Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технология ТРИЗ как средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Работа №93789

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы93
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Познавательная деятельность детей старшего дошкольного
возраста: понятие, виды, средства развития 12
1.3. Характеристика технологии ТРИЗ как средства развития
познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.... 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Диагностика уровня развития познавательной деятельности
детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 33
2.2. Программа ТРИЗ как средство развития познавательной
деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 46
2.3. Результаты реализации программы ТРИЗ как средства развития
познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67

Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и подтверждает заинтересованность со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Модернизация дошкольного образования предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений будет являться не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком способности и качества. Достижение таких результатов возможно за счет обновления содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности.
Одной из актуальных задач ФГОС ДО в развитии старших дошкольников является познавательное развитие. Стандарт впервые выделил его в отдельную образовательную область - «познавательное развитие».
Под познавательным развитием в ФГОС понимается совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах ребёнка под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. Способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности (ФГОС ДО).
Одним из эффективных педагогических средств для развития познавательной деятельности у детей является ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Технология ТРИЗ позволяет развивать, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - познавательный интерес, познавательную потребность, познавательную активность, стремления к новизне; творческому воображению.
Степень разработанности темы, ее место и значение в науке и практике. Вопросы познавательного развития старших дошкольников нашли отражение в трудах отечественных Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, и др. и зарубежных ученых Ж. Пиаже, Т. Рибо и других.
Однако отмечается недостаток теоретических и практических разработок по организации образовательной среды, методического обеспечения в дошкольном учреждении с целью познавательной деятельности старших дошкольников.
Вышесказанное определило выбор темы исследования «Технология ТРИЗ как средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования - процесс развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - возможности технологии ТРИЗ в развитии познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы - на основании теоретического анализа литературы и эмпирического исследования выявить и обосновать возможности технологии ТРИЗ как средства развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать познавательную деятельность детей старшего дошкольного возраста: понятие, виды, средства развития.
3. Охарактеризовать технологию ТРИЗ.
4. Провести диагностическое исследование уровня развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
5. Разработать программу развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
6. Реализовать программу ТРИЗ как средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ и
проанализировать результаты ее реализации.
Для реализации цели и задач исследования, применялись следующие методы исследования:
• теоретические (теоретический анализ и синтез психолого­педагогической и методической литературы, обобщение);
• эмпирические (анализ документов, наблюдение, изучение продуктов детской деятельности по методикам, разработанным Д.А. Кашириным, А.А. Кашириной);
• методы обработки результатов исследования.
Экспериментальной базой исследования является детский сад № 2 «Улыбка» г. Сысерть. Дети 5-6 лет в количестве 20 человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении, систематизации методов познавательного развития старших дошкольников.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной программы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Старший дошкольный возраст является для ребенка сложным периодом из-за происходящих перемен в психическом и физическом развитии. Ребенок теряет детскую непосредственность поведения, становится старше внешне. Психическое развитие ребенка в этот период жизни играет огромную роль, происходит формирование новых психологических механизмов деятельности и поведения, на что затрачивается гораздо больше энергии, чем прежде.
В период старшего дошкольного возраста закладывается фундамент будущей личности:
1) формируется устойчивая структура мотивов;
2) зарождаются новые социальные потребности (уважение, признание, желание быть первым и лучшим, быть как взрослый и выполнять соответствующие функции);
3) появляется опосредованный тип мотивации (зарождается основа произвольного поведения);
4) усвоение социальных ценностей (норм и правил поведения, формируется умение поступать не так, как «хочется», а так, как «надо»).
Таким образом, характерными особенностями старшего дошкольного возраста является:
• осознание ребенком своего положения в социуме, расхождение между положением, которое он занимает среди других людей, и его реальными возможностями, и желаниями;
• появление рефлексии. Умение анализировать свою деятельность и соотносить свои имения, переживания и действия с мнением и оценками окружающих способствует модифицированию самооценки ребенка, она становится более реалистичной;
• познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.
Все это способствует развитию в этом возрасте познавательной деятельности.
Познавательная деятельность является одним из спонтанных проявлений любознательности ребенка. Это свойство нужно активно привлекать к работе на разнообразных занятиях: по изучению окружающего мира, продуктивных (рисование, лепка, конструирование), подготовке к обучению грамоте и др. Занятия познавательной деятельностью занимают малую часть в образовательном процессе, иногда выделяются в кружковую деятельность (работа в мини-лабораториях, опытных мастерских). Педагог должен практиковаться в проведении интегрированных занятий, в которых работа ведётся в нескольких направлениях («художественно-эстетическое развитие», «познавательная деятельность», «трудовая деятельность» и т. д.), отводя максимальное внимание формированию и совершенствованию исследовательских навыков при изучении детьми предметов и явлений окружающего мира.
Одним из эффективных педагогических средств для развития познавательной деятельности у детей является ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Технология ТРИЗ позволяет развивать, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - познавательный интерес, познавательную потребность, познавательную активность, стремления к новизне; творческому воображению.
Технология ТРИЗ является базой для повышения творческого потенциала ребенка и формирования познавательной активности. Согласно данной технологии, основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ-педагогике является система творческих заданий, что обеспечивает формирование у обучающихся необходимых знаний и умений.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В дошкольных организациях применяются следующие методы ТРИЗ: метод мозгового штурма; метод каталога; метод фокальных объектов; метод «Системный анализ»; метод морфологического анализа и другие.
Для выявления уровня развития познавательной деятельности старших дошкольников было проведено диагностическое исследование. Диагностическое исследование проводилось на базе Детский сад № 2
«Улыбка» г. Сысерть. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Диагностическое исследование проводилось на основании трех методик: Методика «Запомни и расставь точки» В. Богомолова. Методика «Придумай робота» Д.А. Каширин и А.А. Каширина. Методика «Чего не хватает на рисунках?» Д.А. Каширин и А.А. Каширина.
Полученные в результате проведения исследования исходные данные, выявили проблемы в познавательном развитии старших дошкольников. Было установлено, что большинство детей имеют низкий уровень развития творческого воображения, целостного восприятия, а также такие характеристики внимания, как объем и устойчивость, тоже находятся на низком уровне.
В соотнесении критериев познавательной деятельности старшие дошкольники имеют низкий уровень. Дошкольники не могли долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Часто им было сложно сосредоточить внимание по требованию, они не дослушивали задание, поэтому не могли сконцентрироваться на материале, который необходим для решения поставленной задачи, легко отвлекались, переключаясь на другую деятельность. Низкий уровень устойчивости внимания не давал детям возможности последовательно выполнять задание, не переключаться на посторонние связи, несущественные характеристики. Сюжеты придуманных игр, рассказов были односложны. Такие задания вызвали затруднения у детей, так как слабо развитая фантазия ограничивала их возможности в придумывании сюжета, в распределении ролей, наделении героев какими- либо характеристиками. Но, даже если рассказ, игра были придуманы, то они не сопровождались эмоциями рассказчика.
Таким образом, полученные диагностические результаты подтверждают необходимость разработки программы ТРИЗ как средство развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию познавательной деятельности у детей 5 - 6 лет средствами ТРИЗ. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. По итогам дошкольники должны научиться принимать задачу, воспринимать обучающую помощь, образно и логически мыслить.
После частичной реализации программы провели повторное диагностическое иссследование по тем же методикам. Полученные диагностические результаты подтвердили положительную динамику при реализации программы ТРИЗ как средства развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.


1. Бабаева, Т. И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева [и др.] - Санкт-Петербург : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016. - 352 с. - Текст: непосредственный.
2. Березина Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 8. - С. 192-195. - Текст: непосредственный.
3. Блонский, П. П. Психология и педагогика. Избранные
труды / П. П. Блонский. - Москва : Издательство Юрайт, 2016. - 164 с. - Текст: непосредственный.
4. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер. - Москва : Наука, 2010. - 154 с. - Текст: непосредственный.
5. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов - Москва : Мозайка-Синтез, 2014. - 80 с. - Текст: непосредственный.
6. Веракса, Н. Е. Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов - Москва : Мозайка-Синтез, 2013. - 80 с. - Текст: непосредственный.
7. Винокурова, М. А. Формирование саморегуляции дошкольников посредством адаптивных замещающих действий // Воспитание и обучение детей младшего возраста : сборник материалов. - С. 483 - 486. - Текст: непосредственный.
8. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка дошкольного возраста / Е. Б. Волосова. - Москва : Инфра-М, 2010. - 344 с. - Текст: непосредственный.
9. Воскресенская, В. Создаем развивающую среду сами / В.
Воскресенская // Ребенок в детском саду - 2011. - №1. - С. 77-79. - Текст:
непосредственный.
10. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. - Москва : ЭКСМО-Пресс, 2010. - 379 с. - Текст: непосредственный.
11. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /
Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург : Союз, 2010. - 93 с. - Текст:
непосредственный. - Текст: непосредственный.
12. Голицын, В. Б. Познавательная активность дошкольников / В.Б. Голицын // Педагогика. - 2011. - № 3. - С.23-27. - Текст: непосредственный.
13. Губанова, А. П. Психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск : СибАК, 2017. - С. 75-79. - Текст: непосредственный.
14. Дятлова, Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Дятлова // Молодой ученый. - 2016. - №14. - 536-537 с. - Текст: непосредственный.
Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. - Москва : Сфера, 2019. - 192 с. - Текст: непосредственный...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ