ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧСЕКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ 11
1.1. Понятие, подходы к пониманию корпоративной культуры и ее виды 11
1.2. Элементы корпоративной культуры и ее функции 20
1.3. Принципы и этапы формирования корпоративной культуры 23
1.4. Анализ консультационных услуг по корпоративной культуре 26
Вывод по первой главе 29
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОНСУЛЬТАНТА ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 31
2.1. Анализ корпоративной культуры в организации на примере Акционерного
общества «ДИКСИ ЮГ» Филиал «МЕГАМАРТ» 31
2.2. Разработка проекта деятельности консультанта по совершенствованию
корпоративной культуры в организации 36
2.3. Экономический расчет консультационной услуги 40
Вывод по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 61
Наступление постиндустриальной стадии развития общества обусловливает необходимость разработки качественно иных подходов к пониманию роли ресурсов нематериального характера в современной экономике. Степень влияния интеллектуальных факторов на эффективность функционирования отдельных экономических субъектов и экономический рост в целом неуклонно возрастает. Традиционные организации, успех деятельности которых определяется преимущественно эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, постепенно вытесняются организациями нового типа, для которых характерно осознание ведущей роли и вовлечение в хозяйственный оборот ресурсов, имеющих нематериальную природу. В условиях динамичной внешней среды и стремительного развития высоких технологий конкурентоспособность экономических субъектов во многом является результатом создания уникальных конкурентных преимуществ, приобретенных вследствие использования интеллектуальных активов.
Большинство западных компаний, осознав вышеназванные тенденции, уже длительное время формируют системы эффективного управления интеллектуальными активами, составляющими основу их интеллектуального капитала. Пассивная позиция отечественных предприятий в вопросе целенаправленного вовлечения нематериальных ресурсов в свою хозяйственную деятельность является следствием отсутствия комплексной системы создания, рационального использования и управления нематериальными объектами в общей системе управления организацией. Поэтому в настоящее время остро встает вопрос о необходимости разработки специальных управленческих инструментов и методов с целью формирования действенных организационных механизмов эффективного 3
управления нематериальными ресурсами. Корпоративная культура представляет собой один из важнейших нематериальных ресурсов, способных существенно воздействовать на результативность
функционирования организаций. В обстановке быстро изменяющейся внешней и внутренней корпоративной среды обращение к культурному потенциалу способно обеспечить экономической системе достижение большей устойчивости, инновационной восприимчивости, способности к постоянному развитию. Корпоративная культура, представляя собой систему наиболее общих и стабильных ценностей, представлений, целей, принципов и правил поведения, разделяемых в организации, способствует более эффективной адаптации к внешней среде, налаживанию устойчивых и благоприятных внешних связей, а также служит действенным механизмом интеграции внутренних корпоративных процессов. Умелое управление корпоративным культурным потенциалом имеет все шансы превратить его в уникальное конкурентное преимущество фирмы и, тем самым, усилить ее конкурентные позиции на рынке.
Тем не менее, исследования корпоративной культуры, широко представленные в отечественной литературе, несмотря на их глубину, основываются на понимании культуры преимущественно как второстепенного фактора экономической деятельности организации, а не как специфического корпоративного актива, составляющего основу для формирования уникальных конкурентных преимуществ экономического субъекта и способного, в конечном итоге, участвовать в создании стоимости компании. Поэтому проблема управления корпоративной культурой как важнейшим нематериальным ресурсом экономических систем требует более глубокого теоретического осмысления и методологической формализации.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в нашей стране необходимость изучения и управления корпоративной культурой пришли в конце XX века. Недостаточность методической и теоретической проработки данного вопроса отечественными специалистами не дает 4
возможность в практическом плане осуществлять управление развитием корпоративной культуры и решить основные проблемы по ее изменению и совершенствованию. Многие авторы, такие как В.В. Козлов, А.В. Карпов. Ю.Г. Одегов, П.В. Журавлев в своих работах рассматривают определение корпоративной культуры, ее структуру, но нет целостного содержания, в которые входили бы уровни, виды, характеристики, элементы, функции, принципы и этапы совершенствования корпоративной культуры, также не разработаны алгоритмы управления корпоративной культурой.
Это дает возможность говорить о противоречиях:
- на социально - управленческом уровне: между потребностью в совершенствовании корпоративной культуры и отсутствием умения управлять этим процессом;
- на научно - обоснованном уровне: между потребностью алгоритма по вопросам консультирования по совершенствованию корпоративной культуры в организации и отсутствием разработанных проектов консультирования;
- на научно - методическом уровне: между потребностью организации в эффективной реализации корпоративной культуры и неразработанностью научных проектов, методических рекомендаций по данной теме.
С этими противоречиями связана основная проблема исследования: нет разработанных целостных проектов и методических рекомендаций консультирования по совершенствованию корпоративной культуры в организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать проект деятельности консультанта по совершенствованию корпоративной культуры в торговой организации.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
1. Изучить теоретические аспекты корпоративной культуры;
2. Исследовать рынок консультационных услуг по проблеме совершенствования корпоративной культуры;
3. Провести анализ корпоративной культуры в организации;
4. Разработать проект деятельности консультанта по совершенствованию корпоративной культуры.
Объект исследования - корпоративная культура в организации.
Предмет исследования - деятельность консультанта по совершенствованию корпоративной культуры в торговой организации.
Гипотеза исследования. Деятельность консультанта по совершенствованию корпоративной культуры в организации будет результативной, если:
- определено понятие «корпоративная культура», его виды и влияющие на него факторы внешней и внутренней среды;
- теоретически обоснована консультационная деятельность в торговой сфере по совершенствованию корпоративной культуры в организации;
- разработан проект деятельности консультанта по совершенствованию корпоративной культуры в организации.
Степень разработанности научной проблемы:
Термин «корпоративная культура» появился в зарубежной литературе во второй половине ХХ века, однако несомненен тот факт, что само явление существовало давно. М. Вебер, Э. Мэйо, А. Файоль, исследовавшие управление и организацию, описывали те или иные стороны корпоративной культуры в своих работах, хотя и не использовали данный термин.
Начало целенаправленного изучения именно корпоративной культуры зарубежными учеными приходятся на начало 50-х годов XX века.
В это время появляются труды основоположников данного направления: Э. Жака, Л. Элдриджа, А. Кромби, Х.Шварца, С.Дэвиса, У. Оучи, К.Голда, М. Пакановского, Л. Смирцича, С. Мишона, П. Штерна, В. Сате, Э. Шейна, Г. Моргана, Р. Килманна, М. Сакстона, К. Шольца, Г. Хофстеде, Д. Дреннана, А. Уильямса, П. Добсона, М. Уолтерса, А. Фурнхама, Б. Гунтера, А. Мак-Лин, Ж. Маршалла, Э. Брауна, Б. Карлоффа, М.Армстронга, Д. Ньюстрома, К. Дэвиса, Д. Мацумото, Б. Фегана, П. Вейла, М. Мескона, М, Альберт, Ф. Хедоури, Д. Олдхэма, Д. Мартина, М. Коула, которые внесли видимый вклад в исследование вопросов формирования корпоративной культуры.
В изданиях российских авторов данный вопрос раскрыт, как правило, в общих чертах. Наиболее интересными представляются работы Р.Л. Кричевского, Б.Ф. Усманова, З.П. Румянцевой, В.А. Гневко, И.П. Яковлева, С.В. Шекшня, Ю.Г. Одегова, П.В.Журавлева, Э.А. Смирнова, В.В. Томилова, В.В. Козлова, А.О. Блинова, О.В. Василевскаяой, В.А. Спивака, О.С. Виханского, А.И. Наумова, А.В. Карпова, Т.О. Соломанидина, А.А. Максименко, В.А. Погребняка, Т.Ю. Базарова, И.Г. Самойловой, Е.Н. Хандуровой.
Научная новизна исследования заключается в том, что в результате анализа подходов к определению корпоративной культуры было сформировано интегрированное определение корпоративной культуры.
Теоретическая значимость исследования: расширена теория и практика управленческого консультирования в сфере торговой организации и теоретического обоснования комплекса задач, связанных с разработкой проекта по совершенствованию корпоративной культуры консультантом.
Практическая значимость исследования: в результате работы разработан проект деятельности консультанта по совершенствованию корпоративной культуры в торговой организации.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Корпоративная культура - это уникальная совокупность ценностей, норм, точек зрения или идей, убеждений, образцов поведения, стиля руководства, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти, согласующиеся со стратегией организации.
2) Процесс совершенствования корпоративной культуры в организации состоит из нескольких этапов:
1. Предпроектная. Знакомство с организацией и её руководством, с ее традициями ценностями, правилами. Заключение договора с клиентом.
2. Проектная. На данном этапе происходят все основные мероприятия по модернизации.
2.1. Анализ имеющейся корпоративной культуры организации. Проведение диагностики ценностей организации, традиций, мероприятий, символики.
2.2. Создание желаемой модели корпоративной культуры. На данном этапе консультант проводит сессии с руководителя организации, на которых происходит обсуждение того, что должно получиться и какие ресурсы для этого потребуются.
2.3. Следующий этап является наиболее длительным и сложным, на нем происходит непосредственное изменение существующей культуры. На данном этапе каждому сотруднику необходимо донести те новшества, которые были приняты и подготовить сотрудников к адаптации к ним, а также показать значимость, актуальность и преимущества новой организационной культуры. Для этого организуются тренинги, мастер - классы, индивидуальное консультирование, деловые игры и поощрение инициатив. Очень важно на данном этапе поддерживать вовлеченность сотрудников в данные изменения.
3. Послепроектная. На данном этапе осуществляется оценка эффективности изменений, производится мониторинг проделанной работы, строится конечный отчет.
3) Алгоритм деятельности консультанта по совершенствованию корпоративной культуры (для руководителей) включает в себя 3 этапа:
1 - ый этап: Знакомство с клиентом и с организацией;
2-ой этап: проведение исследования в организации (изучение нормативно - правовых документов) и формальное выделение проблем в организации;
3 - ий этап: создание проекта по совершенствованию корпоративной культуры в организации, на основе специфике организации.
Апробация результатов исследования.
Первая статья по теме диссертации была представлена в 2017 году на V Международной научно - практической конференции «Образования взрослых в условиях современности: проблемы и перспективы», проводимой на базе Уральского Педагогического университета, и опубликована в сборнике научных статей в разделе «Философские и культурно - антропологические проблемы образования взрослых».
Вторая статья по теме диссертации находится на этапе публикации в сборнике, посвященной к XVII Всероссийской научно-практической конференции «Философия и наука» Уральского Педагогического университета.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение, список использованных источников, состоящий из 58 источников, и приложения, состоящий из 8.
Во введении представлен научный аппарат исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения корпоративной культуры в организации» рассмотрены понятие, подходы к изучению корпоративной культуры, уровни, виды, элементы, функции и принципы корпоративной культуры, а также были рассмотрены этапы формирования корпоративной культуры. Кроме этого в первой главе представлен анализ консультационных услуг по совершенствованию корпоративной культуры.
Вторая глава данного исследования посвящена разработке проекта по совершенствованию корпоративной культуры в торговой организации. В данной главе представлен анализ состояния корпоративной культуры в организации на примере Акционерного Общества «ДИКСИ ЮГ» Филиала «МЕГАМАРТ». Также в данной главе разработан проект деятельности консультанта по совершенствованию корпоративной культуры в организации.
В заключении сделаны выводы по задачам исследования.
В рамках первой главы были изучены теоретические аспекты корпоративной культуры. Было выделено одно основное понятие, которое более полно раскрывает сущность корпоративной культуры. Корпоративная культура - это уникальная совокупность ценностей, норм, точек зрения или идей, убеждений, образцов поведения, стиля руководства, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти, согласующиеся со стратегий организации. При формировании определения были использованы интерпретация понятий зарубежных и отечественных ученых, таких как Л. Элдридж, А. Кромби, В.В.Козлова, Ю.Г. Одегова, П.В.Журавлева, А.В. Карпова. Также было проведено исследование рынка консультационных услуг по проблеме совершенствования корпоративной культуры. Проанализировав несколько статей о консультационных услугах можно прийти к выводу о том, что консультационные услуги в сфере корпоративной культуры актуальны. Данные организации предлагают организацию корпоративных мероприятий, разработку и внедрение корпоративных стандартов, но нет полноценных проектов по совершенствованию корпоративной культуры.
В рамках второй главы была дана общая характеристика организации, был проведен анализ категории сотрудников, также был проведен анализ корпоративной культуры, который включал в себя: изучения сайта, нормативно - правовых документов, проведение исследования в организации в виде анкетирования.
Также в рамках данной главы был разработан проект по совершенствованию корпоративной культуры и рассчитана экономическая эффективность проекта.
1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2004. -352 с.
2. Базаров, Т.Ю. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура - М.: Логос, 2004. - 224 с.
3. Бек, Д.Э. Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке» / Д.Э. Бек, К.К. Кован, BestBusinessBooks, ISBN 978-5-91171-026-2, 2010.
4. Блинов, А.О. Искусство управления персоналом. / А.О. Блинов, О.В. Василевская. - М.: Гелан, 2001. - 49 с.
5. Вейл, П. Искусство менеджмента - М.: «МЕЛАП», 2005. - 226 с.
6. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник - 4 - е изд. перераб. и доп. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.:Экономисть, 2006. - 670 с.
7. Гневко, В.А. Менеджмент: социально - гуманитарное измерение / В.А. Гневко, И.П. Яковлев. - СПб : Институт управления и экономики, 1996. - 110 с.
8. Журавлев, П.В. Управление персоналом. / П.В. Журавлев, Ю.Г. Одегов. - М.: Финстатинформ, 2013. - 877 с.
9. Зонненфельд, Дж. Возвращение в бизнес. / Пер. с англ.
В.Е. Венюковой. - М.: СПб.: Вершина, 2008. - 308 с. - (Серия
«Актуальность. Компетентность. Достоверность») . - ISBN 978-5-9626041-0¬7.
10. Камерон, К., Куинн, Р. Диагностика и изменение организационной культуры. / Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. - СПб: Питер, 2001. - 320 с. - (Серия «Теория и практика менеджмента»).
11. Карпов, А.В. Психология менеджмента. - М.: Гардарики, 2005. - 584 с.
12. Карлофф, Б. Деловая стратегия. / Б. Карлофф. - М.: Экономика, 1991. - 117 с.
13. Козлов, В.В. Корпоративная культура: опыт, проблемы и перспективы развития: Монография. / В.В.Козлов. - М., 2001. - 59 с.
14. Коул, М. Культура и мышление. Учебник / М. Коул, С. Скрибнер. - М.: «Прогресс», 2003. - 306 с.
15. Кричевский, Р. Л. Психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Издательство МГУ, 1991. - 208 с.
16. Максименко, А.А. Организационная культура: системно - психологические описания: Учеб. пособие. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. - 168 с.
...