ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
1.1. Проблема экологического образования в современной теории и практике
1.2. Особенности экологического образования детей дошкольного возраста
1.3. Возможность применения метода проектов в формировании знаний о природе у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
2.1. Сформированность знаний о природе у детей дошкольного возраста на начальном этапе исследования
2.2. Применение экологических проектов в учебно-воспитательном процесс ДОУ для эффективности формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста
2.3. Анализ сформированности знаний о природе детей на заключительном этапе исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 67
Актуальность исследования. Социальный заказ общества на воспитание экологически грамотного гражданина сформулирован в нормативно-правовых документах. В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» [19], «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г.» [35], Федеральном Законе «Об охране окружающей среды» [53], «Экологической доктрине Российской Федерации» [58] и других документах в качестве ведущих выделяются задачи формирования «бережного отношения к природе и окружающей среде» [53], «экологического образования и развития ценностного отношения к природе» [58] как необходимых условий преодоления кризиса развития человеческой цивилизации. Решать эти задачи надо начинать уже в дошкольном детстве в процессе формирования знаний о природе у детей.
Ученые (С.Д. Дерябо, Б.Т. Лихачев, В.А. Ясвин и др.) уверены, что «формирование у подрастающего поколения знаний о природе позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с природой, с самим собой как частью природы» [29, с. 24].
Одним из средств формирования экологического образования у детей дошкольного возраста является метод проектов. Это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе метода проектов, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги дошкольного учреждения организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Цель данной работы заключается в разработке и апробации экологических проектов, способствующих формированию знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс экологического образования в ДОУ.
Предмет исследования: Экологические проекты как условие формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме экологического образования у дошкольников с применением метода проектов.
2. Выявить особенности экологического образования у детей дошкольного возраста.
3. Доказать возможность применения метода проектов в формировании знаний о природе у детей дошкольного возраста.
4. Опытно-поисковым путем проверить эффективность применения метода проектов для формирования экологических образования у дошкольников.
Теоретическую основу исследования составляют
- теории и концепции экологического образования детей дошкольного возраста (Т.М. Бондаренко, Е.В. Гончарова, С.Д. Дерябо, Л.И. Егоренко, Л.М. Маневцова, М.Д. Маханева, П.Г. Саморукова, Н.А. Рыжова,С.Н. Николаева, П.Г. Федосееваи др.);
- взгляды и идеи на содержание и структуру знаний о природе детей дошкольного возраста (Л.В. Моисеева, Б.Т. Лихачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, Л.П. Печко и др.);
- дидактические подходы к организации проектной деятельности дошкольников (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, А.В. Деркунская, А.И. Иванова, Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова, Л.С. Киселева, А.А. Сагадееваи др.).
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: теоретические (теоретический анализ и синтез,
абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование) и эмпирические(изучение литературы, анкетирование, анализ документов, изучение результатов деятельности, мониторинг, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, педагогический эксперимент).
Практическая значимость исследования. Конкретизированы условия, обеспечивающие успешность формирования знаний о природе у дошкольников: учет возрастных психологических особенностей детей, использование метода проектов, организация экологически развивающей предметно-пространственной среды групп и детского сада, использование комплексно-тематического принципа и интеграции содержания образовательных областей и разных видов детской деятельности, взаимодействие с родителями воспитанников.
База исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 23 «Ромашка» (далее МБДОУ № 23), село Знаменское Сухоложского района Свердловской области.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (57 источников), 5приложений.
Проведенное исследование, результаты педагогического эксперимента показали важность использования метода проектов для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Одной из основных задач экологического образования детей дошкольного возраста является создание познаний о природе и природоохранного сознания, основание которых составляют достоверные знания по экологии, чувственно-позитивное отношение к природе и практические умения, нацеленные на службу охраны природы.
Формирование знаний о природе у детей дошкольного возраста в ДОУ является одним из направлений познавательного и социально-коммуникативного развития детей.
Экологическое образование детей дошкольного возраста - это многоаспектное качество, включающее в себя экологические представления и знания ребенка о пользе природе и всего живого, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, умения и навыки эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами и гуманно-действенного взаимодействия человека с ней.
Эффективным средством формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста является использование метода проектов, цель которого - посредством познавательно-исследовательской деятельности, которая организуется во взаимодействии с детьми и экологические представления и знания, положительное эмоциональное отношение к природе.
Использование метода проектов для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста состоит в том, что именно эта деятельность позволяет стимулировать интерес детей к экологическим проблемам, воспитывать ценностное отношение к природе, показать практическое применение экологических знаний. Метод проектов эффективен, так как с его помощью возможно формировать и расширять экологические представления и знания детей о природе родного края, воспитывать у них положительное эмоциональное и заботливое отношение к природе, научить конкретным способам исследования объектов природы родного края, развивать экологическое мышление в процессе проведения опытов, наблюдений экспериментов. Использование метода проектов в процессе формирования знаний о природе у детей позволяет сочетать интересы детей, педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем, деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Анализ примерных образовательных программ ДОУ и авторских программах по экологическому образованию дошкольников показал, что в них сформулированы цели и задачи экологического образования дошкольников, основное внимание уделено экологическим знаниям детей.
Как показали результаты констатирующего этапа, проведенные по диагностике Л.В. Моисеевой по трем показателям, в условиях традиционного подхода к экологическому образованию дошкольников уровни сформированности знаний о природе у детей дошкольного возраста недостаточно высокие. Низкие показатели сформированности знаний о природе у детей проявляются в отсутствии знаний, не понимании материала и в отсутствии аргументов, а также в неумении устанавливать причинно-следственные связи.
При формировании знаний о природе у детей мы использовали все возможности метода проектов. В рамках проведенной работы, деятельность дошкольников организовывалась педагогом детского сада на основе интеграции образовательных областей (социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно-
разных видов детской деятельности
(познавательной, исследовательской, трудовой, изобразительной, коммуникативной). В практической работе с детьми были предложены темы проектов «Мир животных. Взаимосвязи в природе: зачем и почему?», «Комнатные растения - наши зеленые друзья» и «Сохраним природу родного края».
Результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы показали положительную динамику в формировании знаний о природе у детей по трем показателям на основе диагностики Л.В. Моисеевой. Следовательно, внедрение экологических проектов может быть рекомендовано воспитателям ДОУ для использования в практике формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Цель нашего исследования достигнута, задачи полностью решены.
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 245 с.
2. Ахметшина, Л.Р. Педагогические условия повышения качества экологической образованности детей старшего дошкольного возраста: диссс. канд. пед. наук / Л.Р. Ахметшина. - Казань: Каз. пед. ин-т, 2003. - 83 с.
3. Бабунова, Т.М. Создание предметно-развивающей среды // Сб. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Готовимся к аттестации: Метод. пособие для педагогов ДОУ. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2009. - С. 23-27.
4. Безрукова, В.С. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. - М.: Владос, 2009. - 344 с.
5. Белая, К.Ю. Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться // Дошкольное образование. 2009. - №3. - С.13-14.
6. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет / Т.М. Бондаренко. - Воронеж, 2009. - 227 с.
7. Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры / Г.В. Буковская. - М.: Просвещение, 2010. - 312 с.
8. Вакуленко, Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011. - 194 с.
9. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкол. Учр. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика Синтез,
2013. -112 с.
10. Вишнякова, С.М. Экология и охрана окружающей среды / С.М.Вишнякова и др. - М.: Всемирный следопыт, 2011. - 112 с.
11. Гончарова, Е.В. Современная технология экологического образования периода дошкольного детства / Е.В. Гончарова. - Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского государственного пед. университета, 2008. - 288 с.
12. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / Е.В. Гончарова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 326 с.
13. Гузеев, В. В. Образовательная технология: от приёма до философии / В. В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. - 224 с.
14. Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 242 с.
15. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. - 245 с.
16. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.: Акцидент, 2014. -239 с.
17. Егоренко, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л.И. Егоренко. - М.: Просвещение, 2009. - 126 с.
18. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
19. 3ахлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. - М.: Просвещение, 1998. - 216 с.
20. Зверев, И.Д. Экологическое образование школьников / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. - М.: Педагогика, 1983. - 245 с.
21. Зебзеева, В.О. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.45-49.
22. Зебзеева, В.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования / В.А. Зебзеева// Педагогика: традиции и инновации: матер.междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). -Челябинск: Два комсомольца, 2012. -С. 50-52.
23. Иванова, А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 112 с.
24. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 143 с.
25. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 127 с.
26. История зарубежной дошкольной педагогики / Авт.-сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. -М.: Владос, 2009.- 345 с.
27. Кларин, М. В. Педагогическая технология / М. В. Кларин. - М.: Академический проект, 2010. - 244 с.
28. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачев. - М.:
Прометей, 2011. - 326 с.
29. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб пособие для пед. училищ / Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова. М.: Детство-Пресс, 2009. 319 с.
30. Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод.пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2011. - 187 с.
31. Машкова, С.В. и др. Познавательно-исследовательские занятия с детьми на экологической тропе / С.В. Машкова и др. - Волгоград: Учитель, 2011. - 145 с.
32. Межуев, В.М. Культурология, философия культуры и экология / В.М. Межуев// Общественные науки и современность. - 2010. - №4. - С. 23¬28.
33. Моисеева, Л.В.Диагностические методики в системе экологического образования: [Кн. для учителя] / Л. В. Моисеева; Урал. гос. пед. ун-т, Урал. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. - 166 с.; 20 см.; ISBN 5-7488-0244-9 : Б. ц.
34. Моисеева, Л.В. Альтернативные модели экологического образования / Л.В. Моисеева. - Екатеринбург: УрГПУ, 2004. - 156 с.
35. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобр. Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751, с изм. от 25.11.2003 // http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm
36. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2011. - 336 с.
37. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. -128 с.
38. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. -304 с.
39. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие: В 3 ч. Редакционная коллегия: О. А. Акулова, Т. А. Березина, М. Н. Полякова. Ч. 2. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 214 с.
40. Печко, Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе / Л.П. Печко // Советская педагогика. - 1987. - №3. - С.29-32.
41. Попова, Т.И. Мир вокруг нас: матер.комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.И. Попова. - М.: Линка- Пресс, 2008. - 189 с.
42. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева и др. - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
43. Рыжова, Н.А. Наш дом - природа: программа экологического воспитания дошкольников / Н.А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2012. - 23 с.
44. Рыжова, Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!» / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. 2002. №№ 3, 7, 10.
45. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н.А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2009. - 227 с.
46. Сагадеева, А.А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология / А.А. Сагадеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 94-96.
47. Серебрякова, Т.Д. Значение использования моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников // Экологическое образование в дошкольном возрасте. - М.: Академия, 2009. - С. 113-115.
48. Соломенникова, О.А Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада / О.А.Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 112 с.
49. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 227 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL:
http: //www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
51. Федоров, В.Д. Экология / В.Д. Федоров, Т.Г. Гильманов. - М.: Академия, 2009. - 463 с.
52. Федосеева, П.Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа / П.Г. Федосеева. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 96 с.
53. Федотова, А.М. Экологический подход в воспитании детей дошкольного возраста // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду / А.М. Федотова. - Пермь, 2008.
- С. 192-206.
54. Штанько, И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В. Штанько // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - № 4. - С.34-37.
55. Экологическая доктрина Российской Федерации, утв.
Правительством РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р //
http: //www.scrf. gov.ru/documents/24 .html
56. Экологическое образование / Авт.-сост. Н.В. Гороховатская и др.. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 321 с.
57. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2005. - 186 с.