ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В
ШКОЛЕ
1.1 Состояние проблемы формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности готовности детей к обучению в
школе 12
1.3. Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в
школе 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ № 23 "РОМАШКА" 27
2.1. Исследование степени готовности детей к обучению в школе:
констатирующий этап 27
2.2. Программа по формированию готовности детей к обучению в школе
для старшей группы МБДОУ № 23 "Ромашка" 35
2.3. Исследование степени готовности детей к обучению в школе: контрольный этап 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список литературы 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 71
Актуальность темы исследования. Исследования проблемы готовности ребенка к школьному обучению не первое десятилетие остаются важными и актуальными для психолого-педагогических исследователей, поскольку современная школа модернизируется, вводятся в действие образовательные стандарты нового поколения, внедряется компетентностный подход в образовании, готовятся новые методики и публикуются новые учебники. Кроме того, уровень требований за последние годы значительно повысился, что влечет за собой сложности в адаптации будущих школьников, трудностей для педагогов, родителей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) предполагает обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием, что помогает минимизации сложностей у будущего первоклассника, развитию и коррекции значимых качеств будущего школьника, помогающих его адаптации к новому режиму, новым условиям, новым требованиям.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Основные подходы к исследованию готовности ребенка к обучению в школе».
Целью исследования является разработать и апробировать программу по формированию готовности детей к обучению в школе.
Объект исследования: процесс готовности старших дошкольников к школе.
Предмет исследования: комплекс условий, направленный на подготовку ребёнка к обучению в школе.
Гипотезой нашего исследования выступает предположение о том, что разработанная нами программа будет способствовать успешному формированию готовности детей к обучению в школе.
Для проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы готовности детей к обучению в школе.
2. Охарактеризовать готовность детей к обучению в школе.
3. Разработать программу по формированию детей к обучению в школе.
4. Проанализировать полученные результаты исследования.
Исследование проводилось на базе МБДОУ № 23 «Ромашка». В исследовании принимало участие 15 воспитанников старшей группы (7 девочек и 8 мальчиков).
Структура работы соответствует цели и задачам исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В ходе проведения теоретико-методологического анализа по проблеме готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы:
1. В современной психологической науке выделяются три компонента готовности детей к обучению в школе: волевая, личностная, интеллектуальная.
Под интеллектуальной готовностью понимается уровень развития познавательных процессов, в частности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Дети предшкольного возраста, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Применение их дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы. Итогом интеллектуального развития старшего дошкольника становятся высшие формы наглядно-образного мышления, опираясь на которые, он получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. Важным критерием интеллектуальной готовности является «высокий уровень обучаемости», характерная особенность которого - умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Личностная готовность понимается нами как готовность ребенка к социальной позиции школьника, желание учиться в школе. Волевая готовность ребенка преддошкольного возраста характеризуется оформлением у него основных элементов волевого действия: способности поставить цель, принять решение, наметить план действия, выполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия.
2. В нашей работе было проведено исследование готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. По результатам трех методик мы пришли к выводу, что из 15-ти воспитанников детского сада только 4 ребенка эмоционально и психологически готовы к обучению в школе, их волевая сфера развита в достаточной степени для освоения ведущего вида деятельности в школе учебного. Оставшиеся 11 детей, особенно мальчики, нуждаются в коррекции их познавательных, мотивационных и морально-волевых процессов, необходимых первокласснику для успешного освоения школьной программы и безболезненной адаптации к школе, классному коллективу и учебной деятельности.
3. Для повышения интеллектуальной, волевой, личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе мы разработали и частично апробировали программу «Я иду в школу».
Количественно-качественный и статистический анализ проведенного экспериментального исследования показал, что уровень готовности детей повысился после формирующего эксперимента.
Таким образом, мы можем говорить о том, что цель нашего исследования достигнута, гипотеза о том, что разработанная нами программа будет способствовать развитию готовности детей к обучению в школе подтвердилась.
1. Амонашвили, Ш.А. В школу с шести лет [Электр. ресурс]. -
Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/fD0/s00/z0000039/st002.shtml
(свободный).
2. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника [Текст] / Е. П. Арнаутова. — М., 2014. — 79 с.
3. Белова Л. В. В семье будущий первоклассник [Текст] / Л. В. Белова. — М, 2012. — 61 с.
4. Белоногова Г. Педагогические знания — родителям// Дошкольное воспитание. - 2013. — № 6. — С. 82-92.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Божович Л. И. - Воронеж: Ин-т практической психологии: МОДЭК, 2014. — 352 с.
6. Божович Л. И. Этапы формирования личности. — М.: Воронеж,
2013. - 164 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович — СПб.: Питер, 2013. - 400 с.
8. Браташникова, И.А. Учись играя. Тренировка интеллекта / И.А. Браташникова, А.А. Браташников. - Харьков: Фолио, 2012. - 414 с.
9. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. М.: Просвещение, 2012. - 191 с.
10. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации) [Текст] — Оренбург: Изд-во «Оренбургский ИПК», 2013. — 93 с.
11. Воробьева, И.Н. Формирование готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации / И.Н. Воробьева // NovaInfo.Ru. - 2016. Т. 1. - № 54. - С. 260-263.
12. Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Эксмо, 2003.
13. Гонина, О.О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержанию общения дошкольников с родителями / О.О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №3. - С. 81-84.
14. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. — М.: Педагогика, 2013. — 115 с.
15. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н. И. Гуткина — 4-е изд. — СПб.: Изд-во «Питер», 2014. — 295 с...