Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №97207

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Эмоция как психологическая категория. Виды эмоций 7
1.2. Особенности эмоционального развития ребенка старшего
дошкольного возраста 16
1.3. Методика организации сюжетно - ролевой игры
эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста 25
Глава 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Описание диагностических методик и показателей
диагностики уровня эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста 35
2.2. Анализ результатов диагностического исследования
эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста 42
2.3. Содержание сборника сюжетно - ролевых игр для
эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 103

Актуальность данного исследования. Период дошкольного детства - один из этапов в жизни человека. Развитие на данном этапе жизни проходит стремительно бурно. Из беспомощного существа вырастает самостоятельная и активная личность. В этот период происходит особое развитие психики ребенка, что становится фундаментом для дальнейшего его развития. Одним из важных и основных направлений психического развития ребёнка дошкольного возраста является формирование основ его личности.
В дошкольный период эмоции управляют и регулируют все психические функции ребёнка.
Эмоциональное развитие ребенка играет важную роль в жизни и является проблемой в психологии на протяжении многих десятилетий.
Генезис эмоций и их функционирование - одна из важных философских, психологических и педагогических проблем. В психологии не было ни одной школы, которая не разработала бы своей собственной концепции по формированию и развитию эмоциональных состояний. Являясь важной частью человеческой жизни, эмоции представляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей науки. Природу эмоций изучали и философы, психологи, психиатры, физиологи, но так и не пришли к единому мнению об их роли в психическом развитии, их генезисе, структуре.
В современной психологии по-разному рассматривается проблема развития эмоций у детей. В первую очередь это связано с большим выбором понимания такого термина, как «эмоциональное развитие» в разных научно­теоретических подходах и концепциях.
В дошкольном возрасте закладывается вся основа будущей жизни ребёнка. Данной проблемой занимались многие педагоги, психологи: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др., которые утверждали, что эмоциональное развитие положительно влияет на мозговую деятельность и является стимулом для познания мира. Оно влияет на развитие творческой деятельности ребенка, и конечно, на его мышление. В современном мире хорошо можно наблюдать, как от эмоционального развития зависит наше отношение к людям, событиям, оценка собственных действий и поступков [27].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» в пункте 4.6. в целевых ориентирах сказано: «.. .ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности» [46, с. 21].
Таким образом, возникает противоречие:
- между необходимостью эмоционального развития у старших дошкольников через сюжетно - ролевую игру и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего
целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенного противоречия, анализа психолого­педагогической литературы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень эмоционального развития эмоций у старших дошкольников в сюжетно - ролевой игре.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Сюжетно - ролевая игра в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста»
Объект исследования - эмоциональное развитие у дошкольников старшего возраста через сюжетно - ролевую игру.
Предмет исследования - сюжетно-ролевая игра, способствующая эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практической апробации сюжетно-ролевых игр, как средства эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели определили следующие задачи:
1. Проанализировать современную психолого-педагогическую литературу и выявить проблему эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в современной психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики уровня эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.
3. Выбрать и провести диагностику уровня эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс сюжетно - ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста, направленный на эмоциональное развитие.
Для того, чтобы достичь поставленную цель исследования и найти решение поставленных перед нами задач, использовались следующие методы исследования: библиографический - изучение по проблеме исследования научной литературы и эмпирический (наблюдение и беседа).
Практическая база исследования: Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 3 с приоритетным осуществлением деятельности по социально­-личностному направлению развития воспитанников» (далее МАДОУ детский сад 3) города Красноуфимск. В исследовании приняло участие 12 детей старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 61 источника и 3 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования по теме «Сюжетно - ролевая игра в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в современной психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики уровня эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры.
3. Провести диагностику уровня эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, представить анализ результатов исследования.
4. Разработать сборник сюжетно - ролевых игр, направленный на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «Эмоция как психологическая категория. Виды эмоций» дано понятие «эмоции» разных авторов - Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин и другие.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста связано с личностным развитием, с их социализацией и творческой самореализацией, усвоением культурных ценностей, с процессом их социализации и творческой самореализации, усвоением культурных ценностей через вхождение в мир межличностных отношений. Ребёнок дошкольного возраста стремиться к признанию себя и других людей и очень впечатлителен. Процессы восприятия, воображения, мышления и эмоции в этом возрасте
неотделимы друг от друга, проявляется взаимозависимость и взаимосвязь познавательных и эмоциональных процессов, наиболее важных сфер психического развития ребёнка.
В параграфе «Особенности эмоционального развития ребенка старшего дошкольного возраста» показано, возраст 5 - 7 лет, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Ребенок шестого года жизни не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать.
В параграфе «Методика организации сюжетно - ролевой игры эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста» раскрыта структура сюжетно - ролевой игры и методика организации сюжетно - ролевой игры эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.
Для исследования эмоционального развития детей старшего
дошкольного возраста нами были выделены следующие показатели:
1. Самостоятельность нахождения способов для воплощения
эмоционального состояния;
2. Способность правильно изобразить эмоциональное состояние;
3. Степень дифференцированности (способность различать оттенки настроения);
4. Самостоятельность при определении эмоционального состояния человека, изображенного на картинке;
5. Способность определить эмоциональное состояние действующих лиц в эмоционально значимой ситуации;
6. Самостоятельность в определении эмоционального состояния действующих лиц в эмоционально значимой ситуации.
Для диагностики уровня эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста нами использовались следующие методики:
1) Методика изучения мимической моторики (Г.А. Волкова).
2) Модификация методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Е.И. Изотова).
3) Модификация теста «Распознавание эмоций» (по Т.В. Чередниковой).
4) Методика «Паровозик».
5) Выявление тревожности старших дошкольников (автор В.С. Мерлин).
Диагностическое исследование уровня эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста показало, что у 2 детей (17%) был выявлен высокий уровень эмоционального развития, у 7 детей (58%) - средний уровень эмоционального развития и у 3 детей (25%) - низкий уровень эмоционального развития.
Из диагностики видно, что у большинства детей преобладает средний и низкий уровень эмоционального развития. У этих детей отсутствует выразительная мимика, представление об эмоциях, выразительность эмоциональных проявлений. Словами такие дети эмоциональное проявление выразить не могут. По графическому изображению эмоции людей затрудняются определить
У каждого ребенка свой уровень эмоционального состояния, поэтому в следующем параграфе будет приведено содержание сборника сюжетно - ролевых игр для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
В практической части нашей работы был разработан комплекс сюжетно-ролевых игр, направленный на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для эмоционального развития ребенка педагоги дошкольной организации должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе организации сюжетно­ролевых игр.
Таким образом, эмоциональное развитие у детей старшего
дошкольного возраста будет более успешным при определенных условиях, а именно в проведении сюжетно-ролевых игр, подтвердилась. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.


1. Бахурина, Е. С. Коррекция эмоциональных комплексов у детей 5 - 10 лет через рисование [Текст] / Е. С. Бахурина // Психолог в детском саду. - 2004. - № 4. - С. 36 - 42.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Питер, 2007. - 245 с.
3. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст] / В. М. Букатов. - М. : Издательский центр «Флинта», 2009. - 165 с.
4. Волков, Б. С. Детская психология : Психическое развитие ребёнка до поступления в школу [Текст] / Б. С. Волков. - М. : Издательский центр «КноРус», 2008. - 245 с.
5. Волков, Б. С. Закономерности психического развития в вопросах и ответах [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Сфера, 2003. - 210 с.
6. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : Питер, 2007. - 512 с.
7. Ганичева, И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5 - 7лет) [Текст] / И. В. Ганичева. - М. : Книголюб, 2004. - 350 с.
8. Гаспарова, Е. М. Эмоции ребенка раннего возраста в игре [Текст] / Е. М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 10. - С. 26 - 34.
9. Григорьева, Н. А. Развитие эмоциональной сферы [Текст] / Н. А. Григорьева // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 2. - С. 27 - 31.
10. Горлова, Н. А. Современные дошкольники: какие они ? [Текст] / Н. А. Горлова // Обруч. - 2009. - № 1. - С. 3 - 6.
11. Дубровина, И. В. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст] / И. В. Дубровина. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 174 с.
12. Ершова, У. В. Эмоциональное воспитание в семье [Текст] / У. В. Ершова // Практическая психология и логопедия. - 2008. - № 6. - С. 25 - 31.
13. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] / В. В. Зеньковский. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 347 с.
14. Зинкевич-Евстигеева, Т. Д. Основы сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь, 2006. - 170 с.
15. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. - СПб. : Питер, 2014. - 464 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ