Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №97142

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
125
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ 7
1.1. Межличностные отношения младших школьников как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности формирования межличностных отношений детей
младшего школьного возраста в образовательном учреждении 16
1.3. Роль дидактических игр в формировании межличностных отношений
младших школьников 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2. 1. Диагностика межличностных отношений младших школьников 34
2.2. Организация и проведение дидактических игр на уроках математики 48
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 93


Современные изменения, происходящие в обществе, образовании, диктуют введение новых подходов к проблемам межличностных отношений обучающихся. В настоящее время наблюдается дефицит устойчивых межличностных отношений подрастающего поколения, живущего в условиях активной информатизации общества (компьютеризация, телевидение), оказывающей мощное влияние, как на область образования, так и досуга. Встает вопрос: нужны ли современному человеку в условиях доступности и избытка информации межличностное общение, взаимодействие, дружеские отношения.
Межличностные отношения, дружеское общение, эмоциональные контакты очень важны для детей, особенно в младшем школьном возрасте. Именно они создают то эмоциональное благополучие ребенка, которое, в свою очередь, во многом определяет положительный психологический климат детского коллектива в целом. Именно личностные отношения играют важную роль в удовлетворении базовых потребностей ребенка: в эмоциональном контакте, в защищенности, в стремлении быть личностью. Таким способом происходит нравственное воспитание ребенка: он приобретает опыт заботы, любви, уважения, терпимости. Из совокупности таких межличностных отношений формируется социально-психологический климат детской группы, социальный контекст развития и социализации ребенка. Также межличностное общение имеет особое значение в развитии у детей познавательных и психических функций, способностей, интересов, увлечений. Сформированные способы поведения в межличностных контактах помогают ребенку активно осваивать окружающую действительность, включаться в широкую систему социальных отношений.
В современной ситуации прогрессивных изменений в образовательном процессе проблема формирования межличностных отношений обучающихся в младшей школе рассматривается в педагогической теории и образовательной практике как одна из самых актуальных. В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска и применения различных форм, средств и методов формирования межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Одним из таких средств являются дидактические игры.
Умение конструктивно строить отношения со взрослыми и одноклассниками и эффективно решать спорные вопросы выступает важным показателем развития личности. Необходимость формирования позитивного опыта общения, наличие эмоциональных привязанностей обуславливают актуальность проблемы межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
На необходимость формирования межличностных отношений указывают многие исследователи: Н.М. Брунчукова, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, В.К. Дьяченко, Г.А. Карпова, А.В. Киричук, Я.Л. Коломинский, В.А. Краевский, А.В. Мудрик, А.А. Реан, Д.Б. Эльконин и др.
Изучению особенностей общения и межличностных отношений младших школьников со сверстниками посвящены труды Л.И Божович, Е.О. Смирновой, Д.И. Фельдштейна.
Проанализировав сложившуюся ситуацию в области формирования межличностных отношений младших школьников, было выявлено следующее противоречие:
- между потенциальными возможностями использования дидактических игр для формирования межличностных отношений младших школьников и их недостаточным применением в образовательном процессе начальной школы.
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования:
способствует ли применение дидактических игр в образовательном процессе начальной школы формированию конструктивных межличностных отношений детей младшего школьного возраста?
Вышеназванное противоречие и недостаточная разработанность проблемы исследования обусловили выбор темы нашей работы:
«Формирование межличностных отношений детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр».
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем проверить возможность эффективного использования дидактических игр в процессе формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - межличностные' отношения младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования межличностных отношений младших школьников посредством дидактической игры.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить межличностные отношения младших школьников как психолого-педагогическую проблему;
2. Проанализировать особенности формирования межличностных отношений младших школьников в условиях образовательного учреждения;
3. Выявить значимость дидактических игр в процессе формирования межличностных отношений младших школьников;
4. Провести диагностическое исследование по определению уровня сформированностимежличностных отношений младших школьников;
5. Разработать и провести комплекс дидактических игр на уроках математики, способствующий формированию межличностных отношений детей младшего школьного возраста;
6. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных педагогов, посвященные:
- концепции процесса обучения в современной начальной школе (Н.Ф. Виноградова, В.В.Давыдов, Л.Е. Журова, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.);
- исследованиям психологии общения и межличностных отношений (А.В. Брушлинский, А.А. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
- психолого-педагогическому подходу к развитию и формированию
межличностных отношений школьников (Н.А. Березовий, Л.Я. Гозман,
A. Т. Куракин, Я.Л. Коломинский, Л.И. Новикова, А.А. Реан, Л.И. Фридман и др.);
- вопросам педагогического взаимодействия в образовательном процессе (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Байбородова, А.С. Белкин, В.А. Бухвалов, Г.В. Гатальская, Т.Г. Григорьева, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Е.В. Коротаева, И.И. Рыданова, В.Д. Семенов, В.Н. Соколов и др.);
- психологическим, дидактическим и методическим исследованиям по формированию межличностных отношений детей младшего школьного возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Я.Л. Коломинский,
B. Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как: теоретические - изучение, анализ и сопоставление психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, систематизация, и эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, качественный и количественный математический анализ.
База исследования. Базой исследования является Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 184, находящаяся по адресу: 620102, г. Екатеринбург, ул. Ясная, 20.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что учителя начальных классов могут использовать в своей профессиональной практике положения и выводы, полученные в ходе данной работы, а также применять комплекс мероприятий, разработанный в процессе выполнения данного исследования.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (70 источников), 12 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе проведено исследование проблемы формирования межличностных отношений младших школьников средствами дидактических игр. Межличностные отношения, дружеское общение, эмоциональные контакты очень важны для детей, особенно в младшем школьном возрасте. Именно они создают то эмоциональное благополучие ребенка, что, в свою очередь, во многом определяет положительный психологический климат детского коллектива в целом.
Межличностные отношения детей младшего школьного возраста представляют собой совокупность определенных установок и ожиданий у ребенка, в основе которых лежат цели, содержание и организация его совместной деятельности, как со сверстниками, так и с педагогами.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что наиболее благоприятным возрастом для формирования межличностных отношений является период младшего школьного возраста. Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе.
В настоящее время одной из наиболее значимых задач, стоящих перед начальной школой, является подбор содержания, форм и методов, средств, которые, соответствуя требованиям современного образования, обеспечивали бы формирование межличностных отношений. Одним из таких средств выступает дидактическая игра.
В психолого-педагогической литературе дидактические игры рассматриваются как игры, специально созданные для обучения и воспитания. Дидактическая игра пробуждает интерес ребенка к учебе, совместной творческой деятельности, активизирует мотивацию к обучению.
В нашей работе мы рассмотрели сущность, функции, принципы и классификации дидактических игр.
С целью исследования уровня сформированности и дальнейшего развития межличностных отношений младших школьников средствами дидактических игр была организована и проведена опытно-поисковая работа.
В нашей работе приняли участие 22 обучающихся 2 «Б» класса МАОУ СОШ №184.
На первоначальном этапе нашей опытно-поисковой работы был проведен констатирующий этап, который показал актуальный уровень сформированности межличностных отношений у участников исследования. В результате диагностики было выявлено следующее: недостаточная
удовлетворенность в общении большинства второклассников, неблагополучная статусная структура класса, межличностные отношения недостаточно развиты.
Опираясь на результаты констатирующего этапа, мы разработали и провели комплекс дидактических игр на уроках математики, направленных на формирование положительного отношения к совместной деятельности; формирование мотивов совместной деятельности с одноклассниками на уроке; развитие деловых межличностных отношений в ходе совместной деятельности; формирование у детей умений оценивать процесс и результат выполнения задания. Успешное выполнение обучающимися коллективных заданий приносит им моральное удовлетворение, повышает их самооценку, кроме того, настраивает на успех в последующей совместной деятельности.
Для выявления изменений, которые произошли в экспериментальной группе младших школьников в результате формирующего этапа, мы провели контрольный этап опытно-поисковой работы.
По результатам контрольного этапа было выявлено, что применение дидактических игр на уроках математики, направленных на формирование межличностных отношений, способствовало качественному изменению социометрической картины класса; возможности любому ребенку, независимо от статуса, эффективно включиться в совместную деятельность; более прочному усвоению материала урока; обогащению представлений обучающихся о нормах межличностных взаимодействий; преобладанию положительных эмоций; развитию организационно-деятельностных и коммуникативных навыков (умению слушать, понимать партнера, отстаивать свою точку зрения, учитывать другую точку зрения и т.д.).
Сравнительный качественный и количественный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы свидетельствуют об эффективности разработанного нами комплекса дидактических игр.



1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства [Текст] : учебное пособие для студентов / В. В. Абраменкова. - М. : ООО «ПЕР СЭ», 2008. - 384 с.
2. Агафонова, В. А. Деятельность учителя по формированию и развитию межличностных отношений младших школьников в процессе их социализации [Текст] / В. А. Агафонова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. -2015. -№3. - 98-99 с.
3. Амонашвили, Ш. А. В школу - с шести лет. Педагогический поиск [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М. : Академия, 1988. - 544 с.
4. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов ; под ред. В. А.Сластенина. - М. : Академия, 2000. - 264 с.
5. Архипова, В. В. Коллективная организационная форма учебного процесса [Текст] / В. В. Архипова. - СПб. : Эксклюзив, 1995. - 234 с.
6. Безродных, Т. В. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста. Современные образовательные технологии: психология и педагогика [Текст] / Т. В. Безродных.— Новосибирск : ЦРНС, 2009. — 311 с.
7. Бехтерев, В. М. Избранные работы по социальной психологии [Текст] / В. М. Бехтерев. - М. : Наука, 1994.-400 с.
8. Блонский, П. П. Психология младшего школьника [Текст] /, Т.Д. Марцинковской ; под ред. А. И. Липкиной. - М. : Изд-во Институт практической психологии, 1997. - 575 с.
9. Богуславская, З. М., Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] : кн. для воспитателя дет. Сада / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991. - 207 с.
10. Бодалев, A. A. Психология общения [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Изд-во Институт практической психологии, 1996. - 256 с.
11. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] : психологическое исследование / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.
12. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
13. Брунчукова, Н. М. Общение младших школьников в малых группах при изучении учебного материала [Текст] : автореф. дис... канд. пед. наук / Н. М. Брунчукова. - М., 1993.- 14 с.
14. Вартанова, JI. P. Дидактическая игра как антропотехническое средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога [Текст] : автореф. дис.... канд. пед. Наук / Л. Р. Вартанова. - Ставрополь, 2011. - 21 с.
15. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Юрайт, - 2016. - 365 с.
16. Газман, О. С. Детский коллектив как субъект воспитания // Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли [Текст] :
А. Ю. Гордина, Л. И. Новиковой ; под ред. А. Ю. Гордина. - М. : Педагогика, 1973. - 71-109 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ