Условия развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность понятия «познавательная деятельность» 7
1.2. Особенности развития познавательной деятельности в
дошкольном возрасте 16
1.3. Педагогические условия развития познавательной
деятельности дошкольников 25
1.4. Анализ содержания программ по проблеме
исследования 32
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 37
2.1. Диагностика начального уровня развития познавательной
деятельности детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Реализация условий развития познавательной деятельности
дошкольников в процессе математической деятельности 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность понятия «познавательная деятельность» 7
1.2. Особенности развития познавательной деятельности в
дошкольном возрасте 16
1.3. Педагогические условия развития познавательной
деятельности дошкольников 25
1.4. Анализ содержания программ по проблеме
исследования 32
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 37
2.1. Диагностика начального уровня развития познавательной
деятельности детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Реализация условий развития познавательной деятельности
дошкольников в процессе математической деятельности 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
Современные условия жизни общества при возросшей роли информации предъявляют к подрастающему поколению новые требования: инициативность, стремление к познанию, его глубина, скорость освоения информации. Данные условия требуют принципиально новых подходов к системе образования. Изменились цели и задачи, стоящие перед современными образовательными организациями. Они находятся в поиске средств и методов образования, содержания, которые соответствовали бы изменившимся условиям.
В настоящее время первым этапом, на котором происходит обучение подрастающих членов общества, и формируются основные фундаментальные знания, умения, и навыки необходимые в дальнейшем обучении, считается дошкольное образование. Ведь именно дошкольное детство является базовым, исходным этапом формирования личности, это регламентируется Законом «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 2, Статья 10.п.4) [51].
Дошкольный возраст является самоценным периодом в жизни человека, очень важным для дальнейшего развития личности. Поэтому одна из основных задач дошкольного образования заключается в том, чтобы создать каждому ребенку дошкольного возраста все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого возрастного потенциала.
Новые требования к воспитанию подрастающего поколения предъявляет необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности.
Поэтому «Профессиональный стандарт» педагогических работников (п.п. 3.2.1.) требует от воспитателя наличия соответствующих компетенций, связанных с умением и способностью организовывать различные виды деятельности, в том числе и познавательную [39].
В психолого-педагогических исследованиях на протяжении уже не одного десятилетия проблема развития познавательной деятельности дошкольников занимает одно из важнейших мест. К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Д. Локк считали познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста как естественное стремление к познанию. А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие ученые изучали специфику познавательной деятельности и способы ее использования у детей.
В настоящее время решение этой проблемы особенно актуально в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о недостаточно сформированной потребности в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивом познавательном отношении к миру.
Таким образом, проблема развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста остается актуальной и важной для современной системы дошкольного образования.
Исходя из актуальности, тема выпускной квалификационной работы: Условия развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Объект: процесс формирования элементарных математических представлений.
Предмет: условия развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста на математическом материале.
Цель: выявить и обосновать условия развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Цель конкретизируется задачами:
1. Изучить психолого-педагогические основы развития
познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать программы дошкольного образования в части организации развития познавательной деятельности.
3. Изучить начальный уровень развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Филиала МБОУ СОШ № 21 - детского сада № 43 «Красная шапочка» города Серова Свердловской области.
4. Разработать и реализовать комплект заданий для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
5. Проанализировать деятельность воспитателя по развитию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Филиала МБОУ СОШ № 21 - детского сада № 43 «Красная шапочка» города Серова Свердловской области.
Теоретической основой исследования являются теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.); идеи народной педагогики, вязанные с развитием познавательной активности у детей дошкольного возраста (педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского); концептуальные идеи формирования познавательной деятельности у дошкольников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной), концепция формирования понятий и представлений Е.Н. Кабановой-Меллер.
Выбор методов исследования был сделан с учетом особенностей объекта и предмета исследования, обоснован логикой достижения поставленной цели. Были использованы методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, конкретизация, методы эмпирического исследования: изучение литературы, нормативно-правовых документов, регламентирующих работу воспитателя дошкольной образовательной организации; наблюдение и обследование, изучение результатов деятельности детей.
База исследования: Филиал МКОУ СОШ №21 детский сад № 43 «Красная Шапочка» города Серова Свердловской области.
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут применяться в работе практических психологов, педагогов, работающих в ДОУ.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список источников и литературы. В списке источников и литературы представлено 53 источников по теме исследования, включая 7 Интернет-источников. Работа иллюстрирована 10 таблицами, 14 рисунками. Общий объем исследования составил 71 страниц.
В настоящее время первым этапом, на котором происходит обучение подрастающих членов общества, и формируются основные фундаментальные знания, умения, и навыки необходимые в дальнейшем обучении, считается дошкольное образование. Ведь именно дошкольное детство является базовым, исходным этапом формирования личности, это регламентируется Законом «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 2, Статья 10.п.4) [51].
Дошкольный возраст является самоценным периодом в жизни человека, очень важным для дальнейшего развития личности. Поэтому одна из основных задач дошкольного образования заключается в том, чтобы создать каждому ребенку дошкольного возраста все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого возрастного потенциала.
Новые требования к воспитанию подрастающего поколения предъявляет необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности.
Поэтому «Профессиональный стандарт» педагогических работников (п.п. 3.2.1.) требует от воспитателя наличия соответствующих компетенций, связанных с умением и способностью организовывать различные виды деятельности, в том числе и познавательную [39].
В психолого-педагогических исследованиях на протяжении уже не одного десятилетия проблема развития познавательной деятельности дошкольников занимает одно из важнейших мест. К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Д. Локк считали познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста как естественное стремление к познанию. А.К. Маркова, Г.И. Щукина и другие ученые изучали специфику познавательной деятельности и способы ее использования у детей.
В настоящее время решение этой проблемы особенно актуально в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Исследования свидетельствуют о недостаточно сформированной потребности в самостоятельном познании окружающей действительности, устойчивом познавательном отношении к миру.
Таким образом, проблема развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста остается актуальной и важной для современной системы дошкольного образования.
Исходя из актуальности, тема выпускной квалификационной работы: Условия развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Объект: процесс формирования элементарных математических представлений.
Предмет: условия развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста на математическом материале.
Цель: выявить и обосновать условия развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Цель конкретизируется задачами:
1. Изучить психолого-педагогические основы развития
познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать программы дошкольного образования в части организации развития познавательной деятельности.
3. Изучить начальный уровень развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Филиала МБОУ СОШ № 21 - детского сада № 43 «Красная шапочка» города Серова Свердловской области.
4. Разработать и реализовать комплект заданий для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
5. Проанализировать деятельность воспитателя по развитию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Филиала МБОУ СОШ № 21 - детского сада № 43 «Красная шапочка» города Серова Свердловской области.
Теоретической основой исследования являются теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.); идеи народной педагогики, вязанные с развитием познавательной активности у детей дошкольного возраста (педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского); концептуальные идеи формирования познавательной деятельности у дошкольников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной), концепция формирования понятий и представлений Е.Н. Кабановой-Меллер.
Выбор методов исследования был сделан с учетом особенностей объекта и предмета исследования, обоснован логикой достижения поставленной цели. Были использованы методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, конкретизация, методы эмпирического исследования: изучение литературы, нормативно-правовых документов, регламентирующих работу воспитателя дошкольной образовательной организации; наблюдение и обследование, изучение результатов деятельности детей.
База исследования: Филиал МКОУ СОШ №21 детский сад № 43 «Красная Шапочка» города Серова Свердловской области.
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут применяться в работе практических психологов, педагогов, работающих в ДОУ.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список источников и литературы. В списке источников и литературы представлено 53 источников по теме исследования, включая 7 Интернет-источников. Работа иллюстрирована 10 таблицами, 14 рисунками. Общий объем исследования составил 71 страниц.
Данная работа посвящена изучению проблемы развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая на сегодняшний день приобретает всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. в процессе обучения решаются главные задачи: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности детей в этом процессе.
В соответствии с первой задачей, во-первых, была изучена сущность понятия «познавательная деятельность», рассмотрены приемы познавательной деятельности. Приходим к выводу, что деятельность - это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования, а познавательная деятельность - это вид активной деятельности, направленной на приобретение и использование знаний. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка. К приемам познавательной деятельности Е.Н. Кабанова- Меллер относит прием расчленения существенных и несущественных (варьирующих) признаков понятия; прием разностороннего рассмотрения предмета; прием создания образа (воспроизведение того, что человек ранее видел, или создание нового образа); прием изменения образа (преобразование представляемых предметов - их комбинирование, расчленение, увеличение, изменение их положения - поворот, вращение).
Во-вторых, описаны особенности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Обобщив особенности развития ребенка к концу дошкольного возраста, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание; у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать; его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей. Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие волевой регуляции поведения.
В-третьих, рассмотрены педагогические условия развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Педагоги и психологи определяют, что познавательная деятельность детей дошкольного возраста будет развиваться более эффективно при выполнении таких условий, как создание развивающей предметно-пространственной среды; целенаправленная педагогическая деятельность по развитию у детей умения задавать вопросы по содержанию задания, игры или беседы; активное включение в деятельность, проявление интереса к игровой задаче и процессу её решения; опора на активную мыслительную деятельность ребенка, применение исследуемого материала, содержащего частичку нового ранее неизвестного, использование разных видов деятельности, создание благоприятного психологического климата, применение метода проектов и дидактических игр.
В ходе реализации второй задачи анализ содержания программ дошкольного образования позволяет сделать вывод, что все программы нацелены на развитие познавательной деятельности и выделяют разные приемы ее формирования, но каждая из них акцентирует внимание на игре, практической деятельности, экспериментировании, проектной деятельности.
Для реализации третьей задачи выявлены и описаны методики для диагностики уровня развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, которые помогают определить постановку цели дошкольником, контроль за собственной деятельностью, оценку собственных результатов и коррекцию. Затем проведено практическое изучение уровня развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на базе Филиала МКОУ СОШ №21 детский сад №43 «Красная Шапочка» города Серова Свердловской области.
Педагогическая диагностика позволила выявить детей, которые не умеют использовать полученные на занятиях знания в повседневной жизни, не проявляют самостоятельность при выполнении заданий различной сложности, пассивно относятся к любым занятиям, проявляют любопытство только к отдельным эмоционально-окрашенным явлениям, поверхностно относятся к изучаемому материалу (к фактам), не имеют стремления к качественному выполнению заданий, часто рассеянны или отвлекаются на посторонние предметы.
Для решения четвертой задачи было разработано планирование, включающее комплект заданий для формирования приемов познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В рамках реализации последней задачи анализ развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Филиала МБОУ СОШ № 21 - детского сада № 43 «Красная шапочка» города Серова Свердловской области в процессе математической деятельности при реализации разработанного планирования доказал эффективность созданных условий развития познавательной деятельности.
Наблюдается положительная динамика уровня развития познавательной деятельности детей «до» и «после» реализации комплекса заданий для развития познавательной деятельности: увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень развития познавательной деятельности, и уменьшилось количество детей со средним и низким уровнями развития познавательной деятельности.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Проведенное исследование позволит воспитателю использовать представленные материалы в работе по развитию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе математической деятельности для достижения желаемого результата
В соответствии с первой задачей, во-первых, была изучена сущность понятия «познавательная деятельность», рассмотрены приемы познавательной деятельности. Приходим к выводу, что деятельность - это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования, а познавательная деятельность - это вид активной деятельности, направленной на приобретение и использование знаний. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка. К приемам познавательной деятельности Е.Н. Кабанова- Меллер относит прием расчленения существенных и несущественных (варьирующих) признаков понятия; прием разностороннего рассмотрения предмета; прием создания образа (воспроизведение того, что человек ранее видел, или создание нового образа); прием изменения образа (преобразование представляемых предметов - их комбинирование, расчленение, увеличение, изменение их положения - поворот, вращение).
Во-вторых, описаны особенности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Обобщив особенности развития ребенка к концу дошкольного возраста, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание; у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать; его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей. Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие волевой регуляции поведения.
В-третьих, рассмотрены педагогические условия развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Педагоги и психологи определяют, что познавательная деятельность детей дошкольного возраста будет развиваться более эффективно при выполнении таких условий, как создание развивающей предметно-пространственной среды; целенаправленная педагогическая деятельность по развитию у детей умения задавать вопросы по содержанию задания, игры или беседы; активное включение в деятельность, проявление интереса к игровой задаче и процессу её решения; опора на активную мыслительную деятельность ребенка, применение исследуемого материала, содержащего частичку нового ранее неизвестного, использование разных видов деятельности, создание благоприятного психологического климата, применение метода проектов и дидактических игр.
В ходе реализации второй задачи анализ содержания программ дошкольного образования позволяет сделать вывод, что все программы нацелены на развитие познавательной деятельности и выделяют разные приемы ее формирования, но каждая из них акцентирует внимание на игре, практической деятельности, экспериментировании, проектной деятельности.
Для реализации третьей задачи выявлены и описаны методики для диагностики уровня развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, которые помогают определить постановку цели дошкольником, контроль за собственной деятельностью, оценку собственных результатов и коррекцию. Затем проведено практическое изучение уровня развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на базе Филиала МКОУ СОШ №21 детский сад №43 «Красная Шапочка» города Серова Свердловской области.
Педагогическая диагностика позволила выявить детей, которые не умеют использовать полученные на занятиях знания в повседневной жизни, не проявляют самостоятельность при выполнении заданий различной сложности, пассивно относятся к любым занятиям, проявляют любопытство только к отдельным эмоционально-окрашенным явлениям, поверхностно относятся к изучаемому материалу (к фактам), не имеют стремления к качественному выполнению заданий, часто рассеянны или отвлекаются на посторонние предметы.
Для решения четвертой задачи было разработано планирование, включающее комплект заданий для формирования приемов познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В рамках реализации последней задачи анализ развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Филиала МБОУ СОШ № 21 - детского сада № 43 «Красная шапочка» города Серова Свердловской области в процессе математической деятельности при реализации разработанного планирования доказал эффективность созданных условий развития познавательной деятельности.
Наблюдается положительная динамика уровня развития познавательной деятельности детей «до» и «после» реализации комплекса заданий для развития познавательной деятельности: увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень развития познавательной деятельности, и уменьшилось количество детей со средним и низким уровнями развития познавательной деятельности.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Проведенное исследование позволит воспитателю использовать представленные материалы в работе по развитию познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе математической деятельности для достижения желаемого результата
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Условия использования метода проекта в познавательной деятельности дошкольников на математическом материале
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - Развитие познавательно активности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛЕГО - КОНСТРУИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016



