Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО

Работа №97533

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО 8
1.1. Сущность здоровьесберегающих технологий 8
1.2. Виды здоровьесберегающих технологий 15
1.3. Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе ДОО в условиях реализации ФГОС ДО 18
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ ДОО 29
2.1. Содержание опытно-поисковой работы по использованию
здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО 29
2.2. Возможности социума (родители/законные представители) в
здоровьесберегающих технологиях 40
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по использованию
здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО 48
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56

Актуальность выбора темы обусловлена тем, что в современном обществе особое значение приобретает сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.
В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» говорится: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [2]. Одной из первоочередных задач ФГОС ДО определяет охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Физическая культура и формирование культуры здоровья является одним из направлений в Стратегии развития воспитания в Свердловской области.
В то же время, общество предъявляет высокие требования к результатам образования. Для того чтобы быть успешным, конкурентоспособным в современном обществе человек, помимо высокого интеллектуального потенциала, должен обладать такими качествами, как мобильность и креативность. Поэтому родители современных дошкольников пытаются заинтересовать ребенка в разных видах деятельности к моменту его поступления в школу. Хотят, чтобы он читал, считал, пел, рисовал и т.д., и видят в этом залог успешности ребенка в школе. Помимо занятий в детском саду современный дошкольник посещает различные кружки, секции, творческие объединения не только в дошкольной образовательной организации, но и в системе дополнительного образования.
В эпоху высокой информатизации нашего общества дети становятся заложниками современных технологий (таких как компьютеры, телевидение и различные гаджеты).
Сложившаяся практика крайне негативно сказывается на здоровье подрастающего поколения. В дошкольном возрасте любые перегрузки могут губительно сказаться на детском организме.
По данным медицинской статистики в 2017 году, лишь 32,4% воспитанников МДОУ № 28 имеют 1 группу здоровья, 64% - 2 группу здоровья, 3,6% - 3 группу здоровья. Часто болеющие дети составляют 28,7% контингента воспитанников, 38,8% имеют хронические заболевания. В то время, как ещё 10 лет назад эти цифры были следующие: 72% имели 1 группу здоровья, 26,5 % - 2 группу здоровья, 1,5 % - 3 группу здоровья. Часто болеющих детей было 23% контингента воспитанников, а 15% имели хронические заболевания.
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что проблеме использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе обучающихся посвящено значительное количество исследований (Е.А. Алябьева, В.Г. Алямовская, М.М. Безруких, Ю.Ф. Змановский, С.А. Козлова и др.).
На сегодняшний день существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [48]. Многие педагоги (A. A. Баранов, Е. Л. Вишневская, В. В. Каргенов и др.) дают определение здоровью, часто имея в виду его физическую составляющую, но забывают о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально­психологический и духовно-нравственный аспект.
Хотя о проблеме здоровьесбережения много говорится, к сожалению, педагоги и родители мало внимания уделяют данной проблеме. Использование здоровьесберегающих технологий может оптимизировать нагрузку на всех субъектов образовательного процесса, способствовать сохранению и укреплению здоровья. Но вопросы здоровьесбережения часто ускользают от внимания педагогов в процессе планирования.
Исходя из вышесказанного, были выявлены противоречия между:
• высокими требованиями семьи и общества к вопросам сохранения здоровья подрастающего поколения и тенденцией форсирования интеллектуального развития детей;
• осознанием педагогами необходимости в сохранении здоровья воспитанников ДОО и отсутствием системы работы в данном направлении;
• ролью семьи в воспитании привычки к ЗОЖ и невниманием родителей к данной проблеме.
Из выявленного противоречия, была определена проблема исследования, которая заключается в недостаточно системной работе по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Исследования ученых говорят о том, что в теории вопрос здоровьесберегающих технологий в ДОО достаточно хорошо разработан, однако не имеет эффективного практического применения, так как процесс внедрения здоровьесберегающих технологий зависит от компетентностей педагога, от сложившихся условий в педагогическом коллективе, от желаний и умений родителей формировать основы ЗОЖ своих детей, поэтому тема исследования «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО» является весьма актуальной.
Объект исследования - образовательный процесс в ДОО.
Предмет исследования - методы и формы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО.
Цель исследования: разработка и реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую и психолого-педагогическую
литературу по проблеме.
2. Рассмотреть виды здоровьесберегающих технологий.
3. Раскрыть роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО в условиях реализации ФГОС ДО.
4. Описать содержание опытно-поисковой работы по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО.
5. Выявить возможности социума (родители/законные представители) в здоровьесберегающих технологиях.
6. Оценить результаты опытно-поисковой работы по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО.
Решение поставленных задач осуществлялось с применением следующих методов исследования: а) анализ педагогической и методической литературы; б) анализ нормативно-правовых документов; в) теоретический анализ понятия «здоровье», «здоровьесберегающие технологии»; г) эксперимент; д) наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование; е) анализ результатов исследования и интерпретация данных.
Теоретической основой исследования были труды Н.К. Смирнова, О.В. Петрова по разработке теории здоровьесбережения; теория и практика личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской; исследования о двигательной активности ребенка В.Г. Алямовской и Л.Д. Глазыриной; разработки по системе мониторинга состояния здоровья дошкольников Ю.А. Афонькиной.
Большое влияние в исследовании оказали труды Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина по детской психологии и дошкольной педагогике.
Практическая значимость заключается в том, что систематическое включение родителей/законных представителей в образовательный процесс ДОО с использованием здоровьесберегающих технологий позволяет наблюдать положительную динамику развития дошкольников.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, содержащего 53 наименования. Текст поясняют 2 таблицы и 2 рисунка. Общий объем выпускной квалификационной работы 60 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования изучили сущность и виды здоровьесберегающих технологий, определили их роль в образовательном процессе ДОО в условиях реализации ФГОС ДО. Было уточнено понятие «здоровьесберегающие технологии», раскрыто содержание и оценены результаты опытно-поисковой работы.
Первая глава исследования посвящена изучению существующих подходов к здоровьесбережению, уточнению категориально-понятийного аппарата, который включал основные понятия «здоровье», «здоровьесберегающие технологии». Здоровьесберегающие технологии - это такие технологии, которые направлены на сохранение, поддержание и обогащение здоровья всех субъектов образовательного процесса ДОО.
Выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий в ДОО: медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; технологии культуры здоровья дошкольников; технологии валеологического просвещения родителей.
Роль здоровьесберегающих технологий в ДОО состоит в создании социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды.
Во второй главе описывается опытно-поисковая работа, целью которой было выяснение возможностей использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО и их эффективность посредством активного включения родителей/законных представителей.
Содержание опытно-поисковой работы осуществлялось в три этапа - констатирующий, формирующий и итоговый. Для оценки эффективности работы по здоровьесбережению на констатирующем этапе мы проводили педагогическую диагностику по образовательной области «Физическое развитие» Ю.А. Афонькиной, анкетирование педагогов ДОО и родителей/законных представителей. Результаты этого этапа выявили ряд проблем, которые решались на следующем этапе.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы было проведено активное включение возможностей социума в практическое внедрение здоровьесберегающих технологий для достижения целей здоровьесбережения.
Итоговый этап опытно-поисковой работы, после проведения повторной педагогической диагностики и анкетирования взрослых, показал наличие положительной динамики в развитии дошкольников по образовательной области «Физическое развитие». Анализ полученных результатов свидетельствует об эффективности проведенной работы по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО.
Проведенная выпускная квалификационная работа дает нам основание сделать следующий обобщенный вывод: поставленная в исследовании цель достигнута, все задачи решены.


Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013г.
2.Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.
3.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М., 2003. - 186 с.
4.Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М., 2005. -
84 с.
5.Алямовская В.Г. Программа «Здоровье» (Образовательная область - «Физическое развитие»). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1993. - 87 с.
6.Афонькина Ю.А. Комплексная оценка результатов освоения программы От рождения до школы под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. Диагностический журнал. Старшая группа. М.: Изд-во «Учитель», 2014. - 42 с.
7.Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М.
Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.
8.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.
9.
Валеологическое просвещение родителей [Электронный ресурс]: http://doshvozrast.ru/m etodich/konsultac97.htm
10.Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
11.Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: Программа и программные требования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 144 с.
12.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. - 210 с.
13.Динамические паузы [Электронный ресурс]: http://fb.ru/article/161811/chto- takoe-dinamicheskie-pauzyi-dlya-doshkolnikov-i-dlya-chego-oni-nujnyi.
14.Дыхательная гимнастика [Электронный ресурс]:
http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/5257--11-l-html.
15.Ефименко Н. Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.
• 165 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ