Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР в процессе деятельности учителя дефектолога (Дошкольная специальная педагогика,Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №46306

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
379
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Есть приложения .
Экспериментальное исследование проводилось по выборки. 14 детей дошкольного возраста: в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев – 8 мальчиков и 6 девочек составили экспериментальную группу. У всех детей экспериментальной группы 1 согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) диагностирована задержка психического развития (ЗПР). 14 детей дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 1 месяца до 6 лет 7 месяцев – 7 девочек, 8 мальчиков составили контрольную группу. Все дети контрольной группы имеют психическое развитие в норме.
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы формирования личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР в процессе деятельности учителя дефектолога 9
1.1 Подходы к понятию «личностно-мотивационной готовности к обучению» в научной литературе 9
1.2 Особенности личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 16
1.3 Методы и приемы в работе дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 25
Выводы по первой главе 35
Глава 2 Экспериментальное изучение системы работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 36
2.1 Организация и методика исследования 36
2.2 Анализ личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 41
2.3 Система работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР 47
2.4 Анализ результатов экспериментальной работы 55
Выводы по второй главе 63
Заключение 66
Список использованных источников 69
Приложения 77

Актуальность исследования. В современном мире требования к детям, поступающим в первый класс школы, растут с каждым годом. Согласно современному Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, обеспечивающему преемственность дошкольного и начального общего образования, у детей к концу дошкольного возраста должна сформироваться самостоятельность в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе; умение договариваться и разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам; должно быть развито воображение, реализуемое, прежде всего, в игре; устная речь; крупная и мелкая моторика; любознательность; ребёнок должен овладеть начальным сведениями о себе, об окружающем мире [64, с. 4]. Успешное формирование всех этих и многих других личностных качеств и развитие психических процессов дошкольника ведёт к формированию предпосылок к учебной деятельности.
В последнее время в нормативных документах системы образования Российской Федерации повысилось внимание к готовности дошкольников к школьному обучению. Например, в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» отмечается, что необходимо формировать самостоятельную, ответственную и социально мобильную личность, способную к нормальной социализации в обществе, что предполагает сформированность готовности дошкольников к обучению школе [1]. Этап поступления в школу означает изменение социальной позиции ребенка дошкольника и освоение новой позиции – школьника, который обладает важными правами и обязанностями, занимает другое, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта позиция заключается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. Проблема личностно-мотивационной готовности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее – ЗПР) к обучению в школе чрезвычайно актуальна. Первым условием успешного учения ребенка в школе является наличие у него соответствующей мотивационной готовности, а это положительное отношение к школе, желание учиться, а также стремление занять позицию школьника. От определения ее сущности, путей формирования личностно-мотивационной готовности зависит с одной стороны определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, с другой – успешность последующего развития и обучения ребенка с ЗПР в школе, а также создание оптимальных условий для полноценного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, их личностного становления, формирования индивидуальности, что в конечном итоге должно быть направлено на обеспечение ему максимально безболезненной адаптации к образовательному учреждению.
Степень изученности. Проблема готовности детей старшего дошкольного возраста раскрыта в научных трудах ЛС. Выготского, Н.И. Гуткиной, А.К. Марковой. Н.В. Нижегородцевой, Э. Рыбина, Д.Б. Эльконина и др. Особенности воспитания личностно-мотивационного компонента готовности к обучению в школе представлены в исследованиях Л.И. Божович, Б.Ф. Олейник, Ю.В. Терентьевой, Н.Г. Яковлевой и др. Особенности готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР проанализированы в трудах В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, Л.С. Метлиной и др. Особенности работы дефектолога по воспитанию личностно-мотивационного компонента готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР описаны в исследовании Н.А. Лиман, Е.К. Морозовой, В.В. Хитрюк, Р.О. Юрчик и др.
В настоящее время существует противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к обучению в начальной школе, и недостаточной нацеленностью педагогического процесса в ДОУ на формирование личностно-мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Таким образом, проблема личностно-мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к школьному обучению актуальна на сегодняшний день.
Цель исследования – изучить особенности формирования личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР в процессе деятельности учителя дефектолога.
Объект исследования – личностно-мотивационный компонент готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования – система работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Гипотеза исследования: предполагаем, что формирование личностно-мотивационного компонента у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет эффективно в процессе применения специально подобранного комплекса методов и приемов, которые будут применены дефектологом в образовательной деятельности, если:
- будут созданы учителем-дефектологом специальные условия для проведения занятий с применением комплекса методов и приемов по формированию личностно-мотивационного компонента у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- будут отобраны методы и средства в соответствии с образовательной программой, с учетом особенностей развития детей дошкольного возраста с ЗПР;
- в работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ЗПР по формированию личностно-мотивационного компонента у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством будут соблюдены принципы индивидуализации и дифференциации.
Задачи:
1. Раскрыть подходы к понятию «личностно-мотивационной готовности к обучению» в научной литературе.
2. Охарактеризовать особенности личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
3. Определить методы и приемы в работе дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
4. Изучить экспериментальным путем систему работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа;
- эмпирические: тестирование, наблюдение, беседа.
Этапы исследования:
Первый этап (май 2017 года – август 2017 года) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный аппарат.
Второй этап (сентябрь 2017 года) содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни личностно-мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировали выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап (октябрь 2017 года – ноябрь 2017 года) – технологический. Применение системы методов и приемов в работе дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Четвертый этап (декабрь 2017 года) заключительно-обобщающий – систематизировались и обобщались итоги экспериментальной работы, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая значимость работы состоит в расширении представлений о системе работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Новизна исследования: в работе представлен инновационный подход на содержание работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система методов и приемов формирования личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР быть использована в работе дефектологов дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида.
Выборка. 14 детей дошкольного возраста: в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев – 8 мальчиков и 6 девочек составили экспериментальную группу. У всех детей экспериментальной группы 1 согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) диагностирована задержка психического развития (далее – ЗПР). 14 детей дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 1 месяца до 6 лет 7 месяцев – 7 девочек, 8 мальчиков составили контрольную группу. Все дети контрольной группы имеют психическое развитие в норме.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению интересовала многих исследователей, как зарубежных, так и отечественных. Особенное внимание уделяется в научных исследованиях формированию личностно-мотивационного компонента готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Основными компонентами готовности к обучению в школе являются положительное отношение к школе и учению (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность), наличие некоторого запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственная готовность), а также наличие качеств, обеспечивающих эффективную коммуникацию со сверстниками и взрослыми, адаптацию в классном коллективе, выполнение совместной деятельности (нравственная готовность.
У старших дошкольников с ЗПР, как правило, не развиты качества, которые должны быть у первоклассника на момент поступления в школу. Прогноз психического развития и успешность обучения детей в значительной степени определяются ранней диагностикой ЗПР, своевременным лечением нервно-психических расстройств, организацией соответствующих коррекционно-развивающих мероприятий в дошкольном и школьном возрасте, благоприятным психологическим климатом в семье.
Важнейшее условие формирование интеллектуальной сферы психологической готовности детей дошкольного возраста с ЗПР к школьному обучению – это систематические занятия с дефектологом. Без помощи дефектолога ребёнок дошкольного возраста не сможет ориентироваться во времени, пространстве, ближайшем социальном окружении, природной среде. Даже при большом наборе знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста не сформируется целостное представление о картине мира. Дефектолог помогает детям дошкольного возраста систематизировать и обобщить уже имеющиеся знания.
С целью изучения системы работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Выборка. 14 детей дошкольного возраста: в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев – 8 мальчиков и 6 девочек составили экспериментальную группу. У всех детей экспериментальной группы 1 согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) диагностирована задержка психического развития (далее – ЗПР). 14 детей дошкольного возраста в возрасте от 5 лет 1 месяца до 6 лет 7 месяцев – 7 девочек, 8 мальчиков составили контрольную группу. Все дети контрольной группы имеют психическое развитие в норме.
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, в отличии от детей с психическим развитием в норме, прослеживается преобладание игрового типа мотивации, социальных мотивов учения, а также средний и низкий уровень личностной готовности к обучению в школе. Следовательно, необходимо учителю-дефектологу продумать работу по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР.
Система работы дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников с ЗПР предусматривала коррекционно-развивающую работу по следующим направлениям:
1. Коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.
2. Консультативная работа с родителями детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Для детей старшего дошкольного возраста была разработана коррекционно-развивающая программа «Скоро в школу». Основной формой работы с дошкольниками с ЗПР и ведущим видом их деятельности является игра, поэтому все занятия проходят в игровой форме. Постоянная смена видов деятельности не позволит детям устать или скучать от однообразных заданий. Программа состоит из 10 занятий (1 раз в неделю, смотреть перспективное планирование) продолжительностью 30 минут, которые проводятся с подгруппой (5-6 детей). Количество игр в занятии можно варьировать.
После апробирования разработанной системы работы учителя-дефектолога по формированию личностно-мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР был проведен контрольный этап экспериментального исследования.
Итак, результаты контрольного этапа экспериментальной работы. Отметим, что в экспериментальной группе – старшие дошкольники с ЗПР – проявляется положительная динамика по всем компонентам личностно-мотивационной готовности к обучению в школе, в контрольной группе – дети с психическим развитием в норме – положительная динамика не значительна.
Следовательно, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. // Администратор образования, № 23, 01.12.2014. // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 19.12.2017 г.)
2. Алехина, С.В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе / С.В. Алехина // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно- практической конференции. – М.: МГППУ, 2015. – С. 152-156.
3. Бабкина, Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения / Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2013. – № 6. – С. 46-50.
4. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции / Н.В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. – № 1. – С. 23 – 31.
5. Безменова, Е.И. Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования / Е.И. Безменова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 22-24.
6. Бережнова, О.В. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы: метод. Пособие / О.В. Бережнова, Л.Л. Тимофеева. – М.: Цветной мир, 2013. – 144 с.
7. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению / Л.И. Божович. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 241 с.
8. Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого- педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников: учебное пособие / С.Ю. Бородулина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 352 с.
9. Брызгалова, С.О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / под ред. С.О. Брызгаловой, Г.Г. Зака // Специальное образование. – 2010. – № 3. –С. 14-20.
10. Буторина, О.Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О.Г. Буторина // Воспитание школьников. – 2014. – № 7. – С. 40-44.
11. Выготский, Л.С. Общая психология / Л.С. Выготский. – М.: Академия. 2015. – 458 с.
12. Григорьева, Е.В. Факторы адаптации детей с ЗПР к школьному обучению / Е.В. Григорьева // Сборник научных трудов. – № 2 – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. – С. 63-68
13. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проспект. – 2014. – 312 с.
14. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития: моногр. / Л.А. Данилова. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 144 c.
15. Данилюк, А.Я. Воспитание и социализация старших дошкольников / А.Я. Данилюк // Педагогика. – 2012. – № 5. – С. 7-11
16. Дементьева, И.Ф. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы / И.Ф. Дементьева, С.А. Сопырева // Социальная педагогика. – 2012. – 2. – С. 43-48.
17. Журбина, О.А. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. – М.: Феникс, 2007. – 158 c.
18. Зак, З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей / З.А. Зак. – М.: Академия, 2012. – 358 с.
19. Закрепина, А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному развитию детей дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии / А. Закрепина // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 3. – С. 73-78.
20. Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 c.
21. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е.И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
22. Кочкина, Л.В. Сопровождение ребёнка с ЗПР в образовательном учреждении: методические рекомендации / Л.В. Кочкина // Модель поддержки психически здоровых детей и подростков с эмоциональными, поведенческими и адаптационными проблемами. – Ярославль: Ремдер, 2016. – С. 69–105.
23. Кумарина, Г. Коррекционно-развивающее образование: актуальные проблемы теории и практики / Г. Кумарина // Народное образование. – 2015. – № 8. – С. 184-192.
24. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.: Academia, 2011. – 144 c.
25. Лебединская, КС. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Дефектология. – 2016. – №3. – С. 12-16.
26. Леонгард, А.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие / А.И. Леонгард, Е.Г. Самосонова, Л.И. Иванова // Инклюзивное образование. Выпуск 7. – М.: МГППУ, 2011. – 175 с.
27. Лиман, Н.А. Воспитание позитивного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Лиман // Детский сад от А до Я. – 2016. – №1. – С. 41-44.
28. Локтева, Е.В. Содержание работы по формированию социально-коммуникативных навыков у старших школьников с ЗПР / Е.В. Локтева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 3. – С. 27-35.
29. Малофеев, Н.Н. Интеграция и специальные учреждения: необходимость перемен / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2012. – №2. – С. 74-77.
30. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире: в 2 т. – Т. 1. Европа / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2016. –319 с.
31. Малютина, С.В. Психологическая готовность дошкольников с ЗПР к школьному обучению / С.В. Малютина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 63-65.
32. Маркова, А.К. Самоконтроль в деятельности дошкольника / А.К. Маркова. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2011. – 471 с.
33. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 2013. – 198 с.
34. Маханева, М. Проблема преемственности детским садом и школой / М. Маханева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 63-66.
35. Медведева, Е.А. Изучение особенностей социокультурного становления личности ребенка с задержкой психического развития средствами искусства / Е.А. Медведева // Дефектология. – 2015. – № 5. – С. 10-18
36. Метлина, Л.С. Готовность к школьному обучению / Л.С. Метлина. – М.: Эксмо, 2013. – 458 с.
37. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика: учебное пособие / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2016. – 144 с.
38. Морозова, Е.К. Воспитание коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / Е.К. Морозова // Дефектология. – 2013. – №2. – С. 51-53.
39. Назарова, Н.М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции / Н.М. Назарова // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 3. – С. 5-11.
40. Нижегородцева, Н.В. Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте: Учебное пособие / ЯГПУ им. К.Д. Ушинского / Н.В. Нижегородцева. – Ярославль, 2012. – 247 с.
41. Николаева, Е.П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников: конспекты занятий / Е.П. Николаева. – СПб.: Детство-пресс, 2014. – 89 с.
42. Олейник, Б.Ф. Особенности психического развития детей шестилетнего возраста / Б.Ф. Олейник. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 352 с.
43. Панасенко, К.Е., Личностная готовность к обучению в школе старших дошкольников с гиперактивностью: Монография / К.Е. Панасенко, Л.З. Антонова. – Белгород, 2014. – 140 с.
44. Петроченко, Г.Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе / Г.Г. Петроченко. – М.: Инфра-М, 2014. – 291 с.
45. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет: система работы с родителями, планирование / авт. сост. О.А. Романович. – Волгоград: Учитель, 2013. – 233 с.
46. Программа «Преемственность», подготовка к школе / Составитель Н.А. Федосова. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва, АПКиПРО, 2013. – 64 с.
47. Ротарь, Н.В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. – М.: Учитель, 2014. – 156 c.
48. Рыбин, Э. Готов ли ребенок к школьному обучению? / Э. Рыбин // Дошкольное воспитание. – 2011. – №8. – С. 25-28.
49. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 241 с.
50. Сергеева, О.А. Проблема психологической готовности к школьному обучению детей с ЗПР / О.А. Сергеева, Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник // ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии. – 2014. – №4. – С. 52-59.
51. Сидорчук, Т. Современные образовательные технологии как средство активизации познавательной деятельности дошкольников с ЗПР / Т. Сидорчук // Учитель. – 2014. – №6. – С. 27–30.
52. Слепович, Е.С. Игровая деятельности дошкольников с задержкой психического развития / Е.С. Слепович. – М.: Педагогика, 1989. – 263 с.
53. Соколова, Ш.О. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с гиперактивностью / Ш.О. Соколова // Мат. Всерос. науч.практич. конф. с междунар. участием. – Ульяновск, 2013. – С. 96-101.
54. Стожарова, М.Ю. Актуальные проблемы формирования школьной зрелости дошкольников с ЗПР / М.Ю. Стожарова // Мат. Всерос. науч.практич. конф. с междунар. участием. – Ульяновск, 2013. – С. 156-161.
55. Сунцова, А.С. Теории и технологии работы с дошкольниками с ЗПР: учебное пособие / А.С. Сунцова. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. − 110 с.
56. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования / И.В. Сушкова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
57. Терентьева, Ю.В. К вопросу психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников с ЗПР / Ю.В. Терентьева // Мат. Всерос. науч.практич. конф. с междунар. участием. – Ульяновск, 2013. – С. 102-106.
58. Токарь, И.Е. Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития / И.Е. Токарь // Социальная педагогика, 2015. – №5. – С. 93-105.
59. Тыщенко, М.К. Психологическая готовность старшего дошкольника с ЗПР к обучению в школе / М.К. Тыщенко // Вопросы психологии. – 2011. – №2. – С. 63-69.
60. Ульенкова, У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей / У. Ульянкова // Дошкольное воспитание. – 2016. – №3. – С. 53-57.
61. Утянова У.Ш. Создание педагогических условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада / У.Ш. Утянова // Дефектология. – 2013. – №4. – С. 11-13.
62. Чистякова, М.А.. Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / М.А. Чистякова // Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 2015-2016 учебный год. – Челябинск: Цицеро, 2016. – С. 189-192.
63. Чудова, А.В. Психолого-педагогическое изучение готовности к школе учащихся с нарушением интеллектуального развития (по результатам экспериментального исследования) / А.В. Чудова // Дефектология. – 2015. – № 5. – С. 42-48.
64. ФГОС ДО 2013. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Просвещение, 2013. – 16 с.
65. Фуряева, Т.В. Интегрированный подход в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с проблемами в развитии (зарубежный опыт) / Т.В. Фуряева // Дефектология. – 2014. – №1. – С. 45-49.
66. Хитрюк, В.В. Основы дефектологии: учеб. пособие / В.В. Хитрюк. – Мн.: Изд-во Гревцова, 2009. – 280 с.
67. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына. – М.: Эксмо, 2010. – 458 с.
68. Шичанина, О. Наглядные пособия: их роль в формировании познавательной активности детей с задержкой психического развития / О. Шичанина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 12. – С. 71-75
69. Эльконин, Д.Б. Детский возраст / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2016. – 554 с.
70. Юнгман, И.В. Проблема готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе / И.В. Юнгман // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 58-60.
71. Юрчик, О.Р. Личностная готовность к обучению в школе и ее составляющие / О.Р. Юрчик // Дошкольное воспитание. – 2013. – №2. – С. 12-16.
72. Ягловская, Е.К. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика. Рекомендации для воспитателей старшей и подготовительной группы детского сада и учителей начальной школы / Е.К. Ягловская, И.А. Бурлакова. – М.: МГППУ, 2014 – 32 с.
73. Яковлева, Н.Г. Основы дефектологии / Н.Г. Яковлева. – Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2016. – 412 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ