ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Понятие «координационные способности» 6
1.2. Возрастные особенности девушек 13-14 лет 9
1.3. Средства развития координационных способностей 13
1.4. Методы развития координационных способностей 15
1.5. Особенности развития координационных способностей у девушек 13-14
лет 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Методы исследования 28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 61
Развитие координационных способностей важно в профессиональной и спортивной деятельности людей. Процессы освоения любых двигательных действий протекают более успешно, если человек обладает не только сильными и быстрыми мышцами, гибким телом, но и высокоразвитыми способностями управлять движениями, его основными характеристиками. Для спортсмена, высокий уровень развития координационных способностей является главной основой для освоения новых, более сложных видов двигательных действий в спортивной деятельности. Качество выполнения сложных технических элементов, особенно в сложно координационных видах спорта, также зависит от уровня совершенствования координационных способностей. Уровень технического мастерства спортсменов проявляется в овладении координационными способностями [32].
Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта [29].
Координационное совершенствование направлено на подготовку молодежи к усложняющимся условиям современного производства и высокому темпу жизни. Достижение высоких спортивных результатов в условиях возрастающей конкуренции требует постоянного совершенствования технического мастерства спортсменов. Одним из наиболее перспективных направлений технической подготовки высококвалифицированных спортсменов является совершенствование координационных способностей [38].
Современный волейбол характеризуется увеличением скорости выполнения, как отдельных технических приемов, так и целых тактических комбинаций, что неизбежно повышает требования к специальной физической подготовленности игроков. Представление о взаимосвязях в структуре специальной физической подготовленности волейболистов имеет большое значение для целенаправленного воспитания и совершенствования двигательных и координационных способностей игроков [5].
Координационные упражнения способствуют развитию всех двигательных способностей, улучшают здоровье, способствуют повышению функциональных систем организма, улучшению технического мастерства. Поэтому кроме развития физических качеств в учебном процессе, также не маловажное значение имеет развитие координационных способностей спортсменов.
Проблему развития координационных способностей у спортсменов рассматривали такие специалисты как: В.И. Лях [17,20], Л.П. Матвеев [26], Н.А. Бернштейн [2] и другие. Вместе с тем, данная проблема в поиске и обосновании наиболее эффективных средств развития координационных способностей остается актуальной и в настоящее время.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс волейболисток.
Предмет исследования - средства и методы развития координационных способностей у волейболисток 13-14 лет.
Цель исследования: обосновать эффективность применения средств и методов, направленных на развитие координационных способностей у девушек 13-14 лет, занимающихся волейболом.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать комплексы упражнений на развитие координационных способностей волейболисток 13-14 лет.
3. Выявить эффективность комплексов упражнений, направленных на развитие координационных способностей у волейболисток 13-14 лет в процессе педагогического эксперимента.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 40 источников и 6 приложений.
Современный волейбол характеризуется высокой физической активностью волейболистов. Эффективное выполнение игровых действий, находясь в безопорном положении, технических приемов и большинства тактических комбинаций в течение одной игры или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств, в том числе способностей координации.
Для развития координационных способностей в волейболе используются разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выйти из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных двигательных действий.
Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению запаса двигательных навыков (общей ловкости), на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники игры в волейбол (специальная ловкость). Способность расслабить мышцы позволяет избавиться от излишнего напряжения, а значит, быстрее и правильнее выполнить двигательное действие. Важным моментом при выполнении упражнений на ловкость является воспитание психологического настроя для конечного результата - превзойти свой результат в последующей попытке, результат партнера.
Анализ литературных источников, педагогического опыта и результатов экспериментального исследования позволяет сделать следующие выводы.
1. Возраст 13-14 лет у девушек, занимающихся волейболом является наиболее благоприятным для развития координационных способностей.
2. Были разработаны комплексы упражнений, направленные на повышение уровня развития координационных способностей у девушек 1314 лет. В комплексы входили:
• упражнения с баскетбольными, набивными, волейбольными мячами, мячами для большого тенниса;
• подвижные игры;
• беговые упражнения;
• прыжковые упражнения;
• упражнения на равновесие;
• акробатические упражнения.
3. В ходе проведения эксперимента было выявлено, что разработанные комплексы упражнений на развитие координационных способностей у волейболисток 13-14 лет являются эффективными.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин - М.: ФиС, 2000. - с.56
2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн - М.: «ФиС», 2001. - 186 с.
3. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн - М.: Медицина, 2006. - 146 с.
4. Беляев, А В. Волейбол. [Текст]: Учебник для студ. ун-тов физич. культуры / А.В. Беляев. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -С.18 - 22
5. Волейбол. Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. [Текст]. - М.: Советский спорт, 2003. - 112 с.
6. Волков, Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом. [Текст] / Л.В. Волков - М.: Астрель, 2002. - 80 с.
7. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников [Текст] / Сост. Н.А. Ноткина. - СПб: Образование, 2003. - 164 с.
8. Евстафьев, Б.В. Понятийный словарь по физической культуре и спорту. [Текст] / Б.В. Евстафьев - Л., 1990. - 126 с.
9. Зимницкая, Р.Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры. [Текст] / Р.Э. Зимницкая - Минск, 2003. - 114 с.
10. Ильин, Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы [Текст] / Е.П. Ильин Психомоторика. Сб. научн. трудов. - Л., 2006. - 166 с.
11. Карпеев, А.Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей [Текст]/А.Г. Карпеев Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 1992. - С. 24-32.
12. Косов, А.И. Психомоторное развитие младших школьников. [Текст] / А.И. Косов - М.: Академ Пресс, 2003. - 264 с.
13. Кофман, П.К. Настольная книга учителя физической культуры. [Текст] / П.К. Кофман // - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 280 с.
14. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. [Текст] / Ю.Ф. Курамшин // Учебник. М., Советский спорт, 2003.
15. Лях, В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте [Текст] / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. -1990. - №3. -С. 15-18...