Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Нравственное воспитание дошкольников: понятие, цель, задачи 18
1.3. Формы, методы, средства нравственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации 28
Глава 2. Опытно-поисковая работа по нравственному воспитанию старших дошкольников на примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 1, г. Екатеринбурга 36
2.1. Анализ деятельности педагогов детского сада по
нравственному воспитанию старших 36
дошкольников
2.2. Разработка комплекса мероприятий по нравственному воспитанию старших дошкольников в детской образовательной
организации 49
Заключение 62
Список использованной литературы 68
Приложения 73
Актуальность. В настоящее время в системе отечественного дошкольного образования все больше внимания уделяется нравственным аспектам воспитания подрастающего поколения.
Обращение в образовании к нравственному воспитанию обосновывается существованием ряда проблем: снижение познавательного интереса и уважения у современной молодежи к прошлому и настоящему своей Родины, к обычаям и традициям своего народа, низкий уровень знаний об истории, культурном наследии своего Отечества, представления о русской культуре часто отрывочны и поверхностны.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности.
Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.
Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как: Л. И. Божович, Г. В. Бурменская, Л. С. Выготский, М. И. Еникеев,
A. В. Запорожец, С. А. Козлова,Т. А. Куликова, Г. Г. Кравцов,
И. Ю. Кулагина, А. Н. Леонтьев, B. C. Мухина,
B. Г. Нечаева,П. И. Пидкасистый,Е. О. Смирнова,
Е. В. Субботский,М. Ф. Харламов, С. Г. Якобсон и др.
Поэтому тема работы достаточно актуальна в настоящее время.
Тема исследования: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Противоречие: между необходимостью развития нравственного воспитания у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью содержания нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования заключается в ответе на вопрос: каково содержание нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и практических аспектов разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по нравственному воспитанию старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, что развитие нравственного воспитания у старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будет успешно, если будут выделены формы, методы, средства развития нравственного воспитания и будет представлен комплекс мероприятий для старшего дошкольного возраста по данному вопросу.
Задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
2) проанализировать понятие «нравственное воспитание дошкольников», его цель и задачи;
3) рассмотреть формы, методы, средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации;
4) проанализировать деятельность педагогов Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 1, г. Екатеринбурга дошкольной образовательной организации по нравственному воспитанию старших дошкольников.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение;
• эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов, математическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 1, г. Екатеринбурга.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 62 источников и 3 приложения.
Старший дошкольный возраст- этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне старшего дошкольного возраста - от 5 до 7 лет. Данный период является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
В данный период в развитии личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими; старший дошкольный период очень важен для нравственного воспитания, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление, развитие словесной памяти в процессе активного освоения речи.
Достаточно серьезное проявление данного периода - кризис. Кризис старшего дошкольного возраста проявляется в семь лет. Он сопровождается потерей непосредственности поведения, а также с неустойчивостью, непоследовательность эмоций и беспричинной сменой настроения. В этот период возникают трудности в отношениях ребенка со взрослыми.
В развитии старших дошкольников участвуют воспитатели, педагоги дополнительного образования и родители.
Соответственно, все эти особенности развития детей имеют большое значение в правильно подобранной методике воспитания старших дошкольников, правильном подходе к ним и необходимости проявления к ним внимания и понимания их любого поведения, а также для более целостного нравственного воспитания.
Нравственное воспитание - важная часть всестороннего развития личности ребенка. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.
Целью нравственного воспитания дошкольников является формирование нравственной культуры личности.
Задачами нравственного воспитания дошкольников можно отметить: формирование сознания; формирование нравственных чувств; формирование важных нравственных качеств, привычек соблюдения нравственных норм, навыков оправданного поведения; воспитание волевых качеств и свойств личности; формирование эмоционального отношения к нравственным нормам.
Нравственное воспитание тесно связано с процессом воспитанности. Воспитанность характеризуется как уровень развития личности. Также воспитанность ребенка, подразумевают степень его соответствия высоким требованиям культуры.
Процесс нравственного воспитания заканчивается сформированным определенным уровнем нравственной воспитанности.
В структуре процесса нравственного воспитания выделяют следующие взаимосвязанные компоненты: когнитивный (знание нравственных норм, нравственных качеств личности, правил нравственного поведения; представление о себе как активном субъекте жизнедеятельности, который несет за них ответственность), эмоциональный (содержит нравственные чувства, социально-нравственные эмоции, моральные мотивы и нравственные предпочтения, а также нравственную оценку и самооценку) и деятельностный (включает в себя наблюдение за взаимоотношениями между людьми в различных ситуациях взаимодействия; установление с помощью педагога простейшие причинно-следственные связи, наблюдаемые для социальных явлений).
Старшие дошкольники в ходе нравственного воспитания учатся быть вежливыми, правильно себя вести в обществе, в школе, на улице, чувству этикета, также в ходе нравственного воспитания формируются ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, взаимопомощь, доброжелательность, общительность, т.е., те качества, которые помогают моральной ориентации в обществе людей.
Нравственное воспитание осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. А для более полного изучения нужно рассмотреть формы, методы и средства нравственного воспитания старших дошкольников.
В дошкольной организации в ходе нравственного воспитания у старших дошкольников формируются важные нравственные черты: доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициатива в ходе самостоятельной деятельности, воспитание чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливость, уважения к людям, а также ответственность за порученное дело...
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 2003. 91 с.
2. Алфеева Е. В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста, 4-7 лет: дис... канд. псих. наук. М., 2000. 196 с.
3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. М.: Просвещение, 1979.594 с.
4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., Просвещение, 1984. 104 с.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1988.479 с.
6. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 58-61.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Свердловск, 1990. 96 с.
8. Бережнова О.В. Нравственное развитие дошкольников в традициях русской культуры // Образование и общество. 2001. № 3. С. 33-42.
9. Богданова О.С., Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1997. 17 с.
10. Богданова О.С., Катаева Л.И. О нравственном воспитании детей. М.: Просвещение, 2013. 213 с.
11. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1995. С. 132-142.
12. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение,1979. 289 с.
13. Бреслав Г.М. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. М.: ТЦ Сфера, 2007. 112 с.
14. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 2005. 245 с.
15. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский Центр «Академия», 2002. 416 с...