Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Работа №97398

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 8
1.2. Анализ содержания понятия «социально-коммуникативные навыки»
на основе научной психолого-педагогической литературы 17
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально­-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в
дошкольной образовательной организации 24
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию социально
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры на примере МАДОУ «Детский сад №178» г. Екатеринбурга 35
2.1. Анализ деятельности МАДОУ «Детский сад №178» г. Екатеринбурга
по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Первичная диагностика развития социально-коммуникативных
навыков у детей старшего дошкольного возраста 44
2.3. Содержание комплекса сюжетно-ролевых игр по развитию
социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 52
Заключение 60
Список использованной литературы 66
Приложения

Актуальность темы данной работы состоит в том, что в сфере детской психологии и развития на первый план сегодня выходит проблема развития ребенка во взаимодействии с окружающим его миром. Данная проблема интенсивно анализируется психологами, педагогами, происходит постоянное совершенствование методов работы с детьми по развитию и формированию социально-коммуникативных навыков. Развитие данных навыков является важным для взаимоотношений детей со сверстниками, взрослыми и окружающими людьми, они важны для обеспечения готовности адаптироваться к обучению в школе.
Сегодня в соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область под названием «Социально­коммуникативное развитие» [49]. Подобное объединение направлений развития ребенка неслучайно - оно является актуальным и закономерным. Социальная среда личности сегодня является решающим фактором ее развития. Она обеспечивает полноценную практику взаимодействия речевого общения.
Следовательно, главная задача государства и общества по отношению к детям дошкольного возраста - обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умения общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Изучением психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста занимались такие учёные как: Эльконин Д.Б, Гальперин П.А, Запорожец А.В, Карпова С.Н, Леонтьев А.А. Н.Н. Подъяков.
В отношении развития социально-коммуникативных навыков накоплен богатый научно-методической деятельности, которая отражена в работах Беляева Б.В., Ведель Г.Е., Зимней И.А., Скалкина В.Л., Шубина Э.П., Андреевой B.C.
На развитие социально-коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации было акцентировано внимание таких исследователей как: Венгер Л.А., Дьяченко О.М, В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, К.Д.Ушинский.
Эти исследователи занимались изучением вопросов развития социально-коммуникативных навыков в дошкольной образовательной организации. Следовательно, дошкольная образовательная организация играет важную роль в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, она является одним из первых институтов социализации ребёнка в обществе.
Всё вышеизложенное определяет противоречие исследования между необходимостью развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и недостаточным применением соответствующих средств развития данных навыков у детей рассматриваемой категории в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: возможно ли применение сюжетно-ролевой игры в качестве средства развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно­ролевой игры в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать комплекс сюжетно-ролевых игр по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, комплекс игр по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будет наиболее успешным если учтены:
• психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста;
• особенности сюжетно-ролевой игры как средства развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации;
• результаты диагностики развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации;
• особенности деятельности дошкольной образовательной организации по рассматриваемой проблеме исследования.
Задачи исследования:
1) Определить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
2) Раскрыть содержание понятия «социально-коммуникативные навыки» на основе анализа научной психолого-педагогической литературы.
3) Описать возможности сюжетно-ролевой игры как средства развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
4) Осуществить анализ деятельности дошкольной образовательной организации по развитию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
5) Провести первичную диагностику развития социально­коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) Теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
2) Эмпирические (наблюдение, беседа, проективные методики).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 178» г. Екатеринбурга.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня в соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область под названием «Социально­коммуникативное развитие» [49]. Подобное объединение направлений развития ребенка неслучайно - оно является актуальным и закономерным. Социальная среда личности сегодня является решающим фактором ее развития. Она обеспечивает полноценную практику взаимодействия речевого общения.
Таким образом, проблема развития социально-коммуникативных навыков старших дошкольников является актуальной. В связи с этим проведено исследование в рамках поставленных задач.
В контексте первой задачи были проанализированы психолого­-педагогические особенности старших дошкольников.
Старший дошкольный возраст можно охарактеризовать как период развития первых личностных серьезных установок, связанных с формированием сознательной личности. Ведущим видом деятельности в данный период является сюжетно-ролевая игра. Основными новообразованиям в старшем дошкольном возрасте являются: соподчинение мотивов поведения; возникновение этических оценок, понимание норм и правил поведения; формирование самосознания; произвольность поведения.
Старший дошкольный возраст можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре.
Вторая задача исследования предполагала анализ содержания понятия «социально-коммуникативные навыки» на основе психолого-педагогической литературы.
Итак, социально-коммуникативные навыки - совокупность знаний и умений в области вербальных и невербальных средств общения, способность к межкультурному взаимодействию, правильное поведение в различных ситуациях общения.
Социально-коммуникативные навыки классифицируются следующим образом:
• социально-психологические навыки (возможность строить взаимоотношения в различных видах совместной деятельности, как с детьми, так и с взрослыми);
• коммуникативно-организаторские навыки (возможность
осуществлять планирование, инструктирование и контроль в определенном виде деятельности, не только совместной, но и личной);
• вербальные коммуникативные навыки (умение слушать, умение эмоционально сопереживать собеседнику, умение разрешать конфликтные ситуации);
• невербальные навыки (умение проявлять свои эмоции согласно той ситуации, в которой находится ребенок, сформированность контроля у ребенка над чрезмерными эмоциональными переживаниями).
Кроме того, исследование предполагало рассмотрение сюжетно­ролевой игры как средство развития социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Сюжетно-ролевая игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Сюжетно-ролевая игра является отражательной деятельностью, основной ее источник - это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Центральным звеном сюжетно-ролевой игры является мнимая или реальная ситуация, которая содержится в том, что ребенок берет на себя определенную роль и исполняет ее в игровой обстановке.
Сюжетно-ролевая игра оказывает существенное воздействие на формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Ребенок начинает понимать и не теряться в объяснениях тех или иных действий людей. Постигая систему человеческих взаимоотношений, он начинает осмысливать свое место в ней.
В данном исследовании сюжетно-ролевая игра рассматривалась как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников в Дошкольной образовательной организации...


1. Антопольская Т.А., Журавлева С.С. Психолого-педагогическое
моделирование социально-коммуникативного развития старших дошкольников в организации дополнительного образования детей // Электронная библиотека «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-modelirovanie-
sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-starshih-doshkolnikov-v-organizatsii-
dopolnitelnogo (дата обращения: 22.03.2018 года).
2. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Москва: Форум, 2015. 142 с.
3. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2016. C.185-188.
4. Белянина М.В. Коммуникативная культура личности. М.: Академия, 2014. 252 с.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
6. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. М.: Аркти, 2015. 96 с.
7. Василик М.А. Основы теории коммуникации. М.: Гардарики, 2006. 615 с.
8. Венгер Л.А. Психическое развитие детей в игре. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / под ред. Васильевой. М.: Просвещение, 1998. 127 с.
9. Веракса Н.Е. Игра - зона ближайшего развития ребенка // СДО. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7igra-zona-blizhayshego-razvitiya-rebenka (дата обращения: 08.05.2018).
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 2012. 384 c.
11. Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребёнком. М.: Аркти, 2004. 160 с.
12. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1959. 620 с.
13. Давыдов В.В. Игра сюжетно-ролевая // Психологический словарь. URL: http://www.voppsy.ru/dictionary-d.html (дата обращения: 23.04.2018).
14. Дудко Я.О. Сюжетно-ролевая игра как средство социально­
коммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. // Электронная библиотека «Киберленинка». URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-sotsialno- kommunikativnogo-razvitiya-doshkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 22.03.2018 года).
15. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 1991. 380 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ