Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО¬КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №105653

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
84
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами информационно-коммуникационных технологий 11
1.1 Генезис пространственного мышления в дошкольном возрасте 11
1.2 Использование средств информационно-коммуникационных
технологий в развитии пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию пространственного мышления у детей 6-7 лет средствами информационно-коммуникационных технологий 31
2.1 Выявление уровня развития пространственного мышления у детей
6-7 лет 31
2.2 Применение средств информационно-коммуникационных
технологий в развитии пространственного мышления у детей 6-7 лет .... 45
2.3 Анализ эффективности экспериментальной работы 56
Выводы по второй главе 65
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Приложения


Актуальность исследования. Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими способами познания окружающего мира; интенсивно развивается его речь и мышление. Не менее благоприятен период дошкольного детства и для развития способности к ориентировке в пространстве.
Проблема пространственной ориентировки и формирования пространственных представлений - одна из наиболее сложных и актуальных научных проблем, поскольку ориентировка в пространстве как психологический феномен в его разнообразных формах играет важнейшую роль в процессах биологического и социального взаимодействия человека с окружающей средой.
Психолого-педагогические исследования (В.В. Данилова, О.М. Дьяченко, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, В. Новикова, Е.В. Сербина, А.А. Столяр, М. Фидлер и др.) показывают, что пространственные различения возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различения качеств предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный).
Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев М.В. Вовчик-Блакитная, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Ф.Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
В свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве, что выступает необходимым компонентом формирования предпосылок учебной деятельности и одной из важных задач дошкольного образования. Это определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
Пространственное мышление является локальным образованием. Его формирование осуществляется в системе общего психологического развития по мере овладения человеком предметным миром, в процессе общения, в ходе специального обучения, в котором наиболее полно познаются пространственные свойства и отношения в их всеобщих и закономерных связях. В ходе онтогенеза пространственное мышление проходит ряд закономерных этапов своего становления. Первоначально оно вплетено в другие виды мышления, а в своих наиболее развитых и самостоятельных формах оно выступает в виде пространственных образов.
Поскольку пространственное мышление формируется главным образом на наглядном материале, то многие исследователи относят его к разновидности «визуального» (образного) мышления (Р. Арнхейм, А. Родван, Д. Хебб и др.).
Основной оперативной единицей пространственного мышления является образ, в котором представлены по преимуществу пространственные характеристики объекта: форма, величина, взаимоотношение составляющих его элементов, расположение их на плоскости, в пространстве относительно любой заданной точки отсчёта. Этим пространственное мышление отличается от других форм образного мышления, где выделение пространственной характеристики не является центральным моментом.
Пространственное мышление - вид мышления, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Это сложный процесс, куда включаются не только логические (словесно-понятные) операции, но и множество перспективных действий, без которых мышление протекать не может, а именно опознание объектов, представленных реально или изображённых различными графическими средствами, создание на этой основе адекватных образов и оперирование ими по представлению.
Пространственное мышление в своих наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими для него являются зрительные образы. Пространственные представления способствуют установлению более чёткой и точной взаимосвязи между реальным предметом и понятием, символом и образом.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития пространственного мышления (О.М. Дьяченко, А.М. Леушиной, Д.Б. Эльконина и др.). Однако проблема развития у детей старшего дошкольного возраста пространственного мышления специально не исследовалась, что определяет актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Многочисленные исследования показывают, что развитие психических процессов детей во многом зависит от условий, в частности от содержания, методов и средств, используемых педагогами в образовательном процессе.
Современный этап развития общества всемирной коммуникации характеризуется функциональным использованием средств информационно-коммуникационных технологий в многочисленных сферах деятельности человека, в том числе и дошкольной педагогике.
Отечественные и зарубежные работы по применению средств информационно-коммуникативных технологий, в основном, затронули школьное образование. Л.Л. Босова, В.И. Варченко, А.В. Горячев,
З.А. Зарецкая в своих трудах выделили, что педагоги начальной школы пользуются средствами информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в большинстве случаев для того, чтобы контролировать знания и развивать репродуктивные навыки детей.
Ряд ученых (Л.А. Габдулисламова, Ю.М. Горвиц, Т.Н. Гринявичене, Е.В. Зворыгина, Б.Ф. Ломов, В.Я. Ляудис, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку) в своих работах отметили, что применение средств информационно-коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств (КИС) в современном дошкольном образовании считается важным условием повышения продуктивности образовательного процесса.
Многочисленные исследователи подчеркивают, что приобщение к компьютеру, детей целесообразно реализовать в форме компьютерной игры (Ю.М. Горвиц, Л.А. Леонтьева, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков). В своих трудах, которые были посвящены обучению и развитию детей дошкольного возраста, Л.А. Венгер научно аргументировал и доказывал, что применение компьютера необходимо для умственного развития детей. Психологи - исследователи (Ю.М. Горвиц, Т.Д. Марцинковская, С.Л. Новоселова и др.) считают, что применение компьютерных игровых программ в работе с детьми старшего дошкольного возраста, которые похожи на интеллектуальную структуру игровой деятельности детей, является продуктивным.
В работе Л.А. Ягодиной (2010) исследованы методические подходы к обучению педагога-психолога применению информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании (в развитии речи, памяти, внимания, моторики и др.).
Компьютерные технологии помогут повысить эффективность развивающего процесса. Одним из главных преимуществ информационно-коммуникационных технологий является разнообразие предоставляемого материала. Важным направлением введения интерактивной доски в работу с детьми является использование разнообразных красочных игр и интересных упражнений, презентаций, разработанных с помощью программы PowerPoint, которые вызывают большой интерес и мотивацию у детей к образовательному процессу.
Т.о., можно обозначить актуальность нашего исследования на научно-методическом уровне: разработка научно обоснованных способов развития у детей старшего дошкольного возраста пространственного мышления средствами информационно-коммуникационных технологий.
Наряду с пониманием актуальности анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить существующее противоречие между признанной необходимостью развития у детей 6-7 лет пространственного мышления и недостаточным использованием средств информационно-коммуникационных технологий для решения данной задачи в условиях дошкольной образовательной организации.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: какой должна быть методика развития пространственного мышления у детей 6-7 лет средствами информационно-коммуникативных технологий?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать методику работы по развитию пространственного мышления у детей 6-7 лет средствами информационно-коммуникационных технологий.
Объект исследования: процесс развития пространственного мышления у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: информационно-коммуникационные технологии как средство развития пространственного мышления у детей 6-7 лет.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой развитие пространственного мышления у детей 6-7 лет будет эффективным, если:
- процесс развития будет осуществляться на основе дифференцированного подхода с учётом выявленных особенностей пространственного мышления детей 6-7 лет;
- в образовательном процессе будет реализована целостная методика применения информационно-коммуникационных технологий, позволяющая демонстрировать методы репрезентации пространственных отношений между объектами, что способствует сознательному освоению детьми пространственных представлений и ориентировки в пространстве.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования.
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования раскрыть и охарактеризовать процесс развития у детей старшего дошкольного возраста пространственного мышления, на данной основе выявить степень разработанности данной проблемы на современном этапе и определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Провести анализ использования средств информационно - коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации.
3. Теоретически обосновать, разработать и апробировать в процессе экспериментальной работы методику развития пространственного мышления у детей 6-7 лет средствами информационно-коммуникационных технологий.
4. Уточнить показатели и охарактеризовать уровни развития пространственного мышления у детей 6-7 лет.
В исследовании использован комплекс взаимодополняющих методов: теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики);эмпирические методы (тестирование, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическая основа исследования:
- общепсихологические представления о мышлении, в частности о пространственном, его содержании и особенностях (Б.Г. Ананьев, А.И. Зотов, Е.Н. Кабанова-Меллер, Л.Н. Обухова, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко, И.С. Якиманская);
- положения теории и методики информатизации образования (Я.А. Ваграменко, И.Е. Вострокнутов, O.A. Козлов, A.A. Кузнецов, Т.А. Лавина, З.Ф. Мазур).
Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось поэтапно.
Первый этап - поисково-аналитический (2017-2018 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы.
Второй этап - экспериментальный (2018-2019 гг.). Разработка и апробация методики работы по развитию у детей 6-7 лет пространственного мышления средствами информационно-коммуникационных технологий.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2019 г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Научная новизна исследования:
- уточнены показатели и охарактеризованы уровни развития пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста;
- установлено и охарактеризовано влияние средств информационно - коммуникационных технологий на процесс развития у детей 6-7 лет пространственного мышления.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дано теоретическое обоснование методики развития у детей старшего дошкольного возраста пространственного мышления средствами ИКТ.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике:
- апробированных материалов по диагностике пространственного мышления детей 6-7 лет;
- разработанных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по развитию у детей 6-7 лет пространственного мышления.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти, МБУ детский сад № 33 «Мечта» г.о. Тольятти. На разных этапах исследования участвовали 40 детей 6-7 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Итоги и некоторые части исследования презентовались в рамках научно-методических семинаров, были отражены в отчетах по научно-исследовательской работе в процессе обучения, представлялись в докладах в рамках выступления на секции кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология» на ежегодной научно-практической конференции «Студенческие дни науки ТГУ» (г. Тольятти 2018, 2019 гг.). Результаты диссертационного исследования были отражены в 4 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Методика применения информационно-коммуникационных технологий, позволяющая демонстрировать методы репрезентации пространственных отношений между объектами, что способствует сознательному освоению детьми пространственных представлений и ориентировки в пространстве.
2. Показатели и уровни развития у детей 6-7 лет пространственного мышления, характеризующиеся ориентацией в двухмерном и трехмерном пространстве, оперированием геометрическими фигурами с учетом их свойств, преобразованием формы и пространственного расположения объектов.
Структура магистерской диссертации: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (51 источник), 4 приложений. Текст содержит 18 таблиц, 1 рисунок. Диссертация изложена на 86 страницах, включая приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Анализ теоретических исследований свидетельствует, что пространственное мышление в своих наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими для него являются зрительные образы. Пространственные представления способствуют установлению более чёткой и точной взаимосвязи между реальным предметом и понятием, символом и образом.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития пространственного мышления. Многочисленные исследования показывают, что развитие психических процессов детей во многом зависит от условий, в частности от содержания, методов и средств, используемых педагогами в образовательном процессе.
Современный этап развития общества всемирной коммуникации характеризуется функциональным использованием средств информационно - коммуникационных технологий в многочисленных сферах деятельности человека, в том числе и дошкольной педагогике. В связи с этим в нашем исследовании в качестве ведущих в развитии пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста мы рассматриваем средства информационно-коммуникационных технологий.
Экспериментальное исследование было направлено на проверку положений гипотезы. В первом положении нашей гипотезы представлено предположение, что развитие у детей 6-7 лет пространственного мышления будет эффективным, если процесс развития осуществляется на основе дифференцированного подхода с учётом выявленных особенностей пространственного мышления детей 6-7 лет. Поэтому целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня развития пространственного мышления у детей 6-7 лет.
При выделении критериев и показателей уровней развития пространственного мышления детей 6-7 лет мы опирались на исследования И.Я. Каплунович, А.И. Савенкова, А.А. Люблинской, Т.А. Мусейибовой, А.Э. Симановского.
Были подобраны диагностические методики для выявления: ориентации детей 6-7 лет в двухмерном и трехмерном пространстве, оперирования геометрическими фигурами с учетом их свойств, преобразования формы и пространственного расположения объектов.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о преобладании у детей 6-7 лет экспериментальной выборки низкого (50%) и среднего (35%) уровней развития пространственного мышления.
Формирующий эксперимент доказал эффективность методики развития пространственного мышления у детей 6-7 лет с использованием программных средств ИКТ: интерактивных дидактических игр, интерактивных рабочих тетрадей, технологических карт, 3 D-книг.
На контрольном этапе мы отметили положительную динамику в развитии пространственного мышления у детей 6-7 лет за счет качественных изменений показателей у детей экспериментальной группы. Дети экспериментальной группы стали самостоятельно определять и называть пространственные направления, отношения между объектами в трехмерном и двухмерном пространстве; не испытывают трудностей в определении и назывании формы объектов и их частей, в расчленении объектов и воссоздании их из частей в реальном и мысленном плане, в обобщении объектов по форме и пространственному расположению.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности предложенной методики развития пространственного мышления у детей 6-7 лет средствами ИКТ. Цель исследования достигнута, задачи решены, положения, выносимые на защиту состоятельны.



1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Электронный
ресурс] : учебник / В.В. Абраменкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 511 с.: ил. - (Высшее образование.Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-012279-3 // Режим
доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=612339
2. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М. : Просвещение, 1964.
3. Андреев, А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития [Текст] / А.А. Андреев. - М.: ВУ, 1995. - 86 с.
4. Ахметжанова, Г.В. Информационные технологии в образовании [Текст] : практикум / Г.В. Ахметжанова, Т.В. Седова, Н.В. Гнатюк; ТГУ; Гуманит.-пед. ин-т ; каф. «Педагогика и методикипреподавания». - Тольятти : ТГУ, 2015. - 60 с.: ил. - Тезаурус: С. 47-48. - Прил.: с. 49-60. - ISBN 978-5-8259-0892-2.
5. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] : учеб. Пособие / В.Н. Белкина. - Гриф УМО. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 270 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 263-268. - Прил.: с. 240- 262. - ISBN 978-5-222-24651-1 : 570-18. - 626-91.
6. Белоруссова, Е.В. Рабочая тетрадь по дисциплине - средство
развития познавательной активности и организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Е.В. Белоусова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). -
Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 106-108.
7. Бирюков, А.Н. Процессы управления информационными технологиями [Электронный ресурс] / А.Н. Бирюков. - Электрон.текстовые данные. - М. : Интернет-Университет Информационных Технологий
(ИНТУИТ), 2016. - 263 c. // Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/52165.html.- ЭБС «IPRbooks».
8. Богдановская, И.М. Информационные технологии в педагогике и
психологии [Текст] : учебник / И.М. Богдановская, Т.П. Зайченко,
Ю.Л. Проект. - Гриф УМО. - СПб. : Питер, 2015. - 300 с.: ил. - (Учебник для вузов) (Стандарт третьего поколения). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978¬5-496-01337-6: 608-40.
9. Богомолова, О.Б. Искусство презентации [Текст] / О.Б. Богомолова. - М. : Педагогика, 2010. - 116 с.
10. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учеб.пособие для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - Гриф МО. - СПб. : Питер, 2015. - 299 с. - Библиогр.: с. 298-299. - ISBN 978-5-496-01636-0 : 878-40.
11. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Вахрушева. - М. : Форум, 2011. - 192 с.
12. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова, Н.Н. Поддьяков, Е.В. Зворыгина [и др.]. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 189 с.
13. Дробышев, Ю.А. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников решению логических задач [Текст] / Ю.А. Дробышев, С.Н. Ерлыченко // Информационные технологии в образовании. - М. : МИФИ, 2008. - 105 с.
14. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб.пособие / В.И. Турченко. - 6¬е изд., стер. - М. : ФЛИНТА : МПСУ, 2017. - 256 с
15. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы III междунар. науч.-практ.конф. (Чебоксары, 11 дек. 2014 г.) [Текст] / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - 266 с.
16. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. [Текст] / А.В. Запорожец. - М., 1986. - Т. 2.
17. Иванова Е.В. Повышение ИКТ-компетентности педагогов / Е.В. Иванова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009. - №12. - 62 с.
18. Информационные технологии в образовании [Текст] : учебник / Е.В. Баранова [и др.]; под общей ред. Т.Н. Носковой. - СПб. : Лань, 2016. - 296 с. - ISBN 978-5-8114-2187-9.
19. Информационные технологии в педагогической деятельности
[Текст]: практикум / авт.-сост. О.П. Панкратова [и др.]. - Ставрополь :
СКФУ, 2015. - 226 с.
20. Информационные технологии в образовании [Текст]: лабораторный практикум: учеб. пособие / И.Н. Власова [и др.]; Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь : ПГГПУ, 2015. - 100 с.
21. Каплунович, И.Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве [Текст] / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии. - 2004. - №5.
22. Керносенко, А.Ю.Формирование у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи навыков словообразования средствами информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс] : магистерская диссертация / А.Ю. Керносенко. - Тольятти : ТГУ, 2016. - 95 с. // Режим доступа: https://dspace.tltsu.rU/bitstream/123456789/1125/1/%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D 1 %81 %D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20%D0%90.%D0%AE.%D0%9F%D0%9F%D0%9E%D0%BC 1404.pdf
23. Краткий психологический словарь [Текст] / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп.- Ростов на Дону : Феникс, 1999. - 512 с.
24. Куцакова, Л.Г. Конструирование и художественный труд в детском саду [Текст] / Л.Г. Куцакова. - М. : ТЦ «Сфера», 2005.
25. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. - М., 1974.
26. Люблинская, А.А. О некоторых особенностях развития логического мышления у детей [Текст] / А.А. Люблинская // Психология дошкольника: хрестоматия. - М., 2000.
27. Мусейибова, Т.А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста [Текст] : автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. - Ленинград : [б. и.], 1964. - 19 с.
28. Новоселова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. - М.: Новая школа, 1997. - 140 с.
29. Основы информационных технологий [Электронный ресурс] /
С.В. Назаров [и др.]. - Электрон текстовые данные. - М.: Интернет-
Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. - 530 с. // Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/52159.html.- ЭБС «IPRbooks»
30. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст] : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Парамонова. - М. : Издательский центр «Академия», 2002.
31. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н.Н. Поддьяков.
- М., 1977.
32. Психология и педагогика [Текст]: Учебник / А.И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 400 с.
33. Рубинштейн, С.Л. О восприятии времени и пространства [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Мир психологии. - 1999. - № 4.
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] : учебник / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2015. - 705, [7] с. - (Мастера психологии).
- Библиогр.: с. 670-678. - Алф. указ.: с. 679-705. - ISBN 978-5-496-01509-7 : 538-80.
35. Савенков, А.И. Занятия «логикой» как новый метод развития познания дошкольника [Текст] / А.И. Савенков // Детский сад от А до Я. - 2009. - №5. - С.17-26.
36. Симановский, А.Э. Развитие пространственного мышления ребенка [Текст] / А.Э. Симановский. - М.: Айрис-пресс, 1999. - 160 с.
37. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] : учеб.пособие для вузов / Е.О. Смирнова. - Москва :Кнорус, 2016. - 279 с. - (Бакалавриат). - Библиогр. в конце гл. - ISBN 978-5-406-05237-2 : 480-00.
38. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] : учеб.вобразоват. учреждениях, реализующих образоват. программы ВПО по направлению 050400 "Психолого-пед. образование" по дисциплине "Психология раннего, младен. и дошк. возраста" / Е.О. Смирнова. - М.: Кнорус, 2013. - 279 с. - (Бакалавриат). - Библиогр. в конце частей. - ISBN 978-5-406-01965-8 : 350¬00. - 250-00.
39. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учебник для академического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2015. - 509 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-4762-5. // ЭБС Юрайт [сайт] // Режим доступа:https://www.biblio-online.ru/bcode/384299
40. Урунтаева, Г.А. Детская практическая психология [Текст] : учеб.для студентов вузов / Г.А. Урунтаева. - М. : Академия, 2015. - 250, [1] с. - (Высшее. Бакалавриат). - Библиогр.: с. 246-249. - ISBN 978-5-4468-1460-2 : 742-80.
41. Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании [Электронный ресурс] : учеб.пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М. : Форум : ИНФРА-М, 2015. - 336 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN 978¬5-199-0434-3 // Режим доступа:http://znanium.com/catalog/product/487293
42. Филимонова, Н.И. Интеллектуальное развитие дошкольников [Текст] / Н.И. Филимонова. - СПб. : КАРО, 2004. - 312 с.
43. Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности [Текст] / Н.В. Шайдурова. - М. : ТЦ «Сфера», 2008.
44. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. [Текст] / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. - Самара : Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. - 624 с.
45. Ягодина, Л.А. Методические подходы к обучению педагога- психолога использованию информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании [Электронный ресурс] : автореферат дисс... н соискание ученой степени канд. пед. наук / Л.А. Ягодина. - М., 2010 // Режим доступа:https://www.dissercat.com/content/metodicheskie-podkhody-k-obucheniyu-pedagoga-psikhologa-ispolzovaniyu-informatsionnykh-i-kom/read
46. Якиманская, Г.С. Развитие пространственного мышления дошкольников [Текст] / Г.С. Якиманская. - М. : Педагогика, 1980.
47. Gibson, Е. Principles of perceptual learning and development [Text] / Е. Gibson. - N.Y.: Applet-on-Gentuiy-Croffts, 1969. - 117 p.
48. Gibson, Е. The senses considered as perceptual systems [Text] / Е. Gibson. - Boston, Houghton, Mifflin, 1966. - 240 p.
49. Mitzlaff, H. Computer im Grundschulunterricht. Moglichkeiten und padagogische Perspektiven [Text] / Н. Mitzlaff, К.А. Wiederhold. - Hamburg, 1990.
50. Papert, S. Mindstorms. Children, Computers and Powerful Ideas. Second Edition [Text] / S. Papert. - NY: «BasicBooks», 1993. - 230 р.
51. Papert, S. The Children's Machine: Rethinking School in the Age of the Computer [Text] / S. Papert. - NY: «BasicBooks», 1993. - 241 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ