ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ
КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся коррекционных
классов средней школы с точки зрения обучения иностранному языку 6
1.2. Методика обучения грамматике английского языка 15
1.3. Сущность понятия коммуникативно-когнитивный подход к обучению
иностранным языкам 36
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ВОСЬМОГО КОРРЕКЦИОННОГО КЛАССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОГО
ПОДХОДА В РАМКАХ ТЕМЫ «PAST CONTINUOUS TENSE» 46
2.1. Описание технологии обучения грамматике английского языка учащихся восьмого коррекционного класса с использованием коммуникативно-когнитивного подхода в рамках темы «Past Continuous
Tense» 46
2.2. Анализ результатов применения технологии на практике 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
В настоящее время наметился более объективный подход к оценке значения и места грамматики в обучении иностранным языкам: теперь она является не целью, а одним из важных средств обучения иностранным языкам, неотъемлемым компонентом всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых и является основной задачей обучения иностранным языкам. Языковая (лингвистическая) компетенция (владение языковыми средствами: фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) является важнейшим компонентом коммуникативной компетенции, так как коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения. Без знания грамматической структуры языка невозможно решать коммуникативные задачи на иностранном языке.
В последнее время в нашей стране и за рубежом интенсивно разрабатывается коммуникативная грамматика иностранного языка, под которой подразумеваются грамматические явления, функционирующие именно в условиях иноязычного устно-речевого общения, владение которыми является непременным условием успешного участия в общении на иностранном языке. Процесс обучения иностранного языка, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении этой задачи. Исходя из принципов коммуникативного подхода, процесс обучения грамматике иностранного языка не должен сводиться к традиционному заучиванию грамматических правил и форм. Он должен быть ориентирован на применение того или иного грамматического явления для реализации коммуникативной задачи в реальной ситуации общения. Коммуникативное обучение грамматике английского языка способствует формированию «грамматической интуиции», т.е. навыков, при которых грамотно и верно используется язык в повседневной жизни, не отвлекаясь на формулирование грамматических правил и трактовку грамматических явлений.
Однако, процесс обучения иностранному языку, основанный на использовании коммуникативного подхода, должен быть организован таким образом, чтобы изучение грамматических явлений было не поверхностным (зачастую, в процессе коммуникативного обучения исправление ошибок сводится к минимуму, поскольку самым важным и необходимым условием является реализация коммуникативной задачи), а ориентированным на более глубокое понимание и осознанный выбор грамматических структур в процессе общения на иностранном языке. То есть, овладение языком должно протекать путем сознательного овладения его структуры и в ситуации общения. В чистом виде коммуникативный подход, как или любой другой не отвечает всем этим требованиям, но в сочетании с когнитивным подходом, главным принципом которого является овладение языком через осознание его структуры, наиболее полно реализует вышеперечисленные принципы.
В данной работе мы рассмотрим сущность понятия коммуникативно - когнитивный подход, а также проверим эффективность данного подхода к обучению грамматики английского языка учащихся коррекционных классов средней школы на практике.
Темой данной дипломной работы является «Коммуникативно-когнитивный подход к обучению грамматике английского языка в коррекционных классах средней школы».
Объект исследования: процесс обучения грамматике английского языка учащихся коррекционных классов.
Предмет исследования: использование коммуникативно-когнитивного подхода к обучению грамматике английского языка.
Цель исследования: выявить условия эффективного использования коммуникативно-когнитивного подхода к обучению грамматике английского языка учащихся 8-го коррекционного класса.
Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические особенности развития детей, обучающихся в коррекционных классах;
2. Изучить основные понятия и этапы обучения грамматике английского языка;
3. Выделить основные принципы обучения грамматике английского языка;
4. Изучить сущность понятия коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранным языкам;
5. Описать технологию обучения грамматике английского языка учащихся коррекционных классов с использованием коммуникативно-когнитивного подхода;
6. Дать анализ результатов применения технологии на практике.
Методы исследования: анализ методической литературы, синтез, моделирование, сравнение, обобщение, изучение педагогического опыта.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список.
К 2009 году около 15 млн. населения России имело ограниченные возможности здоровья и трудоспособности. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и здоровья Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10 % среди контингента детей, поступающих в школу. Распространенность функциональных отклонений достигает более 70 %, хронических заболеваний - 50 %, физиологической незрелости - 60 %. Удельный вес психических расстройств 21,2 %, врожденных аномалий -18 %, число детей с отклонениями в развитии составляло 36 % от всего детского населения страны. В 2002-2003 учебном году в России работали 1935 специальных (коррекционных) учреждений. С каждым годом количество специальных коррекционных школ уменьшается. В общеобразовательных школах открывают специальные коррекционные классы, при этом не создавая каких-то особых условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим, учителям, работающим с таким контингентом учащихся, приходится самим выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы он давал результаты.
Программа обучения английскому языку, которой руководствуются учителя в общеобразовательных учреждениях, вообще не рассчитана на учащихся с психическими отклонениями, несмотря на то, что эти дети обучаемы, просто к ним нужен особый подход. При этом, коммуникативно направленное обучение является основной целью обучения иностранным языкам как в классах нормы, так и в классах коррекции.
В данной работе мы рассматривали процесс обучения грамматике английского языка учащихся коррекционных классов средней школы в рамках коммуникативно-когнитивного подхода. Обучение грамматике - один из важнейших компонентов обучения иностранным языкам, т. к. для того, чтобы общаться на иностранном языке, правильно выражать свои мысли и понимать речь собеседника, необходимо знать правила изучаемого языка (различные конструкции, обороты, видовременные формы и т. д.). В наши дни, методы, основанные на зазубривании правил и механическом их повторении, не являются эффективными. Сейчас приоритетным направлением в обучение считается коммуникативная грамматика, главным принципом которой является обязательное использование изученных грамматических форм в речи. Коммуникативный подход ориентирован на применение то или иной грамматической формы для реализации коммуникативной задачи и способствует формированию навыков использования языка в повседневных ситуациях общения. Когнитивный подход позволяет изучать грамматический строй языка более углубленно и способствует осознанному выбору той или иной грамматической структуры. Таким образом, сочетание этих двух подходов способствует сознательному овладению грамматическим строем изучаемого языка в ситуации общения.
Изучив индивидуальные особенности учащихся коррекционных классов средней школы, а также основные принципы коммуникативно - когнитивного подхода, мы пришли к выводу, что данный подход может быть применим к обучению детей с ОВЗ, но программа для обучения должна быть составлена с учетом возможностей их здоровья. Поэтому мы разработали комплекс упражнений по теме Past Continuous, но снизили уровень сложности с учетом имеющегося у учащихся лексического и грамматического запаса знаний. Апробация данного комплекса упражнений показала, что коммуникативно-когнитивный подход действительно является эффективным при обучении грамматике английского языка. Уже на промежуточном контроле знаний учащиеся показали хорошие результаты. Итоговая контрольная работа по теме также не вызвала сильных затруднений у учащихся. Дети использовали в речи изученный материал как в игровых, так и в тренировочных упражнениях. При этом они осознанно употребляли грамматические формы и могли объяснить их использование. Результаты обучения грамматике с применением коммуникативно-когнитивного подхода по теме «Past Continuous» в 8 коррекционном классе можно увидеть по оценкам учащихся, представленным в таблицах 1 и 2 в анализе применения данной технологии на уроках английского языка.
Теперь мы на практике убедились в том, что при обучении грамматике английского языка учащихся коррекционных классов средней школы наиболее целесообразно применять коммуникативно-когнитивный подход с учетом их индивидуальных особенностей, т. к. он отвечает современным требованиям и целям обучения иностранным языкам. Дети не только учат правило, но и осознанно используют его в речи.
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
2. Артемова Л. Ф. Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания иностранных языков. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009. - 144 с.
3. Афанасьева О. В. VII класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. с прил. на электрон. носителе / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 352 с.
4. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Учеб. пособие / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян, А.Ф. Будько, И.В. Чепик. - 3-е изд., дополн. и перераб. - Мн.: ТетраСистемс, 2005. - 288 с.
5. Банникова Л.С. Методика преподавания иностранных языков и технические средства обучения; курс лекций. - Гомель, 2010 - 82 с.
6. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р. П., Эванс В.
Английский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Express Publishing:
Просвещение, 2011. - 136 с.: ил. - (Звездный английский).
7. Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. Английский язык. Английский с удовольствием. Enjoy English. Учебник для 8 кл. общеобраз. учрежд. - Обнинск: Титул, 2009. - 160 с.: ил.
8. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы. Научно-методический журнал «Иностранные языки в школе». - 2002 №2. - 112с.
9. Блинова С. И., Чарскова Е. П., Чернышева Г. С., Синицкая Е. И. Практика английского языка. Сборник упражнений по грамматике. Серия: «Изучаем иностранные языки». СПб.: Лениздат, «Издательство союз», 2000.
- 384 с.
10. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие. - М.: Астрель, 2008. - 127 с.
11. Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык, 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. - 216 с.: ил. - (Английский в фокусе).
12. Ведель Г. Е. Методы обучения иностранным языкам и их методологичкская основа. Статья: Вестник ВГУ, серия лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2001. - Выпуск 1 - с. 85 - 91.
13. Верещагина И. Н., Бондаренко К. А., Притыкина Т. А. Student’s book. English. Part 2. Английский язык. 2 кл. Учеб. для шк. с углубл. изучением англ. яз., лицеев и гимназий. В 2 ч. Ч 2. - 9 изд., испр. - М.: Просвещение, 2008. - 127 с.
14. Виноградов В. А, Михальченко В. Ю. Язык и общество в современной России и других странах: Международная конференция (Москва, 21-24 июня 2010 г.): Доклады и сообщения / Отв. ред. В. А. Виноградов, В. Ю. Михальченко; Институт языкознания РАН, Научно-исслед. центр по нац.-яз. отношениям. — М., 2010. — 543 с.
15. Витлин Ж.А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков // Иностранные языки в школе, 2000. - №5. - С. 5-7.
16. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 - Психология) / под ред. Б. С. Волкова. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с. - (Библиотека психолога).
...