Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ У МУЗЫКАНТОВ

Работа №70166

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы212
Год сдачи2020
Стоимость5040 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
269
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1. Теоретические аспекты феномена «сценическое волнение» и
методы саморегуляции для его преодоления 10
1.1. Понятие «Сценическое волнение»: определение,
особенности проявления у музыкантов, факторы возникновения 10
1.2. Особенности личности музыканта, влияющие на
проявление сценического волнения 15
1.3. Методы саморегуляции как условие преодоления
сценического волнения музыкантов 31
Выводы по главе 40
2. Эмпирическое исследование особенностей личности музыкантов, влияющих на проявление сценического волнения 43
2.1. Организация и процедура исследования 43
2.2. Методы и методики исследования 44
2.3. Результаты исследования 51
2.3.1. Результаты анкетирования 51
2.3.2. Результаты описательной статистики 56
2.3.3. Результаты сравнительного анализа 66
2.3.4. Результаты корреляционного анализа 69
Выводы по главе 74
3. Программа «Снижение степени сценического волнения у
музыкантов-исполнителей с помощью методов психологической саморегуляции» 77
3.1. Концепция программы 77
Выводы по главе 114
Заключение 115
Список использованных источников 118
Приложение


Актуальность исследования. Концертное выступление является завершающим этапом всей работы исполнителя над музыкальным произведением, а также важнейшей частью профессиональной деятельности музыканта. Его цель - раскрытие художественной сущности исполняемого произведения, глубинной концепции, образов и драматургии и доведение этого до слушателя. В качестве операций, способствующих выполнению этой цели, можно назвать: предконцертную самонастройку музыканта-исполнителя; регуляцию исполнения с учетом акустических особенностей заполненного зала, реакции слушателей на исполнение, собственного психологического состояния в экстремальных условиях; зрелищное оформление выступления.
Выступление на сцене повышает требование ко всем профессионально-важным качествам музыканта, требуя огромной эмоциональной, интеллектуальной и физической отдачи. К тому же, из-за появления на этом этапе новых характеристик деятельности (публичность и итоговость), возникают дополнительные требования к стрессоустойчивости музыканта.
Проблема «сценического волнения», как отмечают многие исследователи, является одной из ключевых в области музыкальной педагогики и психологии, так как умение владеть своим эмоциональным состоянием на эстраде - один из показателей пригодности к исполнительской деятельности.
Сценическое волнение становится серьезной помехой в музыкально-исполнительской деятельности. Многие великие музыканты сталкиваются с этим явлением: некоторые из них ведут борьбу с эстрадным волнением в течение всей своей профессиональной карьеры, другие - совсем отказываются от публичных выступлений из-за невозможности справиться со своими эмоциями.
До настоящего времени проблема преодоления эстрадного волнения остается малоизученной. Методы саморегуляции эмоционального состояния большинству музыкантов практически неизвестны, так как ни на одной ступени музыкального обучения нет соответствующей дисциплины, данные навыки не приобретаются. Таким образом, можно выделить противоречие между признанием важности преодоления сценического волнения у музыкантов и недостаточной разработанностью этого вопроса в специальной литературе.
На основании данного противоречия сформулирована проблема исследования, заключающаяся в поиске и теоретическом обосновании эффективных методов преодоления сценического волнения у музыкантов.
Необходимость разрешения выявленного противоречия обусловила выбор темы исследования: «Методы психологической саморегуляции как условие преодоления сценического волнения у музыкантов».
Цель выпускной квалификационной работы: выявить и теоретически обосновать методы психологической саморегуляции эмоционального состояния в целях преодоления сценического волнения у музыкантов.
Объект исследования: саморегуляция сценического волнения.
Предмет исследования: методы психологической саморегуляции, позволяющие преодолеть сценическое волнение у музыкантов.
Гипотезы исследования:
1. Степень сценического волнения взаимосвязана с особенностями личности музыканта, а именно: типом нервной системы, самооценкой, личностной и ситуативной тревожностью, нервно-психической устойчивостью, волевой саморегуляцией.
2. Степень сценического волнения у музыкантов исполнителей снизится, если навыки саморегуляции музыкантов-исполнителей будут формироваться по специально разработанной программе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Осуществить теоретический анализ современных представлений отечественных и зарубежных авторов о проблеме сценического волнения у музыкантов-исполнителей и методов его преодоления.
2. Проанализировать факторы и личностные свойства музыкантов-исполнителей, способствующие проявлению отрицательных сторон сценического волнения.
3. Выявить наиболее эффективные методы психологической саморегуляции, позволяющие преодолеть сценическое волнение у музыкантов.
4. Учитывая полученные результаты, разработать программу по снижению степени сценического волнения у музыкантов-исполнителей с помощью методов психологической саморегуляции.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теоретические положения психологии музыкальной
деятельности о причинах сценического волнения у музыкантов-исполнителей (Л.Л. Бочкарев, В.И.Петрушин, Г.М. Цыпин, Ю. А. Цагарелли, О. А. Лучинина, Н. Б. Щетинская и др.); работы специалистов в области музыкального воспитания и образования, затрагивающие различные аспекты психологии музыкальной деятельности
(A.B. Торопова, А. Л. Готсдинер, В. Ю. Григорьев, Г. М. Коган, Г. Г. Нейгауз, и др.); научные работы, раскрывающие вопросы методов саморегуляции (A.B. Алексеев, И. Г. Щульц, А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова,
С. М. Елина и др.).
Методы исследования. Экспериментальная часть работы выполнена с применением следующих методик: Личностный опросник EPI Г. Ю. Айзенка, 1963 г.; Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин); Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёва; Методика «Исследование волевой саморегуляции»
А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана; Анкета «Прогноз-2» В. Ю. Рыбникова; Анкета самооценки уровня сценического волнения у музыкантов-исполнителей
Н. Б. Щетинской (адаптированная). Также применялись методы статистической обработки данных (описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни,
T-критерий Вилкоксона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации и расширении имеющихся представлений о природе сценического волнения музыкантов-исполнителей и методов его преодоления.
Практическая значимость работы состоит в разработке и апробации программы, нацеленной на формирование навыков саморегуляции музыкантов-исполнителей, необходимых для преодоления негативных проявлений сценического волнения.
Исследование проводилось в МБУ ДО «Туринская ДШИ» г. Туринска, а также в МАУ ДО «Детская музыкальная школа» г. Тавда Свердловской области. Апробация материалов исследования осуществлялась в МБУ ДО «Туринская ДШИ» г. Туринска.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава раскрывает теоретические аспекты проблемы преодоления сценического волнения у музыкантов, а также методов психологической саморегуляции эмоционального состояния. Вторая глава содержит эмпирическое исследование, включающее описание и анализ первого и второго замеров с помощью методов математической статистики (описательная, сравнительная статистика, корреляционный анализ). В третьей главе представлена программа по снижению степени сценического волнения у музыкантов-исполнителей с помощью методов психологической саморегуляции.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследовательской работы был проведен анализ представлений отечественных и зарубежных авторов об особенностях сценического волнения у музыкантов- исполнителей и психических методах саморегуляции, способствующих его преодолению. Наиболее широкое применение в музыкальной отечественной психологии получил метод аутогенной тренировки, разработанный И. Г. Шульцем и адаптированный для исполнительского искусства В. И. Петрушиным. Также о пользе данного метода для музыкантов говорит Г. Цыпин, который считает, что аутогенная тренировка акцентирует и развивает то, что уже есть в человеке и помогает ему опереться во время работы на себя самого.
Феномен сценического волнения исследователи трактуют по-разному: одни придерживаются мнения, что сценическое волнение - отрицательное явление, другие, что волнение может быть не только негативным проявлением, но и «высоким душевным напряжением».
К причинам, способствующим появлению волнению-страха большинство авторов относят «нечистую совесть» исполнителя, неизвестность, «дефицит времени», отсутствие опыта сценической деятельности, гиперответственность, страх оценки значимых людей и «враждебное внушение».
Рассматривая особенности личности музыканта, способствующие проявлению сценического волнения, исследователи выделяют тип нервной системы, повышенный уровень тревожности, неадекватную самооценку, отсутствие навыков саморегуляции.
Проведение исследования включало в себя первый срез в контрольной и экспериментальной группе, проведение программы «Снижение степени сценического волнения у музыкантов-исполнителей с помощью психических методов саморегуляции» в экспериментальной группе, повторный срез в обеих группах.
По результатам первого среза была проведена описательная статистика, которая показала, что большинство музыкантов-исполнителей в контрольной и экспериментальной группах испытывают сильное волнение перед сценическим выступлением и во время него, оценивают свой уровень развития навыков саморегуляции в музыкально¬исполнительской деятельности как средний и нуждаются в занятиях по развитию данных навыков. Также было выявлено, что у большинства музыкантов контрольной и
экспериментальной групп высокий уровень ситуативной тревожности и средний уровень личностной тревожности.
Сравнительный анализ между контрольной и
экспериментальной группами по итогам первого замера значимых различий не показал.
После проведения корреляционного анализа по результатам первого среза, обнаружены взаимосвязи. Наибольшее число взаимосвязей приходится на ситуативную и личностную тревожность. Оба этих феномена взаимосвязаны со степенью сценического волнения.
Результаты второго среза показали, что у музыкантов экспериментальной группы повысился уровень развития навыков саморегуляции, снизилась степень волнения перед сценическим выступлением и во время него, снизился уровень ситуативной тревожности. В контрольной группе значимых изменений не произошло.
По итогам сравнительного анализа были обнаружены значимые различия между результатами первого и второго среза экспериментальной группы, а именно: повышение уровня развития навыков саморегуляции и снижение степени волнения перед выступлением. Также были обнаружены значимые различия между результатами второго среза контрольной и экспериментальной групп: у музыкантов экспериментальной группы по сравнению с контрольной выше уровень развития навыков саморегуляции, ниже степень волнения перед выступлением и ниже уровень ситуативной тревожности.
Таким образом, первая наша гипотеза подтвердилась не полностью - степень сценического волнения, по результатам нашего исследования взаимосвязана с ситуативной и личностной тревожностью. Взаимосвязей между сценическим волнением и типом нервной системы, самооценкой, волевой саморегуляцией, нервно-психической устойчивостью не выявлено.
Вторая гипотеза подтвердилась: после проведения программы по формированию навыков саморегуляции степень сценического волнения у музыкантов - исполнителей снизилась.



1. Агеенкова, Е. К. Комплекс приемов психической саморегуляции эмоциональных состояний для профилактики и реабилитации соматических расстройств, кризисных состояний и утомления у военнослужащих / Е. К. Агеенкова. Текст: электронный // Военно-психологический вестник. Минск: Центр идеологической работы ГКДУ «ЦДОВСРБ», 2008. №1.
С.1359. URL: https://docplayer.ru/29281628-Kompleks-priemov- psihicheskoy-samoregulyacii-emocionalnyh-sostoyaniy.html (дата обращения 19.11.2019)
2. Алексеев, А. В. Система АГИМ: путь к точности / А. В. Алексеев. Ростов-на-Дону : Феникс, 128 с. Текст: непосредственный.
3. Берг, Т. Н. Нервно-психическая неустойчивость и
способы ее выявления : учебное пособие / Т. Н. Берг. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005.
63 с. Текст: непосредственный.
4. Бозыкова, А. Н. Нервно-психическая устойчивость врачей- терапевтов и фтизиатров в Республике Хакасия / А. Н. Бозыкова, Т. В. Пфау. Текст: электронный // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2013. С. 45-51. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/nervno-psihicheskaya-ustoychivost-vrachey-terapevtov-i- ftiziatrov-v-respublike-hakasiya (дата обращения: 05.11.2019)
5. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко ; под общей редакцией Б. Мещерякова. Санкт- Петербург : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. 672 с. Текст: непосредственный.
6. Бочкарёв, Л. Л. Психологические аспекты публичного выступления музыканта-исполнителя / Л. Л. Бочкарев. Текст: непосредственный // Вопросы психологии. Москва : Педагогика. 1975. №1. С. 68-79
7. Бочкарёв, Л. Л. Психология музыкальной
деятельности /
Л. Л. Бочкарёв. Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г.
352 с. Текст: непосредственный.
8. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Киев : Наукова Думка, 1989. 198 с. Текст: непосредственный.
9. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А.
В. Губанов. [4-е изд., испр. и доп]. Москва : Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. 352 с. Текст: непосредственный.
10. Воробьева, И. В. Психотехнологии развития личности: учебное пособие / И. В. Воробьева, О. И. Шахматова. [2-е изд., перераб. и доп]. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун¬та, 2011. 171 с. Текст: непосредственный.
11. Галкина, И. А. Взаимосвязь самооценки личности и
характеристик исполнительской деятельности : специальность 19.00.05 «Социальная психология» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Галкина Ирина Александровна ; Институт психологии РАН. Москва, 2009. 25 с. : ил. Библиогр.: с. 24-25. Место защиты: Институт психологии РАН. URL:
https://www.dissercat.com/content/vzaimosvyaz-samootsenki- lichnosti-i-kharakteristik-ispolnitelskoi-deyatelnosti. Текст:
электронный.
12. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. Москва : МИП «NB Магистр», 1993. 191 с. - Текст: непосредственный.
13. Гофман, И. Фортепьянная игра / И. Гофман. Москва : Издательство «Музыка», 1961. 152 с. Текст: непосредственный.
14. Григорьев, В. Ю. Исполнитель и эстрада / В. Ю. Григорьев ; Моск. гос. конс., Магнитог. гос. конс. Москва : Магнитогорск, 1998. 156 с. Текст: непосредственный.
15. Григорьев, В. Ю. Ойстрах: Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма / В. Ю. Григорьев. Москва: «Музыка», 1978. 165 с. Текст: непосредственный.
16. Евтихов, О. В. Практика психологического тренинга / О. В. Евтихов. Санкт-Петербург : Издательство «Речь», 2004. 256 с. Текст: непосредственный.
17. Елина, С. М. Мысленная игра в фортепианном
исполнительском искусстве : специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Елина Светлана Михайловна ; Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыки и музыкального образования Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Ростов-на-Дону, 2013. 25 с. : ил. Библиогр.: с. 25. Место защиты: Ростовская государственная консерватория
(академия) имени С.В. Рахманинова. URL: https://www.dissercat.com/content/myslennaya-igra-v- fortepiannom-ispolnitelskom-iskusstve . Текст: электронный.
18. Жмурова, Л. В. Идеомоторная тренировка как способ повышения качества музыкально-исполнительской деятельности / Л. В. Жмурова. Текст: электронный // Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches.
2017. С. 35-48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29870741 (дата обращения: 28.10.2019)
19. Ильин, Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. Санкт- Петербург: Издательство «Питер», 2000. 288 с. Текст: непосредственный.
20. Коваленко, В. А. Генезис самооценки личности как
психологической категории / В. А. Коваленко. Текст: электронный // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. С. 35-40. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-samootsenki-lichnosti-kak- psihologicheskoy-kategorii/viewer (дата обращения: 03.11.2019)
21. Коган, Г. М. Избранные статьи. Выпуск 2 / Г. М. Коган. Москва : Советский композитор,1972. 184 с. Текст: непосредственный.
22. Коган, Г. Работа пианиста / Г. Коган. Москва : Классика-XXI, 2004. 204 с. Текст: непосредственный.
23. Котенко, Ю. В. Психологические особенности
развития самооценки старших школьников в условиях профильной дифференциации обучения : специальность 19.00.13 «Психология развития, акмеология» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Котенко Юлия Владимировна ; Астраханский государственный университет. Астрахань, 2007. 19 c. :ил. Библиогр.: с. 18-19. Место защиты: Астраханский государственный университет. URL:
https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-osobennosti- razvitiya-samootsenki-starshikh-shkolnikov-v-usloviyakh- profil.Текст: электронный.
24. Леонова, А. Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. Москва : Смысл, 380 с. Текст: непосредственный.
25. Литвиненко, Ю. А. Педагогические аспекты
подготовки учащегося-музыканта к публичному выступлению : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (музыка)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Литвиненко Юлия Александровна ; Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке. Москва, 2010. 22 с.: ил. Библиогр.: с. 21-22. Место защиты: Московский педагогический государственный университет. URL:
https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-aspekty- podgotovki-uchashchegosya-muzykanta-k-publichnomu- vystupleniyu . Текст: электронный.
26. Литвиненко, Ю. А. Сценическое волнение музыканта - исполнителя: методы регуляции / Ю. А. Литвиненко. Текст: электронный // Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016.
С. 75-79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25685076 (дата обращения 07.01.2020)
27. Лучинина, О. Практическая психология для музыкантов: учебно-методическое пособие / О. Лучинина, Е. Винокурова.
Астрахань : Самиздат, 2008. 145 с. URL:
https://bookap.info/praktik/luchinina_prakticheskaya_psihologiya_d lya_muzykantov/.Текст: электронный.
28. Лучинина, О. Психология сценической деятельности музыканта / О. Лучинина. Астрахань : Проект «LENOLIUS», 2017. 139 с. URL: http://samlib.ru/l/luchinina_o/scene.shtml . Текст: электронный.
29. Маккиннон, Л. Игра наизусть / Л. Маккиннон ; [перевод с английского Ф. Соколова]. Ленинград : Издательство «Музыка», 1967. 144 с. Текст: непосредственный.
30. Методики диагностики эмоциональной сферы:
психологический практикум / сост. О.В. Барканова. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с. URL:
https://docplayer.ru/27221993-O-v-barkanova-metodiki-diagnostiki- emocionalnoy-sfery.html . Текст: электронный.
31. Методы психологического исследования / сост. З.А. Киреева. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. 186 с. URL: https://www.klex.ru/gst. Текст: электронный.
32. Митина, О. В. Математические методы в психологии:
практикум /
О. В. Митина.Москва : Аспект Пресс, 2008. 238. Текст: непосредственный.
33. Наследов А. SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных / А. Наследов. Санкт- Петербург : Питер, 2011. 400 с. Текст: непосредственный.
34. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г. Г. Нейгауз.[5-е изд.]. Москва : Музыка, 1988. 240 с. Текст: непосредственный.
35. Павлов, А. Н. Психологические условия оптимизации
подготовки будущих музыкантов-исполнителей к концертной деятельности : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Павлов Александр Николаевич ; Нижегородский государственный педагогический университет. Нижний Новгород, 2001. 24 с. : ил. Библиогр.: с. 22-23. Место защиты: Нижегородский государственный педагогический университет. URL:
https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-usloviya- optimizatsii-podgotovki-budushchikh-muzykantov-ispolnitelei-k- kon. Текст: электронный.
36. Пашукова, Т. И. Практикум по общей психологии [электронное учебное пособие] / Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В. Дьяконов. Текст: электронный // psylib.org.ua : [сайт]. 2019. URL: http://psylib.org.ua/books/pasht01/index.htm (дата обращения 11.11.2019)
37. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учебное
пособие для вузов / В. И. Петрушин. [2-е изд.]. Москва : Академический проект; Трикста, 2008. 400 с. Текст:
непосредственный.
38. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика
мотивации и саморегуляции / под редакцией А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская,
С.Р. Пантилеев [и др]. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 234 с. Текст: непосредственный.
39. Психотерапия: учебное пособие / А. Е. Архангельский,
Н. Н. Баурова, Р. Ф. Галиев [и др.]. Санкт-Петербург : Издательство «СпецЛит», 2012. 366 с. Текст:
непосредственный.
40. Реан, А. А. Психология личности / А. А. Реан. Санкт- Петербург : Питер, 2013. 288 с. Текст: непосредственный.
41. Рзаева, Ж. В. Развитие эмпатии у студентов
педагогических специальностей: учебно-методическое
пособие / Ж. В. Рзаева. Барановичи : РИО БарГУ, 2010. 90 с. Текст: непосредственный.
42. Рыбников, В. Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального 151
профиля : специальность 19.00.03 «Психология труда: инженерная психология» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Рыбников Виктор Юрьевич ; Санкт-Петербургский университет МВД России. Санкт-Петербург, 2000. 46 с. : ил. Библиогр.: с. 22-26. Место защиты: Санкт-Петербургский университет МВД России. URL:
https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskoe- prognozirovanie-nadezhnosti-deyatelnosti-spetsialistov- ekstremalnogo-profi. Текст: электронный.
43. Семенова, Е. М. Тренинг эмоциональной
устойчивости педагога: учебное пособие / Е. М. Семенова. [3-е изд]. Москва : Психотерапия, 2006. 256 с. Текст:
непосредственный.
44. Сенцова, А. Г. Ситуативная тревога в исполнительской деятельности студентов-музыкантов и ее зависимость от компонентов эмоциональной сферы личности : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Сенцова Анна Геннадьевна ; Иркутский государственный педагогический университет. Иркутск, 2005. 21 с. : ил. Библиогр.: с. 20-21. Место защиты: Иркутский государственный педагогический университет. URL: https://www.dissercat.com/content/situativnaya-trevoga-v- ispolnitelskoi-deyatelnosti-studentov-muzykantov-i-ee-zavisimost- ot-k. Текст: электронный.
45. Станиславский, К. С. Работа актёра над собой. / К. С.
Станиславский. Санкт-Петербург : Государственное
издательство «Искусство», 1955. 387 с. Текст:
непосредственный.
46. Тренинг публичных выступлений / М. В. Полевая, Ж. В. Коробанова, Е. В. Камнева, А. Н. Неврюев [и др.]. Москва : Прометей, 2018. 206 с. Текст: непосредственный.
47. Усеинова, Я. Р. Вопросы эстрадного самочувствия
пианиста /
Я. Р. Усеинова, В. И. Манякин. Текст: непосредственный // «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки»: материалы IV студенческой международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск : Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. С. 34-44
48. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально¬исполнительской деятельности: учебное пособие / Ю. А. Цагарелли. Санкт-Петербург : Издательство «Композитор», 2008. 211 с. Текст: непосредственный.
49. Цыпин, Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. Книга 1 / Г. Цыпин. Москва : Советский композитор, 1988. 384 с. Текст: непосредственный.
50. Цыпин, Г. Психология сценического волнения / Г.
Цыпин. Текст: электронный // Развитие личности. 2012. № 3. С. 149-168. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-
stsenicheskogo-volneniya (дата обращения 14.10.2019)
51. Шагивалеева, Г.Р. Основы психической саморегуляции: Учебное пособие / Г.Р. Шагивалеева, В.Р. Вильданова, Елабуга : Изд - во ЕГПУ, 2006. 41с. URL: http ://window.edu.ru/resource/709/57709/files/egpu 12. pdf. Т екст: электронный.
52. Шульц, И. Г. Аутогенная тренировка / И. Г. Шульц ; [перевод с немецкого С. Л. Дземешкевича]. Москва : Медицина, 1985. 32 с. URL: https://www.klex.ru/cqm. Текст: электронный. 

саморегуляции музыканта-исполнителя в процессе профессиональной подготовки в вузе : специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»:
диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Щетинская Наталья Борисовна ; Краснодарский государственный университет культуры и искусств. Краснодар, 2005. 177 с.. Библиогр.: с. 133 - 151. URL: https://www.dissercat.com/content/razvitie-lichnostnoi- samoregulyatsii-muzykanta-ispolnitelya-v-protsesse- professionalnoi-podg. Текст: электронный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ