Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Модель психолого - педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к обучению в школе

Работа №96555

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
106
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретике - методологическое обоснование психолого - педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к обучению к школе 6
1.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к
обучению в школе 17
1.3 Анализ моделей психолого - педагогического сопровождения старших дошкольников в период подготовки к обучению в школе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психолого-педагогического сопровождения подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования 48
2.3. Модель психолого-педагогического сопровождения старших
дошкольников при подготовке к школе 68
Заключение 75
Список литературы 78
Приложения

На современном этапе очень важной задачей обучения и воспитания подрастающего поколения является его качество.
Очень важным аспектом на столь нелегком пути становится работа с детьми дошкольного возраста по вопросам подготовки их к обучению в школе.
На этом пути для психолога и других специалистов образовательной сферы дошкольников очень важно понимание того как и каким образом производить эффективную диагностику формирования личности и общего психического развития ребенка, а так же во время выявить особенности психического недоразвития и разработать качественную программу их снижения и полной ликвидации.
На каждом этапе психологическая диагностика психического развития должна стать основным мероприятием исследования и формирования личности ребенка в условиях дошкольного учреждения.
Значительная часть современных психологов полагает, что специалисты за полгода или год должны определять готовность ребенка к систематическому обучению в школе, при этом при обнаружении нарушений у специалистов останется время для коррекционной работы.
Современная психология выделяет в структуре готовности к школьному образованию такие компоненты:
- личностная готовность;
- интеллектуальная готовность;
- социально-психологическая готовность;
- эмоционально-волевая готовность.
Готовность к школьному обучению есть категория комплексная, ее изучение связано с анализом целого ряда факторов, в связи, с чем достаточно актуальной проблемой является определение готовности ребенка к обучению в школе и определение основных характеристик в норме готовности.
Для эффективной подготовки ребенка к обучению в школе разрабатывают специальные модели, программы - это многокомпонентные документы, которые предназначены для того, чтобы обеспечить всестороннюю подготовку ребенка к обучению в школе.
В связи с этим, анализ таких программ представляет наибольшую актуальность по нескольким причинам - это с одной стороны необходимость движения к новым механизмам подготовки дошкольников к обучению в школе, но с другой возможность формирования инновационных технологий работы на базе уже существующих материалов.
Объект исследования - психолого - педагогическое сопровождение дошкольников в период подготовки к обучению в школе.
Предмет исследования - модель психолого - педагогического сопровождения готовности ребенка к школьному обучению.
Цель исследования - разработать модели психолого - педагогической готовности к школьному обучению.
Гипотеза - модели психолого-педагогической готовности к школьному обучению выступают наиболее эффективным механизмом подготовки ребенка к обучению в школе, так как это многокомпонентные программы работы с дошкольниками.
Для достижения такой цели и доказательства существующей гипотезы были определены следующие задачи исследовательской деятельности:
1. описать возрастные особенности старших дошкольников;
2. проанализировать механизмы готовности дошкольников к обучению в школе;
3. проанализировать модели психолого - педагогического
сопровождения готовности ребенка к школьному обучению;
4. разработать авторскую модель психолого - психологического сопровождения старших дошкольников к обучению в школе, предназначенную для родителей;
5. разработать систему рекомендаций по внедрению модели в систему дополнительного образования и в систему общего дошкольного образования.
Методы исследования - теоретический анализ литературных и периодических источников по проблеме исследования, анализ, синтез, структурирование, описание, моделирование, планирование.
Теоретическая значимость исследования - результаты исследовательской деятельности могут стать источником информации для воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей младших классов, школ и студий дополнительного образования, родителей и другое.
Практическая значимость - исследования состоит в том, что нами разработана и апробирована модель психолого - педагогического сопровождения дошкольников при подготовки к школе.
Структура исследования - содержит введение, две главы, заключение и список литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема готовности ребенка к обучению в школе рассматривается множеством ученых, как психологов, так и педагогов. Это связано с тем, что от того насколько ребенок готов к обучению в школе зависит весь период его школьного детства, а затем и переход в возраст подростничества.
Готовность к школе определяется целым рядом характеристик, которые условно можно разделить на:
- личностную готовность;
- социально-психологическую готовность;
- эмоциональную и волевую готовность;
- интеллектуальную готовность.
Основные компоненты готовности к обучению содержат ряд подпунктов, которые нуждаются в диагностическом обследовании школьным психологом.
Начало такого обследования необходимо осуществлять с анализа документации и других материалов, которые были предоставлены на ребенка дошкольным учреждением.
И только потом начинать применять методики для исследования, при этом методики должны быть максимально пригодны для диагностирования детей данного возраста понятны ребенку и легко им принимаемыми.
Необходимо обязательно учитывать желания самого ребенка, уважать его личность.
Данный период жизни человека ученые называют кризисом семи лет, он характеризуется окончанием старого периода жизни и появлением нового неизведанного интереса.
В этом возрасте понижается стрессоустойчивость, появляются негативные черты характера, которые требуют коррекции.
Готовность к школе есть система множества элементов при этом выпадение из них одного влечет за собой нарушение адаптации ребенка к школе, например появление тревожности или демонстративной особенности характера.
Одним из наиболее серьезных вопросов психологии развития является проблема начала систематического обучения, начиная с шести лет. При этом очень важно понимать, что обучать детей с этого возраста можно, хотя следует учитывать, что дети в этом возрасте еще не достаточно развиты, а значит, все программы обучения и физической подготовки должны быть направлены на их психологическое и физическое развитие.
Для этого педагоги должны обладать специальными знаниями, а так же опытом работы с такими детьми.
Итак, психологическая готовность детей к школе есть проблема их будущего, а так же необходимости коррекционной работы в случае неготовности, при этом диагностика такой характеристики обязательна, так как готовность ребенка к школе представляет собой залог их успешного будущего.
В рамках данного исследования нами была реализована диагностическая программа и проведена формирующая работа. Нам удалось установить:
1. все дети готовы к школе, они обладают знаниями о систематическом обучении и готовы к нему. В связи с этим, не проводилось особенной работы по формированию мотивации учения;
2 Особенную важность при составлении упражнений, направленных на подготовку ребенка к школе, имеет их систематичность и широкий охват факторов воздействия;
3. в процессе работы очень важно учитывать состав группы и ее подготовку. Заметим, что представленная в исследовании группа обладала высоким потенциалом.
Огромную роль в подготовки ребенка к обучению в школе играют его родители, так как именно они выступают неким связующим звеном между обществом и самим ребенком. Чем раньше родители займутся вопросом подготовки ребенка к систематическому школьному обучению, тем больше времени у них будет для того, чтобы не только адаптировать ребенка, но и привыкнуть к новой роли самому.
Важно построить вместе с ребенком мотивацию учения, сформировать необходимый багаж знаний, а самое главное - сформировать положительное отношение ребенка к школе, учителям и одноклассникам.
Гипотеза исследования доказана, помимо этого, необходимо отметить, что активное исследование данного вопроса необходимо продолжать, так как все более меняющийся мир требует и новых знаний, умений и навыков не только от детей, но и от родителей, педагогов и всех, кто, так или иначе, взаимодействует со старшим дошкольником в сложный для него период жизни.



1. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982.
2. Бодалев А.А., Караковский В.А., Новикова Л.И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях. М.:Педагогика, 1991.
3. Божович Л. И. Этапы формирования личности. — М.: Воронеж, 2005.- 164 с.
4. Божович Л.И. личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
5. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 19944. 385с.
6. Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 2004. -256 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997, 224с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. - М., 1982 - 1984, т.4.5.
9. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк и др. — М.: Просвещение, 2014. — 24 с.
10. Диагностика уровня воспитанности // Детский центр «Добрята».
— URL: dobryata.ru/wp-content/uploads/2013/12/diagn_sluzshu.docx (дата
обращении: 17.09.2018).
11. Ермолова Т. В. Готовность к школе. М., 1996.
12. Запорожец А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе. // Дошкольное воспитание, 1977, №8, с.30-34.
13. Как подготовить ребенка к школе / М.М. Безруких и др. Тула: Арктоус, 1996.
14. Карпушина, Л. П. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Л. П. Карпушина, Н. Ф. Пупкова // Гуманитарные науки и образование. — 2016. — № 1. — С. 42-46.
15. Коломинский Я. Личностная готовность ребенка к школе. Минск,1996.
16. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
17. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 2011. - 152 с.
18. Крюкова Т. В. Подготовка ребёнка к школе: рекомендации
родителям. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-
roditelei/2013/04/06/podgotovka-rebyonka-k-shkole-rekomendatsii.
19. Лисина М.И. О механизмах смены ведущих деятельностей у детей в первые семь лет жизни.// Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. - М., 1976, с. 5-6.
20. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: Гардарика, 2006.
21. Мельникова Е. А. Социализация старших дошкольников на этапе подготовки их к школьному обучению // Вестник БГУ. 2009. №15.
22. Мельникова Е. А. Социализация старших дошкольников на этапе подготовки их к школьному обучению // Вестник БГУ. 2010. №1.
23. Минаева С.В. Основные причины слабой готовности первоклассников к школьному обучению // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. №1.
24. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Педагогика, 1997.
25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство. Отрочество. - М., 2008. 365с.
26. Найманова Л. Т., Володина Н. Я., Марченко Ю. В., Копылова Л. П., Скворцова Е. Б., Аксаментова О. В., Слапогузова С. Н., Галахова Н. Ю., Шипачева А. Д. Субботняя школа «Будущий первоклассник» основа непрерывного развития и образования в начальной школе лицея // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №5.
27. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 - 7 лет. - М., 1986.
28. Никитина Л.Я. Теоретические основы совершенствования педагогических технологий в учреждении дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998.
29. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Роспедагенство, 2011. 386с.
30. Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 240 с.
31. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996. - 352 с.
32. Омельченко Е. М. Современные подходы к изучению проблемы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2009. №2.
33. Митичева Т. И., Шадрина Я. А. Особенности подготовки детей
дошкольного возраста к обучению в школе // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 700-703. — URL https://moluch.ru/archive/136/38144/(дата
обращения: 20.10.2018).
34. Ширина О. А. Перечень личностных качеств младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 108-112. — URL https://moluch.ru/archive/166/45368/(дата обращения: 20.10.2018).
35. Ширина О. А. Перечень личностных качеств младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 108-112. — URL https://moluch.ru/archive/166/45368/(дата обращения: 20.10.2018).
36. Программа занятий по подготовке детей к обучению в 1 -м классе.
Кузнецова О. О.http://festival.1september.ru/articles/310003/.
37. Рубинштейн С. П. Основы общей психологии: — М.:
«Просвещение», 1989.□ 137 с.
38. Салмина Н. Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника — Москва: МГППУ, 2006. — 210 с.
39. Сердюкова Е. Ф. Влияние семейных взаимоотношений на готовность ребенка к обучению в школе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2015. №11.
40. Сибаева, Г. М. О влиянии образовательной среды начальной школы на развитие нравственных качеств младших школьников / Г. М. Сибаева., Д. Н. Баязитова, Р. М. Халисова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2016. — № 30. — С. 7-10.
41. Сорокина А.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению // Территория науки. 2016. №4.
42. Стожарова М.Ю. Применение здоровьесберегающих технологий как условие формирования физического компонента школьной зрелости детей старшего дошкольного возраста // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. №2.
43. Суздальцева О. О.Состояние психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению // Концепт. 2015. №S1.
44. Таушканова Е. С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации // Концепт. 2015. №S1.
45. Теппер Е. А., Гришкевич Н. Ю. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения // Сибирское медицинское обозрение. 2011. №1.
46. Хапачева С. М., Дзеверук В. С. Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению // Концепт. 2014. №12.
47. Ширина О. А. Перечень личностных качеств младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 108-112. — URL https://moluch.ru/archive/166/45368/(дата обращения: 20.10.2018). 108-112. — URL https://moluch.ru/archive/166/45368/(дата обращения: 20.10.2018).
48. Эльконин Д. Б. Детская психология. □ М.: МГУ, 2006. □ 128 с.
49. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. □ М.: МГУ, 2000. □ 286 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ