Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феномен греческого полиса в отечественной научной и учебной литературе

Работа №97456

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТРАДИЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГРЕЧЕСКОГО
ПОЛИСА 21
1.1. Вопросы генезиса греческого полиса 21
1.2. Концепция греческого полиса 27
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА В РОССИЙСКИХ
УЧЕБНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 35
2.1. Школьные учебники всеобщей истории 35
2.2. Вузовские учебники по всеобщей истории и истории Древней Греции...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Рецепции достижений Античности в той или иной степени окружают нас почти повсюду, стоит хотя бы обратиться к искусству, где греческие представления об эстетическом до сих пор принимаются за образец, или вспомнить римское право, ставшее основой германской правовой системы. Одними из наиболее явных являются рецепции политической мысли: идеи о республике и демократии, гражданском обществе, праве и др. И тем более интересной становится для учёных античная политическая мысль, что она, будучи фундаментом современного европейского мира1, при этом в своей исторической конкретике существенно отличается от созданного на её основе. Причины рождения Античного мира, его ключевые характеристики, во многом остаются не совсем понятны учёным, что весьма точно подчеркнул отечественный историк-востоковед Л.В. Васильев, назвав мутацией социально-политическую греко-римскую общественную модель2. Эта модель нашла своё выражение в том, что принято называть античным городом-государством, и краткая формула «Античность - это полис»3,
отлично подчёркивает ключевое значение этого понятия для обозначенного периода. Датский учёный М.Г. Хансен, создавший и возглавлявший десять лет работу авторитетного в научной среде международного Копенгагенского центра по изучению полиса, вывел следующее определение: полис - небольшая, крайне институционализированная и самоуправляемая община взрослых граждан мужского пола (Politai или astoi), проживающих со своими семьями в городском центре (polis или asty) или в принадлежащей ему округе (chore или ge) вместе с двумя другими категориями людей: свободными иностранцами (xenoi или metoikoi) и рабами (douloi). Тут выделяется два главных аспекта: экономически и социально полис был городским поселением, политически - государством. Полис, учитывая его материальную составляющую, часто определяют как «город-государство», но споры возникают уже по поводу приемлемости данных терминов. Основная проблема здесь кроется в том, что значительно разнятся само понимание «государства» и «города» в настоящее время и в античности. Если говорить о полисе, как о городе, то стоит признать, что он имеет больше общего с городом в веберовском смысле4, и, соответственно, ближе к современной концепции города, чем к классической, созданной в XVII-XVIII веке Ж. Боденом и Т. Гоббсом5. Но таким он был не всегда, и город как таковой не является определяющим элементом полиса: отечественный учёный Г.А. Кошеленко считал, что полис и город - по сути своей разные феномены, не имеющие ничего общего, а формирование города и полиса - два разных процесса, не зависящих друг от друга и не взаимовлияющих6. К Раафлауб так же придерживается мнения, что наличие города не является обязательным, как и единство города и прилегающей к нему территории7. Обосновывая свою точку зрения он приводит в пример Спарту, представляющую полис без городского центра, Афин и Пиреи, включавшие несколько городов, и полисы вовсе без территории (концепция Хампля). Так же он допускает, что формирование полиса как государства предшествовало образованию его как городского центра.8
Говоря о полисе как о государстве, первое на что стоит обратить внимание, это отсутствие у него многих черт, которые в настоящее время
обозначаются как важные его составляющие: аппарата управления, состоящего из чиновников, профессиональной армии, полиции и налогов, обеспечивающих работу этих механизмов9. М. Берент опираясь на данную особенность, отстаивал идею о том, что полис был безгосударственным обществом, где отсутствовало чёткое разграничение частной и публичной сфер10. Эта точка зрения подверглась обстоятельной критике со стороны М. Хансена, обращавшего внимание на то, что ответ на вопрос «что такое полис?», в конечном счёте, зависит от того, с какой позиции мы хотим на него взглянуть: с точки зрения современного учёного или древнего грека11. На данный момент, можно встретить такие характеристики полиса, как «государство без бюрократии»12, «безгосударственное общество»13, или даже «постгосударство»14. Большинство учёных видят много общего в полисах и современных государствах, и считают полисные институты их основой15, а кто-то считает, что полис был тупиковой ветвью политической эволюции16. Противоречивая природа полиса, возможно, просто пока ещё тяжело поддаётся классификации из-за отсутствия соответствующего терминологического аппарата. Но не смотря ни на что, история полисных структур античности - это один из важнейших моментов, необходимых для понимания современной цивилизации.17.
Стремясь понять природу полиса через его характерные черты, исследователи нередко приходят к необходимости вывести его
универсальное определение, что, однако, чаще только создаёт больше путаницы. Одними из наиболее обсуждаемых элементов полиса и связанных с ним процессов, которые должны приблизить к более точному его пониманию, являются его социальная гражданская природа, институты магистратуры и народного собрания, автономия, автаркия, так называемая «античная форма собственности»18, «античное рабство», античный город и др. Согласно распространённому представлению, полисы возникали в изолированных долинах, чем, в том числе, обуславливалась небольшая численность гражданских общин и контролируемая ими территория. Однако немецкий исследователь Эрнст Кирстен, задавшись вопросом, почему в Фессалии возникло много полисов, хотя это по большей части равнина, пришёл к выводу, что вовсе не географические условия определяли размер полиса, а социально-экономические, хозяйственные причины - полис, по его мнению, был, по крайней мере изначально, не ремесленно-торговым центром, а тесным образом связанным с сельской округой образованием, в рамках которого обитателям было вполне комфортно проживать19. К тому же появившиеся в период Великой греческой колонизации полисы, основанные в иных географических условиях, по своему масштабу и устройству были аналогичны тем, что существовали в Эгейском регионе до начала колонизации. Рабство тоже стало распространённым явлением лишь после греко-персидских войн20, и утверждать, как это нередко делается, что без него полис не мог бы существовать, безосновательно. Элладу принято считать разделённой политически, где каждый полис был независим и самостоятелен. Однако, само определение того, что мы понимаем сейчас под «автономией» ещё не возникло у древних греков: полисы нередко вынуждены были признавать верховенство более сильного соседа или вступать в неравный союз с другими полисами, но сохраняя при этом свою главную ценность - самоуправление, которое не обязательно подразумевало независимость18. Полисы так же часто являясь свободными экономически, не являлись самодостаточными, и были вынуждены импортировать определённую необходимую продукцию, самой распространенной из которой было зерно. Лозунги же за освобождение греков, содержание которых заключалось в уважении законов, признании прав и вольностей граждан, использовались очень долгое время...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведённый анализ показывает, что материал школьных учебников способен донести до учеников основное содержание эпохи, но не вполне соответствует современному научному уровню, и часто упрощается, чтобы представить более стройную и понятную картину происходящего. К большому сожалению, даже в учебниках для 10 класса зачастую не освещается и не поднимается никаких дискуссионных моментов, особенно академического уровня, что не способствует развитию у учеников интереса ни к предмету, ни к научной деятельности. С терминами так же обращаются с лёгкой руки, и если полис в тексте учебника пытаются преподнести чем-то уникальным, то словарь обычно ставит его в ряд с понятными и привычными нам реалиями. К тому же, ученики, ушедшие из школы после 9-го класса, выпускаются со знанием Античной истории на уровне 5-го класса. В наших школах так же часто не хватает учебников, что является весьма негативным моментом, поскольку учитывая имеющиеся у них недостатки, на наш взгляд их следовало бы комбинировать. Говоря о существенных различиях утверждённых и не утверждённых Минобром учебниках, то их мне выявить не удалось.
Вузовские учебники довольно полно раскрывают и процесс генезиса полиса и сам феномен. Авторы воздерживаются от смелых оценок по дискуссионным вопросам, а приводимые тезисы стараются подтверждать материалами из источников. Тем не менее, не всегда высок уровень внимания к источниковедческим и историографическим материалам, проблемности и дискуссионности определённых моментов. Характерной чертой так же является определённый консерватизм, выражающийся в марксистском подходе интерпретации событий, и следовательно, доминирования социально-экономической проблематике в ущерб культурно­мировоззренческой. В учебниках посвящённых не только лишь истории Древней Греции, прослеживается отражается тяга к комплексной подаче материала, желание приблизить к историческим фактам источниковедческую и историографическую базу. При этом многие конкретные вопросы по истории Древней Греции опускаются.
Естественным недостатком является слабо развитый методический аппарат. Однако, не смотря на то, что вузовские учебники ориентированы именно на взрослую аудиторию, они всё же из-за большого количества информации так же медленно обновляются как и школьные учебники из-за необходимости оригинального методологического подхода. Так же в вузовских учебниках по-моему мало внимания уделено иллюстрациям и их качеству, и часто там, где требовалась бы карта или схема, она к сожалению отсутствует. Наглядность очень важный для любых возрастов элемент. Авторы рассматриваемых вузовских учебников обычно делают ставку на аутентичными изображения, но не предоставляет детальной информации о них, а ведь именно она и важна при интерпретации источника. В приложениях добавлено много информативных подробностей, которые в принципе можно было бы оставить на откуп научной литературы, а освободившееся место как раз отвести под иллюстрации.
Большим же достоинством и школьных и вузовских учебников сейчас являются прилагаемые ссылки на качественные электронные ресурсы по изучаемой теме, списки литературы, сборники статей и переводы трудов древних авторов.


1. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Геометрика и архаика. URL: https: //studfiles. net/preview/4467559/
2. Андреев Ю.В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах. URL: http: //mexalib. com/view/37023
3. Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. URL:
http://www.sno.pro 1 .ru/lib/andreev_ot_evrazii_k_evrope/index.htm
4. Андреев Ю.В. Раннегречекий полис. URL:
http://www.sno.pro 1 .ru/lib/andreev_rannegrecheskiy_polis/index.htm
5. Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к
портрету греческой цивилизации URL:
http: //gumilevica.kulichki. net/AUV/auv 1. htm
6. Болгов Н.Н. Античные письменные источники Греции. URL: http: //elar.uniyar.ac.ru/j spui/bitstream/
7. Васильев Л.С. История Востока. Том1. URL: http://www.bulgari-istoria-
2010. com/booksRu/vasiliev_istoria_vostoka_1_2.pdf2010.com/booksRu/ vasiliev_istoria_vostoka_1_2.pdf
8. Гаврилов А.К. Учёная община Сократиков в «Облаках» Аристофана. URL: http://www.sno.pro1.ru/lib/npian/7.htm
9. Доватур А.И. Рабство в древней Аттике. URL:
https://vk.com/doc166674330_445707829?hash=cd971483d72b466a76&dl= 3256257a1ef193cc53
10. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. URL: http://www.sno.pro1.rU/lib/zaitsev/2.htm
11. Зберовский А.В. Становление демократической политической культуры в Элладе VIII—V веков до н.э.: политическая мысль и политический человек доплатоновского периода (культурологический аспект) URL: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1448167550
12. Иванцова Г.А. Суверенитет государства: эволюция представлений. URL: http://pravovestnik.ru/?p=25
13. Карпюк С.Г. Общество, политика и идеология классических Афин. URL:
http://www.sno.pro 1 .ru/lib/karpyk_obshestvo_politika_ideologiya_afin/karp yk_obshestvo_politika_ideologiya_afin.pdf
14. Карпюк С.Г. Охлос от Эсхила до Аристотеля: история слова в контексте афинской демократии. URL: http://dogend.ru/docs/index- 436236.html
15. Карпюк С.Г. Лекции по истории Древней Греции. Законы Драконта и
Солона - пролог демократии. URL:http://www.sno.pro1.rU/lib/karpyk_lekzii_po_istorii_grezii/5.htm...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ