Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Работа №36625

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы230
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
979
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития познавательных способностей детей раннего возраста
1.1. Теоретический анализ основных понятий исследования:
«познавательные процессы», «способности», «познавательные способности» 14
1.2. Особенности развития познавательных способностей детей раннего
возраста 35
1.3. Педагогические условия развития познавательных способностей детей
раннего возраста 49
Выводы по I главе 64
Глава II. Педагогическое обеспечение процесса развития познавательных способностей детей раннего возраста
2.1. Исследование уровня развития познавательных способностей детей
раннего возраста (констатирующий эксперимент) 67
2.2. Апробация педагогических условий развития познавательных
способностей детей раннего возраста (формирующий эксперимент) 85
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по развитию познавательных способностей детей раннего возраста
(контрольный эксперимент) 100
Выводы по II главе 115
Заключение 118
Библиографический список литературы 122
Приложение


Актуальность темы исследования. Развитие познавательных способностей является одним из важных вопросов развития ребенка. Значительную роль в развитии задатков к познавательной деятельности играет именно период раннего детства. Самоценность раннего возраста очевидна: именно в этом возрасте, с года до трех лет, происходят большие изменения в психическом развитии детей, закладывается основа дальнейшего становления ребенка как личности.
Ранний возраст представляет собой огромное значение именно в развитии познавательных способностей, так как ребенок является исследователем, первооткрывателем окружающего его мира. Детям раннего возраста свойственна высокая познавательная активность. Каждый ответ взрослого порождает новые интересующие ребенка вопросы. Именно правильное воздействие со стороны взрослых, начиная с раннего возраста, способствует раскрытию познавательных способностей детей.
Познавательные способности являются составной частью любой человеческой деятельности, обеспечивая ее эффективность. Чем больше у человека развиты познавательные способности, тем большими возможностями он обладает. Проведенные исследования педагогических источников и опыт самих педагогов подтверждают необходимость создания определенных педагогических условий, которые ориентированы на повышение качества образования и воспитания, отбора содержания, методов и форм развития познавательных способностей дошкольников.
В последние годы стали больше обращать внимание на важность проблемы воспитания, обучения и развития детей раннего возраста. Есть несколько противоречивых взглядов да данную проблему:
1. Ребенка до 3-х лет не надо ничему обучать, лишь необходимо предоставить свободу.
2. Ребенка необходимо учить ненавязчиво в процессе применения разнообразных игр, учитывающих возрастные особенности ребенка.
3. Ребенка необходимо интенсивно развивать, посредством предоставления информации по всем областям знаний.
Многие отечественные и зарубежные ученые придерживаются третьего взгляда и обосновывают необходимость интенсивного развития познавательных способностей детей, начиная с раннего возраста. В возрасте от 1 года до 3-х лет должна быть заложена основа для развития интеллектуального потенциала ребенка. Именно данный возраст рассматривается как уникальный для решения обучающих и развивающих задач.
Состояние разработанности проблемы исследования. Являясь одной из самых актуальных в современной теории и практике детской психологии, проблема развития познавательных способностей был рассмотрен множеством авторов. Нами были рассмотрены взгляды таких ученых, как Венгер Л. А. [19], Дружинин В. М. [31], Матюшкин А. Н. [49], Шадриков В. Д. [70], Эльконин Д. Б. [74].
Возрастные аспекты формирования познавательных способностей в своих исследованиях рассматривали такие отечественные ученые, как Л.С. Выготский [22], А.В. Запорожец [36], Д.Б. Эльконин [74]. В их исследованиях доказано, что именно возраст от года до трех лет является периодом бурного познавательного развития. Это, в свою очередь, обеспечивает целесообразность использования всего потенциала детей раннего возраста для развития познавательных способностей.
В различное время к пониманию самого термина «познавательные способности» и проблеме их развития обращались Б.Г. Ананьев [2], Л.С. Выготский [23], С.Л. Рубинштейн [59].
Более подробно этот вопрос рассматривался в работах В.Д. Шадрикова [70]. По его мнению, «...познавательные способности можно определить, как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функций, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций» [70, с. 120]. Его концепция познавательных способностей является одним из продуктивных шагов в реализации данного направления. Им по-новому рассмотрено теоретическое основание психологии способностей с позиций качественных особенностей функциональных систем, дано определение, разработана структура способностей, представлена логическая соотнесенность общих познавательных, специальных, интеллектуальных способностей и одаренности, показан общий механизм их развития.
Познавательная способность, как рассматривает В.Н. Дружинин, это способность познания окружающего мира, направленность, которая обращена к области познания [31]. Познание является психической категорией, которая определяет уровень отражения окружающего мира.
В работах А.Р. Лурия познавательные способности рассматриваются, как свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, умение находить способы применения полученной информации на практике [45].
Исследования многих ученых (К. Бюлера [15], А.В. Запорожца [36], Л.А. Венгера [19]) были направлены на определение взаимосвязи отдельных компонентов познавательных способностей с другими, на их зависимость. Как показывают исследования, в зависимости от уровня развития восприятия детей, можно выявить сформированность всех остальных познавательных способностей. В исследованиях выявлено, что уровень развития восприятия находится в тесной взаимосвязи с мышлением. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими.
Однако, несмотря на широкий круг исследований проблемы познавательных способностей, вопросы их развития, начиная именно с раннего возраста не нашли достаточного изучения.
В связи с этим, анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между объективной потребностью общества в развитии способности к обучению и наличием значительного количества детей в школах с низкой успеваемостью, с одной стороны, и отсутствием научного осмысления опыта развития познавательных способностей детей раннего возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий и методических рекомендаций решения данной проблемы, с другой стороны.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы педагогические условия развития познавательных способностей детей раннего возраста?
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие познавательных способностей детей раннего возраста.
Объект исследования: процесс развития познавательных
способностей детей раннего возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития
познавательных способностей детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития познавательных
способностей детей раннего возраста будет успешным, если:
• опираться на сущностно-содержательную характеристику понятия «познавательные способности» и на выделенные структурные
компоненты;
• учитывать особенности развития познавательных способностей детей раннего возраста;
• реализовать соответствующие педагогические условия развития познавательных способностей детей раннего возраста:
1) Учет возрастных особенностей детей раннего возраста при развитии познавательных способностей;
2) Осуществление оперативной диагностики выявления уровня развития познавательных способностей детей раннего возраста по структурным компонентам;
3) Разработка и апробация авторской программы «Кроха»,
включающей разнообразные формы и методы психолого-педагогического взаимодействия по развитию познавательных способностей.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Определить содержание и сущностные характеристики понятий «способности», «познавательные способности».
2. Выявить особенности развития познавательных способностей в раннем возрасте.
3. Выявить и обосновать педагогические условия развития познавательных способностей детей раннего возраста.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы «Кроха», направленной на развитие познавательных способностей детей раннего возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды Л.А. Венгера [18], Л.С. Выготского [23], Д.Б. Эльконина [74], которые рассматривали возрастные особенности детей раннего возраста; труды Л.Ф. Тихомировой [64], Д.Б. Годовиковой [27] о процессе формирования познавательных способностей; и труды А.А.
Барташникова[8], И.А. Барташниковой [8] о познавательном развитии в раннем возрасте.
Проблема исследования познавательных способностей детей раннего возраста уже давно привлекала внимание таких педагогов и психологов, как Л. А. Венгер [19], А. В. Запорожец [36], В. Д. Шадриков [70]. Но лишь в последние годы начали более углубленно изучать сущность «познавательных способностей» в структуре общих способностей.
Особенности познавательного развития, создание условий, эффективно влияющих на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста были рассмотрены как в отечественных педагогических и психологических исследованиях В.П. Вахтерова [17], П.Ф. Каптерева [39], так и зарубежных исследованиях Д. Брунера [14], К. Бюлера [15], Ж. Пиаже [53], В. Штерна [71]. Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович [13], Л.С Выготский [23], В.Н. Мясищев [51], Н.Н. Поддьяков [54], А.И. Сорокина [62], Г.И. Щукина [73] и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская [11]), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова [27] ), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич [5], Л.Ф. Захаревич [37], Е.О. Смирнова [60], А.И. Сорокина [62], Н.Б. Шумакова [72]). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных способностей в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина [9], Л.Н. Вахрушева [16], Н.С. Денисенкова [30], М.И. Лисина [44], Л. Маневцова [47], М.В. Марусинец [48] и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее
Методы исследования:
- теоретические: изучение и теоретический анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме исследования, обобщение опыта, систематизация, классификация;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Экспериментальная база исследования: Для исследования
особенностей познавательных способностей у детей раннего возраста была сформирована эмпирическая база в частном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Планета Детства». Всего в исследовании приняли участие 32 ребенка от года до трех лет.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2017 по 2019 г.
На первом этапе - поисково-теоретическом проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись основные компоненты познавательных способностей, педагогические условия, разрабатывалась программа развития познавательных способностей. Также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно экспериментальном проводился формирующий эксперимент, апробировалась разработанная нами программа развития познавательных способностей детей раннего возраста, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие познавательных способностей - это важный вопрос развития ребенка. Значительную роль в развитии задатков к познавательной деятельности играет период раннего детства. Именно в этом возрасте, с года до трех лет, происходят большие изменения в психическом развитии детей, закладывается основа дальнейшего становления ребенка как личности. Этому в большей мере способствует предметная деятельность детей, которая является ведущей в раннем
возрасте. Необходимо отметить, что чем больше у человека развиты познавательные способности, тем большими возможностями он обладает.
Формирование познавательных способностей является одним из главных аспектов общего развития ребенка. Важно не упустить возможности периода раннего детства в данном процессе, так как именно в этом возрасте очень высока познавательная активность дошкольников. Для этого необходимо организовать целенаправленную и систематическую работу по развитию познавательных способностей детей, начиная с раннего возраста. В связи с этим возникает необходимость выявления определенных педагогических условий для эффективной реализации данного процесса. Решение данной проблемы обусловило постановку нескольких задач:
5. Определить содержание и сущностные характеристики понятий «способности», «познавательные способности».
Решение данной задачи осуществлялось в процессе изучения теоретической литературы, взгляда разных авторов по данной проблеме. Понятие «познавательные способности» наиболее полно отражено в работах Л.А. Венгера. Если обратиться к его исследованиям, познавательные способности рассматриваются как сочетание сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей. Необходимо отметить, что данные способности являются основными компонентами познавательного развития, и включают в себя такие процессы, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение и мелкая моторика.
6. Выявить особенности развития познавательных способностей в раннем возрасте.
При решении данной задачи в ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что именно период раннего детства является сенситивным в процессе развития познавательных способностей детей. Это объясняется с основными возрастными особенностями детей данного периода развития, основными новообразованиями и ведущей деятельностью. В зависимости от того, насколько будут учитываться все эти особенности, можем говорить об успешности обучения и развития в целом. Для получения высокого результата, познавательное развитие необходимо начинать с раннего возраста посредством развития отдельных познавательных способностей. Целенаправленная деятельность посредством воздействия на составляющие основных компонентов познавательных способностей обеспечивает повышение уровня способностей и их развитие.
7. Выявить и обосновать педагогические условия развития познавательных способностей детей раннего возраста.
Обзор теоретической и методической литературы позволил выявить и обосновать педагогические условия, которые необходимо учитывать в процессе развития познавательных способностей детей раннего возраста. Мы предположили, что данный процесс будет успешным, если реализовать следующие педагогические условия:
-учет возрастных особенностей детей раннего возраста; -осуществление оперативной диагностики выявления уровня развития познавательных способностей;
-разработка и апробация авторской программы «Кроха», включающей разнообразные формы и методы психолого-педагогического взаимодействия.
При составлении программы «Кроха» были учтены все возрастные особенности детей раннего возраста. Данные, полученные на констатирующем этапе в результате оперативной диагностики уровня познавательного развития, позволили выявить уровень развития всех компонентов. Для обеспечения эффективности авторской программы были рассмотрены различные формы (игровые занятия, экспериментирование, чтение сказок) и методы (тестопластика, Су-Джок терапия, работа с
иллюстрациями) развития каждого познавательного процесса. На основе применения данных форм и методов были разработаны 64 занятия по познавательному развитию.
8. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы «Кроха», направленной на развитие познавательных способностей детей раннего возраста.
В ходе решения данной задачи была проведена формирующая работа с экспериментальной группой детей в возрасте с 1,5 до 3 лет. Для проверки эффективности апробированной программы «Кроха» было проведено контрольное экспериментирование. Полученные результаты позволяют говорить, что реализация педагогических условий обеспечивают повышение уровня познавательных способностей детей раннего возраста. Расчет t критерия Стьюдента показал наличие достоверных различий в результатах экспериментальной и контрольной группы на контрольном этапе исследования, также произошли существенные изменения в показателях экспериментальной группы до и после проведения формирующей работы.
Можно сделать вывод, что опытно-экспериментальным путем подтверждено, эффективность апробированной программы «Кроха» по развитию познавательных способностей детей раннего возраста. Это позволяет признать проведение опытной работы по реализации определенных педагогических условий успешным.
Таким образом, все данные, полученные в ходе проведения исследовательской работы, достоверно подтверждают, что внедрение специальных педагогических условий способствует количественному и качественному изменению уровня развития познавательных способностей. Можно сделать вывод, что цель нашего исследования достигнута, все поставленные задачи решены, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.



1. Александрова Ю.В. Основы общей психологии / Под ред. А.В Бородина. - М.: НОУ, 2015. - 805 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.Т.1. / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 2013. - 232 с.
3. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационнопрогностический курс: учебное пособие / В.И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2008. — 500 с.
4. Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук // Тезисы
докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД. - М.:Карапуз,
2007. - С.56-57 .
5. Бабич Н. Развитие вопросов у дошкольников // Вопросы психологии. - 2014. - №2. - С. 67-74.
6. Баранник Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 916-919.
7. Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 348с.
8. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. - Харьков: Фолио, 1999. - С.144-153.
9. Барцалкина В.В. Общение и развитие познавательной активности дошкольников // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М.:Прогресс, 1977. - С.109-117.
10. Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.: Роспедагентство, 1914. - 68 с.
11. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2013. - 320 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. — М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
13. Божович, Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка / Л.И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Под ред. Л.В.Куликова. - СПб.: Питер, 2010. - с.160-166.
14. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977. - 358 с.
15. Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. - М.: Педагогика, 1930. - 144 с.
16. Вахрушева Л.Н. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников: Автореф.дис.д-ра психол.наук. - М.: Педагогика, 1996. - 16 с.
17. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л.Н. Литвин, Н.Т. Бритаева. - М.: Педагогика, 1987. - 400 с.
18. Венгер Л.А. Диагностика умственного развития дошкольников: монография/ Л.А. Венгер. - М.: Педагогика, 1978. - 248 с.
19. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1979. - №5.
- С.36-39.
20. Венгер, Л.А. Как дошкольник становится школьником? /А.Л. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2010. - №8. - С.66-74.
21. Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Е. О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. Н. Г алигузова и др. - М.: Просвещение, 2013. - 158 с.
22. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: Питер, 2015. - 224 с.
23. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.
- М.: Просвещение, 2013. - С.58 - 66.
24. Гадельшина, Т.Г. Методология и методы психологопедагогических исследований: учеб. пособие / Т.Г. Гадельшина. - Томск: Печатная Мануфактура, 2015. - 129 с.
25. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.:Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
26. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Омега, 2010. - 232 с.
27. Г одовикова Д. Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С.27-32.
28. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. - М.: Знание, 2015. - 542 с.
29. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 10. -С.56-64.
30. Денисенкова Н.С. Формирование познавательного отношения к учебной задаче // Дошкольное воспитание. - 1991. - №3. - С. 48-50.
31. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: учеб. пособие / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.
32. Дубровина И.В. Младший школьный возраст: развитие познавательных способностей. - М.: Просвещение, 2013. - 208 с.
33. Езикеева В.А., Радина Е.И. Методические указания к картинкам для расширения представлений и развития речи детей второго и третьего года жизни. - М.: «Просвещение», 1964. - 164 с.
34. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь: справочное издание /М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2012. - 558 с.
35. Ермолаева М. В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников: учеб. пособие для вузов / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. - М: МПСИ, 2016. - 223 с.
36. Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: Сборник научных трудов. - Смоленск: СГПУ, - 1998. - С. 3-10.
37. Захаревич Л.Ф. Вопросы как показатель интереса к познавательной деятельности у детей на материале природы // Проблемы обучения детей-дошкольников. - Ростов-на-Дону: Феникс, - 1974. - С.22-
38.
38. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для пед. вузов / Под ред. Л. Г. Нисканен. - М. : Академия, 2014. - 201 с.
39. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
40. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь : Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия,
2012. - 176 с.
41. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 1973. - 142 с.
42. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное
воспитание. - М.: Просвещение. - 2011. - №5. - С. 10-23.
43. Куприянов Б.В. Психолого-педагогические наваждения: анализ педагогического взаимодействия / Б.В. Куприянов. - М.: Чистые пруды, 2014. - 29 с.
44. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.: Педагогика, 1974. - 86 с.
45. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб: Питер, 2009.
- 306 с.
46. Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических
процессов // Психологическая наука в СССР: в 2-х тт., Т.1.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. - 510 с.
47. Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов детей / Л.М. Маневцева // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 11. - С. 26-29.
48. Марусинец М. Изучение познавательной активности //
Дошкольное воспитание. - 2017. - №11. - С.12-15.
49. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. - 2015. - №4.
- С. 5-17.
50. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. -
М.:Академия, 2015. - 456 с.
51. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - М.:Академия, 2010. - 532с.
52. Немов Р. С. Психология: Словарь - справочник: В 2-х частях. Ч. 1. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 302 с.
53. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта, логика и психология. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с.
54. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1990. - №1. - С.16-19.
55. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике/ В.М.Полонский. - М: Высшая школа. - 2009. - 512с.
56. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] URL: Система ГАРАНТ:
http://base.garant.rU/70512244/#ixzz40uN5bSc8 (Дата обращения 07.05.2018).
57. Пылаева Р.Н. Особенности развития восприятия у детей раннего возраста // Международный студенческий научный вестник. -
2017. - № 6. - С. 78-82.
58. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно - методическое пособие / сост. Е.С.Демина. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 192 с.
59. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2015. - 788 с.
60. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. - СПб.: Детство пресс, 2015.- 178 с.
61. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
62. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском садике. - М.: Просвещение, 1975, - 114 с.
63. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3х т. Т. 2 / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 2014. - 388 с.
64. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников/ Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 143 с.
65. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение, 1995. - 291 с.
66. Усова А. П. Обучение в детском саду. - М.: Просвещение, 1970. - 445 с.
67. Ушинский К.К. История воображения и избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 2 / К.К. Ушинский. - М.: Педагогика, 1954. - 610 с.
68. Хакимова М. Р. Механизмы познавательных способностей по В. Д. Шадрикову // Молодой ученый. — 2018. — №3. — С. 164-165.
69. Холодная М.А. Сенсорно-эмоциональный опыт как
когнитивная составляющая в структуре индивидуального интеллекта// Психологические проблемы индивидуальности. Вып. I. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2016. - С. 59-61.
70. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности
человека. - М.: Логос, 2015. - 320 с.
71. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего
возраста / Пер. М.А. Энгельгарта. Изд. 2-е. - Петроград, 1922. - 280 с.
72. Шумакова Н.Б. Возраст вопросов: роль вопроса в
познавательном и личностном развитии ребенка / Н.Б. Шумакова. - М.: Знание, 1990. - 80 с.
73. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в
педагогике. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
74. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. -М.: Просвещение, 1960. - 354 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ