Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка

Работа №97544

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8
1.1 Особенности формирования коммуникативной компетенции в
контексте ФГОС ОО 8
1.2 Педагогические условия применения технологии обучения в сотрудничестве и метода проектов при формировании коммуникативной
компетенции 22
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ И МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 40
2.1 Использование технологии обучения в сотрудничестве и метода проектов при формировании коммуникативной компетенции на уроках
иностранного языка 40
2.2 Критерии оценивания уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка на этапе
основного общего 56
образования 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Сегодня в образовании происходят значительные перемены, и они охватывают практически всех участников педагогического процесса. Интерес обучающегося - это ориентирующий фактор всего процесса образования. Педагог должен знать какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания английского языка. Учитель, планируя урок, должен учитывать педагогические условия технологий, которые он применяет на уроке.
На наш взгляд, настоящий подход к изучению английского (и других) языков поменялся. Человек испытывает наибольшие трудности при иноязычном общении, когда воспринимает речь на слух. Однако, устное общение роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речи собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего. Одним из наиболее дискуссионных аспектов проблемы обучения иностранным языкам является проверка и учет знаний, умений и навыков, методика их организации и проведения. Что предполагает обучение говорению? Овладение коммуникативными навыками [52. стр.17].
Преподаватели используют в своей работе коммуникативный метод, направленный на развитие коммуникативной компетенции. Ведь главная цель — научить говорить на иностранном языке правильно и свободно. Поэтому необходимо отходить от традиционных методов обучения, а использовать такие виды упражнений, как проекты, коммуникативные игры, театрализации, дискуссии, т. е. развивать все языковые навыки устной и письменной речи. Правила, значения новых слов объясняются преподавателем при помощи знакомой лексики, грамматических конструкций и выражений, при помощи мимики и жестов, рисунков и других наглядных пособий. При нынешнем оснащении классов можно использовать Интернет, ТВ-программы, газеты и журналы. Все это пробуждает интерес к истории, культуре, традициям страны изучаемого языка [38.с.41].
В обозначенных условиях Федеральный государственный образователь ный стандарт основного общего образования (2012 г.) регламентирует обязательность формирования коммуникативной компетентности выпускника, что выражается не только в «готовности и способности осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку..., но
и в готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в н ём взаимопонимание» [4, с.36].
Отсюда вытекает следующая и главная проблема: какие технологии использовать в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.
Актуальность данной темы определена тем, что современные запросы выдвигают особые требования к готовности обучающихся к жизни -дать им не столько знания, сколько способы овладения ими. При резком увеличении объема знаний необходима смена педагогических приоритетов - научить учеников учиться.
Степень разработанности проблемы. Проблема современных
педагогических технологий получила широкое освещение в научной литературе. Новые педагогические разработки все чаще находят применение в образовательном процессе в научных трудах Б.Г. Ананьева, A.A. Бодалёва, И.А. Зимней, A.B. Мудрик, В.Н. Мясищева, С.Л.Рубинштейна, В.А.Сластенина [54].
Речевая деятельность - явление непростое. Она связано с понятиями речевого общения, языковой системы, речевого взаимодействия, человеческой деятельности в целом. Вопросами становления сущности и состава коммуникативной компетенции в педагогической науке ученые занимаются с середины ХХ века, но о существовании общей системы говорить пока не представляется возможным. Весомый вклад в развитие отечественного научного взгляда о структуре и сущности коммуникативной компетенции внесли И.Л.Бим, Н.Д. Гальскова, Н.Хомский, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, Г.Д. Томахин, В.А. Сластенин, Г.С. Трофимова, О.В. Фадейкина, А.Н. Шамов, О.В. Шмайлова, С.А. Юсупов. В научных школах Европы данный вопрос в своих исследованиях рассматривали T. Хатчинсон, А. Уотенс, Я. Ван Эка. А в работах К.Э. Безукладникова, Н.И. Алмазова, М.З.Биболетовой, И.А. Зимней, А.Н.Шамова Н.Ф. Коряковцевой, В.П. Фурмановой большое внимание уделяется формированию различных компетенций, учащихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта. Многогранность и разнообразие исследований, которые посвящены формированию разных компетенций, не решают вопрос о формировании коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка по причине отсутствия достаточной устной практики каждого ученика на уроке, возможности в создании реальных ситуаций использования изученного языкового материала в решении конкретных для учащихся задач ограничены.
Педагогической практике необходимо обновление, чтобы достигать лучшие результаты и повышать эффективность обучения. Применение новых технологий и методов обучения иностранным языкам будет способствовать совершенствованию качеств личности, которые востребованы современным поликультурным и многоязычным обществом. Следуя новым федеральным государственным образовательным стандартам , учитель должен иметь в своем инструментарии такие методы и технологии обучения иностранным языкам, которые будут помогать развивать способность критического и творческого мышления, формировать коммуникативную компетенцию, способность к взаимодействию в поликультурном пространстве, а также помогать ученикам уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, уметь критически осмысливать добытую информацию, уметь правильно делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, а так же решать возникающие проблемы.
Объект исследования- формирование коммуникативной компетенции обучающихся основной школы. Предмет исследования -педагогические технологии как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся основной школы.
Цель исследования - раскрыть теоретическую основу коммуникативной компетенции и современных педагогических технологий и разработать занятия с использованием технологии обучения в сотрудничестве и метода проектов при формировании коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть сущность коммуникативной компетенции: структуру, уровни сформированности и особенности формирования коммуникативной компетенции.
3. Рассмотреть особенности технологии обучения в сотрудничестве и метода проектов.
4. Разработать систему занятий с использованием метода проектов и технологии обучения в сотрудничестве.
5. Выявить уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сегодня каждый человек и государство в целом заинтересованы в практическом овладении иностранным языком, обеспечивающим выход на мировой рынок, приобщение к мировой культуре. Поэтому приоритетной целью становится коммуникативная компетенция [53, с.107].
Овладение коммуникативной компетенцией на иностранном языке - задача еще более трудная, чем овладение коммуникативной компетенцией на родном языке, так как именно коммуникативная компетенция является показателем саморазвития индивида [48, с. 44].
Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым. С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами [20, с. 13].
Целью нашего исследования было раскрыть теоретическую основу коммуникативной компетенции и современных педагогических технологий, а также разработать занятия с использованием технологии обучения в сотрудничестве и метода проектов при формировании коммуникативной компетенции.
В первой главе параграфа один была раскрыта сущность коммуникативной компетенции, даны ее определения разных педагогов и ученых, раскрыты компоненты и критерии оценивания. Итак, под коммуникативной компетенцией как интегрированной цели обучения иностранному языку следует понимать иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом пределах. Концепция коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам предусматривает формирование знаний, навыков и умений, которые позволяют им приобщиться к этнокультурным ценностям страны изучаемого языка и практически пользоваться иностранным языком в ситуациях межкультурного взаимопонимания и познания. Совокупность таких знаний, навыков и умений составляет коммуникативную компетенцию обучающихся [53, с. 106].
Во втором параграфе первой главы были освещены теоретические особенности применения технологии обучения в сотрудничестве и метода проектов.
А. Вербицкий интерпретирует сущность понятия «активное обучение» следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении [22, с.20]. В современной педагогике метод проектов, и технология обучения в сотрудничестве рассматриваются как технологии системно-деятельностного подхода обучения, комбинирующие в себе рефлексивные, групповые методы, презентативные, исследовательские, поисковые, проблемный подход. Процесс выполнения проектов и работы в команде на каждом этапе предполагает не только комплексное использование учениками пройденного материала на каком-то определенном предмете, но и некую опору на знания и умения, полученные в процессе изучения других школьных дисциплин, а также включает свой личный опыт. Все это создает благоприятные условия для осуществления системно­деятельностного подхода в обучении, формирования у учащихся коммуникативной компетенции, воспитания самостоятельности
ответственности, формирования критичности к себе и другим, настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в команде.
Опираясь на теоретические аспекты, во второй главе было показано практическое применение уроков с использованием метода проектов и технологии обучения в сотрудничестве.
В первом параграфе второй главы на конкретных примерах уроков показаны этапы реализации как метода проектов, так и технологии обучения в сотрудничестве. Выделенные компоненты коммуникативной компетенции нашли отражение при планировании и реализации уроков. Учитывались особенности формирования коммуникативной компетенции при выполнении тех или иных упражнений. Продемонстрированы сами упражнения и задания, направленные на формирование коммуникативной компетенции, а также раздаточный дидактический материал, который применяли учащиеся при выполнений тематических проектов.
Во втором параграфе второй главы, выделенные в первой главе критерии определения сформированности коммуникативной компетенции, расписаны по уровню их определения и измерения на оценочном этапе работ учащихся по методу проектов и технологии обучения в сотрудничестве. Показан принцип применения этих критериев. Определены результаты достижения допорогового уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов.
Проведенное анкетирование учащихся 5-7 классов (74 человека) показало, что процент учеников, заинтересованных и осознающих необходимость проектной и групповой работы по технологии обучения в сотрудничестве, выше, чем процент учеников, предпочитающих традиционные уроки. Это доказывает, что наша работа выстроена грамотно и практически востребована (смотри «приложение 5»).
Таким образом, проделанная работа и полученные результаты позволяют говорить о том, что поставленная цель и задачи, были выполнены и реализованы в полной мере.


1. Агеева А.В. Формирование коммуникативной компетенции студентов. / Новая наука: опыт, традиции, инновации: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно- практической конференции (24 октября 2015 г, г. Стерлитамак ). /в 2 ч. Ч.1 - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. - 250 с.
2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С. 124.
3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - С. 55
4. Биболетова М.З., Грачева Н.П., Соколова Е.Н., Трубанева Н.Н. Примерные программы среднего общего образования. Иностранные языки. - М.: Просвещение,2005. 59 с.
5. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение: монография / Ю.Н. Емельянов. - Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1985. - 166 с.
6. Комаровой Ю.А., Ларионовой И.В. и др.Рабочая программа к учебникам “Английский язык” 5-6 классы/ авт.-сост. И.В.Ларионова. - М.: ООО «Русское слово- учебник», 2012. - 56 с.
7. Комарова Ю.А. Рабочая тетрадь к учебнику Ю.А.Комаровой, И.В.Ларионовой, К.Макбет «Английский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций/ Ю.А.Комарова, И.В.Ларионова, К.Билсборо, С.Билсборо.5-е изд.М.:ООО «Русское слово-учебник»,2016.136 с.
8. Комарова Ю.А. Книга для учителя к учебнику Ю.А.Комаровой,
И.В.Ларионовой, К.Макбет «Английский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций/ Ю.А. Комарова, И.В.Ларионова, К.Билсборо, С.Билсборо. - 5-е изд. - М.: ООО «Русское слово- учебник»,
2016. - 136 с.
9. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Макбет К. Английский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций /. Под ред. Александрова О.В - 5-е изд.- М.: ООО «Русское слово- учебник»: Макмиллан, 2017. - 168 с.
10. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Макбет К. Английский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций /. Под ред. Александрова О.В - 4-е изд.- М.: ООО «Русское слово- учебник»: Макмиллан, 2015. - 160 с.
11. Кузовлев В. П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. Учебник английского языка для 6 класса общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 2005.­123 с.
12. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / - М.: Вентана-Граф, 2007. - 112с.
13. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально­психологический тренинг / Л.А. Петровская - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.
14. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2002. - 272 с.
15. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. 2-е изд. / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ