Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Художественное своеобразие сказки игрового типа

Работа №97177

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы49
Год сдачи2019
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения фольклорной и литературной
сказки 5
1.1. «Каноны» фольклорной сказки 5
1.2. Сказка фольклорная и литературная: сходство и различия 19
1.3. Сказка игрового типа в литературе ХХ века 25
Глава 2. Игровая поэтика сказок Э. Успенского и И. и Л. Тюхтяевых 29
2.1. Особенности сюжета сказки Э. Успенского «Вниз по волшебной
реке» в связи с игровой поэтикой сказки 29
2.2. Игровой мир сказки И. и Л. Тюхтяевых «Зоки и Бада» 38
Заключение

Сказка является составной частью духовной культуры народа; сказочные принципы осмысления и изображения мира и человека универсальны и узнаваемы в искусстве.
История авторской сказки в целом отражает особенности литературного процесса, а также своеобразие литературно-фольклорного взаимодействия в разные историко-культурные периоды. Литературная сказка создана писателем и потому несет на себе печать неповторимой авторской уникальности.
Интенсивно обновляясь, в последние десятилетия авторская сказка переживает новый этап своего развития. Современная сказка все в большей степени тяготеет к игровому началу, к юмору и включению в повествование парадокса и абсурда. Эти элементы, как правило, вводятся в обрисовку характеров и ситуаций, а подчас и составляют большую часть текста сказки. Игровая атмосфера достигается путем взаимодействия игровых элементов в повествовании, хронотопе, сюжете. Здесь очевиден гротеск, утрирование, традиции карнавала и театрализации.
С течением времени «память» фольклорной волшебной сказки способна обрастать новым потенциалом, обретая новые социально-психологические элементы повествования, благодаря чему сюжет сказки размыкается, каноническая система образов трансформируется, и сказка обретает психологизм.
Специфика литературной сказки, таким образом, в том, что она двуадресна; в ней есть то, что не всегда будет понятно ребенку: прежде всего элементы второго плана сказки, связанного с разноуровневой игрой. Взрослый, читая между строк, может воспринять второй план смысла произведения, что будет затруднительным для восприятия ребенком.
Поскольку в структуре литературной (в том числе современной)сказки присутствуют узнаваемые элементы сказочной поэтики (сюжет волшебных испытаний, отдельные мотивы, система образов, устойчивые функции персонажей, интонационно-речевой строй, отдельные тропы, стилистические клише и т. п.), возникают вопросы, требующие исследования: каковы особенности построения современной сказки игрового типа и как соотносятся особенности поэтики современной сказки со сказкой народной? Точки зрения на вопрос жанрового определения литературной сказки также различны. Литературную сказку исследовали такие ученые, как Л. Ю. Брауде, М. Н. Липовецкий, И. П. Лупанова, Л. В. Овчинникова, Е. М. Неелов, Т. А. Чернышева, В. А. Бахтина, В. В. Ляхова и другие. В этом состоит актуальность научного исследования.
Объект исследования данной работы - литературные сказки игрового типа.
Предмет исследования - особенности поэтики сказки игрового типа.
Цель работы - рассмотреть особенности поэтики сказки игрового типа (сюжетосложения, системы персонажей, речевой организации) на примерах сказок Э. Успенского “Вниз по волшебной реке” и И. и Л. Тюхтяевых “Зоки и Бада”, понять, в чем проявляется игровое начало этих сказок.
Выбор материала для исследования объясняется тем, что, во-первых, сказка Успенского названа в качестве «сказки игрового типа» в работе И. Мещеряковой, высказавшей гипотезу о существовании такого типа сказок; с другой стороны, сказки Успенского и Тюхтяевых воплощают разные грани «игрового» в литературной сказке: у Успенского речь идет о игре в сюжете, у Тюхтяевых - о игре на уровне языка, построения фразы.
Для реализации поставленной цели следует выполнить следующий ряд задач:
1) актуализировать «каноны» фольклорной сказки (предмет и характер повествования, устойчивые компоненты, типы и функции героев, сюжетные и стилевые особенности), обратившись к ключевым научным исследованиям;
2) познакомиться с точками зрения ученых на то, что такое сказка игрового типа, игровая поэтика сказки;
3) выявить, на каких уровнях текста проявляется игровой характер сказок Э. Успенского и И. и Л. Тюхтяевых.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов на уроках литературы в школе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В центре внимания нашей ВКР литературная сказка, в самой структуре которой заложена «игра», проявления которой М.Н. Липовецкий обнаруживает на самых разных уровнях структуры произведения: в хронотопе, субъектной организации, образах героев.
В ряду литературных сказок обнаруживаются «сказки игрового типа»(по определению М.И. Мещеряковой), суть которых в повествовании от лица современного ребенка, знающего законы сказки и легко соединяющего их с современностью, что может выражаться в оборотничестве взрослых и детей в сказках, в бытовых мотивировках волшебных событий, результатом чего становится усиленный, по сравнению с литературной сказкой не-игровой, комический эффект.
В произведениях “Вниз по волшебной реке” Э. Успенского и “Зоки и Бада” Тюхтяевых сказочное начало актуализировано путем отсылок к народным сказкам (например, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Волк и семеро козлят” и др.); включением сказочных элементов в повествование (зачин, сказка про Иванушку и Аленушку, сами имена персонажей у Успенского).
В сказке Э. Успенского заметны отступления от основных сюжетных функций персонажей (Баба Яга, Серый Волк, Змей Горыныч, Соловей-разбойник), герои обретают характеры; волшебные предметы теряют свою функцию (порванная шапка-невидимка, скатерть-самобранка), а бытовые предметы наоборот приобретают волшебную силу (самовар-волшебный, потому что сам варит чай); игровые отступления связаны с развитием действия. Сказочная атмосфера сочетается с реальностью и вызывает комический эффект.
В сказке Тюхтяевых игра охватывает систему персонажей (зоков не трое или семеро, а четверо), сами образы героев (герои и антропоморфные и зооморфные одновременно), сюжет (из дома не изгнан младший Зок, а уходит глава семейства - Бада; чудесное рождение-возникновение зоков происходит не из большого желания Бады, а само по себе и др.),повествование (сказки родителям рассказывают дети, а Баде - зоки).
В сказке Тюхтяевых в большей степени, чем у Успенского, используется языковая игра (неизвестное слово воспринимается по первому знакомому компоненту - “та буреточка”, ошибки в номинации, гиперболизация предмета - “ложка - половник”, обыгрывание омонимов, реализация прямых значений фразеологизмов).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ