ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Сущность и основные понятия «учебной деятельности» 20
1.3. Современные взгляды на формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 29
Глава 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ
УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕ¬
ЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Изучение начального уровня сформированности предпосылок
учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Комплекс заданий для формирования предпосылок учебной
деятельности у детей и оценка их эффективности 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Сущность и основные понятия «учебной деятельности» 20
1.3. Современные взгляды на формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 29
Глава 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ
УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕ¬
ЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Изучение начального уровня сформированности предпосылок
учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Комплекс заданий для формирования предпосылок учебной
деятельности у детей и оценка их эффективности 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность темы работы. Проблема учебной деятельности - это одна из центральных в возрастной и педагогической психологии, а изучение мотивации учебной деятельности является одним из наиболее актуальных направлений в психологии образования.
Цели образования, новые социальные запросы определяют общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Проблема готовности ребёнка к школе была актуальна всегда.
Важным этапом в жизни ребёнка старшего дошкольного возраста является подготовка к школе.
Формирование навыков учебной деятельности - необходимое условие успешного обучения в школе. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [40], принятом 21 декабря 2012 г., а также в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [41] рассматривается данная проблема.
Одной из целей Закона «Об Образовании», ч. 1 ст. 64, является «создание предпосылок учебной деятельности, то есть формирование условий, позволяющих ребенку перейти к процессу обучения без каких-либо затруднений» [40].
В Федеральном Государственном образовательном стандарте представлены целевые ориентиры, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности [41].
В своём теоретическом объяснении, в настоящее время, концепция учебной деятельности базируется на принципе ведущей роли обучения в развитии ребёнка (Л.С. Выготский [11]), общепсихологической теории деятельности, принципе единства психики и деятельности (С.Л. Рубинштейн [32]), находящейся в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственных действий и типов учения (П.Я. Гальперин [13], и другие).
Вместе с тем исследования специалистов по дошкольному обучению показали, что формирование предпосылок учебной деятельности начинается в дошкольном возрасте в процессе обучения (У.В. Ульенкова [38], А.П. Усова [39] и др.).
Объект исследования - процесс формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс заданий для формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данной работы - разработать или подобрать комплекс заданий для формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и обосновать возможность его включения в процесс обучения.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме и раскрыть содержание понятия «предпосылки учебной деятельности детей дошкольного возраста».
2. Разработать критерии оценки уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста
3. Выявить начальный уровень сформированности предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
4. Разработать или подобрать комплекс заданий, направленный на формирование предпосылок учебной деятельности для детей дошкольного возраста, и выявить их эффективность
Теоретическую основу исследования составили разработанные теоретические положения, изложенные в работах таких психологов, педагогов, как A. Н. Леонтьев, Е.Ю. Никитина, А.В. Петровский и др. (о единстве сознания и деятельности); Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. (о развитии психики человека в деятельности и учение о ведущей деятельности); Л.С. Выготский, B. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин (идеи концепции игровой и учебной деятельности как ведущих в дошкольном и младшем школьном возрастах); О. Анищенко, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др. (исследования учебной деятельности, ее предпосылок в ДОУ)
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме и обобщение, наблюдение, качественный и количественный анализ результатов.
Практическая значимость исследования: подобранный комплекс заданий для формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста может быть использованы педагогами ДОУ.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ ПГО «Детский сад № 54», г. Полевского, в подготовительной к школе группе, спи-сочный состав которой составляет 22 человека.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Цели образования, новые социальные запросы определяют общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Проблема готовности ребёнка к школе была актуальна всегда.
Важным этапом в жизни ребёнка старшего дошкольного возраста является подготовка к школе.
Формирование навыков учебной деятельности - необходимое условие успешного обучения в школе. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [40], принятом 21 декабря 2012 г., а также в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [41] рассматривается данная проблема.
Одной из целей Закона «Об Образовании», ч. 1 ст. 64, является «создание предпосылок учебной деятельности, то есть формирование условий, позволяющих ребенку перейти к процессу обучения без каких-либо затруднений» [40].
В Федеральном Государственном образовательном стандарте представлены целевые ориентиры, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности [41].
В своём теоретическом объяснении, в настоящее время, концепция учебной деятельности базируется на принципе ведущей роли обучения в развитии ребёнка (Л.С. Выготский [11]), общепсихологической теории деятельности, принципе единства психики и деятельности (С.Л. Рубинштейн [32]), находящейся в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственных действий и типов учения (П.Я. Гальперин [13], и другие).
Вместе с тем исследования специалистов по дошкольному обучению показали, что формирование предпосылок учебной деятельности начинается в дошкольном возрасте в процессе обучения (У.В. Ульенкова [38], А.П. Усова [39] и др.).
Объект исследования - процесс формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс заданий для формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данной работы - разработать или подобрать комплекс заданий для формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и обосновать возможность его включения в процесс обучения.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме и раскрыть содержание понятия «предпосылки учебной деятельности детей дошкольного возраста».
2. Разработать критерии оценки уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста
3. Выявить начальный уровень сформированности предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
4. Разработать или подобрать комплекс заданий, направленный на формирование предпосылок учебной деятельности для детей дошкольного возраста, и выявить их эффективность
Теоретическую основу исследования составили разработанные теоретические положения, изложенные в работах таких психологов, педагогов, как A. Н. Леонтьев, Е.Ю. Никитина, А.В. Петровский и др. (о единстве сознания и деятельности); Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. (о развитии психики человека в деятельности и учение о ведущей деятельности); Л.С. Выготский, B. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин (идеи концепции игровой и учебной деятельности как ведущих в дошкольном и младшем школьном возрастах); О. Анищенко, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др. (исследования учебной деятельности, ее предпосылок в ДОУ)
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме и обобщение, наблюдение, качественный и количественный анализ результатов.
Практическая значимость исследования: подобранный комплекс заданий для формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста может быть использованы педагогами ДОУ.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ ПГО «Детский сад № 54», г. Полевского, в подготовительной к школе группе, спи-сочный состав которой составляет 22 человека.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
По итогам проделанной работы можно заключить, что тема предпосылок учебной деятельности старших дошкольников довольно актуальна на сегодняшний день, поскольку определяет степень школьной адаптации ребёнка в будущем, его учебную успеваемость, личностный рост и склонность к девиантному поведению.
Целью данной работы было теоретически обосновать и практически проверить условия формирования предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников.
В связи с поставленной целью в первой главе этого исследования:
- проанализировали психолого-педагогическую литературу по изучаемой теме, обозначив важность формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте, раскрыли содержание понятия «предпосылки учебной деятельности детей дошкольного возраста».
- рассмотрели особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- теоретически обосновали модель формирования предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предпосылками к учебной деятельности называются определенные качества, необходимые для возникновения личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Во второй главе:
- обозначили этапы, методы, методики исследования;
- охарактеризовали выборку и результаты эксперимента, в ходе которого была выявлена неготовность к школьному обучению практически у половины воспитанников;
- был разработан и внедрён комплекс заданий по формированию пред-посылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировали эффективность комплекса заданий по формированию предпосылок учебной деятельности детей старших дошкольников. Для выявления уровня сформированности предпосылок учебной деятельности были подобраны следующие диагностические методики: «Столкновение интересов» (Н.И. Гуткина) для изучения личностного компонента предпосылок (мотивация желания пойти в школу), «Рукавички» (Г.А. Цукерман) для выявления уровня развития коммуникативного аспекта предпосылок (умение общаться, договариваться), «Графический диктант» (Эльконин Д.Б.) для изучения регулятивного аспекта (умение слушать и запоминать поставленную задачу, действовать по правилам, заданным извне), «Домик» (Н.И. Гуткина), цель которой - выявить уровень развития познавательного компонента (умение сосредоточить и удержать внимание на объекте, запомнить и воспроизвести материал).
На формирующем этапе исследования был составлен комплекс игр и упражнений, направленный на формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников. Задания в комплексе представлены по 4 блокам.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у воспитанников подготовительной группы значительно повысился уровень развития по всем компонентам предпосылок учебной деятельности, а именно:
- появление положительного отношения к школе, чувства необходимости учения (личностный аспект);
- развитие таких качеств, как умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать, осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения работы (коммуникативный аспект);
- умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи, развитие произвольности действий и сформированность эмоционально-волевой сферы (регулятивный аспект);
- проявление интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, развитие пространственной ориентировки и развитие мелких движений, умение действовать по инструкции взрослого (познавательный аспект).
Итак, комплекс заданий для формирования предпосылок учебной деятельности подтвердил свою эффективность.
Цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Целью данной работы было теоретически обосновать и практически проверить условия формирования предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников.
В связи с поставленной целью в первой главе этого исследования:
- проанализировали психолого-педагогическую литературу по изучаемой теме, обозначив важность формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте, раскрыли содержание понятия «предпосылки учебной деятельности детей дошкольного возраста».
- рассмотрели особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- теоретически обосновали модель формирования предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предпосылками к учебной деятельности называются определенные качества, необходимые для возникновения личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Во второй главе:
- обозначили этапы, методы, методики исследования;
- охарактеризовали выборку и результаты эксперимента, в ходе которого была выявлена неготовность к школьному обучению практически у половины воспитанников;
- был разработан и внедрён комплекс заданий по формированию пред-посылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировали эффективность комплекса заданий по формированию предпосылок учебной деятельности детей старших дошкольников. Для выявления уровня сформированности предпосылок учебной деятельности были подобраны следующие диагностические методики: «Столкновение интересов» (Н.И. Гуткина) для изучения личностного компонента предпосылок (мотивация желания пойти в школу), «Рукавички» (Г.А. Цукерман) для выявления уровня развития коммуникативного аспекта предпосылок (умение общаться, договариваться), «Графический диктант» (Эльконин Д.Б.) для изучения регулятивного аспекта (умение слушать и запоминать поставленную задачу, действовать по правилам, заданным извне), «Домик» (Н.И. Гуткина), цель которой - выявить уровень развития познавательного компонента (умение сосредоточить и удержать внимание на объекте, запомнить и воспроизвести материал).
На формирующем этапе исследования был составлен комплекс игр и упражнений, направленный на формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников. Задания в комплексе представлены по 4 блокам.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у воспитанников подготовительной группы значительно повысился уровень развития по всем компонентам предпосылок учебной деятельности, а именно:
- появление положительного отношения к школе, чувства необходимости учения (личностный аспект);
- развитие таких качеств, как умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать, осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения работы (коммуникативный аспект);
- умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи, развитие произвольности действий и сформированность эмоционально-волевой сферы (регулятивный аспект);
- проявление интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, развитие пространственной ориентировки и развитие мелких движений, умение действовать по инструкции взрослого (познавательный аспект).
Итак, комплекс заданий для формирования предпосылок учебной деятельности подтвердил свою эффективность.
Цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (Арский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНО-
ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование навыков этикетной речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Формирование предпосылок личностных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



