ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного
возраста 6
1.2. Понятие "координационные способности". Виды координационных способностей 11
1.3. Средства и методы развития координационных
способностей 17
1.4. Методика развития координационных способностей у баскетболистов
15-16 лет 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Методы исследования 32
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Актуальность. Важность координационных способностей без сомнений важно для занятий различными видами спорта, а так же физической культурой.
Из-за сокращенных сроков обучения и увеличенной сложности спортивной техники, к спортсменам разных возрастов предъявляются всё более строгие требования в плане координационных способностей. Это подталкивает на поиск новых путей, за счет которых можно быстрее научить спортсмена всем сложно координационным движениям и упражнениям, а так же научить занимающегося, владеть своим телом и движениями в совершенстве. Хорошим и эффективным путем решения этой задачи будет являться оптимизация учебно-тренировочного процесса с учетом свойств нервной системы занимающихся.
Для того что бы дать определение “ координационные способности “ стоит сказать, что “ координационные способности “ являются производным от понятия “ ловкость “. Ловкость - это умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения называется ловкостью [50]. Под координационными способностями следует понимать, это способность грамотно принимать двигательные акты, во-вторых это способность переключатся от одних действий к другим за максимально короткое время. Все эти способности имеют свою специфику. Достаточно легко представить занимающегося, который с легкостью справляется с изучение новых двигательных задач, но не можно качественно продемонстрировать изученные им движения в нужных плоскостях, если резко изменяются условия выполнения.
Одной из важнейших задач физического воспитания и физического развития является развитие двигательной функции и умение управлять собственными движениями. Еще Т.Ф. Лесгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность “умения изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливаться к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью”[2].
Большую роль в управлении движениями являются координационные способности человека, а именно упорядочение разнообразных движений в единое целое.
Одной из важных предпосылок успешного изучения физических упражнений являются хорошо развитые координационные способности. Хорошо развитые координационные способности влияют на темп, способ условия спортивной техники, а так же на её разнообразное применение. Так же они подводят обучающегося ко множеству вариация упражнениями движений, а так же к увеличению двигательного опыта.
Занимающиеся которые в совершенстве овладели координационными способностями, тратят меньше энергии при выполнении множества упражнений.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс.
Предметом исследования являются средства и методы развития координационных способностей у баскетболистов 15-16 лет.
Цель исследования выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей у баскетболистов 15-16 лет.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей у баскетболистов 15-16 лет.
3. Экспериментально доказать эффективность составленного комплекса физических упражнений направленный на развитие координационных способностей у баскетболистов 15-16 лет.
Современный баскетбол характеризуется высокой двигательной активностью игроков. Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств, в числе которых и координационные способности.
Для развития координационных способностей у баскетболистов 1516 лет, используют самые разнообразные упражнения в которых они должны выходить из неожиданно сложившейся игровых ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий.
Всесторонняя физическая подготовка баскетболистов способствует накоплению запасов двигательных навыков (общей ловкости), на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники игры в баскетбол (специальная ловкость). Способность расслаблять мышцы позволяет избавиться от излишней напряженности, а следовательно, быстрее и правильнее выполнять движения. Важным моментом при выполнении упражнений на координацию является воспитание психологической настроенности на конечный результат — превзойти свой результат в последующей попытке, результат партнера.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что проведение специальной физической подготовки для баскетболистов 15-16 лет является важным фактором для достижения высоких результатов спортсменов. Вопросы эффективности подбора средств и методов для развития определенных качеств, всегда являются актуальной проблемой исследования, поскольку дают возможность улучшить и разнообразить процесс образования спортсмена.
2. Разработан экспериментальный комплекс физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей у баскетболистов 15-16 лет на занятиях по баскетболу.
В экспериментальный комплекс физических упражнений входили такие упражнения как:
• Бег через барьеры различной высоты.
•Бег на скорость различными способами с изменением направления.
• Прыжки через гимнастическую скамейку с поворотом на 90°, 180°, 360
•Использование специальных упражнений и методик
3. Нами была доказана эффективность предложенного комплекса физических упражнений, которая была выявлена в достоверном увеличении уровня развития координационных способностей у занимающихся баскетболом в экспериментальной группе.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что внедренный нами комплекс физических упражнений оказывает положительное влияние на развитие координационных способностей у баскетболистов 15-16 лет.
1. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта [Текст]/ Л.П. Матвеев.- М. : Издательский центр «Академия», 1997.
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии [Текст]/ Бернштейн Н.А. - М.: «ФиС», 2001. - 186 с.
3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст]/ Бернштейн Н.А. - М.: «Медицина», 2006. - 146 с.
4. Блинов Н.Г., Игишева Л.Н. Практикум по психофизиологической диагностике [Текст]/ Блинов Н.Г., Игишева Л.Н - М.: Физкультура и спорт,
2000. -140 с.
5. Боген М.М. Обучение двигательным действиям [Текст] Боген М.М.- М.: Физическая культура и спорт, 2005. - 234 с.
6. Вавилова Е.Н. Особенности проявления двигательных качеств у детей 6-7 лет [Текст]/ Вавилова Е.Н.-М: Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр., Под ред. Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. - М., 2000. - с. 34.
7. Васильева О.Н., Леонова Л.А [Текст]/ Васильева О.Н., Леонова Л.А - М.: Особенности выработки точностного движения у детей 7 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. - 1990. - № 114.- С. 101-105.
8. Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом [Текст]/ Волков Л.В. - М.: Астрель, 2002. - 80 с.
9. Волкова Л.М. Влияние упражнений разной направленности на развитие физических качеств младших школьников [Текст]/ Волкова Л.М. - М.: АСТ, 2003. - 220 с.
10. Вопросы биомеханики физических упражнений. Сб. научн. трудов. - Омск, 2002. -56 с.
11. Давыдов С.Ю. Морфофункциональные показатели и развитие моторики у детей 10-15-летнеко возраста различных типов конституций [Текст]/ Давыдов С.Ю. - М.: 1995.- №11.- с.39-43.
12. Гогунов Е.Н., Мартъенов Б.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]/ Гогунов Е.И., Мартъенов Б.Н - М.: Физкультура и спорт, 2000. -с. 63-68.
13. Григорян Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом [Текст]/ Григорян Э.А. - М.: Киев, 2006. - 134 с.
14. . Н.А. Ноткина. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников [Текст]/ Сост. Н.А. Ноткина. - М.: СПб - Образование, 2003. - 164 с.
15. Евстафьев Б.В. Понятийный словарь по физической культуре и спорту [Текст]/ Евстафьев Б.В - М.: Л., 1990. - 126 с...