Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников

Работа №97499

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
107
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1 Развитие творческих способностей дошкольников: понятие, подходы и
значение 8
1.2 Развитие творческих способностей дошкольников в трудах педагогов и
психологов 15
1.3 Использование нетрадиционных техник рисования для развития
творческих способностей дошкольников 23
Вывод по первой главе 40
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ 42
2.1 Анализ развития творческих способностей дошкольников в МАДОУ №
44 42
2.2 Программа по развитию творческих способностей дошкольников
средствами нетрадиционных техник рисования 49
Вывод по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66

Творческое осмысление всегда признавалось одним из способов активного познания мира, именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Дошкольного образования, одним из важных направлений, является использование различных видов творческих способностей, направленных художественно-эстетического, социально-нравственного и патриотического воспитания детей. Есть различные виды творческих способностей - скульптура, графика, живопись, архитектура и другие. Они обладают большим педагогическим потенциалом развития художественного творчества. Невозможно рассматривать развитие творческих способностей дошкольников вне процесса. Педагогическая современная практика показывает, что стремительное изменение многих точек зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, изменение самых детских поколений требуют серьезных изменений технологии работы педагогов с детьми.
Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями, но и желанием передать их в рисунке, но и тем как он владеет средствами изображения.
Творческая личность - одна из важных задач педагогической теории практики на современном этапе. Решение её должно начинаться в дошкольном детстве, наиболее эффективное средство художественная деятельность детей в ДОУ. Известно, что детское творчество - это явление уникальные. Отечественные педагоги и психологи, подчеркивают, для развития личности ребенка большое значение, имеет занятие художественным творчеством.
В последние годы для развития творческих способностей дошкольников стали использовать нетрадиционные техники на занятиях рисования. Полезны эти занятия и для духовного развития детей. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества не случаен. Большинства нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных приемов, а как эффект игровой манипуляции.
Все вышеизложенное определяет актуальность данной работы, которая состоит в том, что традиционные способности не всегда приносит необходимый и интересный для детей результат. В этой связи целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.
Современные исследования Никитина А.В., Давыдова Г.Н. доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческих способностей у детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.
В условиях внедрения ФГОС ДО анализируется необходимость приобщения детей к творчеству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Необходимостью возникла система занятий, которая стимулировала, творческий потенциал детей и развивал художественно­творческие способности дошкольника.
Исходя из вышеизложенного, были сформулированы цель, объект, предмет исследования, и обозначены задачи работы.
Проблема - состоит в невозможности развитие творческих способностей дошкольников без использования нетрадиционных техник рисования.
Цель исследования: выявление возможностей использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Противоречие - между необходимостью развитие творческих способностей дошкольников и отсутствием использование педагогом нетрадиционные техники рисования.
Предмет исследования - нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
• Определение ведущих понятий исследования.
• Рассмотреть проблему развития творческих способностей дошкольников в трудах педагогов и психологов.
• Описать возможности использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников.
• Разработать Программу по развитию творческих способностей в МАДОУ № 44
• Дать анализ развития творческих способностей в МАДОУ № 44.
Степень разработанности проблемы.
Разные в психологической литературе встречаются трактовки творчества Л. C. Выготский рассматривал творчество как создание нового[7].
Творчество как деятельность, создающее нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства, определял C. Л. Рубинштейн[64].
В работах А.М. Матюшкина выделено два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов.
А. В. Брушлинский и О.К. Тихомиров в творчестве выделяют открытие неизведанного создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов[62].
О. К. Тихомиров в творческой деятельности отводил особую роль целеполаганию. По его мнению, приверженности человека целеустремленность выступают как личностная предпосылка.
Т. А. Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения [52].
По мнению Я.А. Пономарева личность, стремящуюся к творчеству, отличают такие черты как оригинальность, инициативность, высокая саморегуляции, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе [61].
Определяющим в творчестве для Я.А. Пономарева является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Среди творческой личности Б. Г. Ананьев выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу [1].
Необходимо отметить, что наряду с глубокими теоретическими исследованиями по данной проблеме, остро ощущается потребность в практических разработках, посвященных развитию творческих способностей посредством ознакомления с произведениями искусства.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ продуктов деятельности детей.
- эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа;
Теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей развития творчества детей, и в выявлении возможностей использования нетрадиционных техник как средства развития творческих способностей.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке серии занятий, которые могут использоваться воспитателем для развития творческих способностей дошкольников.
Данная работа по своей структуре состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы из 88 источников и 4 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вывод по данной работе заключается в том, что нужно создавать и расширять не только стандартные техники развития ребёнка, но и применять нестандартные методы для разнообразия воспитательного процесса дошкольников. Необычные методы воспитания, например, в рисовании заставляют детей мыслить, не стандартно тем самым развивают, у дошкольников нестандартное мышление, способствуют творчеству ребёнка и в целом развивают интеллект. Широта воображения ребёнка зависит от объёма принятой им информации, то есть чем больше ребёнок услышал, увидел, пережил, тем ярче будет работать его воображение.
Творчество дошкольников основано на подражании и служит одним из главных факторов развития индивидуальных умений ребёнка. Оно является средством, умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития дошкольника. Творческие способности оказывают большое влияние на развитие ребенка. Нетрадиционные материалы привлекают ребенка. Чем разнообразнее будут художественные материалы, тем интереснее с ними будет работать. Связанные с комбинациями разных материалов у детей появляются новые идеи, ребенок начинает экспериментировать, творить.
В последнее время все большую популярность приобретает рисование с использованием нетрадиционных техник.
Исследователи отмечают, что все эти технологии не утомляют дошкольников, а наоборот позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их интерес и желание, творить что-то новое и необычное.
Среди нетрадиционных техник- рисование свечей, кляксография с трубочкой, набрызг, рисование поролоном, оттиск, пальцеграфия, техника тычка и другие. Нетрадиционные техники рисования можно использовать в работе с детьми уже с 2-х летнего возраста. Однако большее количество таких техник лучше начать с 4-5 лет.
Анализируя возможности использования нетрадиционных техник для развития творческих способностей дошкольников в условиях конкретного ДОУ, мы отмечаем, что в целом содержание образования и условия его реализации в МАДОУ № 44 г. Сухой Лог соотвествует ФГОС ДО.
Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др.
Вместе с тем, мы отмечаем, что в используемой в ДОУ образовательной программе «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой) больше внимания уделяется обучению детей традиционным методам и приёмам рисования.
Наблюдение и общение с детьми даёт нам представление о том, что мышление, творчество, воображение, а также использование не стандартны методов рисования у ребёнка находятся на достаточно высоком уровне развития. При рисовании ребята вкладывают свои чувства и эмоции в создание рисунка, но не в полной мере.
В ходе опытно-поисковой работы совместно с психологом была проведена диагностика уровня развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте экспресс-методика B. Кудрявцева и B. Синельникова.
При анализе полученных данных я сделала следующие выводы:
• дети дошкольного возраста с удовольствием включаются в творческую работу.
• без специальной педагогической работы творческое воображение развивается в основном на низком и среднем уровне.
Чтобы повысить результативность творческой работы с детьми, мною была разработана дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Разноцветный калейдоскоп».
Цель программы: создание условий для развития у детей среднего дошкольного возраста художественно-творческих способностей через нетрадиционные техники рисования.
Особенностью программы является то, что при ее реализации используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, также используются самодельные инструменты, природные и бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемо стью.
ДООП «Разноцветный калейдоскоп» - это система занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник.
Содержание системы работы и задачи художественно-творческого развития представлены по разделам:
1 раздел. «Тычок жесткой полусухой кистью»;
2 раздел. «Оттиск» (в разделе может пользоваться любая техника: «Оттиск поролоном», «Оттиск пенопластом», «Оттиск печатками из ластика», «Оттиск смятой бумагой»);
3 раздел. «Кляксография» (может использоваться любая техника: «Кляксография обычная», «Кляксография с трубочкой», «Кляксография с ниточкой»);
4 раздел. «Акварельные мелки» (Выбор зависти от интереса и возможности детей).
После завершения программы я с психологом провела повторную анализ творческих умений дошкольников. Результаты показали, что за первый год работы по программе в большей степени изменились показатели развития реализма воображения, в меньшей степени изменились показатели развития экспериментирования. Однако по всем показателям развития универсальных творческих способностей у детей средней группы проявилась положительная динамика.
Беседы с родителями также показали, что у детей значительно изменилось отношение к творческим занятиям. Участие в выставках ДСУ демонстрируют ту же положительную динамику.


1. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. /Б.Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2001.-272с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. 320 с.
3. Венгер Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. - М. : Педагогика, 1973. 117 с.
4. Вергелес Г.И. Развитие общих творческих способностей как
проблема педагогической психологии [Электронный ресурс]// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №100. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-obschih-tvorcheskih-sposobnostey-kak- problema-pedagogicheskoy-psihologii (дата обращения: 23.02.2018).
5. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок : монография / Н.А. Ветлугина. - М., 1972. 288 с.
6. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., 1978. 208с.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека. /Л.С.Выготский.- М.: Смысл, Эксмо, 2005.-1136 с.
8. Гаврина С.Е. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать./ С.Е. Гаврина, Н.Л.Кутявина, Н.Г.Топоркова, С.В.Щербинина.- Ярославль: Академия и Ко, 2000.- 95с.
9. Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству./ А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова.- М.: Сфера, 1999.­80с.
10. Гальперин П.Я. К психологии творческого мышления/ П.Я.Гальперин // Вопросы психологии. - 1982. - № 5.
11. Грановская Р.М. Творчество и преодоление стереотипов./ Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская.- СПб.: ОМБ, 1994.- 192с.
12. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности./ Г.Г. Григорьева: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: «Академия», 1999. 344с.
13. Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования : необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования / В.В. Давыдов // Психологическая наука и образование /В.В. Рубцов, А. Марголис, В.А. Гуружапов. - 2000. - №2, 2000. - С.5-18.
14. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий , 2008. 80 с.
15. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Часть 2.- М.: Издательство Скрипторий, 2008. 72 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ