Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие математического мышления у детей младшего школьного возраста

Работа №97129

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятие о мышлении и его виды 6
1.2 Пути развития мышления 11
1.3 Особенности математического мышления 16
1.4 Своеобразие математического мышления в младшем школьном
возрасте 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ 25
2.1 Технология определения динамики развития математического
мышления в младшем школьном возрасте 25
2.2 Определение начального уровня сформированности математического
мышления у третьеклассников 35
2.3 Условия развития математического мышления у младших школьников
на уроках математики 42
2.4 Проверка уровня сформированности математического мышления у
младших школьников 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73


Развитию математического мышления в начальной школе принадлежит особая роль. Этот факт связан с тем, что важной задачей системы обучения в нашей стране является воспитание развитого свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека.
Вопрос формирования мышления обсуждается в работах, как ученых - математиков, так и представителей психолого-педагогических наук.
Например, Ю.М. Колягин считает, что математика в сравнении с другими школьными предметами, влияние на развитие мышления больше [20, с.25]. Л.С. Выготский мышление выдвигает в центр психического развития ребенка по отношению к другим психическим функциям, влияющие на интеллектуализацию и приобретение произвольного характера [4, с.236]. Р.С. Немов раскрыл внутренние связи, закономерности и существенные свойства мышления [26, с.273]. Н. Бурбаки выявил «структурный» подход к определению предмета и метода современной математики [3, с.99]. А.А. Радугин определил тесную взаимосвязь мышления с языком [31, с.250]. «Концепция» Ж. Пиаже помогла оценить вклад в развитие интеллекта, рассматривая процесс его становления в ходе индивидуального развития ребенка [29, с.164]. Р.А. Атаханов рассмотрел вопросы становления и диагностики уровней развития математического мышления в соответствии с концепцией основных типов мышления [1, с.38].
Особую значимость проблема развития математического мышления приобретает в связи с расширяющимися исследованиями особенностей функционирования и формирования мышления.
Цель: выявить условия развития математического мышления младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Речь в работе пойдет о той части деятельности, объектом которой выступает учебный процесс в начальных классах.
Объектом исследования является процесс развития математического мышления младших школьников в учебном процессе.
Предмет исследования: совокупность педагогических условий, влияющих на развитие математического мышления у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с проблемой объектом, предметом, целью определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы о формировании мышления.
2. Изучить особенности проявления математического мышления в младшем школьном возрасте.
3. Выявить совокупность условий, обеспечивающих развитие математического мышления у детей младшего школьного возраста и апробировать их в опытно-поисковой деятельности.
4. Разработать технологию по определению сформированности математического мышления.
Для осуществления намеченной цели и решения задач на определенных этапах работы использованы следующие методы:
На первом этапе метод - изучение и анализ литературы.
На втором этапе работы использовали методы:
• Педагогические наблюдения.
• Изучение практических работ детей.
• Обработка материала.
Работа направлена на повышение эффективности процесса математического мышления у детей младшего школьного возраста. Процесс развития математического мышления у младших школьников будет эффективнее, если будут реализованы следующие условия:
1) Создание ситуаций успеха для учащихся в процессе усвоения математического материала.
2) Осознанное применение младшими школьниками в процессе обучения мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение и другое.
3) Целенаправленное формирование мышления теоретического типа у детей младшего школьного возраста.
4) Создание проблемных ситуаций на уроках математики.
5) Целенаправленная работа по развитию математической речи учащихся.
Материалы работы могут быть полезны учителям начальных классов на уроках математики.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, 7 параграфов, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, были выявлены особенности проявления математического мышления, подобраны диагностические задания для проведения опытной работы и выделены условия, обеспечивающие развитие мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики.
Проанализировав программы, учебники и методические пособия для учителей, была разработана система заданий для практической работы. Она содержит специальные упражнения на развитие таких операций мышления как анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Проверка эффективности проделанной работы показала, что у детей обучающихся в классе, где учитываются общие и специфические условия развития личности, в большей степени сформировано математическое мышление.
В работе раскрыто понятие «мышление», выделены его типы. В работе представлено своеобразие и условия развития математического у детей младшего школьного возраста на уроках математики. Описаны условия развития математического мышления у младших школьников на уроках математики.



1. Атаханов, Р. А. Уровни развития математического мышления [Текст] / Р. А. Атаханов ; под ред. В. В. Давыдова. - Душанбе. : Гос. Ун., 2000. - 208 с.
2. Боданский, Ф. Г. Развитие математического мышления младших школьников [Текст] : сборник научных трудов /.Ф. Г. Боданский. - М., 1983 - С. 115-125.
3. Бурбаки, Н. Архитектура математики [Текст] / Н. Бурбаки. - М. : Физматгиз, 1960. С. 99-112.
4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 1983. - 368 с.
5. Выготский, Л. С. Исследование образования понятий: Методика двойной стимуляции [Текст] / . С Выготский, Л. С. Сахаров // хрестоматия по общей психологии - М., 1981. С. 194-203.
6. Гальперин, П. Я. Формирование умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин // хрестоматия по общей психологии - М., 1981. - С. 54-55.
7. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов всех специальностей педвузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова - М. : Просвещение, 2003. - 512 с.
8. Гегель, В.Ф. Энциклопедия филосовских наук [Текст] В. Ф. Гегель. - М. : Госиздат, 1929. - 473 с.
9. Головешко, С. Х. Анализ и синтез при доказательстве тождеств и неравенств [Текст] / С. Х Головешко // Развивать мышление ученика: из опыта работы. - Ижевск, 1973. - С. 80-87.
10. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении [Текст] / В. В. Давыдов. - М., 1972. - 423 с.
11. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] /
В. В. Давыдов - М., 1986. - 239 с.
12. Давыдов, В.В. О двух основных этапах развития детской и педагогической психологии: Психология обучения и воспитания [Текст] / В. В. Давыдов. - М., 1978. - 288 с.
13. Дубровина И. В Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] : учеб. пособие / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина ; под ред. И. В.Дубровиной. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 160 с.
14. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления [Текст] / Д. Дьюи. - М. : Издательство «Лабиринт», 1999. - 208 с.
15. Иванов, Р. И. Развитие мышления школьников в процессе выполнения ими учебно-логических заданий[Текст] / Р. И. Иванов. - Куйбышев, 1979. - 72 с.
16. Икрамов, Дж. Математическая культура школьника: математические аспекты проблемы развития мышления [Текст] / Дж. Икрамов. - Ташкент : Укутувчи, 1981. - 278 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ