Глава 1. Теоретические аспекты обучения иностранным языкам в средней
школе 6
1.1 Лексические навыки как основа обучения иностранным языкам 6
1.2 Психолого-педагогические особенности подростков среднего
школьного возраста 14
1.3 Приемы обучения лексике иностранного языка 23
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования лексических навыков у обучающихся среднего школьного возраста 35
2.1 Комплекс упражнений для формирования лексических навыков по теме
«My things» 35
2.2 Апробация комплекса упражнений, нацеленного на формирование лексических навыков учащихся с учетом их ведущего типа восприятия ... 44
2.3 Общеметодические рекомендации для учителей иностранного языка по
применению предложенного комплекса упражнений 51
Выводы по главе 2 60
Заключение 61
Библиографический список 64
Приложение 1 70
Приложение 2 73
Приложение 3 77
Приложение 4 80
Приложение 5 81
В настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается как обучение коммуникативной деятельности, т.е. умению общаться. Ученик получает возможность пользоваться языком в его коммуникативной функции, следовательно, учителю следует уделить особенно пристальное внимание повышению эффективности формирования лексических навыков на уроке иностранного языка.
Существует множество универсальных комплексов упражнений для формирования лексических навыков, однако вопрос о наиболее оптимальных используемых приемах, а также об их эффективности и соответствии возрастным требованиям учащихся среднего школьного возраста по сей день остается открытым.
Кроме того, актуальность данной работы заключается в том, что в 5 - 7 классах учащиеся должны усвоить лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в объеме около 400 новых лексических единиц; в 8 - 9 классах к уже изученной лексике добавляется еще около 300 новых лексических единиц, в т.ч. устойчивые словосочетания и реплики-клише речевого этикета. Таким образом, за период обучения в средней школе учащиеся должны усвоить 700 единиц. В связи с этим помимо увеличения словаря учащихся, необходимо обеспечить более качественное запоминание и сохранение лексических единиц в памяти каждого из них, а также организацию более интенсивной тренировки в их употреблении для создания учащимися самостоятельных речевых произведений [Кузнецов, 2010:19].
Многие исследователи, такие как М.К. Колкова, Н.С. Лейтес, Дж. Камминз и др. рассматривают средний школьный возраст как наиболее благоприятный и в физиологическом, и в психологическом плане для продолжения изучения иностранных языков.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования - приемы формирования лексических навыков у учащихся среднего школьного возраста.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса упражнений, способствующего повышению уровня сформированное™ лексических навыков у учащихся подросткового возраста.
Для достижения обозначенной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть понятие лексических навыков и этапы их формирования при обучении иностранному языку;
2. изучить психофизических особенностей учащихся 9-15 лет;
3. проанализировать приемы формирования лексических навыков, их систематизацию и распределить по возрастным группам;
4. рассмотреть понятие «комплекс упражнений», а также сформулировать этапы формирования лексических навыков;
5. проверить эффективность комплекса упражнений экспериментальным путем, проанализировать результаты
исследования, подвести итоги;
6. разработать общеметодические рекомендации по применению разработанного комплекса упражнений.
В качестве теоретической базы исследования были использованы научные труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов, посвященных проблеме формирования лексических навыков (Е.И. Пассов, Р.К Миньяр-Белоручев, П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже), семантизации иноязычных слов (Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина), диагностике учебной деятельности и интеллектуального развития детей (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. эмпирические (наблюдение за процессом обучения учеников пятых классов гимназии №94 г. Екатеринбурга, анкетирование учащихся на ведущий тип восприятия, изучение продуктов их учебной деятельности, проведение проблемно-поисковой работы);
2. теоретическое исследование (анализ психолого-педагогической и методической литературы, прогнозирование результатов исследования);
3. статистическое исследование (анализ и графическое представление результатов исследования).
4. математическое исследование (изучение качественного изменения уровня лексических навыков у учащихся, в т.ч. регистрация начальных и конечных данных и ранжирование результатов в виде графиков).
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретического материала об обучении учащихся среднего школьного возраста английскому языку. Практическая значимость заключается в разработке комплекса упражнений, учитывающего ведущий тип восприятия учащихся. Комплекс упражнений может использоваться в качестве иллюстративного материала на уроках иностранного языка в средней школе, а также при разработке учебных материалов и пособий: практикумов, сборников упражнений и задач.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка и приложения.
Апробация работы состоялась в рамках восьмой, девятой и десятой международных студенческих научно-практических конференциях 12 апреля 2016, 2017 и 2018 г. в Уральском государственном педагогическом университете.
Нами была рассмотрена проблема формирования лексических навыков у учащихся среднего школьного возраста. Изучив психофизиологические особенности подростков, особенности их обучения, а также этапы формирования лексических навыков, мы разработали комплекс упражнений, который состоит из трех этапов и предназначен для повышения уровня сформированности лексических навыков у учащихся данной возрастной группы.
Проанализировав определения лексики и лексического навыка, мы будем опираться на определение, предложенное такими учеными, как
Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин, так как оно включает в себя не только продуктивный, но и рецептивный аспект лексических навыков.
Лексический навык - автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и в соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи [Азимов, Щукин 2009:150].
Проанализировав существующие приемы формирования лексических навыков и изучив этапы овладения лексическими навыками, мы разработали комплекс упражнений, состоящий из трех этапов: введение новой лексики, отработка звуковой формы слова и речепроизводство и учитывающий ведущий тип восприятия учащихся.
Комплекс упражнений был апробирован в 5 «А», 5 «Б» и 5 «В» классах среднего этапа школьного обучения в гимназии № 94 г. Екатеринбурга в рамках педагогической практики. Данное исследование представляло собой эксперимент, состоящий из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе нами был выявлен исходный уровень знания лексики учеников трех групп, а также их ведущую систему восприятия мира с помощью вводного тестирования. Было выявлено, что экспериментальные и контрольная группы имеют в основном средний и низкий уровень сформированности лексических навыков. После применения комплекса упражнений была проведена повторная проверка сформированности лексических навыков. Согласно полученным данным во всех трех группах появились учащихся с высоким уровнем сформированности навыков. В экспериментальной группе №1 количество таких учащихся составило 80% от их общего числа. В экспериментальной группе №3 у 88% учащихся был выявлен высокий уровень сформированности навыков. В контрольной группе, которая работала по традиционной программе - у 60%.
Сравнение полученных результатов показало, что у обучающихся трех групп повысился изначальный уровень сформированности лексических навыков. Данные выводы были представлены в виде диаграмм. Таким образом, эффективность использования комплекса упражнений была доказана экспериментальным путем, и нами был сделан вывод о том, что именно использование комплекса упражнений положительно повлияло на повышение уровня лексических навыков и закрепление лексических единиц учащихся двух пятых классов.
Полученный практический опыт помог нам составить общеметодические рекомендации по использованию разработанного комплекса упражнений для учителей английского языка в средней школе. Так, каждый из этапов комплекса упражнений должен иметь четкое начало и логичное завершение, а также проходить организованно. Для поддержания дисциплины можно использовать систему поощрения и черный список «нарушений» во время урока. Оценивать можно, как индивидуальную работу, так и совместные усилия. В последнем случае оценка ставится одинаковая всем ученикам. Пользуясь предложенными рекомендациями, учитель получает основу для построения плана урока.
Подводя итог данному исследованию, нужно сказать, что использование комплекса упражнений в обучении иностранным языкам действительно необходимо. С его помощью обеспечивается возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств, что полностью соответствует современными обязательными требованиями к основному общему образованию.
Также, мы можем сделать вывод, что использование комплекса упражнений в обучении дает положительные результаты в освоении учащимися необходимого учебного материала и обеспечивает достижение поставленных целей образования.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. - М.: Высшая школа, 1970. - 232 с.
3. Волков Б. С. Психология ранней юности. - М.: Сфера, 2001. - 96 с.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984. - 433 с.
5. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. - М.: Университет, 2002. - 399 с.
6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
7. Дубровина И. В. Практическая психология образования. Учебное пособие. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
8. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.
9. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. - 2-е изд. - Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. - 376 с.
10. Иностранные языки: [Электронный ресурс] // Интерактивные методы и
приемы обучения на уроках английского языка
https: //infourok. ru/interaktivnie-metodi-i-priemi-obucheniya-na-urokah- angliyskogo-yazika-406624.html (дата обращения: 19.10.2017)
11. Иностранные языки: [Электронный ресурс] // Методика формирования лексических навыков. URL: https://infourok.ru/metodika-formirovaniya- leksicheskih-navikov-2854657.html (дата обращения: 19.09.2017)
12. Иностранные языки: [Электронный ресурс] // Примеры активных методов обучения на уроках английского языка. URL:
https://infourok.ru/primeri-aktivnih-metodov-obucheniya-na-urokah- angdiyskogo-yazika-2033624-page3.html (дата обращения: 23.10.2017)
13. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы.
- Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 511 с.
14. Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
15. Колков М. К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: пособие для учителей, аспирантов и студентов. - СПб: КАРО, 2008. - 221 с.
...