Применение метода проектов для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
1.1. Проблема экологического образования в современной теории и практике
1.2. Особенности экологического образования детей дошкольного возраста
1.3. Возможность применения метода проектов в формировании знаний о природе у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
2.1. Сформированность знаний о природе у детей дошкольного возраста на начальном этапе исследования
2.2. Применение экологических проектов в учебно-воспитательном процесс ДОУ для эффективности формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста
2.3. Анализ сформированности знаний о природе детей на заключительном этапе исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 67
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
1.1. Проблема экологического образования в современной теории и практике
1.2. Особенности экологического образования детей дошкольного возраста
1.3. Возможность применения метода проектов в формировании знаний о природе у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
2.1. Сформированность знаний о природе у детей дошкольного возраста на начальном этапе исследования
2.2. Применение экологических проектов в учебно-воспитательном процесс ДОУ для эффективности формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста
2.3. Анализ сформированности знаний о природе детей на заключительном этапе исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 67
Актуальность исследования. Социальный заказ общества на воспитание экологически грамотного гражданина сформулирован в нормативно-правовых документах. В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» [19], «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г.» [35], Федеральном Законе «Об охране окружающей среды» [53], «Экологической доктрине Российской Федерации» [58] и других документах в качестве ведущих выделяются задачи формирования «бережного отношения к природе и окружающей среде» [53], «экологического образования и развития ценностного отношения к природе» [58] как необходимых условий преодоления кризиса развития человеческой цивилизации. Решать эти задачи надо начинать уже в дошкольном детстве в процессе формирования знаний о природе у детей.
Ученые (С.Д. Дерябо, Б.Т. Лихачев, В.А. Ясвин и др.) уверены, что «формирование у подрастающего поколения знаний о природе позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с природой, с самим собой как частью природы» [29, с. 24].
Одним из средств формирования экологического образования у детей дошкольного возраста является метод проектов. Это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе метода проектов, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги дошкольного учреждения организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Цель данной работы заключается в разработке и апробации экологических проектов, способствующих формированию знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс экологического образования в ДОУ.
Предмет исследования: Экологические проекты как условие формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме экологического образования у дошкольников с применением метода проектов.
2. Выявить особенности экологического образования у детей дошкольного возраста.
3. Доказать возможность применения метода проектов в формировании знаний о природе у детей дошкольного возраста.
4. Опытно-поисковым путем проверить эффективность применения метода проектов для формирования экологических образования у дошкольников.
Теоретическую основу исследования составляют
- теории и концепции экологического образования детей дошкольного возраста (Т.М. Бондаренко, Е.В. Гончарова, С.Д. Дерябо, Л.И. Егоренко, Л.М. Маневцова, М.Д. Маханева, П.Г. Саморукова, Н.А. Рыжова,С.Н. Николаева, П.Г. Федосееваи др.);
- взгляды и идеи на содержание и структуру знаний о природе детей дошкольного возраста (Л.В. Моисеева, Б.Т. Лихачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, Л.П. Печко и др.);
- дидактические подходы к организации проектной деятельности дошкольников (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, А.В. Деркунская, А.И. Иванова, Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова, Л.С. Киселева, А.А. Сагадееваи др.).
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: теоретические (теоретический анализ и синтез,
абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование) и эмпирические(изучение литературы, анкетирование, анализ документов, изучение результатов деятельности, мониторинг, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, педагогический эксперимент).
Практическая значимость исследования. Конкретизированы условия, обеспечивающие успешность формирования знаний о природе у дошкольников: учет возрастных психологических особенностей детей, использование метода проектов, организация экологически развивающей предметно-пространственной среды групп и детского сада, использование комплексно-тематического принципа и интеграции содержания образовательных областей и разных видов детской деятельности, взаимодействие с родителями воспитанников.
База исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 23 «Ромашка» (далее МБДОУ № 23), село Знаменское Сухоложского района Свердловской области.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (57 источников), 5приложений.
Ученые (С.Д. Дерябо, Б.Т. Лихачев, В.А. Ясвин и др.) уверены, что «формирование у подрастающего поколения знаний о природе позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с природой, с самим собой как частью природы» [29, с. 24].
Одним из средств формирования экологического образования у детей дошкольного возраста является метод проектов. Это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе метода проектов, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги дошкольного учреждения организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Цель данной работы заключается в разработке и апробации экологических проектов, способствующих формированию знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс экологического образования в ДОУ.
Предмет исследования: Экологические проекты как условие формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме экологического образования у дошкольников с применением метода проектов.
2. Выявить особенности экологического образования у детей дошкольного возраста.
3. Доказать возможность применения метода проектов в формировании знаний о природе у детей дошкольного возраста.
4. Опытно-поисковым путем проверить эффективность применения метода проектов для формирования экологических образования у дошкольников.
Теоретическую основу исследования составляют
- теории и концепции экологического образования детей дошкольного возраста (Т.М. Бондаренко, Е.В. Гончарова, С.Д. Дерябо, Л.И. Егоренко, Л.М. Маневцова, М.Д. Маханева, П.Г. Саморукова, Н.А. Рыжова,С.Н. Николаева, П.Г. Федосееваи др.);
- взгляды и идеи на содержание и структуру знаний о природе детей дошкольного возраста (Л.В. Моисеева, Б.Т. Лихачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, С.Н. Николаева, Л.П. Печко и др.);
- дидактические подходы к организации проектной деятельности дошкольников (Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, А.В. Деркунская, А.И. Иванова, Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова, Л.С. Киселева, А.А. Сагадееваи др.).
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: теоретические (теоретический анализ и синтез,
абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование) и эмпирические(изучение литературы, анкетирование, анализ документов, изучение результатов деятельности, мониторинг, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, педагогический эксперимент).
Практическая значимость исследования. Конкретизированы условия, обеспечивающие успешность формирования знаний о природе у дошкольников: учет возрастных психологических особенностей детей, использование метода проектов, организация экологически развивающей предметно-пространственной среды групп и детского сада, использование комплексно-тематического принципа и интеграции содержания образовательных областей и разных видов детской деятельности, взаимодействие с родителями воспитанников.
База исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 23 «Ромашка» (далее МБДОУ № 23), село Знаменское Сухоложского района Свердловской области.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (57 источников), 5приложений.
Проведенное исследование, результаты педагогического эксперимента показали важность использования метода проектов для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Одной из основных задач экологического образования детей дошкольного возраста является создание познаний о природе и природоохранного сознания, основание которых составляют достоверные знания по экологии, чувственно-позитивное отношение к природе и практические умения, нацеленные на службу охраны природы.
Формирование знаний о природе у детей дошкольного возраста в ДОУ является одним из направлений познавательного и социально-коммуникативного развития детей.
Экологическое образование детей дошкольного возраста - это многоаспектное качество, включающее в себя экологические представления и знания ребенка о пользе природе и всего живого, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, умения и навыки эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами и гуманно-действенного взаимодействия человека с ней.
Эффективным средством формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста является использование метода проектов, цель которого - посредством познавательно-исследовательской деятельности, которая организуется во взаимодействии с детьми и экологические представления и знания, положительное эмоциональное отношение к природе.
Использование метода проектов для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста состоит в том, что именно эта деятельность позволяет стимулировать интерес детей к экологическим проблемам, воспитывать ценностное отношение к природе, показать практическое применение экологических знаний. Метод проектов эффективен, так как с его помощью возможно формировать и расширять экологические представления и знания детей о природе родного края, воспитывать у них положительное эмоциональное и заботливое отношение к природе, научить конкретным способам исследования объектов природы родного края, развивать экологическое мышление в процессе проведения опытов, наблюдений экспериментов. Использование метода проектов в процессе формирования знаний о природе у детей позволяет сочетать интересы детей, педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем, деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Анализ примерных образовательных программ ДОУ и авторских программах по экологическому образованию дошкольников показал, что в них сформулированы цели и задачи экологического образования дошкольников, основное внимание уделено экологическим знаниям детей.
Как показали результаты констатирующего этапа, проведенные по диагностике Л.В. Моисеевой по трем показателям, в условиях традиционного подхода к экологическому образованию дошкольников уровни сформированности знаний о природе у детей дошкольного возраста недостаточно высокие. Низкие показатели сформированности знаний о природе у детей проявляются в отсутствии знаний, не понимании материала и в отсутствии аргументов, а также в неумении устанавливать причинно-следственные связи.
При формировании знаний о природе у детей мы использовали все возможности метода проектов. В рамках проведенной работы, деятельность дошкольников организовывалась педагогом детского сада на основе интеграции образовательных областей (социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно-
разных видов детской деятельности
(познавательной, исследовательской, трудовой, изобразительной, коммуникативной). В практической работе с детьми были предложены темы проектов «Мир животных. Взаимосвязи в природе: зачем и почему?», «Комнатные растения - наши зеленые друзья» и «Сохраним природу родного края».
Результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы показали положительную динамику в формировании знаний о природе у детей по трем показателям на основе диагностики Л.В. Моисеевой. Следовательно, внедрение экологических проектов может быть рекомендовано воспитателям ДОУ для использования в практике формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Цель нашего исследования достигнута, задачи полностью решены.
Одной из основных задач экологического образования детей дошкольного возраста является создание познаний о природе и природоохранного сознания, основание которых составляют достоверные знания по экологии, чувственно-позитивное отношение к природе и практические умения, нацеленные на службу охраны природы.
Формирование знаний о природе у детей дошкольного возраста в ДОУ является одним из направлений познавательного и социально-коммуникативного развития детей.
Экологическое образование детей дошкольного возраста - это многоаспектное качество, включающее в себя экологические представления и знания ребенка о пользе природе и всего живого, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, умения и навыки эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами и гуманно-действенного взаимодействия человека с ней.
Эффективным средством формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста является использование метода проектов, цель которого - посредством познавательно-исследовательской деятельности, которая организуется во взаимодействии с детьми и экологические представления и знания, положительное эмоциональное отношение к природе.
Использование метода проектов для формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста состоит в том, что именно эта деятельность позволяет стимулировать интерес детей к экологическим проблемам, воспитывать ценностное отношение к природе, показать практическое применение экологических знаний. Метод проектов эффективен, так как с его помощью возможно формировать и расширять экологические представления и знания детей о природе родного края, воспитывать у них положительное эмоциональное и заботливое отношение к природе, научить конкретным способам исследования объектов природы родного края, развивать экологическое мышление в процессе проведения опытов, наблюдений экспериментов. Использование метода проектов в процессе формирования знаний о природе у детей позволяет сочетать интересы детей, педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем, деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Анализ примерных образовательных программ ДОУ и авторских программах по экологическому образованию дошкольников показал, что в них сформулированы цели и задачи экологического образования дошкольников, основное внимание уделено экологическим знаниям детей.
Как показали результаты констатирующего этапа, проведенные по диагностике Л.В. Моисеевой по трем показателям, в условиях традиционного подхода к экологическому образованию дошкольников уровни сформированности знаний о природе у детей дошкольного возраста недостаточно высокие. Низкие показатели сформированности знаний о природе у детей проявляются в отсутствии знаний, не понимании материала и в отсутствии аргументов, а также в неумении устанавливать причинно-следственные связи.
При формировании знаний о природе у детей мы использовали все возможности метода проектов. В рамках проведенной работы, деятельность дошкольников организовывалась педагогом детского сада на основе интеграции образовательных областей (социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно-
разных видов детской деятельности
(познавательной, исследовательской, трудовой, изобразительной, коммуникативной). В практической работе с детьми были предложены темы проектов «Мир животных. Взаимосвязи в природе: зачем и почему?», «Комнатные растения - наши зеленые друзья» и «Сохраним природу родного края».
Результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы показали положительную динамику в формировании знаний о природе у детей по трем показателям на основе диагностики Л.В. Моисеевой. Следовательно, внедрение экологических проектов может быть рекомендовано воспитателям ДОУ для использования в практике формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Цель нашего исследования достигнута, задачи полностью решены.
Подобные работы
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования знаний о природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к живой природе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Моделирование как средство формирования временных представлений у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - ПОЭТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Проектная деятельность как средство формирования представлений в
безопасном поведении детей дошкольного возраста на дорогах
Дипломные работы, ВКР, программирование. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019



