Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирование бережного отношения к природе в процессе экологического образования детей дошкольного возраста

Работа №97159

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Идеи экологического образования в зарубежных и отечественных
исследованиях 7
1.2 Сущностная характеристика понятия «бережного отношения» к
природе у дошкольников 22
1.3 Теоретическое обоснование педагогических условий формирования
бережного отношения к природе у дошкольников 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 33
2.1 Выявление исходного уровня развития бережного отношения к природе у детей подготовительной группы 33
2.2 Внедрение педагогических условий по формированию бережного
отношения к природе в подготовительной группе 40
2.3 Анализ сформированности бережного отношения к природе на
заключительном этапе исследования 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложение 1 57
Приложение 2

Актуальность исследования: проблема экологического образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. В дошкольном возрасте усвоение основ эко-логических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных.
В период дошкольного детства у человека формируются представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали и понимание существующих в природе взаимосвязей, т. е. экологические знания.
Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного взаимодействия с окружающим миром, естественной частью которого является природа (Л.И. Божович, Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградова, В.Г. Грецова, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, Н.Н. Кондратьева, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.Н. Николаева и др.).
В современном мире перед всем человечеством остро стоит вопрос о решении важнейших проблем экологии и сохранения экосистемы Земли для будущих поколений. Мы оказались в положении слепого человека, прозревшего на самом краю пропасти. В полный голос зазвучало слово «экология», по всему миру активизировалось экологическое или зеленое движение, вставшее на защиту нашей планеты.
Экологические проблемы актуальны для каждого материка и всякого государства. Есть они и в России - в каждом регионе свои. Россияне на личном опыте знают об ухудшении здоровья взрослых и детей. Это происходит из-за загрязнения воздуха, почвы, воды. Как следствие - люди пьют плохую воду и потребляют некачественные продукты, дышат воздухом с примесями вредных веществ.
Чтобы решить все экологические проблемы, нужно чтобы каждый житель Земли бережно относился к природе, принимал живое участие в ее судьбе.
Экологическое образование дошкольников несет в себе: усвоение знаний об окружающей их действительности; усвоение норм и правил поведения в природе; формирование и выработку ответственности за сохранение окружающего мира; развитие эстетических чувств, умение видеть прекрасное, умение наблюдать естественную красоту. Экологическое образование помогает осознать близкую связь всего живого на планете, предотвращает враждебные, разрушительные деяния по отношению к природе, ориентирует детскую активную деятельность в позитивное направление и расширяет круг интересов.
Актуальность нашего исследования поясняется тем, что бережное отношение к природе формируется в процессе экологического образования. Ощутимое влияние на исследование проблемы определения содержания и методов экологического образования оказали работы С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л. Д. Бобылевой, В.И. Вересова, В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой, Т.А. Климовой, Н.А. Таранковой, Ж.Л. Васякиной и других.
Проблема исследования: комплекс, каких педагогических условий будет способствовать эффективному формированию бережного отношения к природе у детей подготовительной группы детского сада.
Цель исследования: - выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования бережного отношения у детей к природе и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования: - процесс экологического образования дошкольников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования бережного отношения к природе детей подготовительной группы.
Были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить перспективные основы экологического образования детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть понятие бережного отношения к природе у дошкольников.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования бережного отношения к природе у дошкольников.
4. Исследовать уровень сформированности бережного отношения к природе у дошкольников.
5. Внедрить педагогические условия по формированию бережного от-ношения к природе в подготовительной группе.
6. Проанализировать сформированность бережного отношения к природе детей подготовительной группы на заключительном этапе исследования.
В основу исследования была положена гипотеза: формирование бережного отношения к природе детей подготовительной группы будет эффективным если: выполняются следующие условия
- регулярно проводить экологические экскурсии;
- использовать экологические проекты.
Теоретической основой исследования явились: психолого-педагогические концепции, раскрывающие роль природы в формировании личности ребенка (Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Дж. Локк, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский); научные исследования в области эко-логического воспитания (П.А. Водопьянов, С.Н. Глазачев, А.А. Горелов, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Д.Н. Кавтарадзе, Л. В. Моисеева, Н. Ф. Реймерс и др.); теоретические аспекты экологического воспитания дошкольников (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И.Т. Суравегина). 
педагогической литературы по проблеме исследования, ретроспективный анализ; эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование, опрос, статистическая обработка результатов эксперимента.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения №1, №2.
Опытно-поисковой базой исследования являлось дошкольное образовательное учреждение МКДОУ Порошинский детский сад №10


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Сегодня вопросы экологического образования детей приобрели новую актуальность. Многие современные концепции и программы направлены на экологическое образование детей. Несмотря на определенные различия в подходах к реализации экологического образования, большинством специалистов признается необходимость включать рассмотрение экологических проблем практически во все педагогические программы и мероприятия.
2. Бережное отношение к природе - это составляющая экологической культуры личности, дела и поступки, связанные с природоохранной деятельностью.
3. Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о необходимости осуществления дополнительной работы и создания специальных педагогических условий развития у детей бережного отношения к природе.
Педагогические условия, которыми являются экологические экскурсии и экологические проекты, формируют у дошкольников подготовительной группы бережное отношение к природе.
Экологические экскурсии - это формы экологического образования, представляющие собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях, метод проектов.
Экологические проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы, данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, рас-ширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
4. Мы разработали и внедрили в педагогическую практику педагогические условия по формированию бережного отношения к природе у дошкольников подготовительной группы, которыми являются экологические экскурсии и экологические проекты.
Мы разработали перспективное годовое планирование, включающее 12 экологических экскурсий и 4 экологических проекта для детей подготовительной группы.
5. Разработанные нами педагогические условия по формированию бережного отношения к природе у дошкольников подготовительной группы, которыми являются экологические экскурсии и экологические проекты, достаточно эффективны. Это подтверждается результатами констатирующего и контрольного экспериментов у детей.
Сегодня необходимо включить рассмотрение экологических проблем во все учебные программы, так как эти проблемы становятся настолько серьезными и конкретными, что должны быть задействованы все каналы воздействия на личность.
В осуществление постановленной задачи обязаны включиться педагоги независимо от специальности: экологи, биологи, географы должны принять участие в передаче экологических знаний, умений и навыков, а в формировании отношения к природе, целей взаимодействия с ней - все педагоги.
В период экологического кризиса, когда в биосфере происходят необратимые изменения, ограничивающие жизненные возможности человека, экологическое образование приобретает еще и особый социальный смысл. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / З.Ф. Аксенова. - М.: Сфера, 2015. - 128 с.
2. Алябьева, Е.А. Природа. Сказки и игры для детей [Текст] / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128с.
3. Белевитин, А.Б. Медико-географические особенности территории России и их медико-экологическая оценка [Текст] / А.Б. Белевитин. - М.: СПб: Ъ, 2012. - 278 с.
4. Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ [Текст] / Н.П. Берестнева // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.
5. Букина, В.О. и др. Пространство детского сада: познание, экология [Текст] / Под ред. А.Русакова, Т.Лапкиной. - М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2016. - 128с.
6. Вендрова, Т.Е. Воспитание музыкой [Текст] / Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М.: Просвещение, 2012. - 205 с.
7. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников [Текст] / Т.В. Волосникова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
8. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Подготовительная группа [Текст] / О.А.Вронкевич. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 40с.
9. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников [Текст] / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
10. Воспитание экологической культуры у детей и подростков [Текст]. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 881 с.
11. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Е.В. Гоончарова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.
12. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников [Текст] / Г.А.Горбунова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
13. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на/Д.: Издательство «Феникс», 1996. - 480 с.
14. Дежникова, Н. С. Воспитание экологической культуры. Учеб. пособие [Текст] / Н.С. Дежникова. - М.: Педагогическое общество России, 2000.-63 с.
15. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пос. для родителей, педагогов и воспитателей детских до-школьных учреждений, учителей начальных классов [Текст] / Л.И. Егоренко.-М.: АРКТИ, 2001. - 128с.
16. Игры-забавы на участке детского сада [Текст] / Авт.-сост. Е. А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128с.
17 Кабалевский, Д. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д. Кабалевский.
- М.: Просвещение; Издание 2-е, испр. и доп., 2013. - 208 с.
18. Казаручик, Г. И. Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников [Текст] / Г.И. Казаручик // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 2. - С. 19-24.
19. Казаченко-Триродов, Н.П. Воспитание и обучение дефективных детей [Текст] / Под ред. А.С. Грибоедов, Н.П. Казаченко-Триродов. - М.: СПб.: Речь, 2011. - 256с.
20. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в дет-ском саду [Текст]: сценарий занятий. - М,:ТЦ Сфера, 2004.-144с.
21. Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ [Текст] / Т.В. Константинова // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48.
22. Кокуева, Л.В. Воспитание дошкольников через общение к природе [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.В. Кокуева, - М. Просвещение, 2005.-213с.
23. Куликова, Т.А.Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателей / Т.А. Куликова. - М.: Просвещение, 2005.-55с.
24. Ле, Шан Э. Верните здравый смысл в воспитание ребенка [Текст] / Ле Шан Э. - М.: СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. - 349 с.
25. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания [Текст] / А. А. Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
26. Лыкова, И.А., Рыжова, Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: Учеб. - метод. пособие [Текст] / И.А. Лы-кова, Н.А. Рыжова. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. - 144с.
27. Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе [Текст] / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.
28. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2014. - 304 с.
29. Максимова, М. Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе [Текст] / М.Ю. Максимова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - N 2. - С. 79-83.
30. Маневцовой, Л.Н. Листок на ладони [Текст] / Л.В.Маневцова,- СПб.: Детство - Пресс, 2005. - 112с.
31. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада [Текст] / М.М. Марковская. - 2-у изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989. - 144с.
32. Медведев, В.И. Экологическое сознание: Учеб. пособие [Текст] /
B. И.Медведев. - Изд. второе, доп. - М.: Логос, 2001. - 384 с.
33. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. Л.В. Русскова. - М.: Просвещение, 2012. - 400 с.
34. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения /
C. Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2002. - 144 с.
35. Николаева, С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для ра-боты с детьми 3-7 лет [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-синтез, 2016.-112 с.
36. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2015. - 240 с.
37. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования [Текст] / С.Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 272с.
38. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведов. // Рос. академия наук, Ин-т рус. Языка имени В.В. Виноградова, 4-е изд., дополненное.
-М.:НТИ Технологии, 2001-994с.
39. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания [Текст] / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 10. - С.40-49.
40. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 2014. - 756 с.
41. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учеб.- метод. пособие [Текст] / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
42. Рябинин, Б. Друг, воспитанный тобой [Текст] / Б. Рябинин. - М.: Детская литература, 2014. - 176 с.
43. Скребец, В.А. Экологическая психология: Учеб. пособие [Текст] / В.А. Скребец. - Киров: МАУП, 1998. - 144 с.
44. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир при-роды», утренники, викторины, игры [Текст] / Авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
45. Смирнова, М. К. Мир вокруг нас: программа экологического воспитания для дошкольников и учащихся 1-4 классов [Текст] / М.К. Смирнова // Молодые в библиотечном деле. - 2005. - N 5 / 6. - С. 68-73.
46. Соколова, Л.А. Экологическая тропа детского сада [Текст] / Л.А. Соколова. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014. - 80с.
47. Стихина, Л. Зеленые паруса: экологический досуг для детей [Текст] / Л.Стихина // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 3. - С. 125-128.
48. Хабаров, Т. В., Шафигуллина, Н. В. Планирование занятий по эко-логии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Метод. пособие для педагогов [Текст] / Т.В. Хабаров, Н.В. Шафигуллина. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010. - 128с.
49. Чебан, М.И. Экологические игры [Текст] / М.И.Чебан // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54.
50. Шан, Л.Э. Верните здравый смысл в воспитание ребенка. Главная книга родителей, которые желают своим детям счастья [Текст] / Шан, Ле Эда. - М.: СПб: Прайм-Еврознак, 2012. - 352 с.
51. Экотеатр в детском саду «Через искусство - к зеленой планете!». Экологические спектакли в детских садах [Текст] / Сост. Е. В. Акифьева, Н.В. Пикулина. - Саратов: ИЦ «Наука», 2014. - 76с.
52. Экологические походы как инновационная форма реализации
ФГОС в основной образовательной программе ДОО. Сценарий походов, образовательная деятельность детей 6-7 лет в походах [Текст] / Авт.-сост. И. А. Холодова, Г.С. Александровна, А.В. Корнеева. - Волгоград: Учитель, 2016. - 180с.
53. Экологические праздники для старших дошкольников: Учеб.- метод. пособие [Текст] / Авт.-сост. Зенина Т.Н. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 128с.
54. Яриго, Л. А. Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Яриго // Дошкольная педагогика. - 2010. - N 4. - С. 32-37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ