Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Когнитивные основы обучения грамматике английского языка в рамках коммуникативного метода

Работа №101475

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

английский язык

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Современный взгляд на обучение иностранному языку 6
1.1 Основные положения коммуникативного метода обучения
иностранному языку 6
1.2 Понятие когнитивной лингвистики 10
1.3 Интеграция коммуникативного метода обучения с основами
когнитивной лингвистики 12
1.4 Основные положения коммуникативно-когнитивного обучения
иностранному языку 15
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Современная теоретическая и практическая база когнитивной грамматики 23
2.1 Когнитивная грамматика Р. Лангакера 23
2.2 Когнитивный подход к преодолению трудностей в усвоении времен
английского языка по А.В. Кравченко 26
2.3 Стратегия преподавания времён английского глагола в активном залоге 33
Выводы по главе 2 56
Заключение 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60

Появление коммуникативного метода обучения иностранному языку в современной методике детерминируется современными взглядами прагматичного общества на язык как на предмет коммуникации. Необходимость немедленного практического применения полученных знаний стала движущей силой появления и развития данного направления. Изучение теории коммуникативного метода привело нас к выводу, что он лучше всего способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся за счет коммуникативной направленности заданий и создания на уроке ситуации, приближенной к реальному общению. Однако главным недостатком метода является слабое овладение учениками грамматикой, так как ей отводится лишь служебная роль.
Усвоение грамматики является наиболее сложным аспектом изучения иностранного языка и вызывает много трудностей - как у студентов, так и у преподавателей. Однако грамматике нельзя отводить лишь служебную роль, ведь именно овладение грамматической системой языка составляет основу языковой компетенции, без которой невозможна успешная коммуникация. Кроме того, наиболее трудным этапом в формировании грамматического навыка является этап его применения в речевой деятельности.
Оценив важность когнитивных основ обучения грамматике английского языка, мы установили, что современные разработки когнитивных лингвистов способствуют более глубокому и функциональному пониманию иностранной грамматики. Дело в том, что для реального общения, помимо собственно грамматики, носитель языка должен усвоить «ситуативную грамматику». То есть, уметь использовать и понимать язык не только в соответствии со смыслом грамматических и лексических единиц, но и в зависимости от характера отношений между говорящим и адресатом, от цели общения и от других факторов, знание которых в совокупности с собственно языковыми знаниями составляет коммуникативную компетенцию носителя языка.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется тем, что, несмотря на многочисленные теоретические и практические исследования проблемы применения грамматики в речи таких ученых, как: Ж.Л. Витлина, Н.И. Гез, Е.А. Маслыко, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассова, Н.Д. Гальсковой, результаты формирования коммуникативного грамматического навыка школьников приводят к слабому формированию иноязычной коммуникативной компетенции. Причиной тому, на наш взгляд, является слабое развитие когнитивных основ обучения грамматике, так как в ее основе лежат не просто абстрактные формулы и конструкции, а особенности мышления и мировосприятия англичан, которые должны быть переданы ученикам и поняты ими.
Объектом исследования является грамматический аспект коммуникативно-когнитивного подхода к обучению иностранному языку.
Предмет исследования - средства эффективного овладения учащимися 11-го класса коммуникативно-когнитивной грамматикой английского языка.
Целью данной работы является разработка эффективной стратегии преподавания времён английского глагола в активном залоге.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Ознакомиться с основными положениями коммуникативного метода обучения иностранному языку;
2. Ознакомиться с понятием когнитивной лингвистики;
3. Изучить вопрос интеграции коммуникативного метода обучения иностранному языку с основами когнитивной лингвистики;
4. Рассмотреть основные положения коммуникативно-когнитивного обучения иностранному языку;
5. Изучить теорию когнитивной грамматики Р. Лангакера;
6. Ознакомиться с авторской методикой когнитивного усвоения времен английского глагола А.В. Кравченко;
7. Разработать и апробировать эффективную стратегию преподавания времен английского глагола в активном залоге.
Теоретическая значимость заключается в систематизации знаний об активных методах преподавания иностранного языка
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практике преподавания английского языка в старшей школе, при индивидуальном обучении и на занятиях по методике преподавания английского языка в вузах.
Методологической основой для данной работы послужили исследования таких известных отечественных и зарубежных лингвистов как: Гез Н.И., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., Курбатова М. Ю., Кравченко А. В., Гальскова Н.Д., Лангакера Р., Хаймс Д., и др.).
Для реализации целей и задач работы были использованы следующие методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ, синтез, моделирование, тестирование, пробное обучение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании мы установили важность роли грамматики в процессе усвоения иностранного языка, а так же обозначили необходимость изучения грамматики в рамках коммуникативно-когнитивного метода. Цель исследования, сформулированная как разработка эффективной стратегии преподавания времён английского глагола в активном залоге, была достигнута путем решения соответствующих задач.
Ознакомившись с основными положениями коммуникативного метода обучения иностранному языку, мы выяснили, что главной его особенностью является попытка приблизить процесс обучения к ситуации реального общения с целью наиболее эффективного овладения учениками иноязычной коммуникативной компетенции. Однако данный метод имеет существенные недостатки, связанные с недостаточным формированием когнитивной базы.
Ознакомившись с понятием когнитивной лингвистики, мы выяснили, что современная методика обучения иностранным языкам должна использовать когнитивную науку для повышения собственной эффективности, так как именно она дает нам ключ к познанию механизмов взаимосвязи и функционирования языка и мышления.
Изучив вопрос интеграции коммуникативного метода обучения иностранному языку с основами когнитивной лингвистики, мы выяснили, что обучение грамматике должно быть не просто коммуникативно¬направленным, но еще и должно базироваться на непосредственной когнитивной связи языка и мышления. Ведь язык не существует как некое абстрактное явление, оно непосредственно связано с человеческим мышлением и является одним из важнейших способов выражения мыслей. Именно поэтому коммуникативно-когнитивный метод обучения способствует достижению более высокого уровня понимания учащимися языка, так как он нацелен непосредственно на понимание изучаемых единиц через их связь с мышлением и актуализацию в общении, а не на бесконечное заучивание и повторение правил и исключений.
Рассмотрев основные положения коммуникативно-когнитивного обучения иностранному языку, мы выяснили, что коммуникативно¬когнитивное обучение дает возможность студентам, прежде всего, самим осознавать и учитывать не только структурно-системную, но и коммуникативно-когнитивную значимость изучаемых языковых единиц, закономерности их употребления в различных речевых ситуациях.
Изучив теорию когнитивной грамматики Р. Лангакера, мы пришли к выводу, что когнитивные исследования языка представляют более широкий интерес и ценность для педагогической практики так они дают возможность более глубокого развития основ межкультурной коммуникации путем демонстрации относительности всех ценностей, понятий и общественных институтов, необходимости их критического анализа, пересмотра и адаптации к меняющимся условиям.
Ознакомившись с авторской методикой когнитивного усвоения времен английского языка А.В. Кравченко, мы узнали понятный и функциональный алгоритм выбора видовременной формы английского языка, который включает в себя следующие шаги:
1. Определить время высказывания (настоящее, прошедшее, будущее);
2. Определите, о чем говорите: о том, что наблюдаете, или о том, что знаете;
3. Если вы говорите о том, что знаете, то следует употребить форму Simple;
4. Если вы наблюдаете само действие, то нужно употребить форму Continuous.
5. Если вы наблюдаете признаки, следы действия, то Perfect.
6. Если вы наблюдаете само действие и сравниваете, то, что видите, с тем, что видели до этого, то Perfect-Continuous.
Данный алгоритм может быть использован при обучении временам английского глагола и быть полезен как для преподавателя, так и для студентов.
Разработав и апробировав эффективную стратегию преподавания времен английского глагола в активном залоге в рамках коммуникативно¬когнитивного метода, состоящую из перечисленных ниже пунктов, мы получили максимальный результат, что говорит о высокой эффективности данного подхода.
1. Введение в непосредственную роль грамматики в языке, определение взаимосвязи лексического и грамматического значения;
2. Объяснение грамматики английского на основе выявления сходств и различий с родным языком по А.В. Кравченко;
3. Комплексное и последовательное изучение времен английского
глагола. Формы времени, согласно нашей стратегии изучаются последовательно, то есть сначала рассматривается форма Simple сравнительно в Present, Past, Future и в рамках трех коммуникативных предложений (утверждение, отрицание, 2 основных типа вопросов). Затем, по тому же принципу, изучается Continuous, Perfect, Perfect Continuous. Все формы времени сравниваются друг с другом на конкретных
коммуникативных примерах;
4. Выявление сути коммуникативной ситуации, определение положения и состояния действия во времени.
В связи с этим, перспективой дальнейшего исследования мы видим более детальное изучение коммуникативно-когнитивного метода обучения английскому языку и применение его на практике при обучении всем аспектам языка.



1. Артемов А. В. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1969. 279 с.
2. Балуян С. Р. Тестирование коммуникативной компетенции в устной речи абитуриентов специальности лингвистика и межкультурная коммуникация (на материале английского языка): автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Балуян Светлана Размиковна. - Таганрог, 1999. - 22 с.
3. Болдырев Н.Н. Проблемы функциональной грамматики. - СПб.: Наука, 2003. - 398 с.
4. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - Воронеж, 2001. - 60 с.
5. Витлин Ж. Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 5. - С. 22-26.
6. Воевудская О. М. Лексико-грамматическое поле концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под редакцией И.А.Стернина. Воронежский государственный университет, 2001. — 182 с. — С. 111-113.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь. -М. Лабиринт, 1999. 352 с.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. — М.: 2008. — 190 с.
9. Голицинский Ю.Б. Грамматика сборник упражнений. - 6-е изд., - СПб.: КАРО, 2009. - 554с.
10. Григоренко С. Е., Сагалаева И. В. Основные положения и критерии коммуникативно-когнитивного обучения иностранному языку // Педагогическое образование в России . - 2014. - № 8. - С. 261-265.
11. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. — 1994. — № 4. - 19с.
12. Дружинин А.С. Анализ когнитивных оснований широкозначности // Когнитивные исследования языка. - М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2015. - Вып. 23. - С. 458-464.
13. Дружинин А.С. Английский перфект: понять и объяснить // Иностранные языки в школе. - 2016. - №2. - С. 49-53.
14. Дружинин А.С. Знаковая сущность грамматической конструкции // Вестник МГИМО-Университета. - 2012. - №5 (26). - С. 210-214.
15. Дружинин А.С. Когнитивный подход к объяснению грамматики английского языка (на примере форм Present Perfect) // Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка». - 2016. - №8-1. - С. 4
16. Ейгер Г. В. Язык и личность. - Харьков: ХГУ, 1991. - 79 с.
17. Ефимов Л. П. Об алогизмах и противоречиях английской грамматики и о новых подходах в ее изучении // Иностранные языки в школе. 2007. -№ 2. - С. 24-30.
18. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. - М.: РГГУ, 2000,- 382 с.
19. Звегинцев В. А. О предмете и методах социолингвистики // Изд-во АН СССР. Сер. лит. и яз. - 1976. - № 4. - 320 с.
20. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
21. Климова Н.П. Коммуникативный подход к обучению грамматике английского языка // сайт СНОРК. - 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://snorky.ru/foreign-language-acquisition/83 -kommunikativnyj -podhod-k- obucheniju-grammatike-anglijskogo-jazyka (дата обращения: 28.02.2017).
22. Кочеткова А. А. Формирование грамматических навыков устной речи в условиях учебного общения // Иностранные языки в школе. 1989. - №
4. - С. 79-83.
23. Кравченко А. В. Когнитивная грамматика на уроке английского, или как облегчить жизнь русским студентам // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 6. - С. 83-89.
24. Крутских А. В. Коммуникативно направленное обучение грамматике на продвинутом этапе в гуманитарно-лингвистической гимназии // Иностранные языки в школе. 1996. - № 6. - С. 6-12
25. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. - 245 с.
26. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика — психология — когнитивная наука // Вопросы языкознания. 1994. № 4.
27. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004. - 54 с.
28. Лангакер Р. Когнитивная грамматика. — Сер. Актуальные проблемы прикладного языкознания. ИНИОН АН СССР, 1992. - С. 2-9.
29. Леонтьев А. А. Высказывание как предмет лингвистики,
психолингвистики и теории коммуникации. - М.: Наука, 1979. - С. 18-36.
30. Леонтьев А. А. Высказывание как предмет лингвистики,
психолингвистики и теории коммуникации. - М.: Наука, 1979. - С. 18-36.
31. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. - М.: Просвещение, 1971. - 214 с.
32. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику Учебное пособие. — 5-е изд. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. — 296 с.
33. Маслыко Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск: Высшая школа, 2000. - 522 с.
34. Мильруд Р. П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению // Иностранные языки в школе. 1999. -№ 1. - С. 26-34.
35. Мильруд Р. П. Некоторые пути обучения самостоятельному иноязычному высказыванию // Иностранные языки в школе. 1985. - № 2. - С. 29-34
36. Мильруд Р. П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 1996. - № 6. - С.6-12
37. Опойкова О.Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике // ИЯШ. — 2005. — № 8. — С. 39-43
38. Пассов Е. И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков // М.: Просвещение, 1978. -128 с.
39. Петруль А. Н. Роль грамматических навыков в коммуникативно - ориентированном обучении иноязычному общению // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 172-176.
40. Рунов Д. К. Грамматика. Курс английского языка на основе когнитивно-мотивационного подхода к обучению СПб., «Каро», 2002.
41. Ситнов Ю.А. Грамматические знания, навыки и умения в свете теории когнитивизма // Иностранные языки в школе. -2005. -С. 42-48.
42. Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке. — М.: 1992. — 154 с
43. Солонцова Л.П. История методов обучения иностранным языкам: учеб. пособие для студентов языковых специальностей педагогических вузов и преподавателей иностранных языков средних и высших образовательных учреждений различного типа. - Павлодар: ЭКО, 2009. - 89 с.
44. Ханджани Л. К вопросу о когнитивной грамматике Р. Лангакера // Карповские научные чтения. - 2016. - № 10.- С.134-137.
45. Hymes D. On Communicative Competence / D. Hymes; in J. B. Pride and J. Holmes (eds.). - New York: Harmondsworth: Penguin, 1972. - 293 с.
46. Langacker R.W. 1987 Foundations of cognitive grammar: V.1: Theoretical prerequisites. - Stanford (California): Stanford UP, 1987. - 540 с.
47. Langacker R.W. 1988 An overview of cognitive grammar // B. Rudzka- Ostyn ed. Topics in cognitive linguistics. - A.; Ph.: Benjamins, 1988. - 460 с.
48. Langacker R.W. Concept, Image, and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar. — Berlin; New York, 1991. - 1с.
49. Naylor H. Essential Grammar in Use: Supplementary Exercises Text. / H. Naylor, R. Murphy. Cambridge University Press, 1996. — 106 с.
50. Ur P. Grammar Practice Activities: a Practical Guide for Teachers Text. / P. Ur, A. Wright. Cambridge University Press, 1999. - 205 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ