Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Работа №82136

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2016
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
223
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования навыков преодоления сценического волнения у младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе 8
1.1. Формирование навыков преодоления сценического волнения у младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе как педагогическая проблема 8
1.2. Опыт формирования навыков преодоления сценического волнения у подростков в самодеятельном хореографическом коллективе в трудах ведущих отечественных и зарубежных педагогов 21
Выводы по главе I 37
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков преодоления сценического волнения у младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе 39
2.1. Разработка авторской программы «В ритме танца» по
формированию навыков преодоления сценического волнения у младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе 39
2.2. Реализация авторской программы «В ритме танца» по
формированию навыков преодоления сценического волнения в самодеятельном хореографическом коллективе на базе творческой студии «Продвижение» г. Казань и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования 51
Выводы по главе II 63
Заключение 65
Список литературы 69
Приложение 1 74
Приложение 2 90
Приложение 3 93

Актуальность исследования: Детский хореографический коллектив - это особенная сфера, которая предоставляет широкие возможности для развития ребенка не только в области исполнительской техники хореографического искусства, но и раскрытия индивидуальности, актерских способностей, пробуждения интереса к искусству танца. Важным звеном в творчестве детского хореографического коллектива является концертная деятельность, т. е. постоянное или периодическое участие в концертных выступлениях перед публикой, а также конкурсах, фестивалях, тематических мероприятиях, открытых уроках, показывающих уровень исполнения каждого участника творческого коллектива.
Успешное выступление артиста на сцене является итогом сочетания многих факторов, среди которых необходимо отметить сценическое волнение. Этот аспект зависит от уровня предпсихологической подготовки перед концертным выступлением и умения контролировать свое состояние во время выступления.
Проблема формирования навыков преодоления сценического волнения - одна из наиболее актуальных, жизненно важных для исполнителя. Сталкиваясь с ней впервые, исполнители, периодически выступающие перед публикой, не перестают ощущать ее остроту вплоть до завершающих этапов своей сценической карьеры.
Различные виды концертных выступлений, в том числе и в хореографическом искусстве, требуют определенной подготовки, мастерства и владения способами максимального раскрытия возможностей исполнителя.
Для правильного построения сценического выступления необходимо знать о психологических особенностях личности исполнителя, таких как: направленность, мотивация, темперамент, склонность к риску, эмоциональные особенности и личностные качества. Воспитание исполнительских качеств, прежде всего, ставит задачу психологической подготовки исполнителя к выступлению на сцене.
Проблема правильного поведения артиста на сцене непосредственно зависит от систематических выступлений, т.е. от исполнительской практики. На сегодняшний день эта проблема по-прежнему актуальна и значима для участников хореографических коллективов, так как именно педагогические подходы к ее решению недостаточно разработаны и не систематизированы в психолого-педагогической литературе.
Многие факты из истории исполнительского мастерства подтверждают, что даже самый опытный исполнитель не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта или мастерства, но и от его способа реагирования на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессогенным фактором. Сейчас многие исполнители нуждаются в воспитании стрессоустойчивости и навыков преодоления предконцертного волнения. Такие симптомы, как тряска рук, губ, дрожь коленей, забывчивость выученных движений и их последовательности, неспособность сосредоточиться на исполнении танца, являются основными проявлениями сценического волнения. Изучение этих симптомов требует серьезного подхода, психологической подготовки артиста к выступлению на сцене и формированию навыков преодоления сценического волнения.
Степень изученности проблемы: Вопросы преодоления страха публичных выступлений были рассмотрены в трудах многих исследователей. Причины проявления сценического волнения затронуты в статье Д. Грина «Performing Your Best Under Pressure» [16].
В статье Дж. и С. Тейлоров «Psychology Of Dance» выявлены особенности психологии учащихся, проведена взаимосвязь типов темперамента с проявлением предконцертного волнения [55].
К проблеме «сценического волнения» обращались такие ученые, как А. Адлер [2], Ф. Перлз [48]; методы обучения хореографии разрабатывались Г.П. Гусевым [17], А.С. Каргиным [33].
Возрастные особенности подростков рассматривали Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова [61].
Анализ литературы по данной проблематике показал, что многие аспекты формирования навыков преодоления сценического волнения у подростков в хореографическом коллективе остаются недостаточно разработанными. Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать проблему исследования: каковы особенности формирования навыков преодоления сценического волнения у младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе?
Тема исследования: «Формирование навыков преодоления сценического волнения у младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе».
Объект исследования: сценическое волнение как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: навыки преодоления сценического волнения у подростков в самодеятельном хореографическом коллективе.
Цель исследования: разработать и выявить эффективность авторской программы по преодолению сценического волнения у младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть процесс формирования навыков преодоления сценического волнения у младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе как педагогическую проблему.
2. Проанализировать опыт формирования навыков преодоления сценического волнения у подростков в самодеятельном хореографическом коллективе в трудах ведущих отечественных и зарубежных педагогов.
3. Разработать авторскую программу «В ритме танца» по формированию навыков преодоления сценического волнения у младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе.
4. Реализовать авторскую программу «В ритме танца» по преодолению сценического волнения у младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе и обобщить результаты опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза исследования: формирование навыков преодоления сценического волнения у младших подростков в самодеятельном коллективе будет успешным, если:
- разработана авторская программа «В ритме танца» по формированию навыков преодоления сценического волнения у младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе;
- на занятиях младших подростков будут использованы следующие приемы по преодолению сценического волнения: упражнения для развития исполнительской техники, авторские игры с элементами хореографии, психологические тренинги, беседы и показ видеоматериала, систематические выступления перед публикой.
Методологической основой исследования явились:
- концепции по психологии: (Г.С Абрамова [1], Л.С Выготский [11], Е.А Климов [36], Л.М Фридман [56]).
- педагогические теории: (Г. Цыпин [58], А.Д Жарков [23], А.С. Каргин [30], Л.Н. Наумов [64], Г.А Щербакова [60]).
- фундаментальные труды в области хореографического искусства: (Д. Грин [16], Д. и С. Тейлоры [55], Р.В. Захаров [25], Н. Шереметьевская [59]).
Методы исследования: для достижения цели и задач исследования нами применялся следующий комплекс методов: теоретические методы - анализ творческого опыта хореографов и исполнителей; эмпирические методы - наблюдение, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.
Этапы исследования:
На первом этапе (2014-2015г.) - изучена психолого-педагогическая, учебно-методическая литература по теме исследования, сформулирована
гипотеза, определены цель и задачи исследования.
На втором этапе (2015-2016г.) - разработана авторская программа «В ритме танца» по формированию навыков преодоления сценического волнения у младших подростков в хореографическом коллективе. Проведен констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2016г.) - реализована авторская программа «В ритме танца» на базе творческой студии «Продвижение». Проведен формирующий и контрольный этапы эксперимента. Обобщены результаты опытно-экспериментального исследования.
База исследования: эксперимент проводился на базе творческой студии «Продвижение» г. Казань. В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 20 младших подростков 10 - 12 лет.
Научная новизна исследования: разработана авторская программа «В ритме танца» по преодолению сценического волнения у младших подростков в хореографическом коллективе. Данная программа направлена на формирование навыков, обеспечивающих успешное концертное выступление учащихся; развитие артистических и эмоциональных данных, а также развитие исполнительской техники учащихся. Программа способствует развитию самообладания и выдержки при публичном выступлении; реализации артистических способностей учащихся; технической подготовленности танцора.
Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в детских школах искусства и центрах детского творчества.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 3 приложений. Общий объем работы составляет 96 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной квалификационной работе, которая посвящена теме «Формирование навыков преодоления сценического волнения у младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе», рассмотрен процесс формирования навыков преодоления сценического волнения у младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе как педагогическая проблема, проанализирован опыт формирования навыков преодоления сценического волнения у подростков в самодеятельном хореографическом коллективе в трудах ведущих отечественных и зарубежных педагогов, а также разработана и реализована авторская программа «В ритме танца» по формированию навыков преодоления сценического волнения у младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе, обобщены результаты опытно-экспериментального исследования.
Методологической основой исследования явились труды: Г.С. Абрамовой [1], Л.А. Бондаренко [8], А.В. Викторова [10], Л.С. Выготского [11], Д. Грина [16], А.Д Жаркова [23], Р.В Захарова [25], А.С. Каргина [30], Е.А Климова [36], Л. Н. Наумова [64], Д. и С. Тейлоров [55], Г. Цыпина [58], Л.М. Фридмана [56].
Сценическое волнение - одна из форм психического состояния личности до и вовремя концертного выступления. Непосредственно, излишнее волнение мешает качеству выступления исполнителя.
По мнению Г.Цыпина сценическое волнение - это особенность публичного выступления, которая способствует эмоциональному подъему, соответствующему настрою перед выступлением.
Дефицит научных сведений о природе и сущности сценического волнения, как одной из форм психического состояния личности, обрекает исполнителей на поиски эффективных приёмов психологической подготовки к концертному выступлению и путей преодоления страха сцены, а также на формирование навыков преодоления сценического волнения таких как: 1) самоконтроль поведения на сцене, 2) эмоциональный подъем нацеленый на успешное выступление, 3) умение сочетать актерское мастерство и манеру исполнения танца на сцене, 4) исполнительская техника. Предконцертное волнение необходимо исполнителю, как положительный компонент в исполнительской деятельности.
В работе исследованы психолого-педагогические особенности подростков 10-12 лет.
Проанализирован опыт формирования навыков преодоления сценического волнения у подростков в самодеятельном хореографическом коллективе в трудах ведущих отечественных и зарубежных педагогов: С.Л. Доренского, Ю. Андреевой, Д.Грина, Д. и С. Тейлоров, В. Леви.
По программе Д. и С. Тейлоров важными компонентами в преодолении сценического волнения являются: мотивация, уверенность в себе, поиск равновесия возбужденности.
Д.Грин предлагает свою методику «релакс-центрирования» для преодоления стресса перед выступлением.
Ю. Андреева считает, что воображение танцора является важным инструментом повышения качества выступления.
С.Л. Доренский говорит важности предварительной работы в классе.
Нами выявлено, что концертная деятельность является ведущей в хореографическом коллективе, так как выступление сцене — это показатель проделанной репетиционной работы в классе, заключающейся в исполнении хореографических композиций перед публикой, а также форма нравственного развития подростков.
Мы подтвердили наш вывод о том, что педагогу необходимо воспитывать и формировать навыки преодоления сценического волнения у учащихся, так как сценическое волнение имеет место у всех исполнителей в концертной деятельности.
Во второй главе выпускной квалификационной работы разработана и реализована на практике авторская программа «В ритме танца» по развитию навыков преодоления сценического волнения у младших подростков в хореографическом коллективе, обобщены результаты исследования.
Целью авторской программы является формирование навыков сценического волнения у младших подростков в хореографическом коллективе; развитие артистистизма и технической подготовки танцоров.
Опытно-экспериментальная работа проведена в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В реализации авторской программы приняли участие 20 подростков творческой студии «Продвижение» г. Казань, из них 10 - экспериментальная группа, 10 - контрольная группа.
На констатирующем этапе эксперимента определен первоначальный уровень развития навыков преодоления сценического волнения у младших подростков в ЭГ и КГ. Результаты диагностики представлены в таблицах и диаграммах, в которых виден недостаточный уровень развития навыков преодоления сценического волнения в обеих группах.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы проводилась реализация авторской программы «В ритме танца» с подростками ЭГ на базе творческой студии «Продвижение» г. Казань. Программа включала в себя следующие приемы по преодолению сценического волнения: 1) упражнения для развития исполнительской техники, 2) авторские игры с элементами хореографии, 3) психологические тренинги, 4) беседы и показ видеоматериала, 5) систематические выступления перед публикой.
С контрольной группой творческой студии «Продвижение» занятия велись по программе, предусмотренной ФГОС.
На контрольном этапе экспериментальной работы диагностика уровня развития навыков по преодолению сценического волнения показала, что уровень подростков ЭГ значительно повысился, в КГ наблюдаются несущественные изменения.
Таким образом, по итогам опытно-экспериментального исследования можно судить об эффективности программы «В ритме танца». Результаты определены по следующим показателям:
-исполнительская техника;
-характер исполнения танца на сцене;
-самоконтроль поведения на сцене;
-актерская игра в танце;
-эмоциональный подъем перед выступлением;
-музыкальность исполнения.
Предложенная гипотеза исследования по развитию навыков преодоления сценического волнения у младших подростков в хореографическом коллективе, подтвердилась.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С Абрамова. - М.:
Педагогика, 2001. - 189 с.
2. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека / А. Адлер - Психология, 2000. - 321с.
3. Айрапетян Ю.С. Сценическое волнение / Ю.С Айрапетян -
Педагогика, 2003. - 178с.
4. Андреева Ю. «Танцетерапия» / Ю. Андреева. - М : Диля; 2005. - 233с.
5. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития / В.И Андреев Инновац. курс Казань: Изд-во Казан. Ун-та 1999. - 121с.
6. Асмолов А.Т. Психология личности: Учебник / А. Асмолов М.: Изд- во МГУ, 1999. - 367с.
7. Безрукова B. C. Педагогика. Проективная педагогика / В. С Безрукова Екатеринбург: Деловая кн. 2000г. - 338с.
8. Бондаренко Л. А. Методика хореографической работы в школе / Л. А Бондаренко М.; Искусство, 2000. - 144с.
9. Бриске И. Э. Руководитель самодеятельного коллектива народного танца / И. Э Бриске: Метод, пособие. Челябинск. 2003, 232с.
10. Викторов А.В. Начинаем эстрадный концерт / А.В. Викторов М., «Знание», 2004. - 234с.
11. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2003. - 136 с.
12. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 2000. - 479с.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский М.: Педагогика, 2000. - 379с.
14. Головкина С. Н. Уроки классического танца / С. Н Головкина - М.; Искусство, 2003. - 121с.
15. Горский В.А. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании /В.А. Горский - Дополнительное образование и воспитание. - 2003. - №3.121с.
16. Green D. Performance Success: Performing Your Best Under Pressure (Theatre Arts). - N.Y.: Routledge, 2005. - 168 p.
17. Гусев Г.П «Методика преподавания народного танца» / Г.П. Гусев.
— М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 232 с.
18. Давыдов В.В «Проблемы развивающего обучения» / В.В Давыдов
- М.: 2002. - 158с.
19. Демешко Ю. Н. Значение концертной деятельности в творческой жизни детского хореографического коллектива / Ю.Н. Демешко - Чита: Изд: Молодой ученый, 2015. - 168с.
20. Додонов Б.И. В мире эмоций./Б.И. Додонов - СПБ: «Питер», 2000 - 712 с.
21. Доренский С. Л «Сцена» / С.Л Доренский - СПБ: «Питер», 2004, 221с.
22. Егорова Л. В. Воспитывает танец / Л.В Егорова. - Сов. педагогика. 1990. - № 2. - 147с.
23. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства / А.Д. Жарков. 2¬е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. - 288 с.
24. Жирнова Л. Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности / Л. Жирнова - М.: Искусство, 1999. - 164 с.
25.Захаров Р. В. Работа балетмейстера с исполнителями / Р.В. Захаров - М.: Искусство, 2004. - 237с.
26.Захаров Р. В. Сочинение танца / Р.В. Захаров. - Страницы пед. опыта. М.: Искусство, 2002. - 45с.
27. Ивлева Л.Д. Субъект воспитания в хореографической самодеятельности / Л.Д. Ивлева. - Челябинск, 2000. - 385с.
28. Илупина А., Луцкая Е. Ансамбль народного танца
руководством Игоря Моисеева. М.: Знание,1999. - 343с.
29. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций / Т.А. Ильина - М.:
Просвещение, 2002. - 276с.
30. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном
художественном коллективе / А.С. Каргин. - М.: Просвещение, 2000. - 132с.
31. Каргин, А.С. Призвание и мастерство / А.С. Каргин - М.: Сов. Россия, 2004. - 321с.
32. Каргин А. С. Самодеятельное творчество: история, теория практика / А.С. Каргин - М.: Просвещение, 2000. - 542с.
33. Каргин А. С. Воспитательная работа в самодеятельном,
художественном коллективе / А.С. Каргин - М .: Просвещение, 2002. - 231с.
34. Карпов. Н «Уроки сценического движения» / Н. Карпов - М .: Изд- во "ГИТИС". 2003. - 184 с.
35. Карташова Н. Н. Воспитание танцем; заметки балетмейстера / Н.Н. Карташова. - Челябинск; Юж.-Урал. Кн., 2000. - 432с.
36. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов - М.: Изд: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2001. - 141 с.
37. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А.
Крутецкий. - М.: Просвещение, 2001. - 253с.
38. Крутецкий В.А. Возрастная психология / В.А. Крутецкий - М.: Просвещение, 2001. - 321с.
39. Леви В. «Приручение страха» / В.Леви, М.: Метафора, 2006. - 234с.
40. Лициская Т. Ритм плюс пластика: справочник / Т.Лициская - М.: Просвещение, 2001. - 121с.
41. Луцкая Е. Жизнь в танце / Е. Луцкая - М.: Искусство, 2003. - 431с.
42. Лушников A.M. История педагогики / А.М. Лушников. - Екатеринбург: Урал. Гос. пед ун-т, 2002. - 367с.
43. Матюхина Т.И. Увлекательная хореография / Т.И Матюхина Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - № 2. - 145 с.
44. Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека / М.С. Миловзорова: Учеб. для уч-ся хореогр. училищ. - М.: Медицина, 2006. -231 с.
45. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000. - 121с.
46. Nideffer R.M. Ethics and Practice of Applied Sport Psychology. Ithaca: Mouvement Publications, 1981. - 237 p.
47. Пакстон С. История и будущее импровизации / С. Пакстон - 2001. - 321с.
48. Перлз Ф. «Опыты психологии самопознания» / Ф.Перлз М.: «Гиль- Эстель» - 2003. - 324с.
48.Петрушин. И «музыкальная психология» / И. Петрушин - Изд: Академический проект, 2008. - 400с.
49. Подласый И. П. Педагогика, учебник / И.П. Подласый - М.: Юрайт, 2011. - 574с.
50. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики / Скаткин М.Н. 2 -е изд- М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
51. Слонимский Ю. В честь танца / Ю.Слонимский - М: Искусство, 2004. - 372с.
52. Соломоник Ф. Музыка. Самодеятельность. Коллектив. - М: Сов. Рос. 2001. - 543с.
53. Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности / Ю.Е Соколовский - М.: Просвещение, 2004. - 328с.
54. Струве Г.А. Школьный хор / Г.А Струве - М.: Просвещение, 2004. - 389с.
55. Taylor C. Psychology of Dance / C. Taylor, J. Taylor. - Champaign, (Illinois): Human Kinetics, 2006. - 168 p.
56. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося в ученических коллективах / Л.М. Фридман. - М.: Просвещение, 2000. - 207с.
57. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - М.: Педагогика, 2003. - 452с.
58. Цыпин Г. Сценическое волнение / Г. Цыпин - М.: Музыка, 2011. - 125 с.
59. Шереметьевская Н. Танец на эстраде / Н. Шереметьевская - М.: Искусство, 2004. - 342с.
60. Щербакова Г.А. Концерт и его ведущий / Г.А. Щербакова - М., «Сов. Россия», 2001. - 127с.
61.Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Психическое развитие в детских возрастах» / Д.Б Эльконин, Т.В Драгунова. - М.: Институт практической психологии, 2000. - 232с.
Интернет-источники
62. Макарова Е. А. Методическое пособие для студентов специальности «Культурология прикладная»/ Е. А. Макарова [Электронный ресурс]. URL // http://lib.podelise.ru/docs
63. Организация работы и творческой деятельности хореографического коллектива [Электронный ресурс]. URL //http://www.vevivi.ru/best/
64. Наумов Л.Н.Сценическое волнение [электронный ресурс] / Л. Н. Наумов. Режим доступа: htt//www/muzobozrenie@mail.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ