Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных компетенций обучающихся в объединении дополнительного образования

Работа №97475

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы146
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8
1.1 Понятие коммуникативная компетенция: сущность, структура,
значение 8
1.2 Особенности формирования коммуникативной компетенции
обучающихся в трудах отечественных авторов 17
1.3 Деятельность объединений дополнительного образования как
фактор формирования коммуникативной компетенции обучающихся 24
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЪЕДИНЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БИБЛИОТЕЧНЫЙ АКТИВ» 36
2.1 Диагностика уровня коммуникативной компетенции
обучающихся 36
2.2 Программа по формированию коммуникативной компетенции
в объединении дополнительного образования «Библиотечный актив» 57
2.3 Результаты реализации программы по формированию коммуникативных компетенций у обучающихся 4-6 классов
в объединении дополнительного образования «Библиотечный актив» 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 125

Задачи современного школьного образования выходят за рамки стандартной передачи знаний от учителя ученику. Новое время выдвигает новые требования. Необходимо не просто научить, но научить учиться и самостоятельно добывать информацию, делать правильный выбор в постоянно возрастающем потоке информации. Поэтому в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения перед педагогами ставится задача личностного, социально-нравственного развития ребёнка, ориентируя их на формирование коммуникативной компетенции, нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание другим людям, развитие навыков сотрудничества и гражданской позиции.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др.
Ученые считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать. Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать имкритическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
Формирование коммуникативной компетенции невозможно только в рамках учебного процесса, а зависит в целом от всей образовательно-­культурной ситуации, в которой развивается школьник. В связи с этим, дополнительное образование - это необходимое звено в воспитании многогранной личности, в её образовании и профессиональной ориентации. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, адаптироваться в современном обществе, развивать интеллект, творческий потенциал и, конечно, коммуникативные компетенции.
Изучение проблемы формирования коммуникативных компетенций у обучающихся позволило выявить ряд противоречий между:
• постоянно растущей потребностью в обществе в коммуникабельных людях и использованием традиционных форм и методов, не способствующих в должной степени формированию коммуникативных умений школьников;
• требованием государственного образовательного стандарта по формированию коммуникативных компетенций и отсутствием необходимых научно-методических рекомендаций по их формированию в дополнительном образовании.
Эти противоречия породили проблему, которую мы сформулировали виде вопроса: «Каковы педагогические условия формирования коммуникативной компетенции обучающихся в системе дополнительного образования?»
Теоретические исследования проблемы говорят о том, что в теории вопрос
формирования коммуникативных компетенций в учебной деятельности
хорошо разработан, но недостаточно освещён в дополнительном
образовании. Мы считаем, что формы, методы и технологии, используемые
4
в объединениях дополнительного образования, позволяют наиболее успешно развить у обучающихся коммуникативные компетенции, поэтому тема выпускной квалификационной работы «Формирование коммуникативных компетенций обучающихся в объединении дополнительного образования» является актуальной.
Цель работы - выявить педагогические условия эффективности формирования коммуникативной компетенции обучающихся в объединении дополнительного образования.
Объект - деятельность обучающихся в объединении дополнительного образования «Библиотечный актив».
Предмет - условия, способствующие формированию коммуникативной компетенции обучающихся в объединении дополнительного образования.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования выведем гипотезу исследования.
Гипотеза исследования.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в дополнительном образовании будет максимально эффективным
при следующих условиях:
• создание особой образовательной среды, характеризующейся партнерскими взаимоотношениями между всеми участниками образовательного процесса;
• использование в образовательном процессе личностно-ориентированных и интерактивных педагогических технологий;
• насыщение практических занятий эмоциональным содержанием, создание «ситуации успеха» даже от самых маленьких достижений;
• использование программы, включающей в себя формы и методы организации образовательного процесса, направленные на формирование коммуникативных компетенций...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обобщая итоги исследования в соответствии с поставленными целью задачами, нами были получены следующие результаты и сделаны выводы:
1. В теоретической части работы нами были изучены базовые основы развития коммуникативной компетенции, представленные в современной психолого-педагогической литературе, проведён анализ трудов отечественных авторов по теме формирования коммуникативных компетенций, а также деятельности объединений дополнительного образования по формированию коммуникативной компетенции. Проведённый анализ трудов позволил сделать вывод, что коммуникативная компетенция является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников. Формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой, решение которой имеет большое значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
2. Установлено, что коммуникативная компетенция играет огромную роль в процессе освоения личностью человеческих ценностей, знаний и способов библиотечной деятельности, её самореализацию в качестве творческой, уникальной, толерантной индивидуальности в ходе социального взаимодействия в условиях дополнительного образования.
Актуальность формирования коммуникативной компетенции подтверждается ФГОС начального и общего образования, где она определена как готовность и способность учащихся к общению в различных видах деятельности. Выявлена связь зависимости творческой деятельности от коммуникации, которая может быть составляющей частью процесса 84
общения. Это определило важность и необходимость разработки и использования в работе программы дополнительного образования, направленной на формирование коммуникативной компетенции учащихся. Установлено, что формирование коммуникативной компетенции учащихся в условиях дополнительного образования базируется на творческой деятельности. Процесс усвоения теоретических знаний и практических умений в дополнительном образовании может способствовать формированию коммуникативной компетенции при условии реализации личностно­ориентированных и интерактивных педагогических технологий.
3.Определена специфика формирования коммуникативной компетенции в дополнительном образовании. В процессе теоретического анализа практики дополнительного образования установлено, что в настоящее время возможности формирования коммуникативной компетенции расширились за счет развития информационно­коммуникационных технологий. При формировании коммуникативной компетенции учащихся в условиях дополнительного образования выделены критерии (мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный) и охарактеризованы уровни сформированности: низкий, средний, высокий. Подобраны диагностические методики с выделенными критериями результативности формирования коммуникативной компетенции.
4. Разработана и апробирована программа формирования коммуникативной компетенции учащихся в дополнительном образовании, опирающаяся на идеи: компетентностного, личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов и принципов вариативности, ситуативности, информатизации.
Выделенные идеи и принципы позволили определить структурные компоненты коммуникативной компетенции учащихся: мотивационный (проявление интереса и потребности к общению, проявление эмпатии к участникам коммуникации, проявление потребности и возможности самовыражения в коммуникативной деятельности), когнитивный (знание различных норм и правил поведения в процессе общения, умения учащихся выделять целевые установки речи, а также особенности передачи информации в различных коммуникативных ситуациях как со взрослыми так и со сверстниками), деятельностный (умения учащихся выстраивать собственную коммуникативную тактику, корректно реагировать на изменения поведения партнеров по коммуникации, владение способами разрешения конфликтов в различных коммуникативных ситуациях, включение в творческую коммуникативную деятельность в качестве субъекта); рефлексивный (анализ оценки собственного коммуникативного процесса на основе рефлексии, осознание коммуникативных целей и осмысление путей своего совершенствования в творческой коммуникации, умения корректно реагировать на изменения поведения партнеров по коммуникации, анализировать пути своего совершенствования в творческой коммуникации).
5. Обосновано, что формирование коммуникативной компетенции учащихся в дополнительном образовании будет результативно при использовании программы, включающей в себя формы и методы организации образовательного процесса, направленные на формирование коммуникативных компетенций.
6. Экспериментально подтверждено, что внедрение разработанной программы формирования коммуникативной компетенции учащихся при применении полученных знаний в интеллектуально-творческой деятельности позволяет не только достичь высокого уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся, но и усвоения теоретического материала.
Таким образом, теоретический анализ и опытно-экспериментальная работа подтверждают выдвинутую гипотезу. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию коммуникативных компетенций обучающихся в дополнительном образовании.


1. Алферов А.Д. Психология развития школьников. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 384 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект - Пресс, 2001. - 290 с.
3. Андриенко Е. В., Пономарева Е.С. Развитие коммуникативной компетентности учащихся в профильном обучении // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №11. - С.30-35.
4. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. - 1997. - № 9. - С. 6-8.
5. Базарская Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения американцев // Язык и национальное сознание. - Воронеж: ВГУ, 1998. - 79 с.
6. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. - СПб.: Питер, 2006.
- 176 с.
7. Батаршев А. В. Организаторские и коммуникативные качества личности. - Таллинн: Центр информационных и социальных технологий «Регалис», 1998. - 108 с.
8. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. Учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 301 с.
9. Богомолов В. Тестирование детей. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. - 352 с.
10. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
11. Бодалев А. А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
12. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. — 398 с.
13. Бочарникова М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 130-132.
14. Брудный А.А. Понимание и общение. - М.: Знание, 1989. - 64 с.
15. Вятютнев М.Н. Традиции и новации в современной методике преподавания русского языка и литературы: Доклады советской делегации на конгрессе МАПРЯЛ. - М., 1986. - С. 79 - 84...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ