Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое воспитание старшеклассников в общеобразовательной организации

Работа №97288

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы правового воспитания старшеклассников в общеобразовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшеклассников... 7
1.2. Правовое воспитание старшеклассников: понятие, цель, задачи,
функции 14
1.3. Формы и методы правового воспитания старшеклассников в
школе 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по правовому воспитанию старшеклассников в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 137 г. Екатеринбурга 34
2.1. Анализ деятельности педагогов школы № 137 по правовому
воспитанию старшеклассников 34
2.2. Первичная диагностика уровня правовой воспитанности
старшеклассников 43
2.3. Разработка комплекса мероприятий по правовому воспитанию
старшеклассников в общеобразовательной организации 53
Заключение 63
Список использованной литературы 69
Приложения 73

Актуальность темы исследования. Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.
Правовое воспитание не всегда реализуется на практике, если оно не имеет соответствующей социально-психологической основы в сознании индивидов. Правовое воспитание - один из важнейших факторов, определяющих перспективы политического развития общества, и формирования правового государства и уверенной в защищенности и своих гражданских прав личности.
В настоящее время наша страна нуждается в формировании нового подхода к правовому воспитанию, как одному из краеугольных камней законности и правопорядка в обществе.
Результатом несовершенства правового воспитания в России являются рост преступности, увеличение процента тяжких преступлений, правовой нигилизм, увеличение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, что является серьезной помехой созданию правового государства, уменьшающей реальную силу права, его активную роль в обществе, не позволяющей гражданам в полной мере осуществлять предоставленные законом возможности. Общество в настоящее время; как никогда ранее, нуждается в новом ценностном сознании, отвечающем современным реальностям.
Проблемы, связанные с правовым воспитанием старшеклассников, являются актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у граждан; создать условия для развития гражданской и правовой активности в обществе; организовать изучение права на всех уровнях воспитательно­образовательных учреждений; расширить информирование населения о законодательстве Российской Федерации и обеспечить доступ всех слоев населения к юридической информации; привлечь все государственные институты и общественные организации к решению проблем правового воспитания, сформировать основы правовой культуры российского общества. Все это и предопределило выбор темы данного диссертационного исследования, его объект, предмет, цель и задачи.
Огромное значение на сегодняшний день имеет правовое воспитание старшеклассников. Праву принадлежит особое место в дополнительном образовании, поскольку оно позволяет не только приобрести правовые знания, но и развить особые способности, связанные с развитием мышления и речи, практические навыки действия в социальной сфере. Занятия в дополнительном образовании направленные на правовое воспитание личности оказывают огромное влияние на формирование мировоззрения ребенка.
Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах Е. В. Аграновской, П. П. Баранова, А. Б. Венгерова, В. Н. Кудрявцева, Э. В. Кузнецова, Е. А. Лукашевой, Н. И. Матузова, Е. Н. Трубецкого. Разработке основ организации и управления правовым воспитанием посвящены работы таких ученых, как В. В. Головченко, Г. А. Голубева, С. Н. Кожевникова, В. П. Федорина.
Противоречие исследования: между необходимостью осуществления правового воспитания среди старшеклассников и недостаточным применением методов правового воспитания старшеклассников в школе.
Проблема исследования: каковыметоды правового воспитания старшеклассников в школе?
Таким образом, решение проблем, связанных с организацией правового воспитания, являются несомненно актуальными, так как их теоретическое и практическое разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у старшеклассников; создать условия для развития гражданской и правовой активности обществе; организовать изучение права в образовательных учреждениях.
Тема исследования: «Правовое воспитание старшеклассников в общеобразовательной организации».
Объект исследования: процесс правового воспитания старшеклассников.
Предмет исследования: методы правового воспитания старшеклассников в школе.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и полученных эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс мероприятий по правовому воспитанию старшеклассников в школе.
Гипотеза исследования заключается в предположении что,содержание правового воспитания старшеклассников в школе предполагает:
• формы: правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика непосредственной реализации права, самовоспитание, а такжеправовое просвещение;
• методы: методы формирования сознания и знания (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера); методы формирования положительного отношения к действиям (соревнование, игра, поощрение, наказание); методы организации деятельности (упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций);
• индивидуальный характер мероприятий, основанных на диагностике уровня правовой воспитанности старшеклассников.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику
старшеклассников;
2) проанализировать понятие «правовое воспитание старшеклассников», обозначить его цель, задачи и функции;
3) рассмотреть формы и методы правового воспитания старшеклассников в общеобразовательной организации;
4) проанализировать деятельность педагогов школы по правовому воспитанию детей старшего школьного возраста;
5) провести первичную диагностику правовой воспитанности старшеклассников в школе.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, сравнение, обобщение;
• эмпирические - наблюдение, анкетирование, анализ документов, математическая и графическая обработка данных.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 137, г. Екатеринбург, пос. Шабровский.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 60 источников и 1 приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив теоретическую литературу и осуществив эмпирическое исследование по теме ВКР мы пришли к следующим выводам:
В ходе первой задачи изучили психолого-педагогическую характеристику старшеклассников, гдестаршеклассники это дети старшего школьного возраста охватывают период развития от 15 до 18 лет включительно, что соответствует возрасту учеников 9-11 классов школы.
В этот период времени у старшеклассников отмечается приближенность их к взрослому состоянию; стираются те противоречия, которые свойственны подростковому возрасту, подчеркивается некоторая гармония «телесного» и «духовного», установление ровного отношения с окружающими, взаимопонимание с родителями и учителями.
Интеллектуальное развитие имеет большое значение в успешном развитии старших школьников. Старшеклассник умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи, способен на системный поиск решений.
Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций.
Характерная черта юношеского возраста - формирование жизненных планов. Стремление к самоутверждению сменяется более критическим самоанализом и самовоспитанием. Пока окончательно не сложилась своя система ценностей, старшеклассники легко поддаются моральному релятивизму: если все относительно, значит, все дозволено, все, что можно понять, можно оправдать.
В старшем школьном возрасте складывается система мировоззрения. Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.
Старшеклассники ощущают потребность в самооценке, у них изменяются отношения со взрослыми, повышается значимость семьи, происходит укрепление чувства взрослости, старшеклассник понимает, что взрослость - ответственность и самостоятельность.
Существенной особенностью развития эмоциональной сферы является то, что старшеклассники отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. При встрече с трудностями старшеклассника возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому, что старшеклассник может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное.
Правовое воспитание старшеклассников есть формирование уважительного отношения старших школьников к закону, видение закона большой социальной ценностью, развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции и т.д.
В ходе второй задачи проанализировали понятие «правовое воспитание старшеклассников», обозначили его цель, задачи и функции, гдеосновной целью правового воспитания старшеклассников является целенаправленное постоянное воздействие на человека по формированию у него активного правомерного поведения.
Отметим наиболее актуальные задачи правового воспитания старшеклассников: 1) повышение авторитета закона; 2) устойчивое правомерное поведение старшеклассников; 3) формирование и развитие высокого уровня правосознания как основной части общественного сознания; 4) формирование правовой культуры; 5) воспитание чувства ответственности за свои действия перед обществом и государством.
Существуют функции правового воспитания старшеклассников: 1) регулятивная; 2) охранительная; 3) познавательная; 4) коммуникативная; 5) идеологически-воспитательная; 6) профилактическая; 7) практико­прикладная; 8) прогностически-эвристическая.
Результатом правового воспитания является правовая воспитанность,
где содержатся компоненты правовой воспитанности: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный. Данные компоненты находятся в неразрывной взаимосвязи. При отсутствии какого-либо из них нельзя говорить о правовой воспитанности в полной мере.
Правовое воспитание старшеклассников - формирование уважительного отношения старших школьников к закону, видение закона большой социальной ценностью, развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции.
В ходе третьей задачи рассмотрели формы и методы правового воспитания старшеклассников в общеобразовательной организации, гдек формам правового воспитания старшеклассников в школе относятся: правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика непосредственной реализации права, самовоспитание, а такжеправовое просвещение.
Методы правового воспитания старшеклассников в школе: убеждениеипринуждение, личныйпример, метод поощрения,метод принуждения, метод наказания.
А также И. П. Подласый выделяет классификацию методов правового воспитания: методы формирования сознания и знания (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера); методы формирования положительного отношения к действиям (соревнование, игра, поощрение, наказание); методы организации деятельности (упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций)...


1. Абрамов В. И. Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности в правовом воспитании старших подростков: автореф. дисс... канд. пед. наук. М., 1991. 147 с.
2. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. Москва, 1988. 142 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология: учеб. для вузов. М.: Аспект Пресс, 2008. 363 с.
4. Антонов В. А. Изучаем права человека. М.: «Вита - пресс», 2007.
5. Баранов П. П.: Правосознание и правовое воспитание. М. Нижний
Новгород, 1993. 475 с.
6. Бейлинсон В. Г. Азбука прав человека. М., 2004
7. Ваулина Т. Г. Родителям и детям о правах ребенка// Ребенок в
детском саду.2007. № 3.
8. Вачков И. В., Битянова М. Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. СПб. : Питер, 2009. 192 с.
9. Венгеров А. Б.Теория государства и права. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000. 528 с.
10. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2005. 1136 с.
11. Гайнер М. Л. Правосознание подростков. М., 1998. 208 с.
12. Головченко В. В. Эффективность правового воспитания: понятие, критерии, методика измерения. Киев : Наук. думка, 1985. 128 с.
13. Давыдова О. И., Вялкова С. М. Беседы об ответственности и правах ребенка. М.: ТЦ Сфера, 2008. 112 с.
14. Данилина Т. А. Проблема защита прав ребенка в семье// Управление ДОУ. 2005. № 6. 48 с.
15. Долгополов О. А. Организация правового воспитания в современной России: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2004. 24 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ