Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение метода проектов для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста

Работа №97087

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
209
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
1.1. Проблема экологического образования в современной теории и практике
1.2. Особенности экологического образования детей дошкольного возраста
1.3. Возможность применения метода проектов в формировании знаний о природе у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
2.1. Сформированность знаний о природе у детей дошкольного возраста на начальном этапе исследования
2.2. Применение экологических проектов в учебно-воспитательном процесс ДОУ для эффективности формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста
2.3. Анализ сформированности знаний о природе детей на заключительном этапе исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 67


Актуальность исследования. Социальный заказ общества на воспитание экологически грамотного гражданина сформулирован в нормативно-правовых документах. В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» [19], «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г.» [35], Федеральном Законе «Об охране окружающей среды» [53], «Экологической доктрине Российской Федерации» [58] и других документах в качестве ведущих выделяются задачи формирования «бережного отношения к природе и окружающей среде» [53], «экологического образования и развития ценностного отношения к природе» [58] как необходимых условий преодоления кризиса развития человеческой цивилизации. Решать эти задачи надо начинать уже в дошкольном детстве в процессе формирования знаний о природе у детей.
Ученые (С.Д. Дерябо, Б.Т. Лихачев, В.А. Ясвин и др.) уверены, что «формирование у подрастающего поколения знаний о природе позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с природой, с самим собой как частью природы» [29, с. 24].
Одним из средств формирования экологического образования у детей дошкольного возраста является метод проектов. Это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе метода проектов, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги дошкольного учреждения организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Цель данной работы заключается в разработке и апробации экологических проектов, способствующих формированию знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс экологического образования в ДОУ.
Предмет исследования: Экологические проекты как условие формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме экологического образования у дошкольников с применением метода проектов.
2. Выявить особенности экологического образования у детей дошкольного возраста.
3. Доказать возможность применения метода проектов в формировании знаний о природе у детей дошкольного возраста.
4. Опытно-поисковым путем проверить эффективность применения метода проектов для формирования экологических образования у дошкольников.
Теоретическую основу исследования составляют
- теории и концепции экологического образования детей дошкольного возраста (Т.М. Бондаренко, Е.В. Гончарова, С.Д. Дерябо, Л.И. Егоренко, Л.М. Маневцова, М.Д. Маханева, П.Г. Саморукова, Н.А. Рыжова,С.Н. Николаева, П.Г. Федосееваи др.);
- взгляды и идеи на содержание и структуру знаний о природе детей дошкольного возраста (Л.В. Моисеева, Б.Т. Лихачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, Л.П. Печко и др.);
- дидактические подходы к организации проектной деятельности дошкольников (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, А.В. Деркунская, А.И. Иванова, Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова, Л.С. Киселева, А.А. Сагадееваи др.).
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: теоретические (теоретический анализ и синтез,
абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование) и эмпирические(изучение литературы, анкетирование, анализ документов, изучение результатов деятельности, мониторинг, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, педагогический эксперимент).
Практическая значимость исследования. Конкретизированы условия, обеспечивающие успешность формирования знаний о природе у дошкольников: учет возрастных психологических особенностей детей, использование метода проектов, организация экологически развивающей предметно-пространственной среды групп и детского сада, использование комплексно-тематического принципа и интеграции содержания образовательных областей и разных видов детской деятельности, взаимодействие с родителями воспитанников.
База исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 23 «Ромашка» (далее МБДОУ № 23), село Знаменское Сухоложского района Свердловской области.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (57 источников), 5приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование, результаты педагогического эксперимента показали важность использования метода проектов для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Одной из основных задач экологического образования детей дошкольного возраста является создание познаний о природе и природоохранного сознания, основание которых составляют достоверные знания по экологии, чувственно-позитивное отношение к природе и практические умения, нацеленные на службу охраны природы.
Формирование знаний о природе у детей дошкольного возраста в ДОУ является одним из направлений познавательного и социально-коммуникативного развития детей.
Экологическое образование детей дошкольного возраста - это многоаспектное качество, включающее в себя экологические представления и знания ребенка о пользе природе и всего живого, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, умения и навыки эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами и гуманно-действенного взаимодействия человека с ней.
Эффективным средством формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста является использование метода проектов, цель которого - посредством познавательно-исследовательской деятельности, которая организуется во взаимодействии с детьми и экологические представления и знания, положительное эмоциональное отношение к природе.
Использование метода проектов для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста состоит в том, что именно эта деятельность позволяет стимулировать интерес детей к экологическим проблемам, воспитывать ценностное отношение к природе, показать практическое применение экологических знаний. Метод проектов эффективен, так как с его помощью возможно формировать и расширять экологические представления и знания детей о природе родного края, воспитывать у них положительное эмоциональное и заботливое отношение к природе, научить конкретным способам исследования объектов природы родного края, развивать экологическое мышление в процессе проведения опытов, наблюдений экспериментов. Использование метода проектов в процессе формирования знаний о природе у детей позволяет сочетать интересы детей, педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем, деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Анализ примерных образовательных программ ДОУ и авторских программах по экологическому образованию дошкольников показал, что в них сформулированы цели и задачи экологического образования дошкольников, основное внимание уделено экологическим знаниям детей.
Как показали результаты констатирующего этапа, проведенные по диагностике Л.В. Моисеевой по трем показателям, в условиях традиционного подхода к экологическому образованию дошкольников уровни сформированности знаний о природе у детей дошкольного возраста недостаточно высокие. Низкие показатели сформированности знаний о природе у детей проявляются в отсутствии знаний, не понимании материала и в отсутствии аргументов, а также в неумении устанавливать причинно-следственные связи.
При формировании знаний о природе у детей мы использовали все возможности метода проектов. В рамках проведенной работы, деятельность дошкольников организовывалась педагогом детского сада на основе интеграции образовательных областей (социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно-
разных видов детской деятельности
(познавательной, исследовательской, трудовой, изобразительной, коммуникативной). В практической работе с детьми были предложены темы проектов «Мир животных. Взаимосвязи в природе: зачем и почему?», «Комнатные растения - наши зеленые друзья» и «Сохраним природу родного края».
Результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы показали положительную динамику в формировании знаний о природе у детей по трем показателям на основе диагностики Л.В. Моисеевой. Следовательно, внедрение экологических проектов может быть рекомендовано воспитателям ДОУ для использования в практике формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Цель нашего исследования достигнута, задачи полностью решены.



1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 245 с.
2. Ахметшина, Л.Р. Педагогические условия повышения качества экологической образованности детей старшего дошкольного возраста: диссс. канд. пед. наук / Л.Р. Ахметшина. - Казань: Каз. пед. ин-т, 2003. - 83 с.
3. Бабунова, Т.М. Создание предметно-развивающей среды // Сб. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Готовимся к аттестации: Метод. пособие для педагогов ДОУ. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2009. - С. 23-27.
4. Безрукова, В.С. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. - М.: Владос, 2009. - 344 с.
5. Белая, К.Ю. Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться // Дошкольное образование. 2009. - №3. - С.13-14.
6. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет / Т.М. Бондаренко. - Воронеж, 2009. - 227 с.
7. Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры / Г.В. Буковская. - М.: Просвещение, 2010. - 312 с.
8. Вакуленко, Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011. - 194 с.
9. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкол. Учр. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика Синтез,
2013. -112 с.
10. Вишнякова, С.М. Экология и охрана окружающей среды / С.М.Вишнякова и др. - М.: Всемирный следопыт, 2011. - 112 с.
11. Гончарова, Е.В. Современная технология экологического образования периода дошкольного детства / Е.В. Гончарова. - Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского государственного пед. университета, 2008. - 288 с.
12. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / Е.В. Гончарова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.
13. Гузеев, В. В. Образовательная технология: от приёма до философии / В. В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. - 224 с.
14. Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 242 с.
15. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. - 245 с.
16. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Акцидент, 2014. -239 с.
17. Егоренко, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л.И. Егоренко. - М.: Просвещение, 2009. - 126 с.
18. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
19. 3ахлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. - М.: Просвещение, 1998. - 216 с.
20. Зверев, И.Д. Экологическое образование школьников / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. - М.: Педагогика, 1983. - 245 с.
21. Зебзеева, В.О. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.45-49.
22. Зебзеева, В.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования / В.А. Зебзеева// Педагогика: традиции и инновации: матер.междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). -Челябинск: Два комсомольца, 2012. -С. 50-52.
23. Иванова, А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 112 с.
24. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 143 с.
25. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 127 с.
26. История зарубежной дошкольной педагогики / Авт.-сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. -М.: Владос, 2009.- 345 с.
27. Кларин, М. В. Педагогическая технология / М. В. Кларин. - М.: Академический проект, 2010. - 244 с.
28. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачев. - М.:
Прометей, 2011. - 326 с.
29. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб пособие для пед. училищ / Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова. М.: Детство-Пресс, 2009. 319 с.
30. Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод.пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2011. - 187 с.
31. Машкова, С.В. и др. Познавательно-исследовательские занятия с детьми на экологической тропе / С.В. Машкова и др. - Волгоград: Учитель, 2011. - 145 с.
32. Межуев, В.М. Культурология, философия культуры и экология / В.М. Межуев// Общественные науки и современность. - 2010. - №4. - С. 23¬28.
33. Моисеева, Л.В.Диагностические методики в системе экологического образования: [Кн. для учителя] / Л. В. Моисеева; Урал. гос. пед. ун-т, Урал. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. - 166 с.; 20 см.; ISBN 5-7488-0244-9 : Б. ц.
34. Моисеева, Л.В. Альтернативные модели экологического образования / Л.В. Моисеева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2004. - 156 с.
35. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобр. Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751, с изм. от 25.11.2003 // http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm
36. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2011. - 336 с.
37. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. -128 с.
38. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. -304 с.
39. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие: В 3 ч. Редакционная коллегия: О. А. Акулова, Т. А. Березина, М. Н. Полякова. Ч. 2. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 214 с.
40. Печко, Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе / Л.П. Печко // Советская педагогика. - 1987. - №3. - С.29-32.
41. Попова, Т.И. Мир вокруг нас: матер.комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.И. Попова. - М.: Линка- Пресс, 2008. - 189 с.
42. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева и др. - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
43. Рыжова, Н.А. Наш дом - природа: программа экологического воспитания дошкольников / Н.А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2012. - 23 с.
44. Рыжова, Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!» / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. 2002. №№ 3, 7, 10.
45. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н.А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2009. - 227 с.
46. Сагадеева, А.А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология / А.А. Сагадеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 94-96.
47. Серебрякова, Т.Д. Значение использования моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников // Экологическое образование в дошкольном возрасте. - М.: Академия, 2009. - С. 113-115.
48. Соломенникова, О.А Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада / О.А.Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 112 с.
49. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 227 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL:
http: //www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
51. Федоров, В.Д. Экология / В.Д. Федоров, Т.Г. Гильманов. - М.: Академия, 2009. - 463 с.
52. Федосеева, П.Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа / П.Г. Федосеева. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 96 с.
53. Федотова, А.М. Экологический подход в воспитании детей дошкольного возраста // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду / А.М. Федотова. - Пермь, 2008.
- С. 192-206.
54. Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В. Штанько // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - № 4. - С.34-37.
55. Экологическая доктрина Российской Федерации, утв.
Правительством РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р //
http: //www.scrf. gov.ru/documents/24 .html
56. Экологическое образование / Авт.-сост. Н.В. Гороховатская и др.. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 321 с.
57. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2005. - 186 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ