Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

Работа №29155

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
474
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Г лава I Методическое сопровождение по формированию представлений дошкольников о взаимодействии человека и природы 7
1.1 Теоретические аспекты формирования представлений дошкольников о
взаимодействии человека и природы 7
1.2 Взаимосвязь человека и природы как содержательный компонент
образовательных программ по формированию представлений у дошкольников 11
1.3 Педагогические технологии как источник познания и формирования
представлений дошкольников о взаимодействии человека и природы: наблюдение и проект 25
Выводы по 1 главе 31
Глава II Условия эффективности формирования представлений дошкольников о взаимодействии человека и природы 33
2.1 Определение программы и условий, направленных на формирование
представлений дошкольников о взаимодействии человека и природы 33
2.2 Оценка уровня формирования представлений дошкольников о
взаимодействии человека и природы 38
2.3 Проект создания эффективных условий формирования представлений
дошкольников о взаимодействии человека и природы: управленческий и методический аспект 44
Вывод по 2 главе 58
Заключение 61
Список литературы 64
Приложение


Актуальность исследования. Миссия дошкольной образовательной организации состоит в создании условий для формирования у ребенка гуманного отношения к природе, бережного отношения к социоприродной среде и потребности в здоровом образе жизни, выступающих как пространство активной жизнедеятельности ребенка.
Ядром содержания являются знания о человеке и его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умение его осуществлять. Знания о природе представлены в программе в определенной системе, построенной по принципу развертывания знаний.
И отсюда вытекает вся многогранность педагогического процесса - вопросы к кадровому составу детского сада, выбор образовательных программ, организация предметно-пространственной среды, включенность родителей в образовательный процесс.
Дошкольное детство, безусловно, является благоприятным периодом для получения и освоения знаний ребенком о природе, о существующих взаимосвязях.В процессе активной деятельности дошкольник реализует свои потребности пытливого исследователя, открывателя мира, осваивает методы и приемы изучения своего окружения.
Показателем зрелости, сформированности представлений у дошкольников о взаимодействии человека и природы необходимо считать действия и поступки человека, направленные на сохранение природы, на ее защиту, на правильное взаимодействие с природной средой.
Поэтому важно организовать воспитательно-методическую работу более привлекательной. Для этого использовать разнообразные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста. В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм, обладающая особым воспитательным потенциалом и способствующая повышению результативности развития у детей культуры общения с природой.
Проблема исследования. Каждая дошкольная образовательная организация в условиях динамично развивающего образовательного пространства находится в поиске правильной организации образовательного процесса, универсальных средств и методов построения, которые, в конечном счете, направлены на формирование представлений у дошкольников о взаимодействии человека и природы.
Каковы условия эффективности формирования представлений дошкольников о взаимодействии человека и природы. В данном контексте важен управленческий и методический аспект.
Цель исследования - выявить и обосновать управленческие и методические условия эффективности формирования представлений
дошкольников о взаимодействии человека и природы.
Объектом исследования является управленческая и методическая деятельность по формированию представлений дошкольников о взаимодействии человека и природы.
Предмет исследования представляет с собой условия эффективности формирования представлений дошкольников о взаимодействии человека и природы.
Гипотеза исследования. Управленческая и методическая деятельность по формированию представлений дошкольников о взаимодействии человека и природы будет эффективной при реализации следующих условий:
1) анализ программ и условий, направленных на формирование представлений дошкольников о взаимодействии человека и природы;
2) уровень сформированности представлений дошкольников о взаимодействии человека и природы выше среднего;
3) разработка и реализация проекта по формированию представлений дошкольников о взаимодействии человека и природы: управленческий и методический аспект.
Задачи исследования:
1 Изучить программу и условия, направленные на формирование представлений дошкольников о взаимодействии человека и природы.
2 Оценить уровень сформированности представлений дошкольников о взаимодействии человека и природы.
3 Разработать и реализовать проект по формированию представлений дошкольников о взаимодействии человека и природы: управленческий и методический аспект.
Методологическую основу исследования составляет изучение задач исследования в рамках структурного подхода, который рассматривает уровни отношений внутри детского сада и с внешней средой. Функциональный подход предполагает рассмотрение процесса создания единого образовательного процесса, во всех областях тесно переплетающийся со взаимодействием человека и природы.
Кроме того, здесь используется метод анализа научной литературы по теме - формирование представлений дошкольников о взаимодействии природы и человека, с позиции управления заведующей, организации методической работы, анализ программно-нормативной документации, внутренних документов, в том числе основной и парциальной образовательных программ, изучение продуктов педагогической деятельности; метод наблюдения за дошкольниками, метод самодиагностики педагогов ДОО, метод проекта.
Научная новизна. Выявлены и обоснованы условия эффективности, заключающиеся в программе и в условиях, направленные на формирование представлений дошкольников о взаимодействии человека и природы, в уровне сформированности представлений дошкольников о взаимодействии человека и природы, в разработке и реализации проекта по формированию представлений дошкольников о взаимодействии человека и природы: управленческий и методический аспект.
Теоретическая значимость исследования. В данной выпускной квалификационной работе собраны теоретические аспекты, основные направления методической работы, рассмотрен комплексный подход в раскрытии темы с позиции пяти образовательных областей развития, роль управленческих решений для создания эффективных условий, проведена исследовательская работа, которая поможет в дальнейших исследованиях по данной теме. Сформулированы выводы, разработан и реализован проект, где предложены пути дальнейшего совершенствования.
Практическая значимость исследования заключается в реализованном проекте. Предоставляется уникальная возможность запустить проект и увидеть результаты проведенной работы. Итогом проекта стал комплекс мер, направленных на формирование представлений дошкольников о взаимодействии природы и человека, расширилось мотивационноразвивающее пространство через подбор дидактического, развивающего материала, соответствующий возрасту дошкольников, повышение уровня профессиональной компетенции педагогического состава, формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества
детского сада и семьи.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Раскрывая цель данной выпускной квалификационной работы стало ясно, что для создание эффективных условий формирования представлений у дошкольников о взаимодействии человека и природы - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития дошкольника, предполагающий комплексный подход, который можно рассмотреть, как с организационно - управленческой, так и методической точки зрения.
Раскрывая первую задачу, следует подчеркнуть, что перед дошкольной образовательной организации стоит важная задача по эффективной реализации образовательных программ, именно в 1 главе рассмотрели влияние каждой из образовательных областей на процесс формирования представлений дошкольников о взаимодействии человека и природы.
Как следствие, интеграция образовательных областей обеспечивает расширение представлений дошкольника, обогащает его эмоциональный опыт о природе, о существующих взаимосвязях в природе, о месте и роли человека во взаимодействии с природой. Плюс ко всему предоставляет возможность переноса осваиваемых дошкольником способов познания, а именно наблюдение, сравнение, обобщение, экспериментирование, проектирование в другие условия. Способствует проявлению самостоятельности ребенка в деятельности, направленной на взаимодействие с природой, и творческой инициативы.
Однако маленькому ребенку трудно научиться читать книгу природы самостоятельно. Здесь важна роль педагога. Современное общество предъявляет высокие требования к качеству работы педагогов, воспитателей, психологов, к созданным руководителем условий для творческого поиска ими новых форм и методов работы с детьми, к моделям построения развивающей среды в детском саду, к объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
Методическая работа строится на принципах открытости, тесного взаимодействия и сотрудничества. Хотелось бы отметить особую роль старшего воспитателя, без чуткого внимания которого не проходит ни один день. Важными фактами ведения документации является упорядоченность, аккуратность, системность. В МАДОУ №407 царит порядок и бережное отношение ко всему, вся документация подписана, упорядочена, это говорит о профессионализме. Параллельно идет ежедневная работа с воспитателями, сопровождается консультациями
Анализируя результаты диагностики второй задачи, можно констатировать, что дошкольники характеризуются наличием знаний и представлений о взаимосвязи природы. У детей присутствует интерес к природным взаимосвязям, но есть стремление к расширению знаний. Если углубиться, то выявлена проблема в системности и целостности в организации работы педагогов, вовлеченности родителей, в недостаточности поисковой деятельности, ограниченном количестве объектов в зеленом уголке.
Осознание важности включения в образовательный процесс инновационной направленности стало отправной точкой организации и внедрения проекта - решение третьей задачи.
В проекте предложены ряд мероприятий и рассматривается как система взаимодействия трех компонентов: ребенок - детский сад- родители.
Участвуя в проекте, воспитатели проявляют в работе большую самоотдачу, даря детям любовь и безграничные познания окружающего нас мира. Раскрытие все новых и новых знаний о живом создает предпосылки для общего представления дошкольников о ценности природы и нормах взаимодействия с ее объектами, для включения в следующие разделы более сложных умений экологически ориентированного взаимодействия с природой, дальнейшего накопления опыта гуманно-ценностного отношения к ней.
Проект продемонстрировал всю многогранность и разноплановую деятельность, которая, в конечном счете, направлена на обогащение педагогического опыта, выделение лучших мастеров своего дела, а современные информационно-коммуникативные технологии позволяет создать без барьерное пространство. Кроме того, обогащение методических пособий, учебно-методического материала, обмен опытом с другими детскими садами. Тесная связь с дополнительными образовательными организациями. В результате самодиагностика педагогов показала, что уровень профессиональной компетенции вырос у каждого.
Администрация ДОО и педагоги в ходе проекта решили и задачу сотрудничества с родителями, активное их участие в образовательном процессе, педагогическое образование родителей в области взаимодействия человека и природы. Родители увидели плоды педагогического труда взрослых и детского творческого труда своего ребенка
Результаты контрольного эксперимента в конце учебного года у дошкольников детского сада, участвующих в проекте, гораздо выше, чем в начале года на этапе констатирующего эксперимента.
Дополнительно имеются результаты дошкольников контрольной группы в конце учебного года, не участвующих в проекте, которые ниже результатов дошкольников, участвующих в проекте.
Еще раз нашла подтверждение, что кадры решают все! Это звучит и в инновационной политике системы управления дошкольным образованием в Республике Татарстан и Российский Федерации.



1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2Конституция Республики Татарстан от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII. С изменениями от 29 ноября 1994 г., 30 марта и 8 декабря 1995 г., 27 ноября 1996 г., 26 мая и 21 июля 1999 г., 3 марта, 31 мая и 19 декабря 2000 г., 28 июня 2001 г., 19 апреля 2002 г., 15 сентября 2003 г., 12 марта 2004 г., 14 марта 2005 г., 30 марта, 22 ноября 2010 г., 22 июня 2012 г.
3 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4 Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года N 68-ЗРТОБ ОБРАЗОВАНИИ (в редакции Законов Республики Татарстан от 23.07.2014 N 61-ЗРТ, от 16.03.2015 N 14-ЗРТ, от 08.10.2015 N 76-ЗРТ)
5 Закон Республики Татарстан от 8 июля 1992года №1560 - XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» (с учетом новой редакции Закона Республики Татарстан от 12 июня 2014 г. № 53 - 3 РТ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан»)
6 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
7 Приказ Минздрава соцразвития РФ от 26.08.2010 №761н (ред. от
31.05.2011 г.) “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, служащих” раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”
8 Государственная программа «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2020 годы»
9 Г осударственная программа «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2020 годы»
10 Белая К.Ю. Методическая работа в Доу: анализ, планирование, формы и методы/ К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 311 с.
11 Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении/ К. Ю. Белая - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 175 с.
12 Белая К.Ю. “Программы и планы в ДОО. Технологии и разработки в соответствии с ФГОС ДО”, Москва “ТЦ Сфера”, 2014 г.
13 Бровкина,Е. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Учеб. пособия для студ. сред. и высш. педучеб.заведений / Издат. Центр «Академия» 2005. - 191с.
14 Букатов, В. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно методическое пособие/Букатов В. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006. - 154с.
15 Василевская Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне; методическое пособие- Е.В. Василевская. - М.: АПК и ППРО, 2005. - 216с.
16 Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012. - 219 с.
17 Веселова Т.Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ - Т.Б. Веселова-СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 160 с.
18 Виноградова. Н.А. Методическая работа в ДОУ. [Текст] Эффективные формы и методы/ Н.А. Виноградова - М.: Айриспресс, 2008 - 189 с.
19 Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду, Пособие для воспитателей/ Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис- пресс, 2008. - 156с.
20 Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОО с педагогами / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 200 с.
21 Галицына Н.С. система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении/Н.С. Голицына.-М.: Скрипторий, 2003. - 2009. - 219с.
22 Гончарова Е.В.Теория и методика экологического образования
детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.
23 Грабовская, Л. Пространственно- предметная игровая среда как основа развития индивидуальности ребенка. // Детский сад,2005,-№ 4,- 120с.
24 Давыдова О.И. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ (методика организации, сценарии, притчи, аффирмации) - О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославцев. СПб: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 198с.
25 Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в ДОУ - Н.В. Елжова - Р-нД: Феникс, 2011. - 167с.
26 Зебзеева В.А. “Проектирование образовательной программы детского сада”, Москва “ТЦ Сфера”, 2014 г.
27 Зенина Т.Н. Циклы наблюдений за объектами живой природы - Т.Н, Зенина. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 187с.
28 Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений - А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 165с.
29 Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. - М. 2006. - 198 с.
30 Инновационные технологии в методической работе в ДОУ: планирование, формы работы - авт.-сост. Л.В. Шмонина, О.И. Зайцева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 201с.
31 Климентьева З.А. Методическая работа в образовательной организации: краткий конспект лекций/ З.А. Климентьева; Каз.федер.ун-т.- Казань, 2013. - 145с.
32 Колесников С.И. Экология: учебн. Пособие - С.И. Колесников. - М.: ростов н-Д: ИТК «Дашков и К»: Наука-пресс, 2012. - 189 с. 35
33 Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением - Т.П. Колодяжная. Ч.1. - 3 изд., доп.- М.: Перспектива, 2008. - 217с.
34 Коломина Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий - М.: 2005 - 119с.
35 Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста - Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова и др.: под ред. Л.М. Шипицыной.
- Санкт-Петербург: Речь, 2005,- 280с.
36. Кравченко И.В., Долгова, Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: методическое пособие - под ред. Г.М. Киселевой. - М.: ТЦ Сфера, 2009, -187с.
37 Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятий у детей от младенчества до младшего школьного возраста - Н.В. Краснощекова. - Ростов.: Феникс, 2007, -190с.
38 Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет: Программа для детского сада и не только - Г.В. Лаптева. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011200с.
39 Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ - П.Н, Лосев. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 311с.
40Майер А.А., Богославцев Л.Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: метод. Пособие - А.А. Майер, Л.Г. Богославцев. - М., Сфера, 2012 - 219с.
41 Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: методическое пособие - А.А. Майер, - М.: ТЦ Сфера, 2008 - 219с.
42 Моисеева Л.В. Экологическое развитие личности в гуманистической парадигме дошкольного образования. Монография. - Екатеринбург, 2008. - 113с.
43 Николаева С.Н.Методика экологического воспитания дошкольников
Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд.,испр.—М.: Издательский центр «Академия», 2001-184с.
44 Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011- 200с.
45 Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. - М.: 2006. -120с.
46 Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях. - М.: 2005.50с.
47 Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. - Издательство: «Мозаика-Синтез», 2004. - 128с.
48 ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования 9пилотный вариант) [Текст]- под. Ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014- 198с.
49 Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебн. Пос. для студентов высш. Учебн. Заведений - А.П. Панфилова. - м.: Издательский центр «академия», 2009 - 176с.
50 Рыжова Н.А. Экологическая тропинка в детском саду: учебнометодический комплект - Н.А, Рыжовой, - М.: Линка - Пресс, 2009 - 311с.
51 Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика: автореф. Дис. На поиск. Учен. Степ. Д.п.н.: Спец. 13.00.01 - Н.А. Рыжова; (Ин-т развития проф. Образования М-ва образования РФ). -М.: 2000. - 378с.
52 Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа». Н.А. Рыжова. М.: Карапуз,2005.-192с.
53 Сластенин В.А. Педагогика: Учеб.пособие. В.А. Сластении И.Ф. Исаев Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576с.
54 Сухомлинский, В.В., «Экология детства», М.: 2007-167с.
55 Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам - П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - М.: Новаяшкола, 2010-219с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ