ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ 8
1.1 Развитие креативности дошкольников
как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Возможности сюжетно-ролевых игр для развития
личности дошкольника 16
1.3 Особенности развития креативности дошкольников
в ходе сюжетно-ролевых игр 25
ГЛАВА 2. ОНЫТНО-НОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
КРЕАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 37
2.1 База, этапы и методы исследования 37
2.2 Создание педагогических условий для развития
креативности дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр 46
2.3 Определение актуального уровня креативности
до и после развивающих мероприятий 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Актуальность исследования. Игра - ведущая деятельность ребенка- дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. В игре дети усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни взрослых, имеют возможность проявить активность, самостоятельность. Особое место в жизни дошкольников занимает сюжетно-ролевая игра. В этих играх дети воспроизводят то, что видят вокруг себя.
Именно в играх проявляются возрастные и индивидуальные особенности детей, развиваются творческие способности, которые называются креативностью. Под названием «креативность» понимается способность к творчеству, уровень творческой одаренности.
Как показывает практика, педагоги старших групп дошкольных образовательных организаций чаще всего разучивают с детьми уже готовые сюжеты игр, предусмотренные программами воспитания и обучения. Воспитатели организуют для сюжета игры всех детей группы. Однако самостоятельно дошкольники не всегда играют в разученные игры, но всегда воспроизводят по предложению педагога. Очень часто это происходит из-за отсутствия у детей интереса к играм. В настоящее время созданы предпосылки для решения проблемы креативного потенциала дошкольников в основном в рамках художественного творчества (Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.), в то время как возможности сюжетноролевой игры для развития креативности остаются без внимания. Поэтому необходим поиск путей интеграции образовательного процесса, который был бы ориентирован на применение игровых технологий развития креативности детей дошкольного возраста.
Необходимость использования сюжетно-ролевых игр как средства развития креативности дошкольников определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность является ведущей деятельностью в процессе обучения.
2. Учет возрастных психофизических особенностей дошкольников,
которые напрямую связаны с недостаточной усидчивостью и невнимательностью, непроизвольным развитием памяти,
преобладанием наглядно-образного мышления, успешно формируются в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.
3. Создание педагогом атмосферы, побуждающей к творчеству, максимально положительные подкрепления действий ребенка, сохранение педагогом ровной доброжелательной интонации успешней реализуются в игровой деятельности.
Проблема развития креативности в сюжетно-ролевой игре получила развитие в психолого-педагогических исследованиях Л.С. Выготского, Н.Я. Михайленко, В.В. Поддъякова, Д.Б. Эльконина и других.
В то же время, проблема развития креативности остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности периода детства для развития креативности не всегда используются полностью, поэтому тема выпускной квалификационной работы «Сюжетноролевые игры как средство развития креативности дошкольников» является весьма актуальной.
Объект исследования: процесс развития креативности у
дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия развития
креативности детей на основе сюжетно-ролевых игр.
Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие креативности дошкольников в ДОУ № 91 города Каменск-Уральского и выработать методические рекомендации для воспитателей.
Для решения проблемы исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности развития креативности у дошкольников.
2. Рассмотреть возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития креативности детей дошкольного возраста.
3. Диагностировать уровень развития креативности у детей в процессе сюжетно-ролевой игры.
4. Разработать систему сюжетно-ролевых игр для развития креативности дошкольников.
5. Выработать методические рекомендации для деятельности воспитателя по развитию креативности детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевых игр.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• психометрический подход - креативность как способность преодолевать стереотипы (Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, С. Медник и др.);
• процессуальный подход - креативность как специфический процесс решения нестандартных задач (В. Вертгеймер, А. Осборн, и др.);
• личностный подход - вопросы мотивации и внутренних ресурсов креативности (Ю.А. Алешина, Л.Я. Гозман, А.А. Лосева, Е.Е. Туник, и др.);
• гуманистический подход - определение креативности как способа адаптации и самореализации (К. Роджерс, А. Маслоу и др.);
• деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
A. В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, и др.).
Креативность как многоаспектное понятие исследовалось многими учеными. Как специфическую черту мышления креативность рассматривали
B. В. Давыдов, А.Г. Шмелев и др. Л.С. Выготский, В.В Давыдов, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, Я.А. Пономарев, А.Г. Шмелев изучали способность ребенка к воображению как центральный компонент креативности. На возможность актуализации креативности как свойства личности указывали В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова, Э.П. Торренс, Р. Хесс и др.
Изучением сюжетно-ролевой игры занимались такие ученые, как Р.И. Жуковский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая,
А.П. Усова, Д.Б. Эльконин. Основы творчества в сюжетно-ролевой игре освещались Е.А. Аркиным, Л.А. Венгером, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, Н.И. Непомнящей, Н.Н. Поддъяковым, А.А. Рояк и др. Исследованием педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми в интересах развития детского творчества занимались Л.И. Божович, Р.И. Жуковская, Е.В. Зворыгина, Н.Н. Короткова, 3.В. Лиштван, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Е.А. Флерина и др.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
• теоретические (изучение и анализ литературы);
• эмпирические (педагогические наблюдения, беседы);
• педагогический эксперимент.
База исследования: МБДОУ № 91. В исследовании принимали
участие дети старшего дошкольного возраста общим количественным составом 20 человек, распределенные в две группы - контрольную и экспериментальную (по 10 человек в каждой).
Практическая значимость исследования. Проведена диагностика развития креативности детей в сюжетно-ролевых играх. Выработаны методические рекомендации для деятельности воспитателя по развитию креативности детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетноролевых игр.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сюжетно-ролевая игра влияет на развитие умения дошкольников составлять целое из частей и реконструировать их при создании художественных изображений, отличающихся новизной и оригинальностью.
2. Показатели речевого творческого воображения (скорость, необычность, оригинальность, глубина, детализированность образов воображения, богатство фантазии, эмоциональность) обнаруживают положительную динамику в ходе участия в сюжетно-ролевой игре.
3. Показатели проявления креативности в игре (оригинальность, быстрота, гибкость, вариативность) имеют тенденцию к развитию в ходе участия в сюжетно-ролевых играх.
Структура выпускной квалификационной работы.
Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы развития креативности детей в сюжетно-ролевых играх.
Во второй главе рассматривается опытно-поисковая работа по развитию креативности дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр.
Список литературы составляет 65 источников.
Систематизировав и обобщив изученные концепции о креативности, можно определить ее как многоаспектное понятие, широком смысле представляющее собой целостную систему, функционирующую в рамках творческого процесса и включающую креативный процесс, и креативный продукт, а также в узком смысле - как универсальную способность к творчеству, для реализации которой необходимо наличие креативной среды.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра создает оптимальные условия для формирования творческих способностей детей. Доминантой игры является сюжетно-ролевое действие: выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и реализация посредством воплощения игровых образов. Игровое творчество в сюжетноролевой игре является обязательной составляющей личностного становления ребенка, поскольку игра - это форма творческого отражения дошкольником реальной действительности.
Исследование осуществлялось в форме педагогического эксперимента и включало констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
На констатирующем этапе были разработаны показатели развитости креативности у детейстаршего дошкольного возраста и проведена первичная диагностика дошкольников. В итоге была выявлена недостаточная сформированность творческого речевого воображения, креативности в игре, рисунки детей в основном не отличались оригинальностью.
Формирующий эксперимент ставил своей задачей формирование оригинальности, быстроты, гибкости, вариативности как творческих способностей. Сюжетно-ролевая игра активизировалась посредством передачи детям постепенно усложняющихся творческих игровых умений. Для развития ролевого диалога использовался «телефонный» разговор
игровых персонажей, для эмоциональной разрядки использовался метод «мозгового штурма». Игра активизировалась путем передачи детям постепенно усложняющихся творческих игровых умений. Во время игры использовались приемы изменения и реконструкции сюжета; приемы введения новых персонажей и комбинации ролей для изменения стереотипного сюжета; приемы введения новых игровых элементов.
Контрольная диагностика творческих способностей детей проводилась по тем же заданиям, что и на формирующем этапе. По всем методикам произошла положительная динамика. У детей отмечается высокая продуктивность решения творческих ситуаций, художественные образы отличаются оригинальностью и новизной; активно развито репродуктивное воображение, умеренно проявляется оригинальность в выборе сюжета и ролей, а также эмоциональная включенность в творческий процесс. Многие дети демонстрируют высокую степень развитости воображения: способны изменять игровой сюжет, игровой замысел, создавать новые комбинации, самостоятельно осуществлять поисковые решения. Содержательный аспект креативности проявляется в возникновении интереса к новому, нестереотипному замыслу, в легкости его придумывания, в способности предложить реализовать собственный вариант сюжета, стали проявлять большую творческую инициативность и в распределении ролей, и в выборе игрового материала, и в наличии ролевых обращений, выборе партнеров.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра обладает огромными возможностями для развития креативности дошкольников.
Сюжетно-ролевые игры развиваются в соответствии с изменением субкультуры современных детей и требуют поиска новых методических решений при развитии креативности детей. Однако в научной литературе изучение возможностей сюжетно-ролевой игры как средства развития креативности дошкольников носит фрагментарный характер и требует дальнейших разработок.
1. Российская Федерация. Стандарты. Федеральный
Государственный образовательный стандарт ДО [Текст]: [ФГОС ДОО: утвержден приказом Минюста РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384; в ред. приказов от 17 ноября 2013 г. № 1155].
2. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие креативности [Текст] / Н. Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2014. - 146 с.
3. Барышева Т. А., Тулина, И. Г., Шекалов, В. А. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей [Текст]/ Т. А. Барышева, И. Г. Тулина, В. А. Щекалов. - М.: «Феникс», 2014. - 416 с.
4. Барышева Т. А., Жигалов, Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности: учебное пособие [Текст] / Т. А. Барышева, Ю. А, Жигалов. - СПб.: СПГУТД, 2012. - С. 57.
5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д. Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2013. - 287 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2013. - 400 с.
7. Брушлинский А.В. Воображение и творчество [Текст] /
А. В. Брушлинский. - М.: Эксмо, 2014. - 145 с.
8. Величко Ю. В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях зарубежных и отечественных психологов [Текст] / Ю. В. Величко //Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. - 2014. - С. 629-631.
9. Венгер Л. А., Венгер, А. Л. Домашняя школа мышления [Текст] / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер / Ред. Т. М. Забелова. - М.: Дрофа, 2015. - 397 с.
10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] /Л. С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 2013. - 196 с.
11. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» [Текст]: психология развития. Хрестоматия / Л. С. Выготский. - СПб.: Питер,
2014. - 632 с.
12. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления [Текст] / Дж. Гилфорд. - М., 2013. - 244 с.
13. Гущина Е. А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников [Текст] / Е. А. Гущина // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (Москва, июнь 2013 г.). -М.: Буки-Веди, 2013. - С. 36-38.
14. Давыдов В. В. Деятельность: теория, методология, проблемы [Текст] / В. В. Давыдов. - М., 2012. - 215 с.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред.
A. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с...