Формирование правовой компетенции старшеклассников в общеобразовательной организации
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования правовой компетенции старшеклассников в общеобразовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшеклассников 6
1.2. Правовая компетенция: понятие, сущность, структура 14
1.3. Формы и методы формирования правовой компетенции у
старшеклассников в общеобразовательной организации в урочной деятельности 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию правовой компетенции старшеклассников в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Лицей №128 г. Екатеринбурга 32
2.1. Диагностика сформированности уровня правовой компетенции старшеклассников в муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении Лицей №128 г. Екатеринбурга 32
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование правовой
компетенции старшеклассников на уроках обществознания 47
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты формирования правовой компетенции старшеклассников в общеобразовательной организации 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшеклассников 6
1.2. Правовая компетенция: понятие, сущность, структура 14
1.3. Формы и методы формирования правовой компетенции у
старшеклассников в общеобразовательной организации в урочной деятельности 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию правовой компетенции старшеклассников в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Лицей №128 г. Екатеринбурга 32
2.1. Диагностика сформированности уровня правовой компетенции старшеклассников в муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении Лицей №128 г. Екатеринбурга 32
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование правовой
компетенции старшеклассников на уроках обществознания 47
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Приложения
Актуальность темы исследования: современное общество все больше осознает свою зависимость от качества сформированности правовой компетенции обучающихся, так как уровень и система юридических компетенций существенно влияют на деятельность человека в социуме.
В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, образовательная программа должна отражать, гражданскую позицию обучающегося, обучающийся должен осознавать свои конституционные права и обязанности, уважать закон и правопорядок, обладать чувством собственного достоинства, осознанно принимать традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
Следуя требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, использование в обучении соответствующего правового материала способствует формированию правовой компетенции обучающихся, которая необходима каждому гражданину Российской Федерации, для того чтобы научиться отражать правовую действительность.
Работа по формированию правовой компетенции важна именно в старших классах, поскольку в этот период у обучающихся формируется единая система знаний, складывающаяся затем в систему убеждений. Для старшего подросткового возраста характерна специфическая ситуация развития, связанная с переходом от детства к взрослости, необходимостью самоопределения, выбора жизненного пути, формирования мировоззрения и ценностных приоритетов.
В научной литературе над проблемой правовой компетенции активно работают такие ученые как А.Ф. Никитин, Н.М. Кейзеров, В.И. Каминская, А.В. Коротун, А.Р. Ратинов и др.
Указанными выше исследователями внесен весьма существенный вклад в разработку теории и практики формирования и развития правовой компетенции обучающихся.
Актуальность проблемы формирования правовой компетенции у старшеклассников в общеобразовательной организации определяет тему исследования.
Тема исследования: «Формирование правовой компетенции старшеклассников в общеобразовательной организации».
Противоречие исследования: с одной стороны в практике работы общеобразовательной организации существует потребность формирования правовой компетенции у старшеклассников, а с другой стороны уделяется недостаточное внимание целенаправленному процессу формирования правовой компетенции в общеобразовательной организации.
В работе введено ограничение: формирование правовой компетенции будет рассмотрен на уроках обществознания.
Проблема исследования: каковы формы и методы формирования правовой компетенции старшеклассников в общеобразовательной организации на уроках обществознания.
Объект исследования: процесс формирования правовой компетенции старшеклассников.
Предмет исследования: формирование правовой компетенции у старшеклассников на уроках обществознания.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс упражнений, направленный на формирование правовой компетенции старшеклассников на уроках обществознания.
Гипотеза исследования: вероятно формированию правовой компетенции у старшеклассников на уроках обществознания будут способствовать использование форм (словесные, практические, наглядные) и методов («попс-формула», «мозговой штурм», учебные игры, «инсёрт», синквейнов, написания эссе, лекция «со стопами», дискуссионные методы, пресс-конференция, игровые суды, анализ конкретных ситуаций).
Задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику старшеклассников;
2) рассмотреть сущность и структуру правовой компетенции;
3) изучить формы и методы формирования правовой компетенции старшеклассников в общеобразовательной организации на уроках обществознания;
4) выявить уровень формирования правовой компетенции старшеклассников в рамках опытно-поисковой работы.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение;
• эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, математическая и графическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей № 128, города Екатеринбурга.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (68 источников) и 9 приложений.
В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, образовательная программа должна отражать, гражданскую позицию обучающегося, обучающийся должен осознавать свои конституционные права и обязанности, уважать закон и правопорядок, обладать чувством собственного достоинства, осознанно принимать традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
Следуя требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, использование в обучении соответствующего правового материала способствует формированию правовой компетенции обучающихся, которая необходима каждому гражданину Российской Федерации, для того чтобы научиться отражать правовую действительность.
Работа по формированию правовой компетенции важна именно в старших классах, поскольку в этот период у обучающихся формируется единая система знаний, складывающаяся затем в систему убеждений. Для старшего подросткового возраста характерна специфическая ситуация развития, связанная с переходом от детства к взрослости, необходимостью самоопределения, выбора жизненного пути, формирования мировоззрения и ценностных приоритетов.
В научной литературе над проблемой правовой компетенции активно работают такие ученые как А.Ф. Никитин, Н.М. Кейзеров, В.И. Каминская, А.В. Коротун, А.Р. Ратинов и др.
Указанными выше исследователями внесен весьма существенный вклад в разработку теории и практики формирования и развития правовой компетенции обучающихся.
Актуальность проблемы формирования правовой компетенции у старшеклассников в общеобразовательной организации определяет тему исследования.
Тема исследования: «Формирование правовой компетенции старшеклассников в общеобразовательной организации».
Противоречие исследования: с одной стороны в практике работы общеобразовательной организации существует потребность формирования правовой компетенции у старшеклассников, а с другой стороны уделяется недостаточное внимание целенаправленному процессу формирования правовой компетенции в общеобразовательной организации.
В работе введено ограничение: формирование правовой компетенции будет рассмотрен на уроках обществознания.
Проблема исследования: каковы формы и методы формирования правовой компетенции старшеклассников в общеобразовательной организации на уроках обществознания.
Объект исследования: процесс формирования правовой компетенции старшеклассников.
Предмет исследования: формирование правовой компетенции у старшеклассников на уроках обществознания.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс упражнений, направленный на формирование правовой компетенции старшеклассников на уроках обществознания.
Гипотеза исследования: вероятно формированию правовой компетенции у старшеклассников на уроках обществознания будут способствовать использование форм (словесные, практические, наглядные) и методов («попс-формула», «мозговой штурм», учебные игры, «инсёрт», синквейнов, написания эссе, лекция «со стопами», дискуссионные методы, пресс-конференция, игровые суды, анализ конкретных ситуаций).
Задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую характеристику старшеклассников;
2) рассмотреть сущность и структуру правовой компетенции;
3) изучить формы и методы формирования правовой компетенции старшеклассников в общеобразовательной организации на уроках обществознания;
4) выявить уровень формирования правовой компетенции старшеклассников в рамках опытно-поисковой работы.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение;
• эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, математическая и графическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей № 128, города Екатеринбурга.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (68 источников) и 9 приложений.
Формирование правовой компетенции старшеклассников является актуальной и многоаспектной проблемой, носящей социально-педагогический характер, обращенной к развитию потребностей в правомерном поведении и уважительном отношении подрастающего поколения к праву.
1. Старшеклассник - это возраст, перехода от зависимого детства к ответственной и самостоятельной взрослости, этот возраст является подростковым. К достижению данного возраста старшеклассник достигает физической зрелости, должен приобретать духовную зрелость, быть готовым к самостоятельной жизни. У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Вступая в жизнь выпускникам необходимо быть практически и психологически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой - к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах правовых и нравственных норм, уважения и соблюдения закона, уважение прав и свобод других людей.
2. Под правовой компетенцией понимается способность личности применять правовые знания и правовые умения на практике, в любых жизненных ситуациях, в том числе при решении правовых задач. Правовые знания и умения определяют способность старшеклассника соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответствии с требованием законов оценить правомерность и противоправность поведения индивида. В своей работе мы будем использовать структуру правовой компетенции М.А. Соболевой, которая выделяет три компонента: когнитивный, мотивационноценностный, поведенческий.
3. В рамках нашего исследования рассмотрены формы и методы формирования правовой компетенции старшеклассников общеобразовательной организации именно на уроках дисциплины «Обществознание».
Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и обучающимися в рамках отведенного времени и определенного контингента школьников. Эти занятия включены в школьное и классное расписание. Структурная единица этих занятий - урок, по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе.
Для формирования правовой компетенции старшеклассников учителю целесообразно применять различные формы и методы обучения, в меньшей степени использовать в работе традиционные методы - лекции, беседы, которые мы наблюдаем в данной общеобразовательной организации, исходя из анализа рабочей программы. К ним творческие задания, технологии «попс- формула», «мозговой штурм», учебные игры, инсёрт, синквейнов, игровые суды, анализ конкретных ситуаций, составление казусов, метод конкретизации воспоминания друга и т.д. Плюсом применения активных форм и методов для формирования правовой компетенции является то, что обучающиеся не только получают знания от педагога, но и используют их на практике, пытаясь открыть для себя новые знания и умения.
4. Проанализировав результаты эмпирической части работы можно сделать вывод, что в МАОУ Лицей №128 города Екатеринбурга необходимо проводить работу по повышению уровня сформированности правовой компетенции старшеклассников.
Основная задача работы со старшеклассниками в целях формирования правовой компетенции заключается в информировании в правовых вопросах выпускников, ознакомлении с правовыми знаниями, превращение этих знаний в личностные убеждения, формировании на этой основе ответственного отношения к собственным поступкам, развитии умений реализовывать свои права и обязанности, формирование правового сознания и навыков, привычек правомерного поведения, подготовке к общественной жизни и активной жизнедеятельности. Необходимо помочь старшекласснику, а главное - выпускнику образовательной организации осознать свои права и обязанности,
уметь пользоваться ими, адекватно относиться к требованиям со стороны общества, проектировать свое поведение в общепринятых правовых нормах, предусматривать последствия своих действий, быть социально адаптированным гражданином в обществе...
1. Старшеклассник - это возраст, перехода от зависимого детства к ответственной и самостоятельной взрослости, этот возраст является подростковым. К достижению данного возраста старшеклассник достигает физической зрелости, должен приобретать духовную зрелость, быть готовым к самостоятельной жизни. У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Вступая в жизнь выпускникам необходимо быть практически и психологически готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой - к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах правовых и нравственных норм, уважения и соблюдения закона, уважение прав и свобод других людей.
2. Под правовой компетенцией понимается способность личности применять правовые знания и правовые умения на практике, в любых жизненных ситуациях, в том числе при решении правовых задач. Правовые знания и умения определяют способность старшеклассника соотносить свое поведение и поведение окружающих в соответствии с требованием законов оценить правомерность и противоправность поведения индивида. В своей работе мы будем использовать структуру правовой компетенции М.А. Соболевой, которая выделяет три компонента: когнитивный, мотивационноценностный, поведенческий.
3. В рамках нашего исследования рассмотрены формы и методы формирования правовой компетенции старшеклассников общеобразовательной организации именно на уроках дисциплины «Обществознание».
Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и обучающимися в рамках отведенного времени и определенного контингента школьников. Эти занятия включены в школьное и классное расписание. Структурная единица этих занятий - урок, по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе.
Для формирования правовой компетенции старшеклассников учителю целесообразно применять различные формы и методы обучения, в меньшей степени использовать в работе традиционные методы - лекции, беседы, которые мы наблюдаем в данной общеобразовательной организации, исходя из анализа рабочей программы. К ним творческие задания, технологии «попс- формула», «мозговой штурм», учебные игры, инсёрт, синквейнов, игровые суды, анализ конкретных ситуаций, составление казусов, метод конкретизации воспоминания друга и т.д. Плюсом применения активных форм и методов для формирования правовой компетенции является то, что обучающиеся не только получают знания от педагога, но и используют их на практике, пытаясь открыть для себя новые знания и умения.
4. Проанализировав результаты эмпирической части работы можно сделать вывод, что в МАОУ Лицей №128 города Екатеринбурга необходимо проводить работу по повышению уровня сформированности правовой компетенции старшеклассников.
Основная задача работы со старшеклассниками в целях формирования правовой компетенции заключается в информировании в правовых вопросах выпускников, ознакомлении с правовыми знаниями, превращение этих знаний в личностные убеждения, формировании на этой основе ответственного отношения к собственным поступкам, развитии умений реализовывать свои права и обязанности, формирование правового сознания и навыков, привычек правомерного поведения, подготовке к общественной жизни и активной жизнедеятельности. Необходимо помочь старшекласснику, а главное - выпускнику образовательной организации осознать свои права и обязанности,
уметь пользоваться ими, адекватно относиться к требованиям со стороны общества, проектировать свое поведение в общепринятых правовых нормах, предусматривать последствия своих действий, быть социально адаптированным гражданином в обществе...
Подобные работы
- Формирование правовой компетенции старшеклассников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование правовых компетенций персонала банка
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Организация и методическое обеспечение формирования предпринимательских компетенций обучающихся в общеобразовательных организациях (Государственный Университет Просвещения)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Формирование правовой культуры обучающихся профессиональных образовательных организаций
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Формирование правовой культуры старшеклассников на уроках
обществознания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование правовой компетенции у старших подростков в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование правовой культуры «суворовца» во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - Правовое воспитание старших подростков в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019





