующих факторов.
Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются российско-германские отношения в докризисный период, в том числе в условиях мирового экономического кризиса 2008-2009, а также состояние отношений накануне украинского кризиса 2014 года.
Во второй главе рассматривается влияние украинского кризиса на развитие двусторонних отношений России и Германии, а также тенденции развития отношений в период с 2014 по 2019 годы в трех сферах: политической, экономической и культурной.
В третьей главе выявляются основные факторы, повлиявшие на изменение отношений между странами, а также перспективы их дальнейшего сотрудничества.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог в этой работе, стоит отметить, что российско-германские отношения на протяжении долгого времени динамично развивались. Сотрудничество для обеих сторон было стратегически необходимым. Наблюдалось расширение связей и сотрудничества по различным направлениям, а также стремление высших государственных деятелей к развитию дальнейшего сотрудничества с целью укрепления связей. Однако еще до 2014 года в российско-германских отношениях стали назревать кризисные моменты и проблемы, которые были связаны в частности с президентством В.В. Путина и его недемократическим курсом политики. Помимо этого, Россия стала уступать другим странам в Восточной политике Германии, что вызывало определенное разочарование в российских политических кругах, потому что Россия хотела оставаться для Германии таким же партнером как страны ЕС и США.
А кризис 2014 года стал кульминацией, способствовавшей ухудшению отношений между государствами. Руководство Германии заняло жесткую позицию, обвинив Россию в нарушении норм международного права. «Вмешательство» России во внутриполитический кризис на Украине, воссоединение Крыма с Россией стали причинами введения экономических санкций странами Запада по отношению к РФ. Таким образом, экономические интересы были подчинены сложившейся политической ситуации. В свою очередь, Россия ввела ответное продовольственное эмбарго. Все это, конечно, отразилось на снижении экономических показателей в торговых отношениях между РФ и ФРГ. На протяжение 2014-2016 годов наблюдалось постоянное сокращение товарооборота. Помимо этого, страдало и инвестиционное сотрудничество, немецкие фирмы стали уходить с российского рынка из-за ухудшения делового климата, который был спровоцирован не только санкциями, но и экономическим кризисом в России. В 2014 году были заблокированы такие форматы сотрудничества, как «Петербургский диалог» и межправительственные консультации на высшем уровне.
В целом, можно говорить о том, что украинский кризис выявил существующие проблемы между государствами, он стал пиком напряженности и обострил ситуацию, которая была уже далека от дружественных отношений и стратегического партнерства. Политический кризис 2014 года выявил ценностную пропасть между подходами России и Германии к решению международных проблем, в связи с чем украинский кризис до сих пор остается неурегулированным, а российско-германские двусторонние отношения пошли на спад по всем направлениям. В политической сфере диалог осложнен противоречиями по поводу урегулирования кризиса на Украине, что прямо воздействует на двустороннее сотрудничество. Помимо этого, появилось недоверие и напряженность в диалоге между двумя сторонами. В сфере экономики взаимные санкции, а также экономический кризис в России сказались на снижении торгово-экономических показателей. Объемы культурного сотрудничества также снизились, хотя эта сфера меньше всего подверглась влиянию украинского кризиса. Несмотря на напряженную политическую обстановку был открыт широкомасштабный проект - год русского языка и литературы в Германии и год немецкого языка и литературы в России. Таким, образом, в сложившихся условиях именно культурные связи между государствами стали следствием применения концепции «изменение через сближение». Государствам было необходимо находить точки соприкосновения для развития дальнейших отношений.
Поэтому несмотря на существующие проблемы, Россия и Германия не прекратили политический диалог. Он, наоборот, стал инструментом урегулирования кризисной ситуации на Украине в формате «Нормандской четверки». А. Меркель и В.В. Путин поддерживали контакт даже в самый тяжелый период украинского кризиса. Обе стороны выступают за необходимость налаживания конструктивного диалога, что способствовало бы решению международных проблем и развитию дальнейших связей между Россией и Германией и возвращения сотрудничества на прежний уровень. В 2017-2018 годах впервые после украинского кризиса улучшились экономические показатели двустороннего торгово­экономического сотрудничества, увеличился товарооборот. Важнейшим проектом в сфере энергетического партнерства является «Северный поток-2», на котором не сказался экономический и политический кризис 2014 года. Данный проект является стратегически важным для обеих сторон, поэтому и Россия, и Германия выступают за завершение строительства, несмотря на внешние факторы, которые усугубляют обстановку вокруг российско-германских отношений.
Говоря о перспективах российско-германских отношений, можно предположить, что в ближайшее время кардинальных изменений не произойдет. Стороны продолжат взаимодействие, направленное на решение международных проблем, которое позволит перейти к более доверительному диалогу. Таким образом, постепенное снижение напряжения в диалоге России и Германии возможно при условии стабилизации ситуации на Украине и в Сирии. Тем не менее, основным двигателем российско-германских отношений будет экономическое сотрудничество и взаимодействие в сфере энергетики, поскольку ценностные различия и разные подходы к решению международных проблем могут вновь возникнуть при обострении ситуации на международной арене.


1. Абашева А. Прямые инвестиции Германии за рубежом // «Мировое и национальное хозяйство», Издание МГИМО МИД России, 2012, №1(20).
2. Белов В.Б., Иванов И.Д. Евросоюз как экономический партнёр России // Россия в полицентричном мире / Под. ред. А. А. Дынкина, Н.И. Ивановой - М.: Весь мир, 2011. - С. 580
3. Белов В.Б. Россия - Германия: партнерство во имя модернизации // Международная жизнь, 2010, №7. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/276
4. Германия. 2010 = Germany. 2010 / [под ред. В.Б. Белова]. - М. : Ин-т Европы РАН : Рус. сувенир, 2011. - С.194 - (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe / Федеральное гос. бюджет. учреждение науки Ин-т Европы Российской акад. наук ; №267)
5. Германия. 2012. Ч. 2 = Germany. 2012. Ч. 2 / [под ред. В.Б. Белова] . - М. : Ин-т Европы РАН : Рус. сувенир, 2013. - (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe / Федеральное гос. бюджет. учреждение науки Ин-т Европы Российской акад. наук ; №295)
6. Германия. 2015. Ч. II : = Germany. 2015. P. II : / [В.П. Фёдоров и др. ; под ред. В.Б. Белова]. - М. : Ин-т Европы РАН , 2016. - 94 с. - (Док- лады Института Европы = Reports of the Institute of Europe / Феде- ральное гос. бюджетное учреждение науки Ин-т Европы Российской акад. наук ; No 328). - Авт. указаны на обороте тит. л. - Парал. тит. л. англ. - ISBN 978-5-98163-075-0.
7. Белов В.Б. Российско-германское сотрудничество - хорошее состояние на фоне плохой атмосферы // Германия. 2013 = Germany. 2013 / [под ред. В.Б. Белова] . - М. : Ин-т Европы РАН , 2014. - 140 с. - (Доклады Института Европы = Reports of the Institute of Europe / Федеральное гос. бюджет. учреждение науки Ин-т Европы Российской акад. наук ; № 304).
8. Васильев В.И. Образ современной Германии в России // Актуальные проблемы Европы, 2016, №2. - С. 231
9. Воробьева Т.А. Торговля газом и развитие российско-германских экономических отношений // Вестник Томского государственного университета, 2008, №306, - C.180
10. Егоров А.И. Россия - Германия: попытка стратегического партнерства (1998-2005 годы) // Известия Саратовского университета, 2012, Т.12, Сер. История. Международные отношения, вып. 1. - С. 123
11. Егоров А.И. Россия - Германия: от «стратегического партнерства» к прагматическому сотрудничеству (2001-2008 гг.) // Вестник Томского Государственного университета, 2012, №1 (17). - С.181
12. Журбей Е.В. Договор о европейской безопасности: перспективность российских инициатив // Научно-теоретический журнал Ойкумена. Регионоведческие исследования, 2010, №1 (12). - С. 131
13. Зарицкий Б. Современные проблемы отношений между Россией и Германией // «Мировое и национальное хозяйство», издание МГИМО МИД России, 2016, №3 (38).
14. Кондратов Д.И. Актуальные тенденции развития глобального энергетического рынка // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2013, №9. - С. 65
15. Корнекова С.Ю., Савченко О.О. Влияние антироссийских санкций 2014-2015 гг. и ответного продовольственного эмбарго на российско-германские торговые взаимоотношения // Россия и Германия: экономика регионов после санкций / под ред. Л.П.Совершаевой. - СПб: Скифия-принт, 2015. - С. 250
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ