Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения публичной дипломатии 7
1.1. Основные понятия публичной дипломатии 7
1.2. Инструменты публичной дипломатии 24
Глава 2 Публичная дипломатия РФ на современном этапе 28
2.1. Основы публичной дипломатии РФ 28
2.2. Институты публичной дипломатии РФ 38
2.3. Значение средств и методов публичной дипломатии 49
Глава 3 Перспективы публичной дипломатии как инструмента внешней
политики РФ 53
3.1. Проблемы публичной дипломатии РФ 53
3.2. Перспективы публичной дипломатии РФ 63
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 76
Актуальность темы обусловлена тем, что качество внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности государства, осуществляемой при помощи инструментов публичной дипломатии, в условиях глобализирующегося мира влияет на положение, которое занимает государство в системе мировой политики. Оно также играет решающую роль во внутреннем социальном и экономическом развитии страны. Для внешней политики России публичная дипломатия играет огромную роль. Сегодня власти страны уделяют особое внимание данным инструментам при реализации внешнеполитических целей и задач.
В современной международной системе происходят процессы, смещающие акценты государства с использования жестких, военных механизмов обеспечения собственного международного влияния на введение в дипломатический арсенал инструментов мягкой силы. На рубеже столетий на международной арене появились новые действующие лица, расширилась сфера дипломатической деятельности и, возможно, самое важное - дипломатия перестала являться исключительной прерогативой государства. Все это свидетельствует о том, что публичная дипломатия, важнейшая составная часть мягкой силы постепенно превращается в высокоинтеллектуальную систему манипуляции общественным мнением и сознанием, происходит установление нового характера диалогов правительств и неправительственных структур одних государств с населением зарубежных государств.
Дипломатии стало присуще множество разнообразных форм, свидетельством чего служит все возрастающая роль публичной дипломатии, которая вкупе с традиционной дипломатией отстаивает интересы государства и обеспечивает его национальную безопасность.
Публичная дипломатия приобретает все большее значение в мировой политике как один из эффективных инструментов, использование которого способствует формированию «мягкой силы» в международных отношениях. Термин «публичная дипломатия» подразумевает под собой технологии, направленные на строительство долгосрочных отношений, защиту интересов национальной внешней политики и лучшее понимание ценностей и институтов собственного государства за рубежом. Публичная дипломатия уже сравнительно давно рассматривается в качестве одного из основных внешнеполитических инструментов, но смысловое наполнение данного понятия до сих пор остается неоднозначным.
Объектом исследования выступает публичная дипломатия России.
Предметом исследования является публичная дипломатия как инструмент внешней политики РФ.
Территориальные и хронологические рамки исследования. В рамках исследования рассматривается деятельность публичной дипломатии Российской Федерации в XXI в.
Степень изученности темы: Публичная дипломатия является предметом исследования политологов, а также специалистов в сфере международных отношений. По данной теме можно выделить работы авторов как Т. Зонова, И.Н. Панарин, М. Тримаши, Б. Реналда, Р.С. Мухаметов, А.И. Сухарев. И.Н. Панарин рассматривает такие вопросы как развитие публичной дипломатии, в качестве средства ведения внешнеполитической пропаганды, но при этом делая акцент на публичную дипломатию Соединенных Штатов, т.к. автор утверждает, что в этой стране созданы десятилетия назад и до сих пор реализуются одни из самых эффективных механизмов публичной дипломатии, а именно внешнеполитического информационного воздействия на другие государства. Т. Зонова в своей статье «Публичная дипломатия и ее акторы» разворачивает анализ вокруг проблематики субъектов публичной дипломатии, основное внимание она сосредотачивает на таких акторах как дипломаты и неправительственные организации. Б. Реналда также как и Т. Зонова исследует в своей рабоете место и роль неправительственных акторов во внешнеполитической стратегии государств, среди которых были выделены неправительственные организации, межправительственные организации и транснациональные корпорации. Внимание автор сосредоточивает на вопросе, в какой мере государство контролирует перечисленные акторы. М. Тримарши делает акцент и обращает внимание на роль культурной сферы во внешнеполитической стратегии государства. В XXI веке усиливается влияние сетевого подхода на мировую политику, поэтому работа А.И. Сухарева посвящена именно этой проблематике, он исследует процессы политического становления субъектов сетевых гуманитарных взаимодействий в международных отношениях в условиях глобализации. Также для исследования оказалась полезна статья Р.С. Мухаметова. Автором были выявлены специфические черты публичной дипломатии в качестве инструмента внешней политики.
Целью исследования является анализ публичной дипломатии как инструмент внешней политики РФ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать основные понятия публичной дипломатии;
2. определить инструменты публичной дипломатии;
3. сформулировать основы публичной дипломатии РФ;
4. выявить институты публичной дипломатии РФ;
5. определить проблемы публичной дипломатии РФ
6. рассмотреть перспективы публичной дипломатии РФ.
Источниковая база исследования. В данной дипломной работе были использованы печатные материалы, книги, статьи зарубежных и отечественных политологов, правоведов, социологов, историков, взятые из газет, журналов, интернет - источников. Основную группу источников составили статьи из российских и международных политических журналов, таких как «Международные процессы», «Мир и Политика», «Россия в глобальной политике», а также информационные материалы сайтов CNN, BCC, РИА Новости, Russia Today.
Методы исследования. В настоящей выпускной квалификационной работе были использованы теоретические и эмпирические методы: метод систематизации; исторический метод, позволяющий провести анализ, учитывая исторический контекст; компаративный метод, который заключается в сравнении и противопоставлении различных точек зрения на исследуемую проблему. Также были использованы общенаучные теоретические методы: метод отбора, обобщения, синтеза, анализа и оценки научного материала.
Совокупность данных методов помогает подробно изучить рассматриваемую тему, выявить ее особенности, выполнить поставленные задачи и достигнуть цели исследования.
Теоретическая основа исследования Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют концептуальные работы зарубежных, а также отечественных исследователей, которые раскрывают сущность и развитие публичной дипломатии в современных условиях.
Структура работы состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе раскрываются теоретические основы изучения публичной дипломатии. Вторая глава посвящена особенностям публичной дипломатии России. В третьей главе исследуются проблемы и перспективы публичной дипломатии как инструмента внешней политики РФ.
В рамках данной выпускной квалификационной работы были изучены основные понятия публичной дипломатии. Публичная дипломатия приобретает все большее значение в мировой политике как один из эффективных инструментов, использование которого способствует формированию «мягкой силы» в международных отношениях. Термин «публичная дипломатия» подразумевает под собой технологии, направленные на строительство долгосрочных отношений, защиту интересов национальной внешней политики и лучшее понимание ценностей и институтов собственного государства за рубежом. Публичная дипломатия уже сравнительно давно рассматривается в качестве одного из основных внешнеполитических инструментов, но смысловое наполнение данного понятия до сих пор остается неоднозначным.
В современных международных отношениях успех страны на внешнеполитической арене, в ходе достижения своих национальных интересов, а также непосредственное участие в формировании повестки дня глобального формата, определяется результатами деятельности публичной дипломатии. Ключевые характеристики публичной дипломатии выражаются в ее открытости, взаимном доверии к партнерам, стабильности в принятии и своевременной реализации соответствующих решений.
Сохраняется непосредственная взаимосвязь публичной дипломатии с традиционной дипломатией. Однако, изменения в мировой системе, которые накладывает опечаток на формат переговорных процессов, их структуру, влияние и роль неправительственных организаций и отдельных акторов, а также значение определенных целевых групп, влияющих на содержание и характер взаимоотношений, служат предпосылками и причинами активности и потребности в использовании международным сообществом инструментов публичной дипломатии. Ключевым различием является процесс практической реализации традиционной и публичной дипломатии, а именно, публичная дипломатия направлена непосредственно на гражданское население и определенные целевые группы, организации и индивиды другой страны, в целях достичь взаимопонимания, без участия официальных представителей и построить отношения, направленные на реализацию долгосрочных перспектив и инициатив обеих сторон.
Миссию публичной дипломатии можно трактовать с позиции различных теоретических парадигм. Тем не менее, это исследование основывается на анализе пяти основных концепций, которые способны сформировать публичную дипломатию как самостоятельную ветвь внешней политической концепции независимого государства. Анализ концепций, формирующих публичную дипломатию, представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых составляющих основ, которые способствуют ее конечной реализации. «Мягкая сила», общественные отношения, внешняя культурная политика и др., несмотря на общие характеристики, имеют возможность реализовываться в отдельности, но когда речь касается о публичной дипломатии, то в этом случае следует их рассматривать комплексно.
Роль и значение «публичной дипломатии» в международной политике ведущих государств мира, включая Россию, будет неуклонно возрастать. Руководство нашей страны все активнее включает «мягкую силу» и публичную дипломатию в свои политические стратегии с целью создания благоприятных внешних условий для внутреннего развития, решения практических вопросов модернизации и расширения ареала своего влияния.
В России формируются собственные подходы и форматы использования «публичной дипломатии» во внешней политике, связанные с особыми представлениями о ее природе и возможностях. Они заметно отличаются от классических американских и в целом англосаксонских концепций и воззрений, в то же время перекликаясь в некоторой степени с бразильскими взглядами, которые пока находятся в стадии становления и оформления.
Роль «мягкой силы» во внешней политике России определяется в базисе совпадающих интересов со странами-партнерами на глобальном и региональном уровнях, прежде всего по ключевым проблемам современности, включая создание нового полицентричного миропорядка, обеспечение международной и региональной безопасности, формирование позитивной глобальной повестки дня, в которой предпочтение отдается «мягким» и «гибким» методам воздействия, снижающим риски перехода отношений в формат конфронтации и противостояния.
На современном этапе российская «мягкая сила» в форме публичной дипломатии и дипломатия официальная не конкурируют, а взаимодополняют друг друга, составляя единый набор инструментов политического воздействия. При этом публичная дипломатия является гибким инструментом внешнего влияния, чутко реагирующим и подстраивающимся под любые изменения ситуации. В этом заключается ее высокая эффективность и возможность оперативного применения — в отличие от традиционной дипломатии, обладающей определенной инерционностью.
Как было выяснено в рамках данного исследования, публичная дипломатия России в основном осуществляется в рамках связей в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, музейного, библиотечного и архивного дела, спорта, туризма по линии общественных групп и организаций, творческих союзов. т.е. Российская Федерация использует достаточно обширный перечень инструментов публичной дипломатии, которые ей позволяют формировать положительный имидж российского государства в мировом сообществе.
11. Адезис И. Размышления о политике. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. С. 178.
12. Авдеев Ю.И. Современные международные отношения: Новые угрозы и актуальные вопросы противодействия //Актуальные проблемы Европы: сб. научных трудов М., 2003. - №1 - С. 10-26.
13. Алексеева И.Ю. Информационные вызовы национальной и международной безопасности М., 2008. С. 8.
14. Алексеева Т.А. Современные политические теории: опыт Запада. -2001.-№4.- С.212-221.
15. Бобков Ф. Форма прикрытия агрессии [Текст] //Жизнь
национальностей. 2000. - № 1. - С. 42.
16. Галумов А.Э. Опыт публичной дипломатии в формировании имиджа Европейского союза в Российской Федерации. - М.: РОССПЭН, 2012, С. 203- 209
17. Богатуров, А.Д. Очерки теории и прикладного анализа
международных отношений [Текст] / А.Д. Богатуров: - М., 2002. с.53
18. Вахрамеев А. В. Публичная дипломатия и национальная безопасность России //Социально-гуманитарные знания. 2004, № 1, с. 33-48
19. Вахитов Р. Современная система МО. Мифы и сущность //Бельские просторы. 2003. - № 3. - С. 156.
20. Василенко, И.А. Геополитика современного мира [Текст] / И.А. Василенко: - М.: Юрайт, 2010. С.23.
21. Гаврилин Ю.В., Смирнов JI.B. Политическая коммуникация. М.: Ю. И. МВД России, Книжный мир, 2009.-66 с.
22. Дергачев, В.А. Геоэкономика (современная геополитика) [Текст] / В.А. Дергачев: - Киев: ВИРА-Р, 2013. - С. 512 - ISBN 966-7807-15-0.
23. Демидов А.В. От «мягкой силы» к «управляемому хаосу» // Международные отношения., 2002, № 3, С. 576-590.
24. Дзюба Д.И. Роль публичной дипломатии и внешней культурной
политики государства в реализации внешнеполитической стратегии //Проблемы: Научная информация по вопросам реализации
внешнеполитической стратегии. - М., 2002.
25. Емельянов В.П. Космополитизм - компонент «мягкой силы» и глобального управления // Научно-аналитический журнал Обозреватель. СПб.: Юридический центр Пресс, 2012, №12, с. 32.
26. Залиханов М., Лосев К., Шелехов А. Современный мир в свете экологической безопасности // Безопасность Евразии, 2005, № 4, с. 213-227.
27. Зонов Ф. А. Международные отношения и мировой опыт // Власть. — 2011. — 12. — С. 103
28. Захаров В. Публичная дипломатия //Военные знания. — 2002. -№ 1.-С. 43-44.
29. Ивакин С. В. О тенденциях международного сотрудничества // NovaInfo.Ru. — 2017. — Т. 2. — № 59. — С. 468
30. Куликов А. С. Создать образ России? // Право и безопасность.-
2002. -№ 2-3.- С 17-18.
31. Казанцев С.Я., Кикоть В.Я., Кофман Б.И., и др.; Под ред.: Кикоть В.Я., Эриашвили Н.Д. «Мягкая сила»: актуальные задачи и возможности российской внешней политики. Учебное пособие / - М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2014г., с.235-238, с.475
32. Королев А.А. Публичная дипломатия на современном этапе /
А.А. Королев // Информационный гуманитарный портал: Знание.
Понимание. Умение. 2017, с.209...