Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Работа №97387

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
207
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОО 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по
формированию геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Условия формирования представлений о геометрических
фигурах у дошкольников 10
1.3. Анализ образовательных программ с точки зрения
формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ 30
2.1. Выявление начального уровня сформированности
представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста 30
2.2. Практическая работа по формированию геометрических
представлений у детей старшей группы ДОО 43
2.3. Анализ результатов исследования 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Формирование и развитие у дошкольников представлений о геометрических фигурах является одной из задач математической подготовки дошкольников. В соответствии с ФГОС дошкольная образовательная организация является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Важное место занимает проблема формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста.
Вопросами развития у детей представлений о форме занимались многие методисты, педагоги, психологи, в частности: А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, З.А. Михайлова, Н.Н. Павлова и др.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Многие психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, Т.В.Тарунтаева) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.
Цель работы - выявить условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации (ДОО).
Объект исследования - процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста в ДОО.
Предмет исследования - условия формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста в ДОО.
Согласно поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о геометрических фигурах у детей в ДОО.
2. Выявить условия процесса формирования представлений о геометрических фигурах у детей в ДОО.
3. Определить критерии и подобрать диагностический инструментарий для выявления сформированности геометрических представлений.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность условий по формированию математических представлений у детей в ДОО.
Теоретическая база исследования: в основу работы положены матери-алы психолого-педагогических исследований Л.И. Ермолаевой, Ж. Пиаже, В.В. Даниловой, А.М. Леушиной по формированию геометрических представлений у детей дошкольного возраста.
Данные исследования, проводимые в рамках программного раздела формирования элементарных математических представлений, ставят задачи, связанные с обогащением и развитием конкретных представлений детей о геометрических фигурах.
Методы исследования - анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение процессов и продуктов деятельности дошкольников, математическая обработка результатов исследования.
База исследования - МАДОУ «Сказка», г. Тавда, Свердловская область.
Практическая значимость работы заключается в использовании разработанных условий по формированию представлений о геометрических фигурах для детей дошкольного возраста в практической деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изменения содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в школе. Начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления о геометрических фигурах и форме предмета. Однако дошкольники не всегда понимают смысл выполняемых ими действий, они выполняют их механически.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений о геометрических фигурах у детей в ДОО, можно сделать вывод, что передовые, русские и зарубежные педагоги, признали необходимость первичных геометрических знаний в развитии и воспитании детей до школы, а также формирование элементарных геометрических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, основанный не только на подготовке к успешному овладению математикой, но и на всестороннее развитие детей, которое учитывает развитие познавательной деятельности, личность ребенка и в создание оптимальных условий на основе особенностей детей дошкольного возраста.
Формирование геометрических представлений у детей дошкольного возраста происходит с учетом их психологических особенностей. Для математического развития детей разработаны общеобразовательные программы дошкольного образования, где разработан курс по формированию представлений о геометрических фигурах у дошкольников.
Развитие детей зависит от созданных педагогических условий и психологической комфортности, при которых обеспечивается единство познавательно-творческого и личностного развития ребенка.
Основными условиями для формирования геометрических представлений в различных видах деятельности являются:
1. Обогащение предметно-пространственной развивающей среды.
2. Создание возможностей для использования геометрического материала в различных видах деятельности.
3. Формирование геометрических представлений как в непосредственно образовательной деятельности, так и во время других формах обучения.
4. Организация совместной деятельности воспитателей и родителей.
Из результатов исследований психологов стало известно, что процесс познания детьми формы, как свойства предметов, является длительным и сложным.
Работа по развитию представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста проводилась в соответствии с требованиями программного содержания. В каждой программе по обучению и воспитанию в детском саду определены задачи по формированию у детей представлений о геометрических фигурах. Вся работа должна проходить в системе, последовательно, учитывая возрастные особенности детей. Для развития у детей представлений о геометрических фигурах необходимо использовать разнообразные формы работы: занятие, дидактические игры, упражнения, индивидуальная работа, организация самостоятельной деятельности.
Проведение диагностического исследования детей старшей группы и последующий качественно-количественный анализ полученных данных позволил выявить наличие у испытуемых выраженных индивидуальных различий в уровне сформированности представлений о геометрических фигурах. Между тем существующие методические системы не раскрывают способы индивидуализации процесса формирования у детей представлений о геометрических фигурах, что актуализировало проведение опытно-поисковой работы.
На основе анализа данных начального диагностического обследования были разработаны планы работы с детьми. Необходимой базой для их построения и реализации служил блочный план, предусматривающий последовательное усложнение дидактических задач формирования умений, обеспечивающих возможность словесного определения формы предметов, а также его методическое обеспечение в виде картотеки включенных в него дидактических игр и упражнений. Темпы реализации индивидуальных планов варьировались в зависимости от успешности освоения детьми поставленных задач, что отражалось в мониторинговых картах. Были созданы условия для формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшей группы, что существенно повлияло на положительную динамику при проведении диагностики на контрольном этапе.
Количественный сравнительный анализ результатов начального и итогового диагностического обследования детей выявил наличие выраженной позитивной динамики, что позволило заключить об эффективности проведенной работы.
На этом основании поставленную цель исследовательской работы можно считать достигнутой, задачи - полностью выполненными.



1. Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева. - М.: Мозаика-Синтез. 2012. - 200 с.
2. Бантикова, С. Геометрические игры [Текст] /С. Батникова //Дошкольное воспитание .2012 - №1 - С. - 60-66.
3. Баряева, Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях [Текст] / Л.Б. Баряева- СПб.: КАРО, 2007. - 288 с.
4. Батаева, Ю. А. Использование современного математического игрового оборудования для формирования элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Ю.А. Батаева // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 180-182.
5. Безруких, М.М. Учимся узнавать геометрические фигуры [Текст] / М.М. Безруких, 3. Фэйр; пер. Т.А. Филиппова. - М. : Пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста, 2013. - 32 с.
6. Беженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений[Текст] / М. Беженова. - М.: Эксмо,2013. - 210с.
7. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений[Текст] / А.В. Белошистая. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 400с.
8. Белошистая, А. В. Формирование математического мышления ребенка дошкольного и старшего школьного возраста в процессе обучения: монография [Текст] / А. В. Белошистая. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 234 с.
9. Белошистая, А. В. Теория и методика организации математического развития дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. - Мурманск: МГПУ, 2010. - 140 с.
10. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курсы лекций для студентов вузов / А. В. Белошистая. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320 с.
11. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры [Текст] / Ф.Н. Блехер. - М.: Просвещение, 1964. - 325 с.
12. Богуславская, З.М. Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры [Текст] / З. М. Богуславская. - М.: 1955. - 206 с.
13. Венгер, Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Инфра-М, 2009. - 123с.
14. Вербенец, А.М. Математическое формирование старших дошкольников на основе интегративного подхода [Текст] / А.М. Вербенец//Детский сад: теория и практика. -2012. - № 1. - С.44 - 69.
15. Волковский, Д.Л. Руководство к «Детскому миру» в числах [Текст] / Д.Л. Волковский - М.: Просвещение, 2000. - 58 с.
16. Габова, М. А. Математическое развитие детей дошкольного
возраста: теория и технология: учебное пособие [Электронный ресурс] / М. А. Габова. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 534 с. - URL:
https://books.google.m/books?isbn=5445888541. (дата обращения: 29.06.2018).
17. Глаголева, Л.В. Сравнение величин предметов в нулевых группах школ [Текст] / Л.В. Глаголева. - М.: Просвещение, 1990. - 234 с.
18. Данилова, В.В. Количественные представления / В.В. Данилова // Воспитание детей раннего возраста [Текст] / под ред. Г.М. Ляминой. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1976. - С. 139-145.
19. Данилова, В.В. Обучение математике в детском саду: практические, семинарские и лабораторные занятия: для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. -3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1998. - 160 с.
20. Дунина, Р. А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность [Текст] / Р.А. Дунина // Молодой ученый. - 2017. - №47.1. - С. 174-177.
21. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников[Текст] / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 2015. - 210 с.
22. Занимательная математика: Материалы для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками[Текст] / состав. Попова Г.П., Усачева В.И. - М.: 2013. - 320с.
23. Запорожец, А.В. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец, А.П. Усова - М.: Просвещение, 2006. - 220 с.
24. Изотова, О. А. Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико - математической компетентности у воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста [Текст] // Молодой учёный, - 2017. - №3. - С. 551-555
25. Истоки [Текст] : базисная программа развития ребёнка- дошкольника / под ред. Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук и др. - М.: Наука,1997.
26. Колесникова, Е. В. Я считаю до пяти. Математика для детей 4-5 лет / Е. В. Колесникова. - 3-е изд., перераб. и дополн. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 с.
27. Кукарина, Е. В. Использование активных методов организации познавательной деятельности дошкольников при формировании элементарных математических представлений [Текст] / Е.В. Кукарина, Н.А. Кукарина, Т.В. Федорова // Молодой ученый. - 2017. - №15.2. - С. 110-113.
28. Лай, В.А. Руководство к первоначальному обучению арифметике. [Текст] / В.А. Лай. - 2012-418 с.
29. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. - М., Просвещение, 1974.- 368с.
30. Логинова, В. И. Формирования умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / В.И. Логинова - М.: Педагогика, 1990.
31. Метлина, Л. С. Занятия по математике в детском саду / Л. С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.
32. Менчинская, Н.А. Диалектика возникновения числовых представлений [Текст] / Н.А. Менчинская // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: МГУ, 1980.
33. Михайлова, З. А. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6 частях / З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. - СПб.: ЛНПК «АРК», 1994. - 234 с.
34. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова, Е. Д. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 486 с
35. Монтессори, М. Дом ребёнка [Текст] / М. Монтессори - М.: Просвещение, 2000. - 183 с.
36. Монтессори, М. Педагогика Монтессори [Текст] / М. Монтессори - М.: Просвещение, 2001. - 356 с.
37. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2012. - 294с.
38. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст [Текст] / В.П. Новикова. - М.: Мозаика-синтез, 2000.
39. Павлова, Н.Н. Геометрические фигуры : малышам от 4 до 6 лет [Текст] / Н.Н. Павлова. - М. : Любимые уроки математики, 2005. - 63 с.
40. Петерсон, Л. Г. Раз - ступенька, два - ступенька. Математика для детей 6-7 лет [Текст] / Л.Г. Петерсон, Н. П. Холина. - М.: Баласс, 2006. Ч.2.
41. Пиаже, Ж. Как дети образуют математические понятия [Текст]/ Ж.Пиаже // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6 частях. Часть IV-VI / сост.
З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. - СПб.: Фирма Икар, 1994. - С. 45-49.
42. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на формирование цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для 73 воспитателей детского сада и родителей [Текст] / Э.Г. Пилюгина. - М.: Просвещение, 1996. - 150 с.
43. Пискарева, Н. Формирование элементарных математических представлений во второй младшей группе [Текст] / Н. Пискарева // Дошкольное воспитание. - 1976. - № 2.
44. Поддьяков, Н. Н. Особенности ориентировочной деятельности у дошкольников при формировании и автоматизации практических действии: Автореф. канд. дис. [Текст] / Н.Н. Поддьяков. - М., 1960. - 22 с.
45. Приходкин, И.Н. Цифры и геометрические фигуры [Текст] / И.Н. Приходкин. - М. : Плакат-лото-раскраска, 2014. - 8 с.
46. Программа воспитания и обучения детей в детском саду [Текст] / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2014.
47. Репина, Г. А. Диагностика логико-математического развития детей с помощью материалов для математического моделирования. [Текст] / Г. А. Репина // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 4. - С. 16-21.
48. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А.А. Столяр - М.,1988. - 303 с.
49. Сысуева, Л.И. О системе дидактических игр и упражнений по ознакомлению детей 4-го года жизни с формой и величиной предметов [Текст] / Л.И. Сысуева // Вопросы психологии и педагогики детей дошкольного возраста. - М.: АПН СССР, 1970. - С. 80-84.
50. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6-и т. [Текст] / К.Д.Ушинский. - М.: Педагогика, 1990. -Т.5 - 528 с.
51. Фролова, А. Н. Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры [Текст] / А.Н. Фролова // Молодой ученый. - 2016. - №23.2. - С. 120-125.
52. Фребель, Ф. Воспитание человека. История зарубежной дошкольной педагогики : хрестоматия : учебное пособие [Текст] / ред. С.Ф. Егоров. - Москва : Академия, 2000. - С. 262-271.
53. Чумакова, И. В., Гадельшина, Г. Р. Использование сюжетно-дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/ И.В. Чумакова, Г.Р. Гадельшина // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). - СПб.: Свое издательство, 2016. - С. 34-36.
54. Чуприкова, Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации [Текст] / Н.И. Чуприкова. - М.: Столетие, 1997. - 480 с.
55. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е.И. Щербакова - М: Академия, 2000 - это 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ