ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятие и особенности творческих способностей детей младшего
дошкольного возраста 7
1.2 Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии
ФГОС 23
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ
ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 34
2.1 Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности
у детей младшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник рисования 34
2.2 Анализ результатов исследования влияния нетрадиционных техник
рисования на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста 44
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
Творчество - это, прежде всего, сила, позволяющая человеку максимально проявить себя и реализовать заложенные в него природой задатки и способности. Благодаря творческому мышлению каждый способен не только реализовывать и воплощать на практике уже усвоенные им знания, но и придумывать новые, оригинальные способы решения задач, виды действий.
О необходимости предоставления детям возможности творить, писали еще философы Древней Греции. Этому придавали большое воспитательное значение знаменитые педагоги: Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф. Фребель и другие не менее знаменитые педагоги новаторы. Разумеется, в повседневной деятельности педагоги должны учитывать весь положительный опыт, наработанный мировой педагогикой.
Исследованием творческих способностей занимались и занимаются многие психологи и педагоги. Особо выделим работы А.В. Бакушинского, Б.М. Теплова, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Т.С. Комаровой, Б.Г.
Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Кузина, С.Е.
Игнатьева. Психологи и педагоги определяют способности как индивидуально-психологические особенности ребенка, являющиеся условием успешного выполнения им той или иной продуктивной деятельности.
В соответствие с ФГОС ДОО, развитие инициативы, самостоятельности, творческих способностей является одним из приоритетов современного образования [52].
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста играет важную роль, т.к., несмотря на то, что большинство процессов психики развиваются по мере взросления ребенка, выходя на новый уровень с каждым этапом, развитие творческих способностей подчиняется иным закономерностям. И, дойдя до пика своего развития к 5-6 годам, они начинают падать. И, если по результатам данных диагностических методик, дошкольники дают до 90% оригинальных ответов, к 10 годам этот показатель падает до 20%. Взрослые дают, как правило, не более 2%. Таким образом, если не уделять творческому развитию детей младшего дошкольного должное внимание, их развитие может прекратиться даже едва начавшись.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для педагогической теории практики обусловили выбор темы нашего исследования: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста».
В соответствии с названной темой определим ее научный аппарат:
Цель исследования - изучить и проанализировать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования - творческие способности детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические подходы к творческим способностям детей младшего дошкольного возраста,
2. определить особенности развития творческих способностей младших дошкольников в рамках ФГОС ДОО,
3. выявить особенности использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей младших дошкольников,
4. разработать и апробировать систему занятий по использованию нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
5. проанализировать результаты исследования влияния нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- культурно-историческая теория (Л.С. Выготский);
• деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
• периодизации изобразительной деятельности (В.С. Мухина,
H. П. Сакулина);
• психолого-педагогические исследования о развития творческого потенциала личности в процессе изобразительной деятельности (Н.И. Сакулина, Т. С. Комарова, Е.А. Флерина);
• положение исследователя детского изобразительного творчества Е.А. Флериной о том, что творчество есть сознательное отражение ребенком окружающей действительности;
• концепция Л.С. Выготского, определяющего творчество как деятельность человека, в процессе которой создается нечто новое, неизвестное;
• основные положения концепций А.В. Петровского и С.Л. Новоселовой об организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Методы исследования:
I. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: наблюдение, диагностика, методы качественной и количественной обработки данных.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть реколмендованы педагогами ДОО при организации деятельности, направленной на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Полученные результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении особенностей развития творческих способностей, а так же учитываться педагогами при составлении программ, методических рекомендаций, предназначенных для всех форм занятий с детьми, а также при составлении рекомендаций для педагогов и родителей.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В результате проведенного исследования, включающего в себя анализ литературных данных и проведение исследования по изучаемой проблеме необходимо отметить следующее.
1. Были изучены теоретические подходы к творческим способностям детей младшего дошкольного возраста. Был сделан вывод, что она возникает у детей на 2-м году жизни и на первом этапе носит характер манипуляций. Как правило, творческая деятельность раньше проявляется в тех случаях, когда дети наблюдают аналогичную деятельность взрослых и начинают им подражать. По мере накопления ребенком жизненного опыта, творческая деятельность у него ассоциируется с предметами и явлениями окружающего мира.
2. Были определены особенности развития творческих способностей младших дошкольников в рамках ФГОС ДОО. Под творческими способностями понимается способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения.
3. Были определены особенности использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей младших дошкольников
Для развития творческих способностей в раннем возрасте, необходимо использование в педагогической деятельности нетрадиционные техники рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.
Нетрадиционные техники рисования - это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.
4. Была разработана и апробирована систему занятий по использованию нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Так же предложены различные методы и приемы по формированию творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Главная идея использования нетрадиционных техник рисования дать детям дошкольного возраста и их родителям новые, современные знания о использовании нетрадиционных техник и нетрадиционных материалов в изодеятельности, возможность воспитанникам и их родителям для совместного творчества.
В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания - все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.
5. Были проанализировны результаты исследования влияния нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
По результатам работы к концу года прослеживается положительная динамика в развитии у детей навыков в процессе рисования.
Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения.
Таким образом, можно сказать, что использование различных техник, приемов и материалов для рисования, значительно повысился уровень творческих способностей младших школьников.
1. Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Психол. Журнал.- 2014. - т.16. - №5. - С.49-58.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович - СПб.: Питер, 2014 - С. 92
3. Бородкина Н.В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. - М.: Академия развития, 2013. - 330с.
4. Визер В. Система цвета в живописи: учебное пособие. - СПб.: Питер. -2013.-192 с.
5. Волков И.П. Учим творчеству. / И.П. Волков - М.: Мозаика- Синтез, 2014. - 228 с.
6. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие / В.И. Волынкин. - М.: Феникс, 2017. - 448с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2015. - 276 с.
8. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. М.: Просвещение, 2013. - 89 с.
9. Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. - № 4. - 2014. - 21-29
10. Дружинин, В. Н. Творчество: природа и развитие / В. Н. Дружинин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. — Т. 2, № 3. — С. 91-107.
11. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин - СПб.: Питер, 2014. - 368с.
12. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий - Смоленск, 2014. - 155 с.
13. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 55-60.
14. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого- педагогичекая диагностика и консультирование» - М. - 2014. - 80с.
15. Захарюта, Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. - 2016.- №9. - с. 7-13...