Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у дошкольников в процессе экологического образования

Работа №97172

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного возраста 7
1.2. Сущностная характеристика понятия «Бережное отношение к природе»
у детей дошкольного возраста 15
1.3. Теоретические обоснования педагогических условий формирования
бережного отношения к природе 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Уровень сформированности бережного отношения к природе на
начальном этапе 31
2.2. Внедрение педагогических условий для формирования бережного
отношения к природе 35
2.3. Анализ сформированности бережного отношения к природе у детей на
заключительном этапе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


На сегодняшний день люди часто «не ведают что творят», они не анализируют последствия своих агрессивных и варварских поступков в отношении природы. Образование в области экологии должно приносить осознание влияния экономических, политических и социальных действий на состояние экологии и раскрыть губительность потребительского подхода. Один из результатов экологического образования - формирование у детей активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к происходящим в обществе процессам, что является основой для построения гражданского общества. Организацией Объединенных Наций экологическое образование признано одним из главных инструментов формирования устойчивого развития общества. Важно раннее воспитание детей в этих вопросах, так как именно в раннем возрасте формируется мировоззрение, привычки и вырабатывается система ценностей на всю жизнь.
Отношение к природе бережное, познавательное, эстетическое теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные по пониманию ребенком.
В наше время проблема экологического образования вышла на первый план. Одна из причин этого кроется в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с точки зрения экологии, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль педагогов в экологическом образовании детей, начиная с раннего возраста. Человек - это часть природы. Всё начинается с детства. И именно в дошкольном возрасте ребёнок познаёт красоту окружающего мира. Только через общение с природой, можно воспитать отзывчивого и доброго человека.
Как надо оберегать, любить и пользоваться дарами природы, надо учить детей с малых лет, а также знакомить с красотой родного края. Если человек ничего не знает об окружающей его природе, не способен видеть её красоты, то и относится он к ней равнодушно.
Дошкольный возраст — подходящий возраст для начала формирования и развития экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя как личность, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, закладываются основы нравственно-экологических установок личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении и поступках в природе. Именно поэтому возникает возможность формирования экологических знаний у детей, знакомство с нормами и правилами взаимодействия с природой, воспитание сопереживания окружающим, активности в решении некоторых экологических проблем
Проблемы взаимодействия человека с природой исследовали ученые применительно к разным возрастным этапам. Т.А. Маркова систематизировала изыскания в области экологического образования детей дошкольного возраста, в которых раскрывается проблема воспитания отношения к природе [25]. А такие педагоги как М.К. Ибраимова, С.Н. Николаева, З.П. Плохий [36] экологическое образование, рассматривают как бережное, заботливое отношение дошкольников к природе. Влияние знаний об окружающей среде на воспитание положительного отношения к ней показано работе О.М. Газиной и В.Г Фокиной [10].
Анализ имеющихся исследований и обобщенного опыта дошкольных работников демонстрирует, что внимание педагогов сконцентрировано на отдельных средствах и способах формирования отношения к природе и воспитанию любви к ней. Например: организация опытничества и поисковой деятельности - Н.К. Постникова и Л.М. Маневцова [29]; формирование интереса к природе, роль труда и наблюдения - Э.И. Залкинд В.Г. Фокина и А.К. Матвеева [17]; только на роли предоставления знаний сконцентриваны - И.А. Хайдурова и Е.Ф. Терентьева [44]; роль детской природоведческой книжки раскрыта у А.К. Матвеевой [7]. Возникает необходимость на этой основе разработать педагогические условия по воспитанию у детей дошкольного возраста заботливого, бережного отношения к природе. В сегодняшних современных условиях, когда планета стоит на пороге очередного экологического кризиса, а у подрастающих поколений нет верных ориентиров исправлению ситуации правильное экологическое образование- настоятельная необходимость.
Все выше изложенное доказывает актуальность выбранной темы исследования: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Проблема исследования: комплекс, каких педагогических условий будет способствовать формированию бережного отношения к природе у детей.
Цель исследования: Выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования бережного отношения к природе у дошкольников и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования: процесс экологического образования в ДОУ.
Предмет исследования: педагогические условия формирования бережного отношения к природе у дошкольников.
Задачи исследования:
1. изучить особенности экологического образования детей дошкольного возраста,
2. дать сущностную характеристику понятия бережное отношение к природе у детей дошкольного возраста,
3. теоретически обосновать педагогические условия формирования бережного отношения к природе.
4. опытным путем подтвердить эффективность внедренных педагогических условий формирования бережного отношения к природе у дошкольников.
Для достижения цели и задач работы предусматривается следование принципам: системности, сезонности, интеграции, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
В своей работе, мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, обобщение передового педагогического опыта.
Апробация исследования происходила в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском сад № 26 «Радуга» г. Кировград в старшей группе №3.
Практическая значимость заключается в том, что материалы ВКР могут использоваться студентами, методистами, воспитателями в детском саду по организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста через создание педагогических условий.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день мир стоит на пороге новой экологической катастрофы, что - бы этого не допустить, необходимо проводить экологическое образование населения.
В процессе изучения и анализа имеющейся психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, мы выяснили, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологического образования, в этот период развития ребёнка, характеризующийся доминированием эмоционально-чувственного метода освоения окружающего мира, интенсивно формируются качества и свойства личности, его характер. В сознании ребенка дошкольника происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, она способствует формированию отношения ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе.
Одна из первых задач экологического образования направлена к соблюдению нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, на формирование у ребенка осознанно-правильного, бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится с раннего детства.
При систематическом выполнении педагогических условий ребенок начинает стремиться к пропаганде идей правильного природопользования.
Нами были подобраны педагогические условия для развития бережного отношения к природе. Этими условиями стали экскурсии и взаимодействие с родителями.
Рассмотрены работы по данной тематике некоторых ученых и педагогов.
Проведена практическая работа по определению уровня сформированности бережного отношения к природе у старших дошкольников до и после применения педагогических условий.
Разработанные педагогические условия, применялись к детям в ДОУ детский сад №26 «Радуга» г.Кировград.
В процессе работы были замечены такие изменения:
• дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи;
• возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира;
• появилась эмоциональная реакция на «непорядки» в использовании природных материалов, оценочные суждения о них;
• появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.
Исследование, проведенное в данной дипломной работе, не претендует на абсолютно полное, так как изучаемая проблема остаётся актуальной. Однако в плане развития и воспитания бережного и гуманного отношения к природе детей через подбор педагогический условий, переработаны известные методические работы и подобраны для детей дошкольного возраста в конкретных условиях детского сада.
Таким образом, мы пришли к выводу, что работу по экологическому образованию нужно проводить в системе, взаимосвязано, только тогда у детей дошкольного возраста начнет формироваться гуманно - ценностное отношение к природе, появится способность понимать и любить окружающий мир, зародятся навыки элементарной природоохранной деятельности.



1. Авдеева, Н. Н. Жизнь вокруг нас Эколог. воспитание дошкольников [Текст] : Учеб.- метод. пособие / Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова - Ярославль: Академия развития, 2003 - 450 с.
2. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом [Текст] : Экологическое воспитание дошкольников / З. Ф. Аксенова - Москва: ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
3. Артеменко, Е. А. Путешествие в мир природы. [Электронный ресурс]
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир природы) в подготовительной группе / Е.А. Артеменко, Е.Д. Недвигина // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 421-423. — URL
https://moluch.ru/archive/122/33758/(дата обращения: 14.01.2018).
4. Бобовкина, Т. А. Взаимодействие с семьей как одно из условий
экологического воспитания дошкольников [Электронный ресурс] / Т. А. Бобовкина, К. К. Кран // Научно-методический электронный журнал «Концепт».- 2016. - Т. 46. - С. 51-54. - URL: http://e-
koncept.ru/2016/76378.htm.(дата обращения 23.09.2016)
5. Буре, Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] : Книга для воспитателя детского сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др. ; Под ред. А.М. Виноградовой. 2-е изд. - М. : Просвещение, 1989. - 96 с.
6. Вересов, Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому
воспитанию старших дошкольников [Текст] / Н. Вересов, //
Дошкольное воспитание - 1993 - №7 - С. 45-53.
7. Водяха, Ю. Е. Психолого-педагогическая диагностика
интегративных качеств личности, определяющих ключевые компетентности дошкольника [Электронный ресурс] / Ю. Е. Водяха, И. И Малоземова, Л. В. Моисеева. // -КиберПедия
Екатеринбург: 2012 - URL: https://cyberpedia.su/14xaa4c.html (дата обращения 23.09.2016).
8. Войтенко, В. В. Ребенок - природа - здоровье. [Текст] / В. В. Войтенко
// Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт,
перспективы : Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции - Томск: ОГБУ РЦРО, 2013. - С. З4 -36.
9. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] : Собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский - М., 1982. Т. 2. - 504 с.
10. Газина, О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / О. М. Газина, В. Г. Фокина - М. : Прометей, 2013. - 253 с.
11. Голубев, И. Р. Окружающая среда и ее охрана [Текст] : Книга для чтения / И. Р. Голубев, Ю. В. Новиков. - М. : Просвещение, 2012. - 191 с.
12. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы [Текст] : пособие для педагогов / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2016. - 240 с.
13. Дедю, И. И. Экологический энциклопедический словарь / И. И. Дедю, Предисл. В. Д. Федорова. — Кишинев: Гл. ред. Молд. сов. энцикл., 1990. — 406 с.
14. Екимова, В. В. Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст] / В. В. Екимова // Теория и практика образования в современном мире: материалы : Междунар. науч. конф. г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г. — СПб.: Реноме, 2012. - С 104¬105.
15. Жукова, О. С. Энциклопедия развития и обучения дошкольника [Текст] / О. С. Жукова, А. С. Герасимова, В. Г. Кузнецова. - СПб.: Нева, 2005. - 351 с.
16.Загвязинский, В. И. Педагогический словарь [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М. : Академия, 2008. - 344 с.
17.Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание - 2010. -№1 - С. 110-114
18. Захарова, Л. Занятия по Экологии [Электронный ресурс] / Л. Захарова // Дошкольник РФ. URL: http://doshkolnik.ru/ecologia/16679.html (дата обращения 27.09.2017)
19.Зверев, И. Д. Организация экологического образования в школе: [Текст] : пособие для работников средних общеобразовательных школ / ред. И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина - Пермь : Б.И., 1990. - 148 с.
20.Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание.- 2005 - №7 - С 3-9.
21. Каменева, Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] : Учеб. пособие для пед. уч-щ / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; Под ред. П. Г. Саморуковой. - М. : Просвещение, 1991. - 222с.
22. Кобзева, Т. Г. Организация деятельности детей на прогулке.
Подготовительная группа [Текст] / Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. - Волгоград : Учитель, 2015. - 129 с.
23. Корнилова, В. М. Экологическое окно в детском саду. [Текст] : методические рекомендации / В. М. Корнилова - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 123 с.
24. Курашова, В. Методика экологического воспитания средствами
фольклора [Текст] / В. Курашова - М. : Дошкольное воспитание, 2009 - №12 - С 108-111.
25. Маркова, Т А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст] : Кн. для воспитателя дет. сада. / Т. А. Маркова. - М.: Просвещение, 1991. - 108 с.
26. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду [Текст] : Кн. для воспитателя дет, сада. / М. М. Марковская:- 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1989. - 165 с.
27. Мамедов, Н. М. Экологическое образование как предпосылка
устойчивого развития общества [Текст] / Н. М. Мамедов, С. Н. Глазачев // Экологическое образование: концепции и технологии - Волгоград, 1996. - С 16-26.
28. Моисеева, Л. В. Диагностика экологического образования [Текст] : книга для учителя / Л. В. Моисеева - Екатеринбург, Изд-во Урал. Гос. Проф-пед. Ун-та, 1996. - 166 с.
29. Маневцова, Л. М Листок на ладони [Текст] : Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников / Под ред. Л. М. Маневцовой. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 112 с.
30. Николаева, С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей [Текст] / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание - 2002. - № 6 - С 25-40.
31. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
32. Николаева, С. Н. Юный эколог [Текст] : Программа экологического воспитания в детском саду. / С. Н. Николаева - М. : Мозайка-Синтез 2010. - 82 с.
33. Николаева, Т. Экология детства. [Текст] / Т. Николаева // Дошкольное воспитание -2006. - №7 - С 23-28.
34. Павлов, С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук 13.00.01 / С. Н. Павлов. — Магнитогорск, 1999. — 179 с.
35. Пакулова, М. В. Работа с терминами на уроках биологии [Текст] : книга для учителя / В. М. Пакулова. - Москва : Просвещение, 1990. - 96 с.
36. Плохий, З. П. Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5 - 6 года жизни [Текст] Автореферат диссертация кандидата педагогических наук 13.00.01 / З. П. Плохий - Киев, 1983. - 257 с.
37. Рыжова, Н. Наш дом - природа [Текст] : Программа экологического воспитания дошкольников / Н. Рыжова - М. : «Карапуз-дидактика» 2005. - 192 с.
38. Рылеева, Е. В. Открой себя [Текст] : Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности. / Е. В. Рылеева - М. : «Гном- Пресс», «Новая школа», 1998. - 44 с.
39. Сверчков, А. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально - педагогической культуры будущих спортивных педагогов [Текст] / А. В. Сверчков // Молодой ученый. — 2009. - №4. — С. 279-282
40. Скоролупова, О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна». [Текст] / О. А. Скоролупова - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009. - 64 с.
41. Сотникова, Н. П. Экологизация современного экологического образования [Текст] / Н. П. Сотникова // Окружающая природная среда и экологическое образование и воспитание. : Сб. материалов: IV Всерос. научно-практической конференции 19-20 февраля 2004г. / Под ред. В. К. Марьина - Пенза, 2004. - 330 с.
42. Соломенникова, О. А. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада [Текст] : Программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова. Под ред. В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 370 с.
43. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека [Текст] : учеб. пособие / В. А. Сухомлинский - М. : Педагогика, 1990. - 288 с.
44. Терентьева, Л. И. Педагогическая сущность понятия «Ценностное отношение к природе» [Электронный ресурс] / Л. И Тереньева URL: https://cyberleninka.ru/article/n7pedagogicheskaya-suschnost-ponyatiya-tsennostnoe-otnoshenie-k-prirode (дата обращения 11.10.17)
45. Ушинский, К. Д. Воспитание человека. [Текст] : Избранное / К. Д. Ушинский // Сост., вступ. статья С. Ф. Егорова. - М. 2000. - 256 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ. - Москва, : Просвещение, 2013. - 57 с.
47. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия»
[Электронный ресурс] / А. Х. Хушбахтов URL:
https://moluch.ru/archive/103/23955/(дата обращения: 04.10.2018).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ