ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования лексического
навыка 6
1.1 Место, отводимое лексике в различных методических направлениях
6
1.2 Стратегии в обучении иностранному языку 16
1.3 Методические принципы обучения иноязычной лексике 20
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Обучение лексической стороне устной речи в начальной
школе 27
2.1 Особенности обучения иностранным языкам на начальном этапе
обучения в школе 27
2.2Основные особенности развития устной речевой деятельности 29
2.3 Пути, способы и приемы семантизации лексических единиц 33
2.4 Требования ФГОС и Примерной программы НОО к содержанию и
планируемым результатам обучения иностранному языку в начальной школе
36
Выводы по главе 2
40
Глава 3. Опыт разработки рекомендаций по эффективному
обучению лексической стороне речи
41
3.1 Анализ УМК «Spotlight» «Английский в фокусе » для четвертого
класса 41
3.2 План урока английского языка в 4 классе 46
Выводы по главе 3 48
Заключение 49
Список использованных источников 51
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 58
ПРИЛОЖЕНИЕ В 59
Основное назначение иностранного языка как предметной области
школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на
иностранном языке. Чтобы научить ребенка общаться на иностранном языке,
необходимо, прежде всего, дать ему лексический материал и научить
пользоваться этим материалом, то есть сформировать у него лексические
навыки. Причем эти навыки должны быть доведены практически до
автоматизма, именно тогда, по мнению многих исследователей, лексическая
единица войдет в активный словарь, и учащийся без особых трудностей
будет пользоваться ей (ЛЕ) во всех видах речевой деятельности.
Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е
способности и готовности осуществлять как непосредственное общение, так
и опосредованное общение. Формирование коммуникативной компетенции
является основной и ведущей целью обучения.
Обучению лексической стороне иноязычной речи (устной и
письменной) всегда уделялось особое внимание. Это связано с тем, что
лексика как аспект языка лежит в основе обучения другим сторонам и видам
речевой деятельности. Авторы многих теоретических трудов по лингвистике,
лингводидактике и методике преподавания иностранных языков
придерживаются мнения, что лексический компонент является стержневым в
структуре языковой способности обучающихся.
Немаловажную роль в процессе формирования навыков говорения
играет вовлеченность ребенка в процесс и простота материала. Поэтому
УМК, использующиеся на начальном этапе обучения должны быть не только
грамотно составлены с методической точки зрения, но и приятны и
интересны. Однако кроме УМК, учитель может использовать и
дополнительные опоры, часто не включенные в комплекс. Если опоры
отвечают требованиям курса, они могут сыграть важную роль в становлении
умения построения связного монологического и диалогического
высказывания.
Все вышеизложенное определило тему выпускной квалификационной
работы «Обучение лексической стороне устной речи в начальной школе».
Объектом исследования является обучение говорению учеников
начальной школы.
Предмет исследования - английская лексика, служащая основой для
обучения устной речи.
Целью работы является определение оптимальных условий
формирования лексического навыка в начальной школе.
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:
● Изучить и проанализировать научно-методическую литературу
по теме исследования.
● Провести анализ УМК Spotlight (Английский в фокусе) авторов
Н.И. Быковой, Дж. Дули, М.Д. Поспелова, В.Эванс
...
В результате проведённого исследования, а также анализа литературы в
рамках выбранной тематики, можно сделать следующий вывод о том, что
лексика играет важную роль в процессе обучения иностранному языку, т.к.
она является одной из основ функционирования всех видов речевой
деятельности, которые в свою очередь ориентированы на главную цель
обучения иностранным языкам - формирование и развитие основ
коммуникативной компетенции учащихся.
В работе над формированием лексических навыков выделяют этапы
ознакомления, тренировки и применения лексических единиц. Центральным
звеном в работе по формированию лексических навыков являются второй и
третий этапы, на которых применяют подготовительные и речевые
упражнения, а также игровые приемы, для формирования и контроля
сформированности лексических навыков.
В процессе формирования лексических навыков у детей младшего
школьного возраста необходимо учитывать психологические особенности
возраста.
Анализ учебно-методического комплекта «Spotlight» авторов Быкова
Н.И, Дули Дж. позволяет сделать вывод, что в данном УМК предусмотрены
различные упражнения и игровые приемы для формирования лексических
навыков, а также и контроля за сформированностью этого навыка.
В связи с особенностями психического развития младших школьников
и их учебной деятельностью можно сделать вывод о том, что для
эффективного формирования лексических навыков требуется:
● соблюдение порядка и условий предъявления понятийного и
тренировочного материала в соответствии с операционным составом
лексического навыка;
● обеспечение многократного повторения лексического материала
каждым учащимся и увеличение объема тренировки;
● использование разных видов наглядности;
● осуществление предметных действий с лексическими единицами;
● обеспечение немедленной обратной связи;
50
● своевременный контроль и коррекция при выполнении
письменных лексических упражнений.
Многие из перечисленных требований обусловлены возрастными
особенностями младших школьников, а именно их восприимчивостью к
мобильным предметам, стремлением к наглядно-чувственной опоре,
преобладанием непроизвольного запоминания, неустойчивостью внимания,
неумением работать самостоятельно.
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897.
2. Английский язык 4 класс Spotlight (Англ. в фокусе) (Н.И.Быкова,
Дж.Дули, М.Д. Поспелова, В.Эванс)
3. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в
средней школе. Проблемы и перспективы. –М.: Просвещение, 1988. 164с.
4. Бик Е.Аналитико-синтетический метод обучения иностранным
языкам / Русская школа. – 1890. - №5. 58с.
5. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания
иностранных языков: английский, немецкий, французский: учеб. пособие /
П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян, А.Ф. Будько, И.В. Чепик. –
Минск: ТетраСистемс, 2005. 288 с.
6. Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным
языкам / Б.В. Беляев. – М.: Просвещение, 1965. 227 с.
7. Глейзер П., Петцольд Э. Lehrbuch der deutschen Sprache. Учебник
немецкого языка. – Ч.II –Изд. 10. – С-Петербург, 1912. 28с.
8. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам:
Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингв. ун-тов и
фак. ин. яз. высших пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.:
Издат. Центр «Академия», 2004. – 336 с.
9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения ИЯ. М: "АрктиГласа.", 2000. 328 с.
10. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.
М.: Просвещение, 2011. 248 с.
Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку / И.А.
Зимняя. – М.: Рус. яз., 1989. 219с.
12. Молодых-Нагаева Е.Г. Страноведение как фактор формирования
межкультурной компетенции. Теория и практика общественного развития.
2015. 174с.
13. Молодых-Нагаева Е.Г. Обучение аудированию на практических
занятиях немецкого языка. Общество: социология, психология, педагогика.
2015. 152 с.
14. Молодых-Нагаева Е.Г., Нордман И.Б. Использование элементов
различных образовательных парадигм при обучении деловому иностранному
языку. 2015. 155с.
15. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного
языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – Мн.:
Выш. школа, 1999. 522 с.