ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА УРАЛА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Анализ литературы по проблеме нравственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства 8
1.2. Особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного
возраста 15
1.3. Возможности проектной деятельности в нравственном воспитании детей
старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА УРАЛА 31
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня нравственного
воспитания детей старшего дошкольного возраста на материале декоративноприкладного Урала в проектной деятельности 31
2.2. Организация работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства
Урала 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
Старший дошкольный возраст выступает временем активного познания мира, человеческих отношений и формирования основ личности. А народное творчество является источником великой народной мудрости и накопленного многовекового опыта. Д.Б. Эльконин подчеркнул, что «поведение человека, степень его духовной и культурной идентичности, личностные смыслы и нравственно-патриотические ценности во многом определяются тем, что он впитал в детстве» [39, с. 254]. По мнению Е.В. Затеевой, воспитателям и педагогам дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) «необходимо обогащать представления детей о добре и красоте на примере народного искусства и искусства родного края» [13, с. 34].
В Распоряжении Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указано, что «одной из приоритетных задач современной образовательной политики, является воспитание детей, подростков и молодёжи, разделяющих традиционные нравственные ценности» [32].
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» говорится об основе развития и воспитания детей в современных условиях, «на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [37]. Согласно п. 1 ст. 64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование направлено на «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств...» [37].
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС ДО) говорится 3
о необходимости усвоения детьми «норм и ценностей, принятых в обществе» [31].
Становление развитой личности начинается с дошкольного детства, с познания природы, культурных традиций, искусства родного края и является первым шагом в освоении творческого опыта мировой художественной культуры, в приобщении к ценностям. Одним из первостепенных средств становления развитой личности выступает декоративно-прикладного искусство родного края.
Декоративно-прикладное искусство Урала - это передаваемые традиции от поколения к поколению. Воспитывать детей в национальных традициях - значит донести до их сознания, что они являются хранителями и носителями народной культуры. Достичь этого можно при условии, что народная культура станет неотъемлемой частью их жизни.
К.Д. Ушинский писал: «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...» [36, с. 6]. К.Д. Ушинский очень хорошо знал народные обычаи, традиции и обряды и сделал вывод, что мудрость предков - это зеркало для потомков.
Слова Д.С. Лихачёва отражают всю важность нравственного воспитания подрастающего поколения, именно на основе народной культуры: «если вы любите свою мать, вы поймёте и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, своё прошлое» [18, с. 9].
Стоит отметить, что на сегодняшний день в практике педагогов ДОО недостаточно используется потенциал декоративно-прикладного искусства Урала в направлении нравственного воспитания детей. Анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью использования декоративноприкладного искусства Урала в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: как организовать процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО на материале декоративноприкладного искусства Урала.
Актуальность проблемы, а также вышеизложенное противоречие определили тему исследования: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала».
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать комплекс занятий на материале декоративно-прикладного искусства Урала, направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий на материале декоративноприкладного искусства Урала, направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме нравственного воспитания детей;
2. Проанализировать особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть возможности декоративно-прикладного искусства в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста;
4. Провести диагностическое исследование по выявлению исходного уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, проанализировать результаты и сделать выводы;
5. Разработать содержание работы по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды таких ученых как Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская, И.С. Марьенко, И.Ф. Свадковский, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, Б.Т. Лихачёв, И.Ф. Харламов, Т.Д. Джишкариани, Н.А. Пархоменко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, К.Д. Ушинский, Н.В. Микляева, Ю.К. Бабанский, Е.Н. Бородина, Я.И. Колдунов, Т.П. Авдулова, С.В. Погодина, Д.Б. Эльконин, Е.В. Затеева, Д.С. Лихачев, Н.В. Мельникова, Т.С. Комарова и др.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
Теоретические методы: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, беседа, диагностика, анализ результатов.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе проектировочной работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов в процессе нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новоуральского городского округа - детский сад комбинированного вида «Страна чудес» Детский сад № 43 «Зайчик» (город Новоуральск). В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 23 детей.
Исследование по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведён теоретический анализ психологопедагогической и методической литературы по проблеме нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста; определялись психологопедагогические особенности детей старшего дошкольного возраста, выявлялся потенциал декоративно-прикладного искусства Урала
в направлении нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, подбирался диагностический инструментарий для выявления уровня нравственной воспитанности у старших дошкольников.
На втором этапе разрабатывалось содержание комплекса занятий на материале декоративно - прикладного искусства, проводилась диагностика по выявлению исходного уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста, определялись приёмы и методы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, осуществлялось частичное апробирование разработанного комплекса занятий.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
На основании изученной литературы авторов: Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская, И.С. Марьенко, И.Ф. Свадковский, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, И.Ф. Харламов, Н.В. Микляева, Ю.К. Бабанский, Е.Н. Бородина, Я.И. Колдунов, С.В. Погодина, Н.В. Мельникова, Т.С. Комарова и др., сделаем следующие выводы:
1. Нравственное воспитание - это процесс, направленный на формирование нравственно цельной личности в единстве её нравственного сознания, мотивов, потребностей и установок, нравственных чувств, навыков, привычек общественно ценного поведения (по Ю.К. Бабанскому).
Нравственная воспитанность - это система устойчивых нравственноценностных мотивов, нравственных качеств, проявляющихся в отношениях ребёнка к сверстникам и взрослым и в его поведении в целом, основанном на нравственных эталонах и нормах (Н.В. Мельникова).
За опорную классификацию критериев и показателей нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста мы взяли автора Е.Н. Бородиной:
• образно-содержательный критерий и его показатель - наличие у детей эмоционально-образного тезауруса, воплощающего нравственные ценности в художественных образах декоративно-прикладного искусства; знание пословиц, поговорок, сказок, в которых в художественно-образной форме воплощены нравственные ценности, наличие представлений о нравственных качествах;
• эмоционально-мотивационный критерий и его показатель - эмоциональная отзывчивость на художественные образы - носители нравственных ценностей; сформированность интереса к произведениям декоративно-прикладного искусства с нравственной проблематикой;
- действенно-практический критерий и его показатель - способность к пониманию и соотнесению с личностным опытом ценностно
Смыслового содержания произведений декоративно-прикладного искусства с нравственной проблематикой; способность к самостоятельному ценностному выбору в проблемных игровых ситуациях на занятии и визуализации собственной нравственной позиции в продуктах творчества; практические навыки выбора позитивных действий по отношению к окружающим, выражения чувств нравственности в поступках и делах.
2. Знание компонентов нравственной сферы помогает определить, что именно необходимо у детей старшего дошкольного возраста. Какие представления нравственности и понятия качеств нравственности (щедрость, трудолюбие, доброта, правдивость и т.д.) должен знать ребёнок, чтобы стать настоящим нравственным человеком. Воспитание на доступном материале декоративно-прикладного искусства Урала помогает ребёнку понять содержание того или иного нравственного поступка, понять целесообразность и необходимость выполнения требований, норм и правил нравственного поведения, принятых в обществе, в культуре народа. Всё это в дальнейшем служит формированием оценок нравственности и мотивов поведения.
Познавательная активность и любознательность позволяет нам говорить о доступности сознанию ребёнка старшего дошкольного возраста познавательного материала с воспитательным компонентом. Ещё мы можем утверждать о своевременном усвоении требований и понятий нравственности, так как старшие дошкольники обладают достаточным уровнем самостоятельности. На основе сознания нравственности ребёнок уже способен сделать выбор, стать самостоятельным и понимать требования норм нравственности. Тем самым ребёнок начнёт заниматься, самовоспитанием и осознанно подходит к этому. Дети старшего дошкольного возраста способны к пониманию и соотнесению с личным опытом ценностно-смыслового содержания примеров воспитания. Ребёнок может сделать выбор самостоятельных ценностей в проблемных игровых ситуациях на занятии и визуализации собственной нравственной позиции в продуктах творчества. Старшие дошкольники позитивно способны действовать по отношению к окружающим, выражать чувства нравственности в делах и поступках.
3. Народное декоративно-прикладное искусство - вид искусства, направленный на создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественную обработку утилитарных предметов: утвари, мебели, ткани, орудий труда, одежды, игрушек (С.В. Погодина).
Ряд программ, а также анализ литературы по теме исследования, которые знакомят детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством (парциальная программа «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, программа художественно-эстетического и духовно нравственного воспитания детей периода детства «Азбука народной культуры» И.А. Лыковой, методическое пособие О.А. Скорлуповой «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», методические рекомендации и программа Т.С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду») позволили выявить воспитательный потенциал декоративно-прикладного искусства. Дети старшего дошкольного возраста, когда знакомятся с богатством и разнообразием изделий народных мастеров, проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал необыкновенные вещи. Дети учатся уважать труд людей, ценить традиции культуры, понимать красоту, в привычных на первый взгляд предметах. Ценностно-смысловое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства, региона в котором родился и растёт ребёнок, имеет большое воспитательное значение.
Метод этической беседы позволяет задействовать не только познавательные способности детей старшего дошкольного возраста, но и нравственные чувства, эмоции, стремление человека созидать и украшать мир, нравственные представления о творчестве человека и его труде. Знание культуры своей малой Родины способствует становлению чувства гордости за свой народ, гражданской идентичности, осознание своей культурной и национальной идентичности. Рассмотренный метод позволяет систематизировать и сформировать нравственные представления старших дошкольников, совершенствовать опыт нравственного поведения и развивать их нравственные чувства.
4. На начальном этапе практического исследования была проведена диагностика по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с показателями и критериями нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста были применены и подобраны следующие диагностические задания:
• по первому критерию - диагностическое задание «Семья» (Е.Н. Бородина), диагностическое задание «Сюжетные картинки» (по Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной).
• по второму критерию - диагностическое задание «Семейные события» (Е.Н. Бородина), методика исследования способов выражения эмоций Г.А. Урунтаевой.
• по третьему критерию - диагностическое задание «Что я знаю о своей семье и мире вокруг меня?» (Е.Н. Бородина), методика Т.А. Пономаренко.
Результаты диагностики показали, что на высоком уровне нравственная воспитанность у 2 детей, на среднем уровне у 12 детей, на низком уровне у 9 детей, в процентном соотношении: высокий уровень - 9 %; средний уровень - 52 %; низкий уровень - 39 %.
Таким образом, констатировать можно следующее, преобладает в группе недостаточно высокий уровень нравственной воспитанности. У большей части детей уровень нравственной воспитанности соответствовал среднему и низкому уровню. По трём показателям и критериям воспитанности нравственности у детей старшего дошкольного возраста наблюдается недостаточный объём знаний о ценностях нравственности,
которые отражены в художественных образах; низкий уровень наличия представлений о качествах нравственности, достижениях, об истории, культурных традициях своей семьи. У старших дошкольников слабо сформирован интерес к произведениям искусства нравственной
проблематикой на основе соотнесения содержания художественных произведений с событиями своей повседневной жизни, стремлении привносить в них творческие дополнения, своей семьи. Отметим, что у детей недостаточно сформирована способность к самостоятельному ценностному выбору в игровых проблемных ситуациях на занятии и визуализации собственной нравственной позиции в продуктах творчества; выражения нравственных чувств в поступках и делах, практические навыки выбора позитивных действий по отношению к окружающим.
2. В связи с этим на данном этапе проектировочной работы был обоснован теоретически, частично апробирован и разработан комплекс занятий «Декоративно-прикладное искусство Урала», направленный на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста...
1. Авдулова, Т. П., Аксенова, Е. Г., Захарова, Т. Н. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника [Текст] / Т. П. Авдулова, Е. Г. Аксенова, Т. Н. Захарова. - ВЛАДОС, 2014. - 150 с.
2. Авдулова, Т. П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте [Текст] / Т. П. Авдулова // Тезисы докладов участников конференции «Ломоносов-2001». - МГУ им. М.В. Ломоносова. - Москва, 2001. - 213 с.
3. Алексеев, Я. Н. Педагогические условия развития творческой личности старших школьников средствами народных художественных промыслов [Электронный ресурс] / Я. Н. Алексеев. - URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-tvorcheskoi- lichnosti-starshikh-shkolnikov-sredstvami-nar (дата обращения: 27.03.2018).
4. Бабанский, Ю. К. Педагогика [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2012. - 479 с.
5. Богданова, О. С. О нравственном воспитании детей [Текст] / О.С. Богданова, Л.И. Катаева. - М.: Просвещение, 2013. - 213 с.
6. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории [Текст] / Н.И. Болдырев - М.: Педагогика, 1979. - 224 с.
7. Бородина, Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности [Текст]: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е. Н. Бородина. - Челябинск, Уральский государственный педагогический университет, 2016. - 23 с.
8. Бочарникова, И. С. Народное творчество как социальный феномен в современном российском обществе [Электронный ресурс] / И. С. Бочарникова. - URL: http://www.dissercat.com/content/narodnoe- tvorchestvo-kak-sotsialnyi-fenomen-v-sovremennom-rossiiskom-obshchestve (дата обращения: 26.03.2018).
9. Буре, Р. С. Основы нравственного воспитания детей. -
М.: Перспектива. - 2009. - 298 с.
10. Ветлугина, Н. А. Детское творчество как фактор становления личности дошкольника [Текст] / Н. А. Ветлугина // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 26. - С. 17-22.
11. Григорович, Л. А., Марцинковская, Т. Д. Педагогика и психология: учеб, пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
12. Джишкариани, Т. Д. Взаимодействие общеобразовательных учреждений и вузов по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2004. - 186 с.
13. Дьячкова, О. М. Теоретические вопросы воображения и творчества [Текст] / О. М. Дьячкова - М.: Инфра-М, 2012. - 354 с.
14. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ МарТ, 2005. - 206 с.
15. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий [Текст] / Т. С. Комарова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 128 с...