Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Приемы формирования лексических навыков у учащихся среднего школьного звена

Работа №97581

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты обучения иностранным языкам в средней
школе 6
1.1 Лексические навыки как основа обучения иностранным языкам 6
1.2 Психолого-педагогические особенности подростков среднего
школьного возраста 14
1.3 Приемы обучения лексике иностранного языка 23
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования лексических навыков у обучающихся среднего школьного возраста 35
2.1 Комплекс упражнений для формирования лексических навыков по теме
«My things» 35
2.2 Апробация комплекса упражнений, нацеленного на формирование лексических навыков учащихся с учетом их ведущего типа восприятия ... 44
2.3 Общеметодические рекомендации для учителей иностранного языка по
применению предложенного комплекса упражнений 51
Выводы по главе 2 60
Заключение 61
Библиографический список 64
Приложение 1 70
Приложение 2 73
Приложение 3 77
Приложение 4 80
Приложение 5 81


В настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается как обучение коммуникативной деятельности, т.е. умению общаться. Ученик получает возможность пользоваться языком в его коммуникативной функции, следовательно, учителю следует уделить особенно пристальное внимание повышению эффективности формирования лексических навыков на уроке иностранного языка.
Существует множество универсальных комплексов упражнений для формирования лексических навыков, однако вопрос о наиболее оптимальных используемых приемах, а также об их эффективности и соответствии возрастным требованиям учащихся среднего школьного возраста по сей день остается открытым.
Кроме того, актуальность данной работы заключается в том, что в 5 - 7 классах учащиеся должны усвоить лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в объеме около 400 новых лексических единиц; в 8 - 9 классах к уже изученной лексике добавляется еще около 300 новых лексических единиц, в т.ч. устойчивые словосочетания и реплики-клише речевого этикета. Таким образом, за период обучения в средней школе учащиеся должны усвоить 700 единиц. В связи с этим помимо увеличения словаря учащихся, необходимо обеспечить более качественное запоминание и сохранение лексических единиц в памяти каждого из них, а также организацию более интенсивной тренировки в их употреблении для создания учащимися самостоятельных речевых произведений [Кузнецов, 2010:19].
Многие исследователи, такие как М.К. Колкова, Н.С. Лейтес, Дж. Камминз и др. рассматривают средний школьный возраст как наиболее благоприятный и в физиологическом, и в психологическом плане для продолжения изучения иностранных языков.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования - приемы формирования лексических навыков у учащихся среднего школьного возраста.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса упражнений, способствующего повышению уровня сформированное™ лексических навыков у учащихся подросткового возраста.
Для достижения обозначенной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть понятие лексических навыков и этапы их формирования при обучении иностранному языку;
2. изучить психофизических особенностей учащихся 9-15 лет;
3. проанализировать приемы формирования лексических навыков, их систематизацию и распределить по возрастным группам;
4. рассмотреть понятие «комплекс упражнений», а также сформулировать этапы формирования лексических навыков;
5. проверить эффективность комплекса упражнений экспериментальным путем, проанализировать результаты
исследования, подвести итоги;
6. разработать общеметодические рекомендации по применению разработанного комплекса упражнений.
В качестве теоретической базы исследования были использованы научные труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов, посвященных проблеме формирования лексических навыков (Е.И. Пассов, Р.К Миньяр-Белоручев, П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже), семантизации иноязычных слов (Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина), диагностике учебной деятельности и интеллектуального развития детей (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. эмпирические (наблюдение за процессом обучения учеников пятых классов гимназии №94 г. Екатеринбурга, анкетирование учащихся на ведущий тип восприятия, изучение продуктов их учебной деятельности, проведение проблемно-поисковой работы);
2. теоретическое исследование (анализ психолого-педагогической и методической литературы, прогнозирование результатов исследования);
3. статистическое исследование (анализ и графическое представление результатов исследования).
4. математическое исследование (изучение качественного изменения уровня лексических навыков у учащихся, в т.ч. регистрация начальных и конечных данных и ранжирование результатов в виде графиков).
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретического материала об обучении учащихся среднего школьного возраста английскому языку. Практическая значимость заключается в разработке комплекса упражнений, учитывающего ведущий тип восприятия учащихся. Комплекс упражнений может использоваться в качестве иллюстративного материала на уроках иностранного языка в средней школе, а также при разработке учебных материалов и пособий: практикумов, сборников упражнений и задач.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка и приложения.
Апробация работы состоялась в рамках восьмой, девятой и десятой международных студенческих научно-практических конференциях 12 апреля 2016, 2017 и 2018 г. в Уральском государственном педагогическом университете.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами была рассмотрена проблема формирования лексических навыков у учащихся среднего школьного возраста. Изучив психофизиологические особенности подростков, особенности их обучения, а также этапы формирования лексических навыков, мы разработали комплекс упражнений, который состоит из трех этапов и предназначен для повышения уровня сформированности лексических навыков у учащихся данной возрастной группы.
Проанализировав определения лексики и лексического навыка, мы будем опираться на определение, предложенное такими учеными, как
Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин, так как оно включает в себя не только продуктивный, но и рецептивный аспект лексических навыков.
Лексический навык - автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и в соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи [Азимов, Щукин 2009:150].
Проанализировав существующие приемы формирования лексических навыков и изучив этапы овладения лексическими навыками, мы разработали комплекс упражнений, состоящий из трех этапов: введение новой лексики, отработка звуковой формы слова и речепроизводство и учитывающий ведущий тип восприятия учащихся.
Комплекс упражнений был апробирован в 5 «А», 5 «Б» и 5 «В» классах среднего этапа школьного обучения в гимназии № 94 г. Екатеринбурга в рамках педагогической практики. Данное исследование представляло собой эксперимент, состоящий из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе нами был выявлен исходный уровень знания лексики учеников трех групп, а также их ведущую систему восприятия мира с помощью вводного тестирования. Было выявлено, что экспериментальные и контрольная группы имеют в основном средний и низкий уровень сформированности лексических навыков. После применения комплекса упражнений была проведена повторная проверка сформированности лексических навыков. Согласно полученным данным во всех трех группах появились учащихся с высоким уровнем сформированности навыков. В экспериментальной группе №1 количество таких учащихся составило 80% от их общего числа. В экспериментальной группе №3 у 88% учащихся был выявлен высокий уровень сформированности навыков. В контрольной группе, которая работала по традиционной программе - у 60%.
Сравнение полученных результатов показало, что у обучающихся трех групп повысился изначальный уровень сформированности лексических навыков. Данные выводы были представлены в виде диаграмм. Таким образом, эффективность использования комплекса упражнений была доказана экспериментальным путем, и нами был сделан вывод о том, что именно использование комплекса упражнений положительно повлияло на повышение уровня лексических навыков и закрепление лексических единиц учащихся двух пятых классов.
Полученный практический опыт помог нам составить общеметодические рекомендации по использованию разработанного комплекса упражнений для учителей английского языка в средней школе. Так, каждый из этапов комплекса упражнений должен иметь четкое начало и логичное завершение, а также проходить организованно. Для поддержания дисциплины можно использовать систему поощрения и черный список «нарушений» во время урока. Оценивать можно, как индивидуальную работу, так и совместные усилия. В последнем случае оценка ставится одинаковая всем ученикам. Пользуясь предложенными рекомендациями, учитель получает основу для построения плана урока.
Подводя итог данному исследованию, нужно сказать, что использование комплекса упражнений в обучении иностранным языкам действительно необходимо. С его помощью обеспечивается возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств, что полностью соответствует современными обязательными требованиями к основному общему образованию.
Также, мы можем сделать вывод, что использование комплекса упражнений в обучении дает положительные результаты в освоении учащимися необходимого учебного материала и обеспечивает достижение поставленных целей образования.



1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. - М.: Высшая школа, 1970. - 232 с.
3. Волков Б. С. Психология ранней юности. - М.: Сфера, 2001. - 96 с.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984. - 433 с.
5. Гальперин П. Я. Лекции по психологии. - М.: Университет, 2002. - 399 с.
6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
7. Дубровина И. В. Практическая психология образования. Учебное пособие. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
8. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.
9. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. - 2-е изд. - Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. - 376 с.
10. Иностранные языки: [Электронный ресурс] // Интерактивные методы и
приемы обучения на уроках английского языка
https: //infourok. ru/interaktivnie-metodi-i-priemi-obucheniya-na-urokah- angliyskogo-yazika-406624.html (дата обращения: 19.10.2017)
11. Иностранные языки: [Электронный ресурс] // Методика формирования лексических навыков. URL: https://infourok.ru/metodika-formirovaniya- leksicheskih-navikov-2854657.html (дата обращения: 19.09.2017)
12. Иностранные языки: [Электронный ресурс] // Примеры активных методов обучения на уроках английского языка. URL:
https://infourok.ru/primeri-aktivnih-metodov-obucheniya-na-urokah- angdiyskogo-yazika-2033624-page3.html (дата обращения: 23.10.2017)
13. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы.
- Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 511 с.
14. Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
15. Колков М. К. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: пособие для учителей, аспирантов и студентов. - СПб: КАРО, 2008. - 221 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ