Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В «ГРУППЕ РИСКА»

Работа №20700

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
859
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска» 7
1.1 Характеристика детей младшего школьного возраста,
находящихся в «группе риска» 7
1.2 Особенности межличностных отношений младших школьников... 13
1.3 Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста 22
Глава II. Эмпирическое исследование возможности коррекционно-развивающей работы межличностных отношений детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска» 26
2.1. Организация и методы исследования, результаты первичной
диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска» 26
2.2. Коррекционно-развивающая работа межличностных отношений
детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска» 39
2.3. Анализ результатов повторной диагностики, оценка
эффективности коррекционно-развивающей работы 43
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение 60


В современной психолого-педагогической науке рассматривается значительное число проблем, однако особенности общения, являются наиболее популярными и актуальными. Общение является одним из важнейших факторов успешности человеческой деятельности.
Межличностное общение выступает основополагающим фактором формирования личности детей младшего школьного возраста, средством воспитания [36]. Современные реалии диктуют образовательной системе новые требования, создавая необходимость пересмотра традиционных и поиск новых подходов к формированию личности детей младшего школьного возраста, их разностороннему развитию и социальной адаптации [15, c.60]. Важность формирования межличностного общения пропагандируется на самом высоком уровне (в Федеральных государственных образовательных стандартах, образовательных программах, нормативно-правовых актах).
Дети младшего школьного возраста ежедневно вступают в сложные межличностные отношения между собой, и психологические особенности этих отношений остаются мало изученными. Также недостаточно изученным является проблема развития межличностного общения детей младшего школьного возраста так называемой «группы риска». Работы, исследующие проблемы данной категории детей, направлены, как правило, на изучение психологических способностей, связанных с учебной деятельностью, психолого-педагогической поддержкой.
Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики позволил выделить противоречия:
1. между потребностью личности в межличностном общении и неумении это общение выстраивать;
2. между необходимостью классного руководства способствовать развитию межличностных отношений и недостаточным количеством времени, отведенного на эту работу.
Данное противоречие определило проблему исследования: «Каковы возможности психолого-педагогической работы для формирования успешных межличностных отношений детей младшего школьного возраста?».
Степень разработанности проблемы
Изучением специфики межличностных отношений посвящены работы Б.Г.Ананьева, В.М. Бехтерева, М.П. Денисова, А.Ф. Лазурского. Проблема общения также раскрывается в психолого-педагогической науке в работах А.А. Добрович, В.А. Кан-Калика, Р.С. Немова, Ю.М. Орлова, В.Н. Панферова, Л.А. Петровской и др. [9, с. 4].
Проблемы детей «группы риска» описаны в различных публикациях, так, например, психологическую поддержку подрастающего поколения с аддиктивным поведением всесторонне исследовал Д.М. Муратов, проблему психологической поддержки детей с девиантным поведением изучал Т.Ю. Райфшнайдер. При этом психолого-педагогическая поддержка рассматривается исследователями и как средство (Н.А. Жесткова, М.А. Пономаренко), и как метод (О.В. Журавлева, Е.А. Иванюк, И.В. Старшинина), и как условие (И.Н. Зотова, А.Д. Крымова, А.Ф. Морозова, О.Ю. Сенаторова) формирования социальной компетентности [1].
Объект: межличностное общение детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: возможности диагностической и коррекционно-развивающей работы межличностных отношений детей младшего школьного возраста, находящихся в группе риска.
Цель исследования: провести диагностику и коррекционно¬развивающую работу межличностных отношений детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска»
Гипотеза: систематическая реализация диагностической и коррекционно-развивающей работы позволит снизить степень конфликтных проявлений в межличностных отношениях детей, относящихся к группе риска.
Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:
1. Провести анализ теоретических источников по данной проблеме.
2. Подобрать диагностический инструментарий.
3. Провести диагностику и определить характер межличностных отношений младших школьников
4. Разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на оптимизацию межличностных отношений младших школьников, относящихся к группе риска
5. Определить эффективность коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию межличностных отношений младших школьников, относящихся к группе риска.
Методы работы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы; эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение
Методики исследования:
- наблюдение (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова) [33, c.15-17];
- методика диагностики привлекательности классного коллектива (Шепилова С.Ю.);
- проективная методика Р.Жиля.
Исследование было организовано на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 84 г. Красноярска. В исследовании участвовали:
- дети «группы риска», обучающиеся в 2-4 классах - 12 человек (8 девочек, 4 мальчика). В «группе риска» оказались дети из неблагополучных семей - 5 человек; дети, оставшиеся без попечения родителей - 4 человека, 2 ребенка имели некоторые проблемы в развитии (проблемы не имели резко выраженной клинико-патологической характеристики) и 1 ребенок с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
- 12 детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в полных, социально-благополучных семьях (для чистоты эксперимента взяли 8 девочек, 4 мальчика - такой же состав, как и в группе «детей группы риска»).
Практическая значимость: заключается в возможности применения результатов практической деятельности в практике работы педагогов- психологов и учителей начальной школы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В начальной школе формируется в общих чертах характер человека, складываются его основные черты. Среди положительных черт характера, которые складываются в этот период жизни и проявляются в предметной практической деятельности, можно назвать целеустремленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, а среди качеств, относящихся к сфере межличностного общения, — контактность, покладистость, доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, преданность и исполнительность, т.е. нравственные ценности, лежащие в основе культуры межличностного общения.
В младшем школьном возрасте основой для объединения детей и развития межличностных отношений, как правило, является совместная деятельность. Благоприятные межличностные отношения школьников положительно влияют не только на их психическое состояние, успеваемость, познавательную деятельность, физическую активность, но и сплоченность класса в целом. Однако, дети из «группы риска», как правило, испытывают серьезные трудности в межличностных отношениях.
Отметим, что дети младшего школьного возраста из «группы риска» представляют собой группу детей, обучающихся в I-IV классах (7-10 лет), которые отнесены к одной из категорий:
- дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
- дети из неблагополучных, асоциальных семей;
- дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
- дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
В целях проведения диагностики и развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска» мы провели исследование в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа» № 84 г. Красноярска.
В процессе исследования мы получили данные о том, что существуют отличия в межличностных отношениях детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска» и нормально развивающихся младших школьников: дети из «группы риска» имеют в большинстве случаев слабую выраженность инициативности, отсутствие чувствительности к воздействиям учителя, преобладающий негативный эмоциональный фон. Также диагностика позволила определить, что дети «группы риска» отличаются нейтральным уровнем привлекательности классного коллектива и взаимоотношения со сверстниками у них складываются не достаточно благоприятно.
Проблемы детей «группы риска» в части формирования межличностных отношений можно решить, если в практике коррекционно-развивающей работы соблюдать следующие психолого-педагогические условия:
- периодически проводить просветительную беседу с учащимися о толерантности и о том, что каждый человек имеет право быть самим собой и не ребенок решает в какой семье и с какими данными ему появиться на свет;
- способствовать повышению социального статуса детей из «группы риска», проводить с ними индивидуальную работу по всестороннему развитию, формированию навыков общения со сверстниками;
- учителям важно держать тесный контакт с родителями детей из «группы риска» в целях поиска родителями времени для занятий с ребенком:
- вести планомерную и тщательную работу по сплочению коллектива школьников, способствовать развитию дружеских отношений между учащимися посредствам различных игр;
- привлекать всех школьников, обучающихся в одном классе к совместной активной общественно-полезной работе, участию в коллективных творческих делах, утренниках, праздниках и пр.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.



1. Абраменко Н. Ю. Психолого-педагогическая поддержка детей группы риска в условиях социально-воспитательной работы школы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Абраменко Наталья Юрьевна; [Место защиты: Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования].- Санкт-Петербург, 2012.- 222 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 2016.
3. Астапов В.М. Обучение и воспитание детей «группы риска»: хрестоматия / сост. В.М. Астапов, Ю.В. Ми-кадзе. - М.: Институт практической психологии, 2013. - 233 с.
4. Баженов В.Г. Психолого-педагогические условия комплексной работы с
семьей и ребенком «Группы риска» // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2012. - №1. -
http://cyberienmka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-kompleksnoy-raboty-s-semiey-i-rebenkom-gruppy-riska
5. Богданов И., и др. Психология и педагогика Электронное издание. —
Федеральный фонд учебных курсов ido.edu.ru
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bogd/15.php
6. Бодалев А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А.А. Бодалева. 2013. http://communication_psychology.academic.ru/388/Межличностное_общение_%3А_критерии_и_уровни_успешности
7. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 2013.
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Буларчук, С.М. Морозов. - СПб.: Изд. Питер, 2014. - 528 с.
9. Варфоломеева Е.П. Формирование культуры межличностных отношений младших подростков во внеурочной деятельности / диссертация и автореферат по ВАК 13.00.01 кандидата педагогических наук. Москва 2015 С.3-4
10. Волкова А. И. Психология общения. - Ростов-на-Дону, 2014. с. 50-51
11. Глухов Д.М., Сорокина И.Р. Повышение педагогической культуры родителей, детей группы риска, посредством классических форм работы образовательного учреждения с семьей // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. -№11. - Т.2. -325-327.
12. Глушко И..В. Социальное доверие в контексте межличностных отношений // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - №2 (24). - С. 213-2016.
13. Голованова Е. Г. Особенности межличностных отношений соматически
ослабленных детей младшего школьного возраста в классном коллективе// Ученые записки. - 2015. -№1 (33).
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniy-somaticheski-oslablennyh-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-klassnom-kollektive
14. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". 2012.
15. Иванова А.А. Развитие межличностных отношений дошкольников с помощью речевых игр // Начальная школа плюс до и после № 02, 2014 С.60
16. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений Изд.: Питер, 2009. — 576 с. Изд.: Питер, 2015. — 576 с.
17. Казанцева В. А. Возможные трудности межличностного общения детей в
младшем школьном возрасте // Концепт: Современное образование: тенденции и перспективы. Выпуск 1. - 2015. - URL: http://e-koncept.ru/teleconf/95024.html -
18. Киселева Н.Ю., Тугарова Л.С. К вопросу о решении проблем детей «Группы риска» в современном обществе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. -№43. - С. 19¬22.
19. Куницына В. Н., Казаринова Н. В.. Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.. 2013.
20. Куницына В.Н. Трудности межличностного общения. Дисс. к.псих.н. СПб 2014
2 1 .Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические аспекты социальной психологии. - М, 2014.
22. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 2014.
23. Лошкарёва Н.А. Изучение межличностных отношений учащихся начальной школы http://festival.1september.ru/articles/418916/
24. Лысянченко А.В., Мишагина О.М. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков «группы риска» // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-2. - С. 260-261;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15657(дата обращения: 27.04.2017).
25 . Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. М.,1986.
26. Марьяшина О.С. Формирование культуры межличностного общения младших школьников в игровой деятельности в общеобразовательных учреждениях : Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Москва, 2011.- 28 с.
27. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-
ЕВРОЗНАК Под ред. Б.Г. Мещеряковфа акад. В.П. Зинченко. 2013.
28. Мураткина Д. Е. Характеристика категории «Дети группы риска» в психолого-педагогической науке // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - № 4. Т. 20. -2014. - С. 169-172.
29. Наумова М.Л. Коррекция межличностных отношений детей младшего возраста методами арт-терапии //Социосфера. - 2013.
30. Петрова Е. Ю. Школьная дезадаптация и педагогические условия ее преодоления // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 11 (126). - С. 166-169.
31. Попова-Денисова С.В. Развитие межличностных отношений у младших школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - №41. - С. 109-113.
32. Симанова Д.Е. Процесс социального воспитания детей группы риска в современном обществе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - № 7. - Т. 20. - С. 206-209.
33. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М., 2015.
34. Столбова Е.А. Компоненты полисубъектной среды социально-педагогической поддержки ценностных ориентаций детей группы риска в условиях детского лагеря // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. -№8. - С. 134-140.
35. Сухоленцева Е.Н. К проблеме воспитания детей группы риска // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2015. - №3 (2). Т. 10.http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-vospitaniya-detey-gruppy-riska
36. Товгазова С.С. Воспитывающее и развивающее общение в процессе обучения старшеклассников/ диссертация и автореферат по ВАК 13.00.01 кандидата педагогических наук. Карачаевск 2003 199 с.
37. Фефелова П. И. Понятия «общение», «коммуникация» и «коммуникативная культура» в философском аспекте // Прикладная психология и психоанализ. 2016. №1 С.34-35.
38. Целуйко В. М. Психологические основы педагогического общения. М, 2016.
39. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». - М.: Изд-во УРАО, 2012. - 166 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ