Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №97205

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА... 7
1.1. Анализ литературы по проблеме эстетического воспитания
детей 7
1.2. Особенности эстетического воспитания детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Возможности изодеятельности в эстетическом воспитании детей
старшего дошкольного возраста 23
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Диагностика начального уровня эстетической воспитанности детей
старшего дошкольного возраста 30
2.2. Организация работы по эстетическому воспитанию детей старшего
дошкольного возраста в изодеятельности 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 48

Начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его интеллектуальности, формирования общечеловеческих ценностей и есть период дошкольного возраста. Для обоснования актуальности проблемы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста нами были проанализированы нормативно-концептуальные документы (ФГОС ДО, ФЗ РФ «Об образовании», «Концепция дошкольного воспитания»).
Так, например, в Законе «Об образовании» сказано, что одной из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией (ДОО) является формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, эстетических, личностных, физических и нравственных качеств [47].
В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей» [18].
«ФГОС ДО» одной из образовательных областей выделяет художественно-эстетическое, которое предполагает становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения изобразительного искусства [46].
Успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям - одно из условий, от которого зависит руководство этим процессом со стороны педагога. Это работа трудоёмкая, она требует умение систематически, и ненавязчиво всячески облагораживать окружение ребёнка, а также пронизывать жизнь ребёнка красотой. Педагог ведёт ребёнка от восприятия красоты, воодушевлённого отклика на неё к пониманию и формированию эстетических представлений, а также суждений и оценок.
Современные исследования (Е.С. Бауновой, Т.С. Есаян, Т.С. Комаровой, Т.А. Котляковой, О.А. Соломенниковой, Р.М. Чумичевой) в области эстетического воспитания дошкольников подчеркивают необходимость формирования у детей интереса к народной культуре и указывают на возможность использования изодеятельности как средства эстетического воспитания детей.
Тем самым, на основании вышеизложенного актуальность предпринятого исследования определяется целым рядом факторов, среди которых социальный заказ современного общества на развитую личность, обладающую определенным уровнем эстетического воспитания, потребность в разработке методических рекомендаций с использованием интеграции искусств, обеспечивающей достижение поставленной цели в период воспитания в дошкольном учреждении.
Эстетическое воспитание дошкольников является одним из важнейших средств формирования отношения ребёнка к действительности, средством его высоконравственного и интеллектуального обучения, и в окончательном результате средством развития духовно богатой и многосторонне сформированной личности [40].
Несмотря на активный интерес и наличие богатого опыта в реализации эстетического воспитания дошкольников, методические вопросы эстетического воспитания недостаточно разработаны и внедрены в практику дошкольной образовательной организации. В настоящее время имеет место противоречие между необходимостью эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью методических материалов для педагогов, реализующий этот вид деятельности.
Определенная актуальность исследования обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в изодеятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в изодеятельности.
Объект исследования является процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в изодеятельности.
В соответствии с обозначенной целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности изодеятельности в эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику исходного уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в изодеятельности.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработанный комплекс занятий и педагогические условия могут быть реализованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных образовательных организациях. Разработан комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в изодеятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования состовляют:
• Идеи и концепции воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства Н.А. Ветлугина, И.А. Дзержинская, Т.Н. Доронова, А.Н. Зимина, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, О.П. Радынова, Е. А. Флерина и др.;
• Методика обучения дошкольников основам изобразительной грамоты Е.И. Игнатьев, Н.В. Квач, Т.С. Комарова и др.;
• Приобщения детей к изобразительному искусству А.А. Грибовская, С.К. Кожохина, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, Р.М. Чумичева, Т.Я. Шпикалова и др.;
• Исследования по проблемам психологии творчества Д.Б. Богоявленская,
А.В. Бакушинских, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, Я.А. Пономарев, Дж. Рензулли, С.Л. Рубинштейн, Е. Торренс и др.;
• Принципов творческого развития Л.А. Венгер, В.В. Давыдов,
А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.
Для решения поставленных задач использовалась совокупность следующих методов исследования: анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1» г. Березовский.
Выпускная квалификационная работа структурирована согласно логике поставленной цели и состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка за счет обогащения эмоционального навыка, психической сферы личности, воздействие на изучение высоконравственной стороны реальности (для дошкольника понятие «привлекательный» и «хороший» практически схожи).
В своей работе мы будем придерживаться следующего определения: эстетическое воспитание - это направленный ход развития у человека эстетического отношения к действительности, это регулярная процедура влияния на личность ребенка с целью формирования у него возможности наблюдать красоту находящего вокруг общества, искусства и создавать ее.
Дошкольный возраст - самый важный этап развития и воспитания личности. Происходит приобщение ребенка к освоению окружающего мира, период его начальной социализации вне семьи. Старший дошкольный возраст выделяется на этом фоне становлением самостоятельности суждений, попытками интериоризировать социальный опыт и выработать собственное отношение к красоте или безобразности вещей, людей, видов деятельности.
Средствами эстетического воспитания могут выступать: труд, природа, искусство, окружающая среда, активная художественная деятельность. Благодаря таким средствам, как искусство, игра и игрушка, природа, эстетика быта, труд, самостоятельная художественно-творческая деятельность, различения и праздники, осуществляется эстетическое воспитание старших дошкольников.
К методам эстетического воспитания относят: метод непосредственных наблюдений; метод приучения, метод побуждения к эмпатии, упражнения в эмоционально-позитивной сочувственности к прекрасному,
отрицательному отношению к безобразному в находящемся вокруг обществе; практических действиях, метод убеждения; метод поисковых, проблемных ситуаций.
Качественным и количественным результатом процесса эстетического воспитания является эстетическая воспитанность личности, которая носит интегративный характер. В ее структуре можно выделить следующие компоненты: когнитивный (эстетические понятия и познания старших дошкольников, «осведомленность» в области искусства); эмоционально­побудительный (эстетическая направленность личности, круг интересов, предрасположенности, предпочтения) и деятельностный (фактические умения и способности эстетико-предметной деятельности, проявления творческой активности).
Для диагностики уровня эстетической воспитанности старших дошкольников нами было проведено исследование. Исследование по определению уровня эстетического воспитания проводилось на базе Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1» г. Березовский. В диагностике приняли участие воспитанники шестого года в количестве 15 человек.
Результаты проведенного педагогического наблюдения показали, что у большинства детей старшего дошкольного возраста - 4 человека - средний уровень эстетической воспитанности личности, у 2 учащихся отмечен высокий уровень, у 9 - низкий уровень эстетической воспитанности.
Эстетическая воспитанность старших дошкольников характеризуется наличием у них эстетических знаний об изобразительной деятельности в искусстве; проявление эмоционально-оценочного отношения и интереса к его произведениям; способность к самореализации в эстетико-предметной творческой деятельности, основанной на народных художественных традициях.
Нами был разработан комплекс мероприятий, рассчитанный на реализацию в течение учебного года (с сентября по май). Ведутся комплексные занятия, где соединяются, театрально-игровая, изобразительная деятельность. Основная цель подобных занятий - формирование ребенка во взаимосвязи умственной и эмоциональной сферы.
Комплекс мероприятий включает несколько направлений деятельности: художественное творчество; праздники и развлечения; работа с семьёй.
Результаты педагогической диагностики сформированности уровня эстетической воспитанности являются основой для определения эффективности процесса по формированию эстетической воспитанности старших дошкольников и уточнения дальнейшей программы их эстетического воспитания.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.


1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие /
Т.М. Бабунова. Москва: ТЦ Сфера, 2007. с. 204.
2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.:
Большая Российская энциклопедия, 2008. с. 528.
3. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие /Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. - Академический проект, 2005. с. 240.
4. Бочкарева О.А. ДОУ. Художественная литература. Нестандартные занятия. Старшая группа / О. А. Бочкарева. - Корифей, 2007. с. 116.
5. Бочкарева О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа / О.А. Бочкарева. - Корифей, 2007. с. 96.
6. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика - М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
7. Волынкин В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию / В. Волынкин ВАКО, 2007. с. 208.
8. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие [Текст]/ В. И. Волынкин. - Ростов н/Дону: Феникс, 2017. с. 288.
9. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособие [Текст] / В. И. Волынкин. - Ростов н/Дону: Феникс, 2017. с. 288.
10. Гончаров, И.Ф. Эстетическое воспитание дошкольников средствами
искусства и действительности. [Текст] / И. Ф. Гончаров - М.:
Педагогика, 2006. с. 333.
11. Запорожец В.А., Маркова Т.И. Основы дошкольной педагогики / В.А. Запорожец, Т.И. Маркова. М., 1980. с. 275.
12. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца / Д. Б. Кабалевский - Н.: Просвещение, 2001. с. 204.
13. Калашникова С.А Таинство Восхождения, учебник нравственно­этического воспитания / С.А. Калашникова - Издательство: Амрита- Русь, 2007. с. 272.
14. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ / Л. М. Ковалицкая - Издательство: Аркти, 2008. с. 74.
15. Козлова С.А., Куликова Т.Д. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений, 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Козлова, Т.Д. Куликова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. с. 416...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ