Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников в период подготовки к школе

Работа №92513

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Нормативные ссылки 6
Определения, обозначения и сокращения 7
Введение 8
1 Теоретическое изучение проблемы психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников в период подготовки к
школе 13
1.1 Характеристика понятия “психолого-педагогическое сопровождение”....13
1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников в период
подготовки к школе 15
1.3 Условия психолого-педагогического сопровождения дошкольников в
период подготовки к школе 23
2 Эмпирическое изучение проблемы психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школе 31
2.1 Характеристика программы, базы и методов исследования 31
2.2 Изучение готовности старших дошкольников к школе на скриниговом
этапе психолого-педагогического сопровождения 35
2.3 Анализ реализации коррекционно-развивающего этапа психолого­
педагогического сопровождения старших дошкольников в период подготовки к школе 43
2.4 Изучение готовности старших дошкольников к школе на заключительном
этапе психолого-педагогического сопровождения 52
Заключение 59
Список использованных источников 62

Современный мир выдвигает различные требования не только ко взрослым, но и к детям. На этапе дошкольного возраста требований к дошкольнику еще не так много, но с переходом на следующую значимую ступень образования- начальную школу требования к физическому и психическому здоровью, подготовленности дошкольника в целом возрастают.
Обратимся к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года №273 “Об образовании в Российской Федерации” [25]. В пункте 4 статьи 10 сказано о том, что в составе структуры системы образования в РФ дошкольное образование рассматривается как первый уровень общего образования. В пункте 1 статьи 63 говорится о том, что содержание общего образования носит преемственный характер от ступени к ступени- от уровня дошкольного образования - к уровню начального общего образования и далее. Согласно пункту 2 статьи 64 Дошкольное образование реализуется через образовательные программы, которые сосредоточены на разностороннем развитии дошкольников. Такие программы принимают во внимание возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста и ориентированы на приобретение ребёнком уровня развития, который необходим ему для успешного обучения на следующей ступени общего образования [25].
На сегодняшний день усиливаются негативные тенденции среди родителей, стремящихся, как можно раньше научить своего ребенка читать, считать и писать. Такие родители сосредоточены на интеллектуальной готовности своего ребёнка к школе и совсем забывают о других, не менее важных видах готовности, таких как личностная, мотивационная, эмоционально - волевая, коммуникативная готовность.
В связи с этим все большее популярности набирает предметная подготовка детей старшего дошкольного возраста, организуемая в различных центрах. В таких группах по подготовке к школе на первый план выходит обучение в форме специально организованных занятий, где дети зачастую занимаются в вечернее время, сидя за партами. При такой организации детской деятельности наносится колоссальный ущерб физическому и психическому здоровью дошкольников, поскольку задачи общего психического развития отходят на второй план. Педагоги испытывают затруднения в организации процесса обучения, развития и воспитания детей из-за недостаточной психологической компетентности и того, что использование привычных методов и приемов уже оказывается не эффективным. К одному из наиболее важных критериев, по которому можно судить об успешности образовательной деятельности организации, относится возможность активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
Статья 29 п.1 Конвенции о правах ребёнка гласит: “Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме” [7], поэтому создание и внедрение моделей психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в системе дошкольного и школьного образования становится всё актуальней.
Рассмотрим понятие психолого-педагогического сопровождения. М.Р. Битянова пишет: “Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально - психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия” [1].
Создание и внедрение моделей психолого-педагогического сопровождения должно осуществляться в каждой образовательной организации для реализации задач, изложенных в ранее упомянутых нормативных документах, в полном объёме. Для этого необходимо организовать совместную деятельность всех специалистов [9].
Ряд авторов, таких как В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, Н.И. Гуткина, описывали преемственный характер образования с
точки зрения школьной дезадаптации вчерашнего дошкольника. Они считали, что педагогу-психологу в дошкольной образовательной организации крайне важно осуществлять своевременную работу с ребёнком в русле коррекционно­развивающих занятий по подготовке к школе [14].
Исходя из этого, актуальность выбранной нами темы обусловлена с одной стороны ценностью разработки, внедрения и осуществления моделей психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к школе, а с другой недостаточностью ее теоретической изученностью и практической отработанностью в современных условиях реализации новых стандартов образования.
Цель исследования: охарактеризовать условия психолого­педагогического сопровождения старших дошкольников в период подготовки к школе.
Объект исследования: психолого - педагогическое сопровождение дошкольников
Предмет исследования: психолого - педагогическое сопровождение старшего дошкольника в период подготовки к школе.
Гипотеза исследования: психолого - педагогическое сопровождение дошкольников в период подготовки к школе предполагает:
• диагностику уровня готовности дошкольников к систематическому обучению;
• реализация сопровождения по 3 этапам (скриниговый, коррекционно­развивающий, заключительный);
• разработку и реализацию программы психолого-педагогического сопровождения с учетом результатов диагностики;
• педагогическое просвещение родителей/законных представителей по вопросам подготовки дошкольника к систематическому обучению.
Задачи исследования:
1) рассмотреть сущность понятия “психолого - педагогическое сопровождение”;
2) представить характеристику дошкольников в период подготовки к школе;
3) описать условия психолого - педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школе;
4) разработать и апробировать программу психолого - педагогического сопровождения старших дошкольников в период подготовки к школе.
Методы исследования: изучение литературных источников по проблеме исследования, теоретический анализ, синтез, обобщение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), тестирование, количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных.
В теоретико - методологическую основу нашего исследования легли:
• работы Л.И. Божович, Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксы, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина, Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, посвященные изучению проблемы готовности дошкольников к школе;
• работы Битяновой М.Р., Деркача А.А., Ромазана И., Чередниковой Т., Дубровиной И.В., Шипицыной И.В., Мамайчук В.В, Л.Г. Субботиной, раскрывающие проблемы психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации.
Научная новизна исследования состоит в анализе психолого­педагогического сопровождения дошкольников в условиях современного общества
Теоретическая значимость данного исследования заключается в описании условий психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школе, включающих обоснование этапов сопровождения, диагностику уровня готовности дошкольника к систематическому обучению, разработки и реализации программы сопровождения с учетом результатов диагностики и включения родителей/законных представителей в процесс
сопровождения дошкольника.
Практическая значимость нашего исследования в том, что разработанная программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школе может быть использована педагогами, педагогами- психологами и другими специалистами в профессиональной деятельности в образовательной организации.
База исследования - МАДОУ детский сад №7, подготовительная группа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В начале нашего исследования мы поставили цель - охарактеризовать условия психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников в период подготовки к школе. В ходе проведенного исследования цель и задачи исследования были достигнуты, а гипотеза подтверждена. Мы рассмотрели проблему психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников в период подготовки к школе: раскрыли понятие “психолого - педагогическое сопровождение”; охарактеризовали особенности дошкольников в период подготовки к школе; описали условия психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школе.
Психолого-педагогическое сопровождение - комплексная технология поддержки и помощи детям в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации, опирающаяся на возрастные особенности детей дошкольного возраста;
Социально-нормативные возрастные характеристики достижений детей при окончании ДОО: инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность выбирать для себя род занятий, участников по совместной деятельности; положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Умение договариваться при разрешении конфликтных ситуаций; обладание развитым воображением реализуемое в разных видах деятельности; владение разными видами и формами игр, умение подчиняться правилам и социальным нормам; владение устной речью для выражения своих мыслей, чувств и желаний; построение речевых высказываний в ситуации общения, выделение звуков в словах; развитие крупной и мелкой моторики, выносливости, подвижности, владение основными движениями их контроль и управление; способность к волевым усилиям, следование социальным нормам поведения и правилам в различных видах деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, умения соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; любознательность, наблюдательность, интерес к причинно-следственным связям. Владение элементарными представлениями о себе, природном и социальном мире;
Условия психолого-педагогического сопровождения: РППС с учетом возраста и интересов детей; мотивация образовательной деятельности; игровой и творческий характер образовательной деятельности; методы и приемы образовательного процесса в соответствии возрасту и особенностям дошкольников; поддержка самостоятельности детей; двигательная активность; положительный эмоциональный настрой детей; обеспечение положительного эмоционального настроя детей; вовлечение семьи в образовательную деятельность;
При организации психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школе необходимо следовать поставленной цели, соблюдать принципы сопровождения, учитывать направления работы и действовать поэтапно.
На основе данной информации нами была разработана “Программа психолого-педагогического сопровождения дошкольников в период подготовки к школе”. Результаты реализации программы показали, что данная программа систематизирует работу по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников в период подготовки к школе.
Она была разработана с учетом особенностей дошкольников в период подготовки к школе, условий психолого - педагогического сопровождения и результатов констатирующего эксперимента. Реализация программы позволила достичь положительной динамики в развитии уровня готовности детей к систематическому обучению. У 23 человек выявлен уровень готовности к систематическому обучению, в то время как на этапе констатирующего эксперимента было 13 человек. Уровень условной готовности к школьному обучению уменьшился с 7 детей до 4. Уровень условной неготовности снизился с 5 испытуемых до 0. И уровень неготовности детей к обучению в школе снился до нуля.
Перспективы исследования видим:
• в изучении обобщения результатов исследования и разработке методического комплекса по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников в период подготовки к школе;
• в проведении исследования факторов, тормозящих реализацию программы по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников в период подготовки к школе.
Таким образом гипотеза исследования была проверена на теоретическом и эмпирическом уровнях.


1. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.
2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте - СПб:Питер, 2008. - 236 с.
3. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместнойдеятельности // Вопросы психологии, 2011. - №3. - С. 17- 26.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М., 2004. - 185 с.
5. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А., Урунтаева. - М.: Издательский центр “Академия”, 2013. - 336 с.
6. Е. В. Зволейко. Сопровождение как основная стратегия деятельности специального психолога и педагога [Текст] /Е.В. Зволейко// Гуманитарный вектор. - 2010. - № 2. - С. 60-65.
7. Конвенция о правах ребенка, принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.12.2018). - Загл. с экрана.
8. Митичева Т. И., Шадрина Я. А. Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе // Молодой ученый. -2017. -№2. -С. 700-703.
9. Михайлина, М.Ю. Психическое здоровье как основа модернизации образования // Материалы III Всероссийского съезда психологов. - СПб., 2003.
10. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
11. Овчарова, А.П. Понятие “Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста” как педагогическая категория // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 20.12.2018).- Загл. с экрана.
12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка - M., 2010.
13. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса; Гуторова М. Ф. - 2-е изд., испр. - Москва : Мозаика - Синтез, 2012. - 144 с.
14. Психологическая готовность к школе : учебное пособие / Н.И. Гуткина. -4-е издание, переработанное и дополненное. - Санкт- Петербург : Питер, 2006. - 208 с.
15. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: АспектПресс, 2005...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ