Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у дошкольников готовности к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации

Работа №97320

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у дошкольников готовности к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного
возраста 7
1.2. Анализ понятия «готовность к совместной деятельности» 155
1.3. Формы и методы формирования у дошкольников готовности к
совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации 266
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию у дошкольников готовности к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации на примере муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Октябрьский детский сад город Камышлов 355
2.1. Деятельность муниципального казенного дошкольного
образовательного учреждения Октябрьский детский сад по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к совместной деятельности со сверстниками 355
2.2. Первичная диагностика готовности детей старшего дошкольного
возраста к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации 411
2.3. Комплекс мероприятий по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к совместной деятельности со сверстниками
в дошкольной образовательной организации 511
Заключение 644
Список использованной литературы 677
Приложения 733

Актуальность исследования. Происходящая в данный момент модернизация российского образования акцентирует важность развития личности, способной к самостоятельному активному взаимодействию с социокультурной средой. Основы такого развития необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста. В связи с этим, содержание процесса дошкольного образования должно составлять накопление детьми субъектного опыта взаимодействия с окружающими людьми.
Отечественный психолог Л.С. Выготский выдвинул культурно - историческую концепцию, согласно которой все специфические психические процессы личности формируются непосредственно в совместной деятельности дошкольника со сверстниками. Принимая во внимание, что нахождение ребенка в дошкольной образовательной организации - период очень значимый по продолжительности и воздействию на становление личности, особую важность имеет психолого-педагогическое воздействие на дошкольников в образовательных учреждениях [17].
Е.Н. Горошкова [21], И.В. Маврина [37], Р.С. Немов [40] и другие педагоги отводят главную роль совместным действиям детей со сверстниками в процессе трудовой деятельности, как для социального, так и для индивидуального развития личности дошкольника.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, является одним из принципов построения дошкольного образования и важным аспектом воспитания в дошкольном возрасте [41].
В современной практике дошкольной образовательной организации работа по формированию у дошкольников готовности к совместной деятельности со сверстниками в основном проводится бессистемно. Это неизбежно приводит к снижению потенциала совместной деятельности в обогащении детской практики общения [17].
Возникает противоречие: существует потребность в формировании готовности дошкольников к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации, однако, на практике данному вопросу уделяется мало внимания.
Обозначенное противоречие позволило определить проблему исследования: как формируется у дошкольников готовность к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации?
В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Формирование у дошкольников готовности к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации».
Ограничение исследования: согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина дошкольный возраст - это период в эпохе детства, который ограничен хронологическими рамками от 3 до 6-7 лет. Рассмотреть процесс формирования у дошкольников готовности к совместной деятельности на протяжении всего этого периода в рамках выпускной квалификационной работы не представляется возможным. В связи с этим ограничимся изучением этого процесса в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет). Выбор обусловлен тем, что автор выпускной квалификационной работы работает с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Объектом исследования является процесс формирования у дошкольников готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Предметом исследования выступает содержание процесса формирования у дошкольников готовности к совместной деятельности со сверстниками в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе полученных теоретических и эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к совместной деятельности со сверстниками предполагает организацию совместной игровой деятельности детей друг с другом на основании разработанного комплекса мероприятий, включающего игры, направленные на: формирование умения слушать и слышать собеседника, согласовывать свои действия в процессе организации и осуществления совместной деятельности; на формирование умения понимать настроение и чувства другого человека, воспроизводить основные эмоциональные состояния и вербализовать их; на формирование умения вести диалог (вступать в разговор, поддерживать его, самим задавать вопросы, использовать формы речевого этикета, завершать разговор).
Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольного возраста.
2. Провести анализ понятия «готовность к совместной деятельности».
3. Описать формы и методы по формированию у дошкольников готовности к совместной деятельности со сверстниками.
4. Рассмотреть деятельность работы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Октябрьский детский сад по формированию у дошкольников готовности к совместной деятельности.
5. Провести первичную диагностику готовности дошкольников к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации.
6. Частично апробировать комплекс мероприятий, направленных на формирование у дошкольников готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, обобщение.
2. Эмпирические: анализ документов, анкетирование,
математическая и графическая обработка данных.
База исследования: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Октябрьский детский сад», Камышловский район.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения: титульный лист; оглавление; введение; основная часть - 2 главы (3 параграфа в каждой); заключение; список использованной литературы; приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретико-эмпирическое изучение формирования у дошкольников готовности к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации позволило сделать следующие выводы:
1. Дошкольный возраст - это период жизни ребенка от 3 до 7 лет.
Социальная ситуация развития ребенка - дошкольника отражается в освоении социальных норм, взаимоотношений между людьми. Ведущей деятельностью в данном возрастном периоде является сюжетно-ролевая игра. К основным новообразованиям относятся: произвольная регуляция
собственного поведения; формирование этической инстанции; навыки совместной деятельности; формирование внутреннего плана действий; сенсорные эталоны; иерархизация мотивов; речь; мышление; произвольная память и т.д.
2. Совместная деятельность - это такая деятельность, которая осуществляется двумя или более участниками, характеризуется единством по месту, времени и действию, общей целью, и осуществляется посредством инициативной координации и управления действиями друг друга, внутри общего способа действия, происходящих на фоне совместных переживаний с учетом особенностей каждого участника. Готовность к совместной деятельности - это активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи в «сотрудничестве» с кем-либо. Для готовности к совестной деятельности нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эту деятельность. В ситуации совместной деятельности детей дошкольного возраста уровень готовности к данной деятельности определяется следующими критериями [40]:
1. Умение слушать и слышать собеседника.
2. Умение воспроизводить основные, эмоциональные состояния и вербализировать. их.
3. Умение вести диалог (вступать в разговор, поддерживать, его, самим задавать, вопросы, использовать .формы, речевого этикета, завершать разговор).
4. Умение ориентироваться на общий результат, умение осознавать свою значимость для получения общего качественного результата.
5. Умение взаимодействовать друг с другом, распределять обязанности и ответственно относиться к выполнению поручения.
Готовность к совместной деятельности для определенной группы детей предполагает обязательное участие в ней каждого ребенка и наличие его доли труда в совместном продукте. Другими словами, она включает в качестве главных компонентов результат труда и связь участников в процессе труда.
3. Формированием готовности дошкольников к совместной деятельности со сверстниками занимается, прежде всего, педагог, используя различные формы игр, упражнений, занятий в парах, тройках, малых группах и т.д. Такая готовность формируется: в совместных играх; совместном изготовлений пособий, игрушек, подарков к праздникам; в творческой деятельности (игры, труд, досуг, развлечения); в индивидуально- подгрупповой работе. С целью формирования у дошкольников готовности к совместной деятельности со сверстниками возможно использование технологии сотрудничества. Усвоение навыков и приемов сотрудничества может происходить на протяжении всего дня и в организационные моменты, на прогулке и в непосредственно образовательной деятельности.
4. Базой для исследования выступило муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Октябрьский детский сад, находящееся в поселке Октябрьском, Камышловского района, Свердловской области. Организация деятельности дошкольной образовательной организации по формированию готовности дошкольников к совместной деятельности со сверстниками, прежде всего, подразумевает выбор адекватной программы, позволяющей как раскрыть возрастные возможности ребенка, так и стимулировать психическое и личностное развитие каждого ребенка под влиянием окружающих взрослых. Основной образовательной программой в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении Октябрьский детский сад является программа «От рождения до школы», целью которой является социокультурное развитие детей дошкольного возраста, формирование полноценной, развитой личности через совместную деятельность дошкольников со сверстниками.
5. Диагностика готовности дошкольников к совместной деятельности на базе МКДОУ Октябрьский детский сад, показала, что полноценному проявлению сотрудничества в совместной деятельности детей препятствует недостаточное практическое освоение и применение правил и моделей сотрудничества, а также несовершенство способов взаимной регуляции, умений контроля и оценки; недостаточное овладение умением вести диалог в процессе совместной деятельности, что становится препятствием для согласования позиций и мнений партнеров.
6. Основным мероприятием по формированию готовности дошкольников к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации является игровая деятельность. Предлагаемые игры направлены на формирование готовности дошкольников к совместной деятельности. При умелом руководстве и координации действий детей, игры доставят радость и удовольствие всем участникам, научат понимать друг друга, чувствовать и распознавать настроение другого человека, вести диалог, быть добрыми и внимательными по отношению друг к другу. Все эти умения пригодятся дошкольнику в дальнейшей жизни.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.


1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2000. 400 с.
2. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. М., 2009.
3. Антонова Т. В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: кандидат психологических наук. М., 2007. 23 с.
4. Белкина В. Н. Диалог ребенка со сверстником: общие проблемы детского сада и начальной школы // Начальная школа. 2003. № 7. С. 45-49.
5. Белкина, В. Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию // Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого-педагогические науки). 2012. № 1. С. 291-294.
6. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2009.
7. Бережнова О.В. Нравственное развитие дошкольников в традициях русской культуры // Образование и общество. 2006. № 3.
8. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 2009.
9. Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркина Р.Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. 2008. № 3.
10. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 2015.
11. Болдырева С.Л. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М., 2013.
12. Буре Р. С. Формирование опыта коллективной деятельности // Когда обучение воспитывает. С.-Пб. 2006. 88 с.
13. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. Особенности принятия учебных заданий детьми шести лет // Вопросы психологии. 2006. №4.
14. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению // Дошкольное воспитание. 2005. №9.
15. Ворсобин В.Н., Жидкин В.И. Изучение выбора цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками // Вопросы психологии. 2012. № 3...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ