Коммуникативно-когнитивный подход к обучению грамматике английского языка в коррекционных классах средней школы
|
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ
КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся коррекционных
классов средней школы с точки зрения обучения иностранному языку 6
1.2. Методика обучения грамматике английского языка 15
1.3. Сущность понятия коммуникативно-когнитивный подход к обучению
иностранным языкам 36
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ВОСЬМОГО КОРРЕКЦИОННОГО КЛАССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОГО
ПОДХОДА В РАМКАХ ТЕМЫ «PAST CONTINUOUS TENSE» 46
2.1. Описание технологии обучения грамматике английского языка учащихся восьмого коррекционного класса с использованием коммуникативно-когнитивного подхода в рамках темы «Past Continuous
Tense» 46
2.2. Анализ результатов применения технологии на практике 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся коррекционных
классов средней школы с точки зрения обучения иностранному языку 6
1.2. Методика обучения грамматике английского языка 15
1.3. Сущность понятия коммуникативно-когнитивный подход к обучению
иностранным языкам 36
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО
ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ВОСЬМОГО КОРРЕКЦИОННОГО КЛАССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНОГО
ПОДХОДА В РАМКАХ ТЕМЫ «PAST CONTINUOUS TENSE» 46
2.1. Описание технологии обучения грамматике английского языка учащихся восьмого коррекционного класса с использованием коммуникативно-когнитивного подхода в рамках темы «Past Continuous
Tense» 46
2.2. Анализ результатов применения технологии на практике 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
В настоящее время наметился более объективный подход к оценке значения и места грамматики в обучении иностранным языкам: теперь она является не целью, а одним из важных средств обучения иностранным языкам, неотъемлемым компонентом всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых и является основной задачей обучения иностранным языкам. Языковая (лингвистическая) компетенция (владение языковыми средствами: фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) является важнейшим компонентом коммуникативной компетенции, так как коммуникация возможна лишь при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения. Без знания грамматической структуры языка невозможно решать коммуникативные задачи на иностранном языке.
В последнее время в нашей стране и за рубежом интенсивно разрабатывается коммуникативная грамматика иностранного языка, под которой подразумеваются грамматические явления, функционирующие именно в условиях иноязычного устно-речевого общения, владение которыми является непременным условием успешного участия в общении на иностранном языке. Процесс обучения иностранного языка, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении этой задачи. Исходя из принципов коммуникативного подхода, процесс обучения грамматике иностранного языка не должен сводиться к традиционному заучиванию грамматических правил и форм. Он должен быть ориентирован на применение того или иного грамматического явления для реализации коммуникативной задачи в реальной ситуации общения. Коммуникативное обучение грамматике английского языка способствует формированию «грамматической интуиции», т.е. навыков, при которых грамотно и верно используется язык в повседневной жизни, не отвлекаясь на формулирование грамматических правил и трактовку грамматических явлений.
Однако, процесс обучения иностранному языку, основанный на использовании коммуникативного подхода, должен быть организован таким образом, чтобы изучение грамматических явлений было не поверхностным (зачастую, в процессе коммуникативного обучения исправление ошибок сводится к минимуму, поскольку самым важным и необходимым условием является реализация коммуникативной задачи), а ориентированным на более глубокое понимание и осознанный выбор грамматических структур в процессе общения на иностранном языке. То есть, овладение языком должно протекать путем сознательного овладения его структуры и в ситуации общения. В чистом виде коммуникативный подход, как или любой другой не отвечает всем этим требованиям, но в сочетании с когнитивным подходом, главным принципом которого является овладение языком через осознание его структуры, наиболее полно реализует вышеперечисленные принципы.
В данной работе мы рассмотрим сущность понятия коммуникативно - когнитивный подход, а также проверим эффективность данного подхода к обучению грамматики английского языка учащихся коррекционных классов средней школы на практике.
Темой данной дипломной работы является «Коммуникативно-когнитивный подход к обучению грамматике английского языка в коррекционных классах средней школы».
Объект исследования: процесс обучения грамматике английского языка учащихся коррекционных классов.
Предмет исследования: использование коммуникативно-когнитивного подхода к обучению грамматике английского языка.
Цель исследования: выявить условия эффективного использования коммуникативно-когнитивного подхода к обучению грамматике английского языка учащихся 8-го коррекционного класса.
Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические особенности развития детей, обучающихся в коррекционных классах;
2. Изучить основные понятия и этапы обучения грамматике английского языка;
3. Выделить основные принципы обучения грамматике английского языка;
4. Изучить сущность понятия коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранным языкам;
5. Описать технологию обучения грамматике английского языка учащихся коррекционных классов с использованием коммуникативно-когнитивного подхода;
6. Дать анализ результатов применения технологии на практике.
Методы исследования: анализ методической литературы, синтез, моделирование, сравнение, обобщение, изучение педагогического опыта.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список.
В последнее время в нашей стране и за рубежом интенсивно разрабатывается коммуникативная грамматика иностранного языка, под которой подразумеваются грамматические явления, функционирующие именно в условиях иноязычного устно-речевого общения, владение которыми является непременным условием успешного участия в общении на иностранном языке. Процесс обучения иностранного языка, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении этой задачи. Исходя из принципов коммуникативного подхода, процесс обучения грамматике иностранного языка не должен сводиться к традиционному заучиванию грамматических правил и форм. Он должен быть ориентирован на применение того или иного грамматического явления для реализации коммуникативной задачи в реальной ситуации общения. Коммуникативное обучение грамматике английского языка способствует формированию «грамматической интуиции», т.е. навыков, при которых грамотно и верно используется язык в повседневной жизни, не отвлекаясь на формулирование грамматических правил и трактовку грамматических явлений.
Однако, процесс обучения иностранному языку, основанный на использовании коммуникативного подхода, должен быть организован таким образом, чтобы изучение грамматических явлений было не поверхностным (зачастую, в процессе коммуникативного обучения исправление ошибок сводится к минимуму, поскольку самым важным и необходимым условием является реализация коммуникативной задачи), а ориентированным на более глубокое понимание и осознанный выбор грамматических структур в процессе общения на иностранном языке. То есть, овладение языком должно протекать путем сознательного овладения его структуры и в ситуации общения. В чистом виде коммуникативный подход, как или любой другой не отвечает всем этим требованиям, но в сочетании с когнитивным подходом, главным принципом которого является овладение языком через осознание его структуры, наиболее полно реализует вышеперечисленные принципы.
В данной работе мы рассмотрим сущность понятия коммуникативно - когнитивный подход, а также проверим эффективность данного подхода к обучению грамматики английского языка учащихся коррекционных классов средней школы на практике.
Темой данной дипломной работы является «Коммуникативно-когнитивный подход к обучению грамматике английского языка в коррекционных классах средней школы».
Объект исследования: процесс обучения грамматике английского языка учащихся коррекционных классов.
Предмет исследования: использование коммуникативно-когнитивного подхода к обучению грамматике английского языка.
Цель исследования: выявить условия эффективного использования коммуникативно-когнитивного подхода к обучению грамматике английского языка учащихся 8-го коррекционного класса.
Задачи исследования:
1. Выявить психолого-педагогические особенности развития детей, обучающихся в коррекционных классах;
2. Изучить основные понятия и этапы обучения грамматике английского языка;
3. Выделить основные принципы обучения грамматике английского языка;
4. Изучить сущность понятия коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранным языкам;
5. Описать технологию обучения грамматике английского языка учащихся коррекционных классов с использованием коммуникативно-когнитивного подхода;
6. Дать анализ результатов применения технологии на практике.
Методы исследования: анализ методической литературы, синтез, моделирование, сравнение, обобщение, изучение педагогического опыта.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список.
К 2009 году около 15 млн. населения России имело ограниченные возможности здоровья и трудоспособности. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и здоровья Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10 % среди контингента детей, поступающих в школу. Распространенность функциональных отклонений достигает более 70 %, хронических заболеваний - 50 %, физиологической незрелости - 60 %. Удельный вес психических расстройств 21,2 %, врожденных аномалий -18 %, число детей с отклонениями в развитии составляло 36 % от всего детского населения страны. В 2002-2003 учебном году в России работали 1935 специальных (коррекционных) учреждений. С каждым годом количество специальных коррекционных школ уменьшается. В общеобразовательных школах открывают специальные коррекционные классы, при этом не создавая каких-то особых условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим, учителям, работающим с таким контингентом учащихся, приходится самим выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы он давал результаты.
Программа обучения английскому языку, которой руководствуются учителя в общеобразовательных учреждениях, вообще не рассчитана на учащихся с психическими отклонениями, несмотря на то, что эти дети обучаемы, просто к ним нужен особый подход. При этом, коммуникативно направленное обучение является основной целью обучения иностранным языкам как в классах нормы, так и в классах коррекции.
В данной работе мы рассматривали процесс обучения грамматике английского языка учащихся коррекционных классов средней школы в рамках коммуникативно-когнитивного подхода. Обучение грамматике - один из важнейших компонентов обучения иностранным языкам, т. к. для того, чтобы общаться на иностранном языке, правильно выражать свои мысли и понимать речь собеседника, необходимо знать правила изучаемого языка (различные конструкции, обороты, видовременные формы и т. д.). В наши дни, методы, основанные на зазубривании правил и механическом их повторении, не являются эффективными. Сейчас приоритетным направлением в обучение считается коммуникативная грамматика, главным принципом которой является обязательное использование изученных грамматических форм в речи. Коммуникативный подход ориентирован на применение то или иной грамматической формы для реализации коммуникативной задачи и способствует формированию навыков использования языка в повседневных ситуациях общения. Когнитивный подход позволяет изучать грамматический строй языка более углубленно и способствует осознанному выбору той или иной грамматической структуры. Таким образом, сочетание этих двух подходов способствует сознательному овладению грамматическим строем изучаемого языка в ситуации общения.
Изучив индивидуальные особенности учащихся коррекционных классов средней школы, а также основные принципы коммуникативно - когнитивного подхода, мы пришли к выводу, что данный подход может быть применим к обучению детей с ОВЗ, но программа для обучения должна быть составлена с учетом возможностей их здоровья. Поэтому мы разработали комплекс упражнений по теме Past Continuous, но снизили уровень сложности с учетом имеющегося у учащихся лексического и грамматического запаса знаний. Апробация данного комплекса упражнений показала, что коммуникативно-когнитивный подход действительно является эффективным при обучении грамматике английского языка. Уже на промежуточном контроле знаний учащиеся показали хорошие результаты. Итоговая контрольная работа по теме также не вызвала сильных затруднений у учащихся. Дети использовали в речи изученный материал как в игровых, так и в тренировочных упражнениях. При этом они осознанно употребляли грамматические формы и могли объяснить их использование. Результаты обучения грамматике с применением коммуникативно-когнитивного подхода по теме «Past Continuous» в 8 коррекционном классе можно увидеть по оценкам учащихся, представленным в таблицах 1 и 2 в анализе применения данной технологии на уроках английского языка.
Теперь мы на практике убедились в том, что при обучении грамматике английского языка учащихся коррекционных классов средней школы наиболее целесообразно применять коммуникативно-когнитивный подход с учетом их индивидуальных особенностей, т. к. он отвечает современным требованиям и целям обучения иностранным языкам. Дети не только учат правило, но и осознанно используют его в речи.
Программа обучения английскому языку, которой руководствуются учителя в общеобразовательных учреждениях, вообще не рассчитана на учащихся с психическими отклонениями, несмотря на то, что эти дети обучаемы, просто к ним нужен особый подход. При этом, коммуникативно направленное обучение является основной целью обучения иностранным языкам как в классах нормы, так и в классах коррекции.
В данной работе мы рассматривали процесс обучения грамматике английского языка учащихся коррекционных классов средней школы в рамках коммуникативно-когнитивного подхода. Обучение грамматике - один из важнейших компонентов обучения иностранным языкам, т. к. для того, чтобы общаться на иностранном языке, правильно выражать свои мысли и понимать речь собеседника, необходимо знать правила изучаемого языка (различные конструкции, обороты, видовременные формы и т. д.). В наши дни, методы, основанные на зазубривании правил и механическом их повторении, не являются эффективными. Сейчас приоритетным направлением в обучение считается коммуникативная грамматика, главным принципом которой является обязательное использование изученных грамматических форм в речи. Коммуникативный подход ориентирован на применение то или иной грамматической формы для реализации коммуникативной задачи и способствует формированию навыков использования языка в повседневных ситуациях общения. Когнитивный подход позволяет изучать грамматический строй языка более углубленно и способствует осознанному выбору той или иной грамматической структуры. Таким образом, сочетание этих двух подходов способствует сознательному овладению грамматическим строем изучаемого языка в ситуации общения.
Изучив индивидуальные особенности учащихся коррекционных классов средней школы, а также основные принципы коммуникативно - когнитивного подхода, мы пришли к выводу, что данный подход может быть применим к обучению детей с ОВЗ, но программа для обучения должна быть составлена с учетом возможностей их здоровья. Поэтому мы разработали комплекс упражнений по теме Past Continuous, но снизили уровень сложности с учетом имеющегося у учащихся лексического и грамматического запаса знаний. Апробация данного комплекса упражнений показала, что коммуникативно-когнитивный подход действительно является эффективным при обучении грамматике английского языка. Уже на промежуточном контроле знаний учащиеся показали хорошие результаты. Итоговая контрольная работа по теме также не вызвала сильных затруднений у учащихся. Дети использовали в речи изученный материал как в игровых, так и в тренировочных упражнениях. При этом они осознанно употребляли грамматические формы и могли объяснить их использование. Результаты обучения грамматике с применением коммуникативно-когнитивного подхода по теме «Past Continuous» в 8 коррекционном классе можно увидеть по оценкам учащихся, представленным в таблицах 1 и 2 в анализе применения данной технологии на уроках английского языка.
Теперь мы на практике убедились в том, что при обучении грамматике английского языка учащихся коррекционных классов средней школы наиболее целесообразно применять коммуникативно-когнитивный подход с учетом их индивидуальных особенностей, т. к. он отвечает современным требованиям и целям обучения иностранным языкам. Дети не только учат правило, но и осознанно используют его в речи.





