ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Сущность и основные понятия «учебной деятельности» 20
1.3. Современные взгляды на формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 29
Глава 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ
УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕ¬
ЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Изучение начального уровня сформированности предпосылок
учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Комплекс заданий для формирования предпосылок учебной
деятельности у детей и оценка их эффективности 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность темы работы. Проблема учебной деятельности - это одна из центральных в возрастной и педагогической психологии, а изучение мотивации учебной деятельности является одним из наиболее актуальных направлений в психологии образования.
Цели образования, новые социальные запросы определяют общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Проблема готовности ребёнка к школе была актуальна всегда.
Важным этапом в жизни ребёнка старшего дошкольного возраста является подготовка к школе.
Формирование навыков учебной деятельности - необходимое условие успешного обучения в школе. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [40], принятом 21 декабря 2012 г., а также в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [41] рассматривается данная проблема.
Одной из целей Закона «Об Образовании», ч. 1 ст. 64, является «создание предпосылок учебной деятельности, то есть формирование условий, позволяющих ребенку перейти к процессу обучения без каких-либо затруднений» [40].
В Федеральном Государственном образовательном стандарте представлены целевые ориентиры, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности [41].
В своём теоретическом объяснении, в настоящее время, концепция учебной деятельности базируется на принципе ведущей роли обучения в развитии ребёнка (Л.С. Выготский [11]), общепсихологической теории деятельности, принципе единства психики и деятельности (С.Л. Рубинштейн [32]), находящейся в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственных действий и типов учения (П.Я. Гальперин [13], и другие).
Вместе с тем исследования специалистов по дошкольному обучению показали, что формирование предпосылок учебной деятельности начинается в дошкольном возрасте в процессе обучения (У.В. Ульенкова [38], А.П. Усова [39] и др.).
Объект исследования - процесс формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс заданий для формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель данной работы - разработать или подобрать комплекс заданий для формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и обосновать возможность его включения в процесс обучения.
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме и раскрыть содержание понятия «предпосылки учебной деятельности детей дошкольного возраста».
2. Разработать критерии оценки уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста
3. Выявить начальный уровень сформированности предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
4. Разработать или подобрать комплекс заданий, направленный на формирование предпосылок учебной деятельности для детей дошкольного возраста, и выявить их эффективность
Теоретическую основу исследования составили разработанные теоретические положения, изложенные в работах таких психологов, педагогов, как A. Н. Леонтьев, Е.Ю. Никитина, А.В. Петровский и др. (о единстве сознания и деятельности); Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. (о развитии психики человека в деятельности и учение о ведущей деятельности); Л.С. Выготский, B. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин (идеи концепции игровой и учебной деятельности как ведущих в дошкольном и младшем школьном возрастах); О. Анищенко, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др. (исследования учебной деятельности, ее предпосылок в ДОУ)
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме и обобщение, наблюдение, качественный и количественный анализ результатов.
Практическая значимость исследования: подобранный комплекс заданий для формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста может быть использованы педагогами ДОУ.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ ПГО «Детский сад № 54», г. Полевского, в подготовительной к школе группе, спи-сочный состав которой составляет 22 человека.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
По итогам проделанной работы можно заключить, что тема предпосылок учебной деятельности старших дошкольников довольно актуальна на сегодняшний день, поскольку определяет степень школьной адаптации ребёнка в будущем, его учебную успеваемость, личностный рост и склонность к девиантному поведению.
Целью данной работы было теоретически обосновать и практически проверить условия формирования предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников.
В связи с поставленной целью в первой главе этого исследования:
- проанализировали психолого-педагогическую литературу по изучаемой теме, обозначив важность формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте, раскрыли содержание понятия «предпосылки учебной деятельности детей дошкольного возраста».
- рассмотрели особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- теоретически обосновали модель формирования предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предпосылками к учебной деятельности называются определенные качества, необходимые для возникновения личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Во второй главе:
- обозначили этапы, методы, методики исследования;
- охарактеризовали выборку и результаты эксперимента, в ходе которого была выявлена неготовность к школьному обучению практически у половины воспитанников;
- был разработан и внедрён комплекс заданий по формированию пред-посылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- проанализировали эффективность комплекса заданий по формированию предпосылок учебной деятельности детей старших дошкольников. Для выявления уровня сформированности предпосылок учебной деятельности были подобраны следующие диагностические методики: «Столкновение интересов» (Н.И. Гуткина) для изучения личностного компонента предпосылок (мотивация желания пойти в школу), «Рукавички» (Г.А. Цукерман) для выявления уровня развития коммуникативного аспекта предпосылок (умение общаться, договариваться), «Графический диктант» (Эльконин Д.Б.) для изучения регулятивного аспекта (умение слушать и запоминать поставленную задачу, действовать по правилам, заданным извне), «Домик» (Н.И. Гуткина), цель которой - выявить уровень развития познавательного компонента (умение сосредоточить и удержать внимание на объекте, запомнить и воспроизвести материал).
На формирующем этапе исследования был составлен комплекс игр и упражнений, направленный на формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников. Задания в комплексе представлены по 4 блокам.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у воспитанников подготовительной группы значительно повысился уровень развития по всем компонентам предпосылок учебной деятельности, а именно:
- появление положительного отношения к школе, чувства необходимости учения (личностный аспект);
- развитие таких качеств, как умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать, осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения работы (коммуникативный аспект);
- умение действовать по правилу, самостоятельно действовать по указанию взрослого, ориентироваться на систему условий задачи, развитие произвольности действий и сформированность эмоционально-волевой сферы (регулятивный аспект);
- проявление интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, развитие пространственной ориентировки и развитие мелких движений, умение действовать по инструкции взрослого (познавательный аспект).
Итак, комплекс заданий для формирования предпосылок учебной деятельности подтвердил свою эффективность.
Цель исследования достигнута, задачи выполнены.
1. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Н. А. Арапова-Пискарева. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 98 с.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. - М.: Просвещение, 2008. - С. 27.
3. Белкина, В. Н. Математическое развитие дошкольников в условиях
реализации новых государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. - 2014 - № 4 - Том II (Психолого-педагогические науки). URL::
http://vestnik.yspu.org/releases/2014_4pp/16.pdf(дата обращения: 19.09.2017).
4. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления у дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М.; ВЛАДОС, 2013. - 296 с.
5. Белошистая, А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей [Текст] / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2017. - №2. - С. 69
6. Белошистая, А. В. О диагностике математического развития детей [Текст] / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2015. - №3. - С. 11¬18.
7. Белошистая, А. В. Современные программы математического образования дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - Феникс, 2015. -256 с.
8. Блехер, Ф. Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.Н. Блехер // Дошкольное воспитание. - 2010. - №11. - С. 15-23.
9. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Текст] / Т. С Будько. - Брест: Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
10. Власенко, Н. В. Математическое развитие дошкольников на основе
интегрированного подхода [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания.2013-№10.-С.125-127 URL: http://natural-
sciences.ru/ru/article/view?id=33004(дата обращения: 27.05.2018).
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 199 с.
12. Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства [Текст] / Т. В. Га-бай. - М. : МГУ, 2007. - 256 с.
13. Гальперин, П. Я. О методах обучения и умственном развитии ребенка: 30 лет спустя [Текст] // Обучение и развитие: современная теория и практика: Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С.Выготского. Москва, 16-20 ноября 2015г.; под ред. В.Т.Кудрявцева: В 2 ч. Ч.1. - Т. 1. - М, 2015. - С. 84-88.
14. Давыдов, В. В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Текст] / В. В. Давыдов.- Томск: Пеленг, 2008. - 240 с.
15. Демина, Е. С. Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования [Текст] / Е. С. Демина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 122 с.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 280 с.
17. Долгова, В. И., Кондратьева О. А., Конурова О. А. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 56-60. URL: https://e-koncept.ru/2015/95518.htm(дата обращения: 27.05.2018)
18. Долгова, В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / В. И. Долгова, Г. Ю. Гольева, Н. В. Крыжановская - М.: Перо, 2015. - 172 с.
19. Долгова, В. И. Развитие воображения у дошкольников [Текст] / В. И. Долгова, Н. В. Крыжановская. - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 123 с.
20. Дошкольная педагогика: учебное пособие [Текст] / Л. В. Трубайчук, С. Д. Кириенко, С. В. Проняева. - Челябинск: ООО Издательство РЕКПОЛ, 2010. - 290 с.
21. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
22. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ [Текст] / под ред. О.В. Дыбиной. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 112 с.
23. Козина, Л. Ю. Игры по математике для дошкольников [Текст] / Л. Ю. Козина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 63 с.
24. Микляева, Ю. Комплексный подход к проведению занятий по формированию элементарных математических представлений [Текст] / Ю. Микляева // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №1. - С. 16-19.
25. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова. - СПб: Детство- Пресс, 2008. - 75 с.
26. Михайлова, З. А. Математика от трех до семи [Текст] / З. А. Михай-лова. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 420 с.
27.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
28. Панишева, К. А. Формирование интереса к учебной деятельности [Текст] / К. А. Панишева, С. О. Щелина // Молодой ученый. 2016. - №2. - С. 825-828.
29. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: Планы занятий [Текст] / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 20 с.
30. Распопова, С. Г. Подготовка детей старшей группы детского сада к обучению в школе [Текст] // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога материалы Всероссийской научно¬практической конференции преподавателей и студентов. - 2013. - С. 58-59.
31. Репкин, В. В. Развивающее обучение: теория и практика [Текст] / В. В. Репкин. - Томск : Пеленг, 2007. - 288 с.
32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / C. Л. Рубинштейн. - М.: Питер, 2002 г. - 720 с.
33. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина - М.: изд. центр «Академия», 2002. - 576 с.
34. Смирнова, Е. О. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности [Текст] / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 70-73.
35. Смирнова, Е. О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников [Текст] / Е. О. Смирнова, И. Ф. Рябкова // Вопросы психологии. -2013. - № 2. С. 15-24.
36. Степанова, М. И. Школьная зрелость как важная предпосылка учебной деятельности [Текст] / М. И. Степанова, И. П. Лашнева, З. И. Сазанюк // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6. - С. 6-13.
37. Субботина, С. В. Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности [Текст] / С. В. Субботина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. C. 108-114.
38. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. - М.: Педагогика, 2004. - 480 с.
39. Усова, А. П. Обучение в детском саду [Текст] / А. П. Усова. - М.: Просвещение, 2017. - 129 с.
40. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Электронный ресурс] // URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/(дата обращения: 27.05.2018).
41. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва
42. Филиппова, Е. В. Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной [Текст] / Е. В. Филиппова // Психологическая наука и образование. - 2016. - № 3. - С. 85-93.
43. Фролова, А. Н. Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры / А. Н. Фролова // Молодой ученый. 2016. - №23.2. - С. 120-125. URL https://moluch.ru/archive/127/35381/(дата обращения: 27.05.2018).
44. Цукерман, Г. А. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии, - 2005, - №4, с. 84-95.
45. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Рассоха, О. В. Шапарь ; под ред. В. Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 806 с.
46. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. -М: Академия, 2008. - 272 с.
47. Хузеева, Г. Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка [Текст] / Хузеева Г. Р., ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014.-160с.
48. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» [Элек-тронный ресурс] // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 1020-1022. - URL https://moluch.ru/archive/103/23955/(дата обращения: 07.01.2018)
49. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у до-школьников [Текст] / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 153 с.
50. Чугунова, К. А., Щелина С. О. Формирование интереса к учебной деятельности [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 825-828.- URLhttps://moluch.ru/archive/106/25301/(дата обращения: 20.04.2018).