Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия развития математического мышления младших школьников

Работа №99353

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Мышление и его виды 7
1.2. Математическое мышление и его структура 15
1.3. Особенности развития математического мышления у детей младшего
школьного возраста 23
1.4. Подходы к развитию математического мышления в различных
образовательных программах 32
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 40
2.1. Диагностика уровня развития математического мышления у младших
школьников 40
2.2. Опыт развития математического мышления младших школьников в
процессе обучения математике 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Современная система образования ориентирована на развитие личности ребенка, создание содержания, форм и методов обучения, обеспечивающих развитие познавательных способностей и личностных качеств каждого ученика.
В концепции развития математического образования в РФ отмечаются его цели на этапе начального общего образования - обучение учащихся методам познания, развитие у них качеств математического мышления, математических способностей и умений. В документе также отмечается возрастающее значения использования математики во всех областях науки, производства, экономики.
В наши дни большинство технологий практически во всех сферах деятельности основано на универсальных математических методах. Человеку для работы с компьютерными системами, информационными технологиями, анализа информации, планирования решения любых задач, переноса идей из одних условий в другие необходимо математическое мышление.
Необходимость развития математического мышления младших школьников обусловлена также интенсивным формированием всех психических функций, познавательных способностей у ребенка этого возраста.
Вопросы развития мышления учащихся в процессе обучения исследовались дидактами (Ю.К. Бабанский [6], М.Н. Скаткин [50] и др.), математиками-методистами (В.А. Гусев [11], Н.Х. Розов [43], С.Л. Трегуб [55], П.М. Эрдниев [61] и др.).
Теоретические и практические основы развития математического мышления школьника в учебной деятельности заложены выдающимися отечественными учеными: Р.А. Атахановым [3, 4, 5], В.А. Гусевым [11], А.И Голиковым [10], Н.Б. Истоминой [21], Ю.М. Колягиным [23, 24], Л.К. Максимовым [33, 34, 35], Н.Ф. Талызиной [52, 53] и др.
Одними из первых предприняли попытки развития теоретического мышления учащихся в начальной школе Л.В. Занков [19], Д.Б. Эльконин [60] и В.В. Давыдов [12, 13]. В русле развивающего обучения появились различные программы начального обучения и учебники математики, в которых авторы различными приемами и средствами развивают математическое мышление школьника (И.И. Аргинская, Т.Е. Демидова, Н.Б. Истомина, С.А. Козлова, Л.Г. Петерсон и др.).
Во многих исследованиях отмечается неудовлетворительное состояние математической подготовки учащихся: формализм знаний, недостаточный уровень математического мышления. Часто математическая подготовка учащихся заключается в наборе мало связанных между собой сведений и закрепленных навыков решения стандартных задач.
Практика работы показывает, что несмотря на смену целевых установок современного образования, обучение математике в начальных классах по-прежнему больше направлено на формирование знаний, умений и навыков, на развитие логического и алгоритмического мышления детей. Целесообразность развития математического мышления младших школьников обоснована наукой, но недостаточно определены условия его реализации.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития математического мышления для современного человека, ориентацией школы на компетентностную модель обучения, включающую в том числе развитие математического мышления, и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по организации условий развития математического мышления младших школьников.
Данное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы условия развития математического мышления младших школьников?
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Условия развития математического мышления младших школьников». 
Предмет исследования: условия развития математического мышления младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и спроектировать комплекс условий для развития математического мышления младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие математического мышления младших школьников может проходить эффективно, если созданы следующие условия:
• на всех этапах урока математики используются частично-поисковые задания, требующие от школьников активной мыслительной деятельности и самостоятельности в выборе способа действия;
• разработан и внедрен комплекс упражнений, направленный на развитие компонентов математического мышления: анализа, планирования и рефлексии.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи.
1. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме развития мышления у детей младшего школьного возраста, выявить сущность и структуру математического мышления.
2. Определить особенности развития математического мышления у детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать подходы к развитию математического мышления в различных образовательных программах.
4. Подобрать методики для исследования развития математического мышления у младших школьников, определить критерии его развития и провести диагностику.
5. Выявить и проверить на практике условия развития математического мышления младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: эмпирические (изучение и анализ литературы), практические (тестирование, количественный и качественный анализ полученной информации).
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МАОУ лицей № 100 г. Екатеринбурга. В ней приняли участие 25 учащихся 2 класса.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе развития общества каждому человеку необходимо умение анализировать факты, самостоятельно принимать решения, прогнозировать последствия своей деятельности. Все эти качества связаны с развитием математического мышления.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить мышление как познавательный психический процесс; опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщённое познание объективной реальности. Он осуществляется с помощью мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации. Выделяются три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Существуют три основные типа мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное, или словесно-логическое.
Единое определение понятия математического мышления в литературе на сегодняшний день отсутствует. Такие исследователи, как Р.А. Атаханов, Л.К. Максимов, В.В. Давыдов, А.И. Голиков, считают, что математическое мышление является теоретическим мышлением и обладает рядом специфических особенностей.
В данном исследовании мы опирались на определение, данное Л.А. Сазоновой: математическое мышление - это «особый вид теоретического мышления, специфический процесс отражения объективной реальности, осуществляемый на основе математических понятий и суждений, пространственных представлений, обобщений».
В структуру математического мышления входят теоретический (содержательный) анализ, планирование и рефлексия.
Анализ программ по математике для начальной школы позволил установить, что все рассмотренные программы содержат материал для развития математического мышления учащихся. Однако целенаправленно эта работа ведется лишь в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Для развития математического мышления младших школьников по другим программам требуются дополнительные комплексы заданий и упражнений.
Для исследования уровня развития математического мышления у учащихся 2 класса МАОУ лицей № 100 были определены критерии, уровни его развития, подобраны диагностические методики. Диагностика на начальном этапе опытно-поисковой работы показала недостаточный уровень развития всех компонентов математического мышления.
Далее были спроектированы и реализованы в практической деятельности условия развития математического мышления младших школьников: на уроках использовались частично-поисковые задания, требующие от школьников активной мыслительной деятельности и самостоятельности в выборе способа действия; разработан и внедрен комплекс упражнений, направленный на развитие компонентов математического мышления: анализа, планирования и рефлексии.
Повторная диагностика на заключительном этапе опытно-поисковой работы показала, что уровень развития компонентов математического мышления вырос. Таким образом, созданные условия оказались эффективными для развития математического мышления младших школьников.
Цель, поставленная в работе, достигнута; задачи решены.



1. Аргинская, И. И. Особенности обучения младших школьников математике [Электронный ресурс]. / И. И. Аргинская // Начальная школа И.Д. «Первое сентября». URL: http://nsc.1september.ru/article.php?ID=200501703(дата обращения 22.06.2017).
2. Аршавина, Л. И. Развитие аналитических компонентов мышления у младших школьников при различных типах обучения [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Л. И. Аршавина; Киев. гос. ун-т. - Киев, 1982. - 18 с.
3. Атаханов, Р. А. К диагностике развития математического мышления [Текст] / Р. А. Атаханов // Вопросы психологии. - 1992. - № 1-2. - С. 60-67.
4. Атаханов, Р. А. Соотношение общих закономерностей мышления и математического мышления [Текст] / Р.А. Атаханов // Вопросы психологии. - 1995. - № 5. - С. 41-51.
5. Атаханов, Р. А. Уровни развития математического мышления [Текст] / Р. А. Атаханов / под ред. В. В. Давыдова. - Душанбе, 1993. - 174 с.
6. Бабанский, Ю. К. Проблема оптимизации процесса обучения математике [Текст] / Ю. К. Бабанский, В. Ф. Харковская // Изучение возможностей школьников в усвоении математике. - М.: Просвещение, 1977. - С.3-28.
7. Вейль, Г. Математическое мышление [Текст]: Пер. с англ. и нем. / Г. Вейль. - М.: Наука, 1989. - 400 с.
8. Воронина, Л. В. Развитие младших школьников в процессе формирования у них математической культуры [Текст] / Л. В. Воронина // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 1. - С. 51-57.
9. Выготский, Л. С. Педология подростка Л. С. Выготский // Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 433 с.
10. Голиков, А. И. Теория и методика математического развития младших школьников в учебной деятельности [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / А. И. Голиков; МГУ. - М., 2008. - 357 с.
11. Гусев, В. А. Теория и методика обучения математике: психолого-педагогические основы [Текст] / В. А. Гусев. - М.: БИНОМ, 2013. - 456 с.
12. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
13. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
14. Демидова, Т. Е. Формирование умений самоконтроля у младших школьников на уроках математики [Текст] / Т. Е. Демидова, И. Н. Чижевская // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 10. - С. 10-16.
15. Дубровина, И. В. Психология [Текст] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 2003. - 460 с.
16. Зак, А. З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1 -4 классов [Текст]: кн. для учителя /
А. З. Зак. - М.: Интеллект-Центр, 2002. - 408 с.
17. Зак, А. З. К вопросу о развитии мышления у школьников [Текст] / А. З. Зак // Психологические проблемы учебной деятельности школьника / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Советская Россия, 1977. - С. 253-260.
18. Зак, А. З. Как определить уровень развития мышления школьника [Текст] / А. З. Зак. - М.: Знание, 1982. - 96 с.
19. Занков, Л. В. Дидактика и жизнь [Текст] / А. В. Занков. - М.: Просвещение, 1968. - 176 с.
20. Исаев, Е. И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников [Текст] / Е. И. Исаев // Вопросы психологии. - 1984. - № 2. - С. 52-60.
21. Истомина, Н. Б. Уроки математики [Текст]: метод. реком. / Н. Б. Истомина, З. Б. Редько, Е. С. Немкина, Н. Б. Тихонова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014. - 268 с.
22. Козлова, С. А. Универсальные учебные действия как основа для формирования предметных математических умений и производная от них [Текст] / С. А. Козлова // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 10. - С. 3-10.
23. Колягин, Ю. М. Задачи в обучении математике [Текст] / Ю. М. Колягин. - М.: Просвещение, 1977. - 144 с.
24. Колягин, Ю. М. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика [Текст]: учеб. пособие / Ю. М. Колягин,
В. А. Оганесян, В. Я. Саннинский, Г. Я. Луканкин. - М.: Просвещение, 1975. - 462 с.
25. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
26. Крутецкий, В. А. Психология [Текст]: учебник для вузов / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
27. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников [Текст] / В. А. Крутецкий. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998. - 416 с.
28. Кудрявцев, В. Т. О различиях систем развивающего обучения
Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова и Л. В. Занкова [Электронный ресурс]. URL: http://tovievich.ru/news/7711 -vtkudryavcev-o-razlichiyah-sistem-
razvivayuschego-obucheniya-db-elkonina-vv-davydova-i-lv-zankova.html (дата обращения 22.06.2017).
29. Кузнецова, О. В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О. В. Кузнецова; Ярослав. гос. пед. ун-т. - Ярославль, 2015. - 282 с.
30. Лосев, А. Ф. Жизнь [Текст] / А. Ф. Лосев. СПб. Издательство АО Комплект, 1993. - 540 с.
31. Майер, Н. Мышление человека [Текст] / Н. Майер // Психология мышления: сб. переводов с нем. и англ. / под ред. А. М. Матюшина. - М.: Прогресс, 1965. - С. 234-269.
32. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
33. Максимов, Л. К. Зависимость развития математического мышления школьников от характера обучения [Текст] / Л. К. Максимов // Вопросы психологии. - 1979. - № 2. - С. 57-65.
34. Максимов, Л. К. Развитие основных компонентов теоретического мышления школьников [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Л. К. Максимов; Моск. гос. пед. ун-т. - М., 1979. - 18 с.
35. Максимов, Л. К. Формирование математического мышления у младших школьников [Текст]: уч. пособие по спецкурсу / Л. К. Максимов. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.
36. Мендыгалиева, А. К. Проблемные задания на уроках математики в начальной и основной школе [Текст] / А. К. Мендыгалиева // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 9. - С. 13-17.
37. Михайлова, Т. А. Обучение анализу математического текста как средство повышения качества знаний и умений учащихся [Текст] / Т. А. Михайлова // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - № 6. - С. 18¬24.
38. Образцова, Т. Н. Логические игры для детей [Текст] / Т. Н. Образцова. - М.: Научная книга, 2005. - 160 с.
39. Петерсон, Л. Г. Теория и практика построения непрерывного общего образования (на примере курса математики для дошкольников, начальной школы и 5-6 классов основной школы) [Текст]: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Л. Г. Петерсон; АПК и НПРО. - М., 2002. - 41 с.
40. Петухов, В. В. Психология мышления [Текст]: уч.-метод. пособие /
B. В. Петухов. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 89 с.
41. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: Педагогика-пресс, 1994. - 528 с.
42. Пиаже, Ж. Структуры математические и операторные структуры мышления [Текст] / Ж. Пиаже // Преподавание математики. - М.: Учпедгиз, 1960. - С. 10-30.
43. Розов, Н. Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании [Текст] / Н. Х. Розов. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 80 с.
44. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /
C. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
45. Рудницкая, В. Н. Математика [Текст]: методика обучения / В. Н. Рудницкая. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 112 с.
46. Ручкина, В. П. Курс лекций по методике обучения математике в начальных классах [Текст]: учеб. пособие / В. П. Ручкина, Г. П. Калинина, Г. В. Воробьева. - Екатеринбург: Издатель Калинина Г. П., 2009. - 190 с.
47. Рыдзе, О. А. Развитие самостоятельности ученика на уроке математики [Текст] / О. А. Рыдзе // Начальная школа. - 2016. - № 11. - С. 41¬
48.
48. Сазонова, Л. А. Развитие математического мышления учащегося в модульном обучении [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. А. Сазонова; Оренбур. гос. пед. ун-т. - Оренбург, 2006. - 23 с.
49. Селькина, Л. В. Методический аспект реализации деятельностного подхода на уроке математики [Текст] / Л. В. Селькина, М. А. Худякова // Начальная школа. - 2016. - № 6. - С. 20-29.
50. Скаткин, М. Н. Принципы обучения [Текст] / М. Н. Скаткин // Дидактика средней школы / под ред. М. Н. Скаткина. - М. Просвещение, 1982. - С. 48 -89.
51. Слепкань, З. И. Психолого-педагогические основы обучения
математике [Текст] / З. И. Слепкань. - Киев: Рад. школа, 1983. - 192 с.
52. Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы) [Текст] / Н. Ф. Талызина. - М.: Изд-во Моск. ун¬та, 1984. - 345 с.
53. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст]: кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 175 с.
54. Теплов, Б. М. Практическое мышление [Текст] / Б. М. Теплов // Психология мышления /под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухова. - М.: Астрель, 2008. - С. 221-224.
55. Трегуб, Л. С. Элементы современного введения в математику. Равенство. Числовые структуры [Текст] / Л. С. Трегуб. - Ташкент: Фан, 1973. - 355 с.
56. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений в 7 т.: [Текст] /
К. Д. Ушинский. - М.: Изд-во АПН. - Т. 7. - 336 с.
57. Формирование приемов математического мышления [Текст] / под ред. Н. Ф. Талызиной. - М.: ТОО «Вентана-граф», 1995. - 235 с.
58. Фрейденталь, Г. Математика в науке и вокруг нас [Текст] / Г. Фрейденталь. - М.: Мир, 1977. - 261 с.
59. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе [Текст] / Л. М. Фридман. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
60. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младших школьников [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
61. Эрдниев, П. М. Обучение математике в школе. Укрупнение дидактических единиц [Текст]: книга для учителя / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. - М.: Столетие, 1996. - 320 с.
62. Якиманская, И. С. Знания и мышление школьника [Текст] / И. С. Якиманская. - М.: Знание, 1985. - 80 с. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ