Сюжетно-ролевая игра как средство развития креативности у старших дошкольников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятие креативности в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии креативности у старших
дошкольников 15
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮКРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Практика развития креативности средствами
сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников 26
2.2 Изучение уровня развития креативности у старших дошкольников 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятие креативности в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии креативности у старших
дошкольников 15
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮКРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Практика развития креативности средствами
сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников 26
2.2 Изучение уровня развития креативности у старших дошкольников 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 73
В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов в культуре, экономике, политике, различных сферах профессионально-трудовой деятельности одним из ведущих факторов успешности человека выступает креативность. Это интегральное качество обеспечивает возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера труду, досугу, образованию.
Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее оптимальным (сензитивным) периодом развития креативности выступает старший дошкольный возраст. Развитие креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить и, соответственно, также действовать, формируется в детстве и является условием последующего гармоничного развития личности человека.
Поэтому одной из основных задач современного дошкольного учреждения становится развитие креативности у детей дошкольного возраста во всех возрастных группах. Большинство существующих в настоящее время программ и моделей обучения и развития детей ориентированы преимущественно на когнитивное и интеллектуальное развитие и не ставят развитие креативности ребенка как специальную задачу. Но решать эту задачу необходимо, признавая креативность как значимый фактор личностного развития ребенка.
Являясь одной из самых актуальных, проблема развития креативности привлекает внимание ученых разных областей, четко вырисовывается тенденция к поиску педагогических средств, влияющих на развитие креативно-творческих способностей ребенка. В трудах С.Л. Рубинштейна, Я.А. Пономарева, Дж. Гилфорда и др. освещены общетеоретические вопросы психологии творчества. Труды А.М. Матюшкина, Г.С. Альтшуллера, Д.Б. Богоявленской и другие описывают методы, средства развития креативности и творчества, что особенно ценно для практической деятельности. В.Н. Дружинин считает креативность свойством, актуализирующимся тогда, когда этому способствует окружающая среда и его становление происходит в специально созданной среде [14, с. 21]. Особое значение в развитии креативности детей имеют сюжетно-ролевые игры (А. Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
Проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: как организовать сюжетно-ролевую игру старшего дошкольника, чтобы она служила средством развития креативности?
Исходя из актуальности указанной проблемы, была сформулирована следующая тема исследования выпускной квалификационной работы: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития креативности у старших дошкольников».
Цель исследования: определить возможности развития креативности у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования: развитие креативности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития креативности у старших дошкольников.
В соответствии с целью, объектом и предметом в ходе исследования решались следующие задачи исследования:
1) на основе изучения психолого-педагогической литературы рассмотреть понятие креативности, методы ее развития;
2) описать сюжетно-ролевую игру и ее роль в развитии креативности у старших дошкольников;
3) провести диагностику и проанализировать результаты изучения уровня развития креативности и сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников;
4) методологическое обоснование исследования развития креативности средствами сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников в условиях ДОУ.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и методической литературы по выбранной теме, сравнение и обобщение); эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование).
База опытно-поисковой работы: старшая группа МБДОУ «Детский сад № 52» города Каменска-Уральского.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее оптимальным (сензитивным) периодом развития креативности выступает старший дошкольный возраст. Развитие креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить и, соответственно, также действовать, формируется в детстве и является условием последующего гармоничного развития личности человека.
Поэтому одной из основных задач современного дошкольного учреждения становится развитие креативности у детей дошкольного возраста во всех возрастных группах. Большинство существующих в настоящее время программ и моделей обучения и развития детей ориентированы преимущественно на когнитивное и интеллектуальное развитие и не ставят развитие креативности ребенка как специальную задачу. Но решать эту задачу необходимо, признавая креативность как значимый фактор личностного развития ребенка.
Являясь одной из самых актуальных, проблема развития креативности привлекает внимание ученых разных областей, четко вырисовывается тенденция к поиску педагогических средств, влияющих на развитие креативно-творческих способностей ребенка. В трудах С.Л. Рубинштейна, Я.А. Пономарева, Дж. Гилфорда и др. освещены общетеоретические вопросы психологии творчества. Труды А.М. Матюшкина, Г.С. Альтшуллера, Д.Б. Богоявленской и другие описывают методы, средства развития креативности и творчества, что особенно ценно для практической деятельности. В.Н. Дружинин считает креативность свойством, актуализирующимся тогда, когда этому способствует окружающая среда и его становление происходит в специально созданной среде [14, с. 21]. Особое значение в развитии креативности детей имеют сюжетно-ролевые игры (А. Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
Проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: как организовать сюжетно-ролевую игру старшего дошкольника, чтобы она служила средством развития креативности?
Исходя из актуальности указанной проблемы, была сформулирована следующая тема исследования выпускной квалификационной работы: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития креативности у старших дошкольников».
Цель исследования: определить возможности развития креативности у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования: развитие креативности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития креативности у старших дошкольников.
В соответствии с целью, объектом и предметом в ходе исследования решались следующие задачи исследования:
1) на основе изучения психолого-педагогической литературы рассмотреть понятие креативности, методы ее развития;
2) описать сюжетно-ролевую игру и ее роль в развитии креативности у старших дошкольников;
3) провести диагностику и проанализировать результаты изучения уровня развития креативности и сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников;
4) методологическое обоснование исследования развития креативности средствами сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников в условиях ДОУ.
Методы исследования: теоретические (анализ научной и методической литературы по выбранной теме, сравнение и обобщение); эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование).
База опытно-поисковой работы: старшая группа МБДОУ «Детский сад № 52» города Каменска-Уральского.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Таким образом, креативность - это интегративная характеристика личности. Для креативности существует сенситивный период - с года и достигает пика к пяти годам. Креативность проявляется в дошкольном возрасте в условиях специально организованной среды (предметно - информационная обогащенность, образцы креативного поведения) [15, с.3]. Сюжетно-ролевая игра, в которой предусматривается принятие ребенком на себя определенной роли, моделирование с нею своего поведения в различных возможных ситуациях, использование предметов заместителей, адекватных принятой роли, выступает в качестве эффективного средства для формирования креативности у дошкольника.
Работа содержит описание практики реализации развития креативности у старших дошкольников по средствам сюжетно-ролевой игры в старшей группе МБДОУ «Детский сад № 52» города Каменска-Уральского.
Креативность проявляется в сюжетно-ролевых играх и представляет собой способность к замыслу, его реализации; создание сюжета, его реализации в роли; комбинирование, переструктурирование. Для педагогического руководства в сюжетно-ролевой игре в целях развития креативности ребенка старшего дошкольного возраста исследователи предлагают использовать специальные методы: сюжетосложение «игра- придумывание», соединения творческого построения сюжета детьми с их ролевым взаимодействием. Основными направлениями по развитию креативного (творческого) мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления, т.к. развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
Таким образом, в ходе выполнения работы была достигнута поставленная изначально цель и решены задачи, сделаны соответствующие выводы. По результатам диагностирования было отмечено, что воспитателю данной группы необходимо проводить работу по развитию креативности детей.
В перспективе возможно изучение вклада в процесс развития креативности у старших дошкольников других средств и методов, других видов деятельности.
Работа содержит описание практики реализации развития креативности у старших дошкольников по средствам сюжетно-ролевой игры в старшей группе МБДОУ «Детский сад № 52» города Каменска-Уральского.
Креативность проявляется в сюжетно-ролевых играх и представляет собой способность к замыслу, его реализации; создание сюжета, его реализации в роли; комбинирование, переструктурирование. Для педагогического руководства в сюжетно-ролевой игре в целях развития креативности ребенка старшего дошкольного возраста исследователи предлагают использовать специальные методы: сюжетосложение «игра- придумывание», соединения творческого построения сюжета детьми с их ролевым взаимодействием. Основными направлениями по развитию креативного (творческого) мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления, т.к. развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
Таким образом, в ходе выполнения работы была достигнута поставленная изначально цель и решены задачи, сделаны соответствующие выводы. По результатам диагностирования было отмечено, что воспитателю данной группы необходимо проводить работу по развитию креативности детей.
В перспективе возможно изучение вклада в процесс развития креативности у старших дошкольников других средств и методов, других видов деятельности.
Подобные работы
- Сюжетно-ролевые игры как средство развития креативности дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Сюжетно-ролевые игры как средство развития креативности у старших
дошкольников
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2023 - Сюжетно-ролевая игра как фактор развития коммуникативного опыта дошкольников с нарушениями зрения в процессе их психолого-педагогического сопровождения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей у дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021





