Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №97371

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА ДМШ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 7
1.1. Психологические аспекты сценического волнения у музыкантов-
исполнителей в психологии искусства 7
1.2. Причины появления сценического волнения у музыкантов-исполнителей 17
1.3 Педагогические условия преодоления сценического волнения перед выступлением у учащихся в классе эстрадного вокала 24
ГЛАВА 2. ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА ДМШ . 40
2.1. Организационные и содержательные основы диагностического исследования по выявлению уровня сценического волнения у учащихся в классе эстрадного вокала ДМШ. Диагностический инструментарий
исследования 41
2.2. Результаты диагностики уровня сценического волнения у учащихся в
классе эстрадного вокала ДМШ 43
2.3. Методические аспекты проблемы преодоления сценического волнения
у учащихся в классе эстрадного вокала ДМШ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 63

Актуальность исследования. Публичные выступления являются важнейшей частью профессиональной деятельности музыканта. Это завершающий этап работы над концертной программой. Именно здесь происходит творческое единение композитора, исполнителя и слушателя.
Выдающиеся музыканты-педагоги (В.Ю. Григорьев, Л.А. Баренбойм и др.) считали важной задачей исполнителяобретение им собственного опыта выступления на сцене, а одним из важнейших критериев артистизма умение владеть своим состоянием на сцене, справляться с собой и переводить все переживания и волнения в нужное русло - реализацию художественного образа.
Проблема сценического волнения актуальна для всех музыкантов- исполнителей, в том числе для вокалистов. Сталкиваясь с ней впервые еще в младших классах детской музыкальной школы, многие ученики не перестают ощущать ее остроту вплоть до завершающих этапов своей учебы. Формированиеэмоционально-регулятивных, артистических качеств, способности владеть собой во время публичного
выступленияипоборотьэстрадное волнение является ведущей задачей процесса исполнительской подготовки вокалистов.
Данная проблема является общей для всех музыкантов-исполнителей. В среде вокалистов она раскрывалась в «Школе пения» М.И. Глинки, «Полной школе пения» А.Е. Варламова и «Методах пения» Г.Я. Ломакина еще в XIX вв. Позже втрудах исследователей в области музыкальной психологии и педагогики (Л.С. Ауэр, Л.С. Выготский, Г.М. Коган, С.И. Савшинскийи др.) сценическое волнение определялось как одна из форм психического состояния личностидо и вовремя концертного выступления.
Сегодня рекомендации по психологической подготовке к концертным выступлениям содержатся в научных исследованиях Л.Л. Бочкарева, А.Л. Готсдинера, В.Ю. Григорьева, В.И. Петрушина, А.В. Тороповой, Г.М. Цыпина и др. Ими собран и проанализирован ценнейший материал, связанный с различными аспектами специфических эстрадных проявлений. Но данные исследования ориентированы на музыкантов-профессионалов. Крайне мало внимания уделяется проблемам, связанным с преодолением сценического волнения у юных исполнителей-музыкантов.
Психологические аспекты подготовки юного вокалиста к публичному выступлению изучены недостаточно. До настоящего времени эта проблема остается малоизученной. В специальной литературе не обозначены конкретные технологические и методические подходы к ее решению. Возникает необходимость изучения данного психологического феномена с учетом особенностей обучения эстрадному вокалу юных музыкантов. Таким образом, можно выделить противоречие между разработанностью проблемы преодоления сценического волнения у взрослых музыкантов-исполнителей в современной музыкальной психологии и педагогике и недостаточным методическим обеспечением данного процесса применительно к учащимся в классе эстрадного вокала в ДШИ.
На основании данного противоречия сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске и теоретическом обоснованииэффективных путей преодоления сценического волнения у учащихся в классе эстрадного вокала детской музыкальной школы.
Необходимость разрешения выявленного противоречия обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия преодоления
сценического волнения у учащихся в классе эстрадного вокала детской музыкальной школы».
Цель выпускной квалификационной работы: выявить и теоретически обосновать педагогические условия преодоления сценического волнения у учащихся в классе эстрадного вокала в детской музыкальной школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на занятиях эстрадного вокала в детской музыкальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия преодоления сценического волнения у учащихся в классе эстрадного вокала детской музыкальной школы.
Гипотеза исследования: процесс преодоления сценического волнения у учащихся в классе эстрадного вокала в ДМШ будет успешным, если: создавать условия для устранения психологических барьеров учеников; осуществлять подготовку учащегося к выступлению на сцене путём создания концертной обстановки в условиях класса; формировать положительное психическое состояние учащегося перед концертным выступлением; осуществлять работу над развитием личностных качеств учащихся (артистизм, эмоциональность и т.д.).
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы преодоления сценического волнения у музыкантов-исполнителей в музыкальной психологии и педагогике.
2. Выявить педагогические условия преодоления сценического волнения у учащихся в классе эстрадного вокала ДМШ.
3. Провести диагностику уровня сценического волнения у учащихся в классе эстрадного вокала ДШИ.
4. Провести анализ полученных результатов.
Методологическую основу исследования составили: теоретические положения психологии музыкальной деятельности о причинах сценического волнения у музыкантов-исполнителей (Л.Л. Бочкарев, В.И.Петрушин, Г.М. Цыпин); теоретические положения об особенностях
сольного исполнительского творчества на эстраде (В.Ю. Григорьев); теоретические положения о психологических особенностяхвокальной деятельности (Н.Б. Гонтаренко).
В соответствии с задачами данной выпускной квалификационной работы были применены следующие методы: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта); эмпирические (педагогическое наблюдение, опытная работа).
Апробация материалов исследования осуществлялась в процессе педагогической деятельности автора выпускной квалификационной работы в МБОУ ДО «Ачитская районная детская школа искусств»районного поселкаАчит Свердловской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава раскрывает теоретические аспекты проблемы преодоления сценического волнения у учащихся в классе эстрадного детской музыкальной школы. Вторая главапосвящена опытно-поисковой работе по преодолению сценического волнения у учащихся в классе эстрадного вокала в ДМШ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ изучения проблемы исследования и результаты опытно-поисковой работы позволили в заключении сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы позволил нам раскрыть такие понятия как, «сценическое волнение», «причины сценического волнения».
1. Сценическое волнение - это психофизиологическое состояние исполнителя, возникающее перед выходом или во время исполнения на сцене и характеризующееся страхом сцены, большого количества зрителей, а также временной потерей самообладания и сценической выдержки. Анализируя проблемы первичных проявлений симптомов сценического волнения, специалисты обращают внимание, что многое здесь зависит от психологической и физической конституции исполнителя, типа его нервной системы и от возрастных границ юных музыкантов - исполнителей
2. Причин сценического волнения множество, в силу сложности данного явления и многочисленности его составляющих и факторов, влияющих на психологическое состояние исполнителя перед выступлением . Причинами негативного сценического волнения могут являться:
- относительная непредсказумость сценического действия;
- страх отрицательной оценки со стороны окружающих;
- недостаточная готовность исполняемого номера к показу на сцене, при большом количестве зрителей;
- наличие негативного сценического опыта в прошлом;
- завышенные ожидания от результата выступления, завышенная ответственность перед выступлением;
- неготовность нервной системы исполнителя к публичному выступлению;
- отсутствие или неразвитость сценических качеств как важного компонента личности музыканта-исполнителя
3. Поисковая работа показала, что преодоление сценического волнения в классе эстрадного вокала, невозможно, без создания соответствующих условий, в данном случае организационно-педагогических и психолого¬педагогических.
Диагностика преодоления сценического волнения у учащихся в классе эстрадного вокала является неотъемлемой составляющей частью подготовки к концерту. Мы выделили три уровня сформированности преодоления сценического волнения: высокий, средний и низкий.
4. Включение учащихся в подготовку концертной деятельности, использование различных методов и упражнений в работе с учащимися способствовало проявлению положительной динамики в преодолении сценического волнения.


1. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е, доп., М.: Музыка,1971. 267с.
2. Бардас В. Психология техники игры на фортепиано. М. :Музсектор, 1928. 150 с.
3. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. М.: Музыка,1974. 58 с.
4. Бочкарев Л.Л.Психология музыкальной деятельности. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. - 352 с.
5. Гейссельхарт Р., Хофманн-Буркарт К. Прощай, стресс! Лучшие техники релаксации. М. : ОМЕГА-Л, 2006. - 118 с.
6. Гинзбург Г.Р.Статьи, воспоминания, материалы. М.: Сов. Композитор, 1984.- 246 с.
7. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. М. : Феникс, 2007. - 155 с.
8. Готсдинер А.Л.Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993.
- 190 с.
9. Григорьев В.Ю.Исполнитель и эстрада. М.: Магнитогорск, 1998.
- 156с.
10. Динейка К. В.10 уроков психофизической тренировки. М. : Физкультура и спорт, 1987 .- 63 с.
11. Дрындин В. А.Самоконтроль и волевая регуляция как приемы, направленные на преодоление сценического волнения. [Электронный ресурс]: http: //smrgaki .ru/8/4/1 .htm.
12. Ермолаева, Л. О. Преодоление сценического волнения у детей в
процессе концертных выступлений [Электронный ресурс]:
https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoeiskusstvo/library/2015/10/25/preodolenie- stsenicheskogo-volneniya-u-detey-v
13. Карякина Т. Н., Голубь О. В. Методы саморегуляции функциональных состояний личности. М.: Вестн. Волгоградского гос. ун-та. Сер. 7. Философия. Социология и социальные технологии, 2006. № 5. С. 71¬73 с.
14. Коган Г. М. Работа пианиста.- 3 изд., доп.- М.: Музыка,1979.- 150 с.
15. Коган Г. М.У врат мастерства.Психологические предпосылки пианистической работы. М.: Сов.композитор,1961. 136с.
16. Левик С. Ю. Записки оперного певца. М.: Искусство, 1962. 711 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ